Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента



Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой госпитальной терапии и медицинской реабилитации педиатрического факультета НГМУ _________­­­­_______________________ Шпагина Л.А. (__________ (подпись) «08» июня 2012 г.

 

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

Практическое занятие № 30 ___

 

Тема: «Синдром диспанкреатизма или нарушенного всасывания: патогенетические механизмы, этиология, основные клинические проявления хронического панкреатита. Функциональные заболевания билиарной системы. Хронический калькулезный и некалькулезный холецистит. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Диспансеризация. ВТЭ»

____________________________________________________________указывается в соответствии с учебно-тематическим планом РП)

 

Дисциплина__внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ

Индекс ОПД.Ф.20

_______________________________________________________________

(указывается код и наименование в соответствии с рабочим учебным планом)

Направление подготовки _060103. 65 «ПЕДИАТРИЯ»

_____________________________________________________

(указывается код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки _060103. 65 «ПЕДИАТРИЯ»

________________________________________________________

(указывается код и наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)____дипломированный специалист__ дипломированный специалист ________________________________________________

(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)

Форма обучения ___очная__________________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

 

Курс ____5________

Регистрационный №______

 

Экземпляр №______


Методические указания для студентов составлены на основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от «__» __________2010 г. № _____.

 

Методические указания разработал (и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
Зюбина Л.Ю.   Профессор   Профессор, д.м.н.   госпитальной терапии и медицинской реабилитации педиатрического факультета НГМУ  
       

 



Рецензент (ы)

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
Поспелова Т.И. Заместитель директора по науке Профессор, д.м.н. ФГБУ ННИИТО
Потеряева Е.Л. Заведующий кафедрой Профессор, д.м.н. Неотложной терапии с эндокринологией и профпатологией ФПК и ППВ  

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры госпитальной терапии и медицинской реабилитации педиатрического факультета
Протокол №_10__ от «08» ___июня___2012 г.

 

Зав. кафедрой __Шпагина Л.А.______________________________

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии по внутренним болезням НГМУ

 

Протокол № от ___________ 201_ г.

 

Председатель ЦМК по внутренним болезням НГМУ,

профессор Н. Л. Тов

 

 

Введение.Синдром диспанкреатизма или нарушенного всасывания является следствием сложной патологии, обусловленной поражением панкреатической железы (ПЖ), билиарного тракта и кишечника. В рамках данного практического занятия разбираются заболевания ПЖ и желчного пузыря (ЖП) и желчевыводящей внепеченочной системы (ЖВС). Хронический панкреатит является заболеванием, распространенность которого неук­лонно растет, особенно в последние десятилетия, в т.ч. среди лиц молодого и зрелого возрас­та, что определяет социальную значимость данной патологии. Большую тревогу и достойное внимание клиницистов, преимущественно хирургов, заслуживает острый панкреатит, ле­тальность от которого до сих пор остается достаточно высокой вследствие быстро разви­вающегося деструктивного процесса в поджелудочной железе. К сожалению, полное излече­ние от острых приступов панкреатита весьма сомнительно, вслед за острым процессом воз­никают рецидивы заболевания с явлениями отека или некроза поджелудочной железы, кото­рые приводят к развитию стриктур пробками воспалительного и белкового субстрата, кальцинатами, псевдокистами с по­следующим развитием склероза ткани, что свидетельствует о развитии хронического патологического процесса. Немалую роль играет состояние ЖВС и особенно ЖП. Наличие деформаций в ней создает нарушение желчеоттока, формирование дискинезий, холецистита и желчнокаменной болезни (ЖКБ). В связи с этим представляется актуальным изучение особенно­стей патогенеза, этиологии, методов своевременной и ранней диагностики заболеваний панкреатобилиарной локализации, изучение оптимальных схем консервативного лечения, их профилактики. Большую роль в этиологии хронического панкреатита (ХП) и хронического холецистита (ХХ) играют алкоголь и алиментарные факторы, как переедание жирной, острой пищи, а также голодание, исключение или значительная редукция белков в ежедневном рационе, в связи с чем терапевт должен быть ориентирован в особенностях современного питания, в его деструктивном характере, оценивать индивидуальные пристрастия и обычаи в питании каж­дого пациента при решении вопроса о диетическом питании. Приведенные слова выдающе­гося клинициста-терапевта M.Я.Мудрова указывают на то, что лечение этих заболеваний - дело трудное, требующее хороших знаний, большого упорства в процессе лече­ния, приобретенного опыта и длительной, спокойной, психологически совместимой с боль­ными работы при его актином участии во всех видах лечения.



