Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этапы развития мемуарной литературы на Беларуси



Общая характеристика мемуаров как ИИ. Виды мемуарной литературы

Мемуары (от франц. memoir – помнить) – это источники, основанные на воспоминаниях автора о своей жизни, исторических событиях и современниках. Мемуары возникли еще в древнем Египте. Отметим, что летописи в тех своих частях, где летописец описывает события, которым сам был свидетелем, тоже являются мемуарной литературой. Все мемуары делятся на четыре основные группы (ВИДЫ):

1. Воспоминания — произведения, которые пишутся в конце жизни (автобиографии, некрологи-автобиографии). Отличаются ретроспективностью — возможностью охватить все события жизни автора, выделить главные, отсечь второстепенные, знанием результата, к которому приведут поступки автора или персонажа. Недостатком воспоминаний являются невысокая точность мемуаров, причиной которой являются «ошибки памяти» автора. Наиболее достоверными источниками являются воспоминания, основанные на ведущихся ранее автором дневниках.

2. Дневники (от лат. diarium – ежедневник) — источники, которые составляются регулярно (ежемесячно, еженедельно, ежедневно) и отражают текущие события. Их достоинствами является точность, подробность и детальность описания событий, наличие даты (вплоть до часов), а недостатком — отсутствие ретроспективности

3. Литературные мемуары — произведения, в которых воспоминания автора обрабатываются профессиональным литератором. Появление редактора («alter ego») позволяет говорить о коллективном авторстве, так как трудно установить авторство текста. Литературные мемуары появились в ХХ веке, когда профессиональные литераторы помогали политическим лидерам и спортсменам писать воспоминания.

4. Стенографические мемуары — источники, которые записываются со слов автора стенографическим способом, сохраняя при этом шероховатости устной речи (вплоть до ненормативных выражений). Особенность этих мемуаров, что после записи они должны быть расшифрованы стенографистом. Созданием этого вида мемуаров занимались музеи и другие научные учреждения, собирая воспоминания участников революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войны, партизанского движения.

5. (как подвид предыдущего) Мемуары на магнитной ленте — это фонодокументы, которые полностью воспроизводят слова и голос автора. Например, известно, что Н.С. Хрущев первоначально диктовал свои воспоминания на магнитофон, а лишь затем их обработали литераторы.

Этапы развития мемуарной литературы на Беларуси



На Беларуси развитие мемуаров прошло четыре периода:

1) Период историко-мемуарной литературы, охвативший вторую половину XVI – XVII вв. Особенностью этого периода является интерес авторов к политическим и общественным событиям, происходившим в стране.

2) Период эгоцентризма, охвативший XVIII в. В этот период авторы обращают внимание на свою личную жизнь, на мир своих личных переживаний (своего ego).

3) Мемуары периода Российской империи XIX – начала XX вв., характеризующиеся интересом авторов к крупным событиям (например, войне 1812 г., восстаниям 1830 –1831 и 1863 – 1864 гг., уничтожению униатской церкви в 1839 г.) и расширением сословного состава авторов мемуаров.

4) Мемуары новейшего времени 1917 – 2000-х гг., отличающиеся идеологизированностью для советской эпохи и большим либерализмом для посткоммунистической эпохи.

ЭТАПЫ РАЗВЩЦЯ МЕМУАРНАЯ ЛІТАРАТУРЫ НА БЕЛАРУСІ Як і іншыя віды апавядальных крыніц, мемуарныя творы маюць сваю ўласную псторыю. У яе развіцці можна адзначыць настуттныя этапы:

