Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА МОНОПОЛИЗИРОВАННОМ РЫНКЕ



Чистая монополия - это ситуация, когда существует единствен­ный продавец товара, который не имеет близких заменителей. У по­купателей, желающих потреблять товар этой фирмы, есть только один источник предложения, а у монополии нет соперников, конку­рирующих с ней на рынке.

Понятие чистой монополии является абстракцией: есть немного продуктов, у которых нет заменителей. Такая ситуация возможна ско­рее на местном рынке. В данном случае монопольную власть на цены регулирует государство. Степень, до которой отдельный продавец мо­жет использовать монопольную власть, зависит от наличия замените­лей и его доли в общих продажах на рынке. Кривая спроса является не горизонтальной, а наклонной линией, что означает способность повы­шать или понижать цену путем изменения количества товара. Моно­польная прибыль стимулирует других производителей на конкурен­цию с монополией. Поддержание чистой монополии требует существо­вания барьеров для входа в отрасль. Среди основных типов барьеров можно выделить следующие: 1) исключительные права, полученные от правительства; 2) патенты и авторские права, обеспечивающие моно­польные позиции на ограниченное количество лет; 3) собственность на предложение производственного ресурса; 4) преимущества низких из­держек крупного производства. В особую категорию выделяются естес­твенные монополии, возникновению которых способствует рост отда­чи от масштаба производства. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат длительного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса. Преимущества низ­ких издержек производства показаны на рис. 15.2.

ЬКАС
РгЬВАСх
ЬКАС
а/2 а

Монополия производит про­дукт с более низкими долгосроч­ными средними издержками, чем его произведут две меньшие фирмы, каждая из которых вы­пускает ()/2. Распространена точка зрения, что спрос на про­дукт монополии совершенно не­эластичен. Потребители всегда отвечают на повышение цены * 2 уменьшением потребления това­ра. Количество товара, продан-

Рис. 15.2. Уровень удовлетворения ного монополией, зависит от це- спроса в условиях чистой монополии ны> которую она установит.

Прибыль монополии представляет собой разность между выруч­кой и общими затратами:

П (О) = Я «?)•<? - тс (О).

У конкурентной фирмы предельный доход равен цене. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена. Для незначительных изменений цены изменение общего дохода можно записать в виде



Дтк = р (ДО) + О (АР).

Так как кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрица­тельный наклон, предельный доход должен быть меньше, чем цена:

Дтк / ДО = мк = р + О • (ДЯ/ДО).

Предельный доход от любого выпуска зависит от цены товара и эластичности спроса по цене:

мк = р (1 + 1 / ел\

где Ел — эластичность спроса по цене.

По мере того как монополист производит больше товара, пре­дельный доход снижается быстрее, чем цена. Для линейной кривой спроса предельный доход будет снижаться быстрее в 2 раза:

ДМЯ/Д<2-Д(Р+С2(ДР/Д®):Д<2- (ДР+Д<2(ДР/Д())):Д!2- ~2(апр/аоо).

Темп изменения МК относительно 0,в2 раза больше темпа изме­нения (2.

Для конкурентной фирмы в краткосрочном периоде условие максимизации прибыли - это равенство предельных издержек пре­дельному доходу• Анализ максимизации прибыли в условиях совер­шенной конкуренции не отличается от условий монополии, хотя мо­нополист и может влиять на цену своего товара. Однако предельный

Рис. 15.3. Спрос и доход чистой монополии

 

чем цена, по которой реализуется это количество (рис. 15.3, а). До тех пор пока предельный доход будет превышать предельные затраты, прибыль будет увеличиваться. Прибыль начинает уменьшаться, как только предельные издержки начнут превышать предельный доход (рис. 15.3, б). Это следует из того факта, что предельный доход в усло­виях монополии меньше цены.

После снижения спроса и предельного дохода от продукта может быть невозможно заработать прибыль. Если цена, соответствующая выпуску, упадет ниже средних издержек, монополия понесет убытки.

Обладание монополией на рынке не гарантирует прибыль. На рис. 15.4, а монополист получает экономическую прибыль, а на рис. 15.4,6 спрос недостаточен, чтобы получить прибыль в случае, если МР = МС. Если меньше средних издержек, монополия несет эконо­мические убытки.



Поддержание монополии в течение долгосрочного периода было бы невозможным, если бы на рынок существовал свободный вход. Монополия, максимизирующая прибыль, расширяет свои операции до тех пор, пока не выпускается количество товара, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издер­жек: МР в ЬКМС. Равновесие прибыльной фирмы ЬКМС=ЫШСтт = в МК, которая сосредоточивает производство на одном предприятии показано рис. 15.5.

Р

\МК
Ом
1КАС
Рис. 15.5. Равновесие фирмы, имеющей один завод
Ры
->0

а а


Рм

 

--------------- ►а

Ом Ом

Рис. 15.4. Прибыль (а) и убытки (б) монополии

При таком уровне спроса монопо­лии не удастся использовать всю эконо­мию от масштаба, а потребители не по­лучат всех преимуществ от низких из­держек, так как отсутствие конкурен­ции позволяет назначить цену выше, чем ЬКАСт\п.

Монополия нескольких предприя­тий предпочтительна тогда, когда спрос на продукт монополиста таков, что кри­вая предельного дохода пересекает дол­госрочную кривую предельных издер­жек в точке, где ЬКМС/ЬРАС.

В условиях монополии рост спроса не обязательно увеличивает предлагаемое количество товара, вместо этого он увеличивает цены.

Для монополиста трудно оп­ределить кривую спроса, так как с каждым количеством товара мож­но связать две или более цены. Выпуск Ом можно связать с ценой Р\ и Р>2 в зависимости от уровня спроса (рис. 15.6).

Эффективность от монополи­зации отрасли связывают с соци- в условиях различной кривой спроса альной ценой монополии, т.е. с ме­рой потерь обществом полезности, происходящих в результате уменьшения доступности товара, когда монополия максимизирует прибыль (монопольный выпуск меньше, чем при конкурентном рав­новесии). В некоторых случаях монополия достигает своего положе­ния благодаря преимуществам в технологии или меньшим издер­жкам крупного производства. При этих обстоятельствах существуют определенные выгоды для общества.

Так как всеобщей однозначной зависимости между ценой и мак­симальным объемом предложения монополии не существует, можно утверждать, что у монополии, максимизирующей прибыль, отсут­ствует функция предложения. Это связано с тем, что:

а) при заданной кривой предельных затрат монополии в точке Курно (т.е. в точке пересечения кривых предельной выручки и пре­дельных затрат) могут пересекаться одновременно несколько кри­вых предельной выручки, каждой из которых соответствует своя кривая отраслевого спроса;

б) несколько точек Курно, соответствующих разным кривым от­раслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона кривой спроса будет предлагаться различное количество продукции.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!