Изучая эту тему на госпитальной терапевтической кафедре, студенты педиатрического факультета увидят возрастные особенности течения, лечения, диспансеризации и профилактики этой патологии, которая имеет быть и у детей. На факультетской терапии Вы на практических занятиях изучали ХП и не изучали отдельно ХХ, что не было предусмотрено программой, а поэтому Вы должны вспомнить и изучить диагностические критерии ХП и ХХ, их классификации, дифференциальной диагностике этих заболеваний, методы лечения в различные периоды их течения, научиться правильной формулировке диагноза с учетом многих осложнений. Контроль знаний будет осуществляться в виде входящего тестирования, оценки практической работы на занятии (курация и разбор больных и/или клинических задач), итогового тестирования как 1 этапа экзамена и теоретической подготовки на 2 этапе экзамена, а также на экзамене по педиатрической дисциплине на ИГА.

2. Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п Содержание Форма контроля
2.1 Повторить: анатомию и физиологию (нормальную и пато-логическую) ПЖ и ЖВС, их функциональные характеристики. Материал предыдущих курсов по терапии. Са-моконтроль в виде ре-шения тестовых вопро-сов
2.2 Изучить материал лекции № 30 Тема: Синдром диспан-креатизма или синдром нарушенного всасывания: па-тогенетические механизмы, этиология, основные кли--нические проявления хронического панкреатита. Диа-гностика и дифференциальная диагностика синдрома нарушения всасывания. Принципы диагностики и лечения, диспансерное наблюдение, ВТЭ Самоконтроль в виде решения тестовых вопросов
2.3 Прочитать учебник - Внутренние болезни. Учебник для студентов медицинских вузов: в 2т. / ред.: Н. А. Мухин, В С. Моисеев, А. И. Мартынов. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2009, 2012 т.2, стр. 129 - 151 Самоконтроль в виде решения тестовых вопросов
2.4 Изучить дополнительную литературу: ж. «Росс. журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии», учебное пособие кафедры «Заболевания пищеварительной системы» стр. 29-49, 114- 134______________ Самоконтроль в виде решения тестовых вопросов л
2.5 Решить типовую задачу, предлагаемую преподавателем в качестве домашнего задания. Ведение рабочей тетради по дисциплине, в которой написаны ответы на поставленные в задаче вопросы Преподаватель оценивает выполненную домашнюю работу
2.6 Составить дифференциально-диагностическую таблицу (или не в виде таблицы) по основным клинико-лабораторным и инструментальным критериям ХП и ХХ Преподаватель оценивает
2.7 Выписать рецепты на 5 препаратов для лечения ХП и ХХ Преподаватель оценивает
     
     
     
     
2.8. Решить тестовые задания №№9, 21, 28-29,59-65,84, 86, 90, 94-5, 98, 106-108, 110-11, 113, 125 в разделе гастроэнтерологии тестового пособия кафедры Самоконтроль, входное и итоговое тестирование
2.9. Быть готовым ответить на следующие вопросы: определение, классификации ХП и ХХ, диагностические критерии, принципы лечения, профилактика, диспансеризация, показания к госпитализации Самоконтроль, входное, и итоговое тестирование и теоретический опрос
2.10. Изучить основную терминологию ХП и ХХ: см мальабсор-бции, калькулезный и некалькулезный холецистит, кисты, склероз ПЖ, клиническая терминология ХП и ХХ, спазмолитические, болеутоляющие препараты, ферменты ПЖ, диспансеризация, профилактика. Самоконтроль, входной контроль

3. Требования к форме одежды –застегнутый халат, сменная обувь, ухоженная голова у девушек. Занятие проводится в учебной комнате с выходом в отделения для курации и разбора больных.

4. Цели и задачи (результат занятия):научиться критериям диагноза ХП и ХХ, дифференциальному диагнозу между ними и печеночным холестазом, правильной формулировке диагноза и их дифференцированному лечению.

Задачи: овладеть практическими навыками на уровне знать и уметь.

