Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ГЛАВА 10. РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ



Современная антропология не дает окончательных и достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, так же как и об отправной точке эволюции человечества. Очевиден лишь тот факт, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии весьма долгий путь. При этом большая часть истории человечества приходится на первобытную эпоху.

Первобытность трактуется как исходное состояние человечества, содержанием которого стало формирование самого человека как биологического вида и основных закономерностей исторического развития человечества. Культуры этого времени долгое время сосуществовали с более поздними цивилизациями и даже дожили до XXI в. в труднодоступных местах планеты как прямые свидетельства о первоначальной эпохе человечества.

Наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия — вот основные источники для изучения первобытной культуры. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня сохранились лишь малочисленные архаичные племена, укрывшиеся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, наскальные изображения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на де-

зации художественных потребностей. Это также означает, что уже в первобытную эпоху проявилась важнейшая взаимосвязь художественной культуры и религии: они взаимно дополняли друг друга и служили основой взаимного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.П., Першиц A.M. История первобытного общества. М., 1999.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

3. Искусство каменного века. М., 1992.

4. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

6. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

7. Ликов А. Природа художественного творчества. М., 1981.

8. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994.



9. Мировая художественная культура: Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004.

10. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

11. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1984.

ГЛАВА 11. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ

Исторический экскурс

Переход человечества к экономике, основанной на земледелии и скотоводстве, стал исходным пунктом для формирования наиболее ранних цивилизаций на Земле. Их колыбелью стал Древний Восток. Благоприятный климат, обилие плодородных почв в сочетании с высокой плотностью населения создали здесь идеальные предпосылки для развития земледелия и скотоводства, эволюции социального и политического устройства, развития культуры.

Первые древние цивилизации со своими индивидуальными особенностями и историческими судьбами складывались на территории между двумя великими реками Передней Азии — Тигром и Евфратом, древние греки называли эти земли Месопотамией, а русские — Междуречьем, или Двуречьем. Здесь и возникли, а затем исчезли с лица земли цивилизации Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии.

В IV тыс. до н. э. в южную часть Двуречья пришли и расселились народы, получившие название шумеров. Происхождение этих народов не удалось выяснить до сих пор, но, согласно легенде, бытовавшей среди самих шумеров, они прибыли с островов Персидского залива. Немного позднее в северной части Двуречья обосновались семитские племена, переселившиеся сюда из сирийско-месопотамской степи. Именно эти две группы древних племен заложили основы шумерской культуры и всех последующих цивилизаций.

Главной формой ведения хозяйства у шумеров было земледелие, основанное на искусственном орошении. Ирригационная форма земледелия обладала рядом важных особенностей, определивших тип государственности шумеров. В условиях сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации, обрабатываемые угодья относительно мало


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!