Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характерные стилистические, жанровые черты и тематика творчества современных менестрелей



Говоря о тематике творчества современных менестрелей, многие исследователи жёстко делят её на два пласта – один из них связан с фэнтезийной, сказочной тематикой, другой – с общечеловеческими ценностями, вечными проблемами дружбы, верности, любви и.т.д. На основании этого наблюдения некоторые исследователи делают вывод о неправомерности целостного восприятия современного менестрельной культуры вообще, как пишет Иллет[5], «есть термин для исполнителя из ролевой среды – менестрель. Нет, я понимаю, когда поется нечто а-ля исторический фон, но если исполнитель поет о десанте на Икарру-7 совместных сил нарнов и дрази? Какой, он, к Богу, менестрель?» [15]. Также, Канцлер Ги[6] пишет: «если в тексте песни содержится некая общечеловеческая коллизия – я отказываюсь понимать, что в ней такого особенного, специфически-«ролевого» [7]. Однако же, ролевая игра, на самом деле, зиждется не на фэнтезийных элементах, но на элементах реальной жизни, фэнтези в ролевой игре выступает декорацией на фоне которой разыгрывается вполне жизненное представление. Потому то и песни в рамках ролевой субкультуры могут быть, должны быть и есть – не только и даже не столько сказочными, эпатирующими публику диковинными названиями и сленговыми словечками, сколько говорящими о проблемах, понятных любому человеку. К тому же, жёсткое деление тематики менестрельной песни, о котором упоминалось – ошибка. Песни, тексты которых включают фэнтезийные элементы, рассказывают, в общем-то, о том же, о чём и песни, в которых этих элементов нет – но на другом, сказочном языке, вызывая у подготовленного слушателя понятийные ассоциации с определёнными реалиями миров фэнтези.

Чем же отличается менестрельная песня от бардовской? В тематической сфере различие довольно значительно: у бардов практически не встречается песен, написанных на сказочные мотивы, тогда как у менестрелей они занимают заметное место. В то же время, политическая сатира, которой пронизано всё творчество бардов у менестрелей не встречается вообще. Как ролевое, так и менестрельное движение дистанцируются от социальной и политической полемики.

Очень важной для менестрельной песни является старая романтическая тема странствий как некоего внутреннего поиска героя. Здесь надо заметить, что зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. Соответственно, и странствия фэнтезийных героев – это не просто перемещения из пункта А в пункт Б, это этапы внутреннего пути героя. Тематика песен здесь берёт как, собственно, тему странствий определённого героя фэнтези, так и тему странствий некоего менестреля. Надо заметить, что в современной менестрельной культуре все песни, посвящённые менестрелям, посвящены именно странствующим менестрелям, что подтверждает последних, как идейную основу существования современных менестрелей. Среди остальных тем менестрельной песни – любовь, эстель[7], специфические фэнтезийные и средневековые темы, важное место занимает мотив памяти о каких-либо событиях. Это в определённой мере связано с бытующим в толкиновском фэндоме веровании в то, что мир, описанной Толкином, когда-то или где-то действительно существовал.



Жанровая палитра менестрельного творчества небогата, но имеет тенденцию к расширению. В первую очередь следует упомянуть песню: элегию (например, Шмендра «Неоконченные фразы из не начатых песен»), застольную песню (Руст «Бейте тарелки»), военную песню (Вантола «Барук Казад»), колыбельную (Линвен, Лора Бочарова «Колыбельная»), важное место занимает баллада (Саруман «На склонах Ородруина»). Ранее уже отмечалась сложная взаимосвязь истоков менестрельной культуры с театром (бардовская песня, как театр одного актёра, затем ролевая игра, как театр под открытым небом). В рамках менестрельного движения существуют и театральный жанр – рок-опера (например, Саруман[8] «Последнее испытание»), существует так же опыт Линда Эреброса[9] в жанре оратории – “Эльфийская Оратория” памяти Д.Р.Р. Толкиена.

Важным отличием менестрельного движения от предшествовавшего ему бардовского является значительное расширение состава инструментов. Если барды аккомпанировали своему пению исключительно на гитарах, то в творчестве менестрелей также используется арфа, перкуссия, джембе, виолончель, электрогитара, кастаньеты, флейта, скрипка, синтезатор, изредка – фортепиано, симфонический оркестр, хор.



Стилистика произведений менестрелей происходит от цели менестрельного движения – создания правдивой и понятной музыки. Отсюда относительная простота использующихся форм и гармоний. Как и в бардовской культуре, основную смысловую нагрузку несёт слово, хотя роль музыкального сопровождения значительно повысилась, оно стало богаче и разнообразнее. В основном, в менестрельном творчестве используются привычные уху традиционные гармонии, ему чужд непонятный массам авангард. Мелодика произведений отражает их песенный склад, она удобна для голоса, имеет небольшой диапазон, содержит поступенное движение без широких скачков, распространены опевания. В военных песнях используется скандирование. Наиболее часто используются куплетная или сквозная формы.

Несколько особняком в музыкальном плане стоят произведения группы Caprice, работающей в неоклассическом стиле. Её трилогия альбомов «Музыка эльфов» характеризуется тем, что у нее более сложный музыкальный размер (в основном 5/4 или 7/4), непрерывные равномерные ритмические фигурации арфы и пиццикато низких струнных в басу. В гармонии «Музыки эльфов» характерная для классической гармонии мажорная доминанта заменяется минорной или же вместо нее звучит субдоминанта. Для «Музыки эльфов» характерны довольно строго установленные гармонические последовательности и иногда присущая только ей особая ладовость. Мелодия обычно сложна из-за сложного размера и своей полифоничности — это, скорее, несколько мелодий, исполняемые несколькими инструментами одновременно.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!