Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА



Сущность финансов и финансовой системы. В системе про­изводственных отношений финансы функционируют посредством денег, служат элементом воздействия на хозяйственные процессы, а

также являются средством формирования экономических интересов предприятий (фирм, отраслей, регионов).

Финансы как экономическая категория представляют собой эко­номические отношения, возникающие в процессе распределения, пе­рераспределения и использования денежных фондов для обеспече­ния общественных потребностей. Совокупность денежных отноше­ний, возникающих по поводу формирования и расходования денеж­ных фондов, образует финансовые отношения.

Следует уяснить, что финансовые отношения - понятие более уз­кое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отноше­ния, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отно­шения связаны с движением фондов денежных средств производ­ственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, свя­занные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и про­чих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Система финансовых отношений включает:

1) денежные отношения, складывающиеся между предприятия­ми как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;

2) денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, от­числения в различные фонды и организации отраслевого и террито­риального уровней;

3) денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения креди­тов;

4) денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий; во-первых, между предприятием в целом и его структурными подраз­делениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;

5) денежные отношения между государственными органами раз­личных уровней управления по поводу распределения дифференци­альной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;

6) денежные отношения между государством и населением по по­воду получения выплат и льгот из общественных фондов потребле­ния и т.д.



Функции финансов. Финансы выполняют две основные фун­кции: распределительную и контрольную. Распределительная фун­кция заключается в первичном и вторичном распределении (перерас­пределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечива­ет процесс расширенного воспроизводства, вторичное - образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, не­обходимых для выполнения возложенных на него функций. В ре­зультате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения. Кон- тролъная функция проявляется в осуществлении контроля за рас­пределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализу­ется посредством финансовой информации, выражающейся в раз­личных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выруч­ка, фондоотдача и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность эко­номических процессов как на микро-, так и на макроуровне.

Принципы построения финансовой системы. Совокупность фи­нансовых отношений и соответствующих им учреждений образует финансовую систему. К финансовым учреждениям относятся нацио­нальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники и др.

Финансовая система включает следующие звенья: государствен­ный и местный бюджеты, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные средства предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды. Различают систему государственных (централизо­ванных) и муниципальных (нецентрализованных) фондов. К пер­вым относят финансы госбюджета, государственного имущественно­го и личного страхования, государственного социального страхова­ния, государственный банковский кредит; ко вторым - денежные средства негосударственных фондов имущественного и личного страхования, финансовых предприятий (фирм, организаций, отрас­лей).



Основными принципами построения финансовой системы госу­дарства являются принципы демократического централизма и фис­кального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части фи­нансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечи­вать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государ­ственные отношения). Источником их финансирования является го­сударственный бюджет. Местные органы власти осуществляют фи­нансирование школ, жилищного строительства, охрану обществен­ного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресур­сов, их распределению и использованию составляют финансовую по­литику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность госу­дарства в области регулирования государственных расходов и нало­гообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирова­ние бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью раз­личных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономическо­го состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повы­шение роли правительства в регулировании национальной эконо­мики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обес­печению и т.д.

Государственный бюджет и его основные статьи. Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физи­ческими лицами по поводу формирования, распределения, перерас­пределения и использования фонда денежных средств государства.

По внешней форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях:

1) перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и 3/4 денежных средств. Это позволяет государству не только удовлет­ворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполне­ние программ экономического и социального развития страны;

2) вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной эконо­мики;

3) осуществление государственной социальной политики, нап­равленной на поддержание социальной справедливости в обществе;

4) обеспечение внутренней и внешней безопасности;

5) содержание аппарата управления.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического разви­тия государства, его административно-территориального устрой­ства, принципов функционирования экономической системы и дру­гих факторов.

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их аб­солютную величину и удельный вес оказывают влияние как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Основным источником формирования финансовых ресурсов го­сударства являются денежные доходы сферы материального про­изводства и та часть, которая выступает в форме чистого дохода пред­приятий. Способы аккумуляции этих доходов различны и зависят от задач, стоящих перед государством.

Доходная часть складывается преимущественно за счет налого­вых поступлений от юридических и физических лиц. Основное место занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы и прибыль, Чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы и другие налоги и неналоговые поступления. Первые три вида налогов формируют госбюджет более чем на 80 %.

Главной задачей госбюджета является оптимальное расходова­ние централизованных финансовых ресурсов. Расходная часть гос­бюджета предназначена для финансирования общегосударствен­ных инвестиционных, экономических программ, развития производ­ственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, бюджетные средства направляются в виде кредитов, субсидий и др. для финансо­вой поддержки фермерских хозяйств, жилищного строительства, на­укоемких фирм и т.д. Госбюджет финансирует непроизводственную сферу (образование, медицинское обслуживание, противоэпидеми­ческие мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внешнеэкономическую и военные нужды.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!