После практического занятия по теме студент должен:

Код компетенции обладать следующими компетенциями: способностью и готовностью: Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у обучаемого по данному занятию Форма контроля обученности
Профессиональные компетенции (ПК)  
ПК -№ Осмотр, интерпретация результатов осмотра, обследования больного и постановка диагноза Иметь навыки самостоятельного бора анамнезов, осмотра больных, интерпретации результатов обследования при заболеваниях кишечника.
Правильно проводить осмотр больных
Пороговый уровень:  
Знать (Зн.):  
ПК-№, Зн.1 – Этиологию хронических панкреатитов и хронических холециститов, - Классификацию хронических панкреатитов и хронических холециститов, - Механизмы развития хронических панкреатитов и хронических холециститов, - Современные представления о клинических проявлениях хронических панкреатитов и хронических холециститов. - принципы лечения, фармакотерапию при лечении изучаемых заболеваний; - принципы реабилитации и прогноз при изучаемых заболеваниях; - основные деонтологические принципы взаимоотношения врач – больной, врач – медсестра, врач - современные методы диагностики больных с разбираемой патологией. - основные принципы и формы санитарно-просветительской работы, основные нормативные документы. Тест - контроль входящий и итоговый
Уметь (Ум.):  
ПК-№, Ум.1– Составить алгоритм диагностики больного с подозрением на хронический панкреатит, - Клинически обследовать больного с ХП и ХХ, - Провести лабораторное обследование больного - Составить алгоритм диагностики больного с подозрением на хронический холецистит, - Провести дифференциальный диагноз больного с ХП, ХХ с патологией,сопровождающейся синдромом диспанкреатизма, - Решать вопросы медикаментозного лечения больных с ХП и ХХ, - Оценить эффективность программ медикаментозного лечения больных с ХП и ХХ - оформить медицинскую документацию в ЛПУ амбулаторного (при проведении занятия в поликлинических условиях) и стационарного типа (история болезни, эпикриз); - диагностировать и оказывать медицинскую помощь возможных неотложных состояний при ХП и ХХ Контроль решения ситуационной задачи или осмотра больного, собеседование
Владеть (Вл.):  
ПК-№, Вл.1 - навыками клинического физикального обследования больных с обоснованием клинического диагноза; - интерпретацией лабораторных и инструментальных результатов обследования: - показатели периферической крови, биохимического исследования крови, - общего анализа мочи, - инструментального, рентгенологи-ческого обследования (УЗИ органов брюшной полости, ГФДС). Выполнение манипуляции

 

Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента

Регламенты утверждены на заседании ЦКМС 25.02.2010 г., протокол №2.

№ п/п Этапы практического занятия Время
1. 1-й академический час 9.00 - 9.45
1.1 Организационная часть.Приветствие. Регистрация присутствующих в журнале. Введение. Озвучивание темы и ее актуальности, цели и плана практического занятия. 9.00 – 9.10
1.2. Ответы на вопросы студентов, возникшие при подготовке к занятию. 9.10 – 9.20
1.3 Теоретическая часть: входящий контроль в виде индивидуального тестирования 10 вопросов с последующим их разбором. Разбор теоретического материала. 9.20 –9.45
1.4 Перерыв 9.45- 9.55
2 2-ой академический час 9.55 -10.40
2.1. Представление реферата по теме занятия 9.55-10.10
2.2 Самостоятельная курация больных или решение дополнительных клинических задач при консультативном присутствии преподавателя (каждый студент имеет своего больного или клиническую задачу) 10.10-10.40
2.3.. Перерыв 10.40 – 10.50
3 3-ий академический час 10.50-11.40
3.1 Контроль успешности выполнения практических заданий с внесением оценки в журнал. 10.50-11.05
3.2. Разбор одного – двух курируемых больных 11.05-11.40
3.3 Перерыв 11.40-11.55
4. 4-ый академический час 11.55 – 12.40
4.1. Разбор больного или клинических задач 11.55-
5. Заключительная часть. 12.25-12.30
6. Подведение итогов занятия. Анализ результатов. Ответы на вопросы. 12.30-12.32
6.1. Информация для студентов, получивших неудовлетворительные оценки. 12.32-12.36
6.2 Сообщение темы следующего занятия, вопросов для самостоятельной готовки, рекомендуемой литературы. 12.36-12.40
6.3 Завершение занятия, оформление учебного журнала. После занятия

 

6. Внеаудиторная самостоятельная работа студента по теме «Синдром диспанкреатизма или нарушенного всасывания: патогенетические механизмы, этиология, основные клинические проявления хронического панкреатита. Функциональные заболевания билиарной системы. Хронический калькулезный и некалькулезный холецистит. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение. Профилактика. Диспансеризация. ВТЭ» - 3 часа

7. Критерии оценок деятельности студента при освоении учебного материала представлены на сайте университета – страницы кафедры и на стенде кафедры (утверждены на заседании кафедры). Уровень обученности оценивается по результатам тестового контроля, умения оценить клиническую ситуацию, составить план обследования, сформулировать диагноз, провести дифференциальный диагноз, наметить план реабилитационных мероприятий и диспансеризации.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!