Першы этап акрэсліваецца ў другой палове XVI ст., калі летапісцы аддаюць перавагу сюжэту апавядання, мясцовым падзеям, гісторыі жыцця асобных сем'яў ці дзеячаў. З'яўляюцца творы, якія знаходзяцца на мяжы паміж летапісам і мемуарамі (напрыклад, Баркалабаўскі летапіс). Напачатку аўтар застаецца як бы староннім назіральнікам тых ці іншых падзей, апавядае аб сабе ў трэцяй асобе або ўвогуле не акрэслівае сваё існаванне («Дзённікі паходаў Стэфана Баторыя» і інш.). Але нават у тых творах, дзе асоба аўтара выразна прысутнічае, адзначаецца найболын істотная, характэрная рыса развіцця мемуарнага жанру другой паловы XVI - XVII ст. - пільная ўвага да грамадскіх падзей у краіне. Уражанні аб убачаным, пачутым і перажытым былі настолькі моцнымі, што прымушалі сведкаў весці запісы, каб пакінуць гэтыя падзеі для гісторыі. Стваральнікамі твораў гісторыка-мемуарнай прозы былі ў асноўным прадстаўнікі шляхецкага саслоўя. У той час немагчыма было знайсщ такой шляхецкай сям'і, дзе б ні вяліся дзённікі, і не толькі аб гаспадарчым і асабістым жыцці, але і аб найбольпі важных палітычных падзеях, якія адбываліся ў краіне. Таму даследчыкі акрэсліваюць творы гэтага часу як гісторыка-мемуарную літаратуру.



Другі этап у развіцці мемуарнага жанру ў асноўным супадае з XVIII ст. Калі раней, у XVII ст. дыярыушы пераважна бясстрасна фіксавалі падзеі, то цяпер у дзённіках і ўспамінах з'яўляецца суб'ектыўнае «я» аўтара, адлюстроўваюцца яго думкі і пачушді (эгацэнтрычнасць). Мемуарыстыка ўзбагачаецца ў жанравых адносінах, набліжаецца да мастацкай прозы - прыгодніцкага рамана (I. Турчыноўскь С. П. Пільштынова), сентыментальнай аповесці-споведзі (Ф. Карпінскі). У мемуарах гэтага часу прыметны традыцыі «жыцейскай», бытавой літаратуры, выкладанне матэрыялаў у форме дзённікавых запісаў, «раманаў у пісьмах». Усе гэтыя змены тлумачацца ўнутранымі зменамі ў тагачасным чалавеку, які ўсё больш усведамляў сябе асобай, шдывідуальнасіію. У мемуарнай літаратуры XVIII ст. , як і папярэдняй, разам з тым шмат велізарных прагалаў - слаба паказана жыццё вёскі, амаль адсутшчае горад. Гэта патрабуе супастаўлення і дапаўнення мемуарных твораў іншымі крьшшамі.

Трэці этап акрэсліваецца на пачатку XIX ст. і ахоплівае перыяд прыкладна да 1920-х гг. Паступова павялічваецца колькасць твораў мемуарнай літаратуры, заўважаны яе паварот да народнага, сялянскага жыцця. Узрастае палітызаванасць, інфармацыйная насычанасць крыніп, аўтары якіх былі ў цэнтры найболып значных падзей свайго часу. Такая 132 тэндэнцыя асабліва акрэсліваецца з канца 50 - 60-х гг. XIX ст. Пашыраецца кола аўтараў, сярод якіх - значная колькасць разначынцаў: чыноўнікаў, служачых, інтэлігентаў, а крыху пазней - купецтва, сялян і рабочых. У іх творах шырока адлюстроўваецца дзейнасць цэнтральнай і мясцовай адміністрацыі, прадстаўнікоў народнай адукацыі, духавенства, жыццё сялянства і розных слаёў гарадскога насельніптва, становішча арміі і г. д. У гэтых мемуарах асоба ўсведамляецца не сама па сабе, а ва ўзаемасувязі з рознымі грамадскімі групамі. Больш дакладна вызначаюцца грамадска-палітычныя погляды аўтараў. Узмацняецца публіцыстычная накіраванасць, мемуариыя творы набываюць грамадскае гучанне. Павялічваецца ўвага аўтараў да мастацкіх вартасцей мемуараў, яны часцей звяртаюцца да дакументаў і дапаможных матэрыялаў, каб падкрэсліць дакладнасць сваіх слоў. Асаблівасцю мемуарнай літаратуры канца XIX - пачатку XX ст. становища дакладнае вызначэнне аўтарамі сваей сацыяльнай ці нацыянальнай прыналежнасці, грамадска- палітычных і ідэйных пазіцый.

Чацвёртпы этап, як і папярэднія, не мае дакладнай храналагічнай мяжы. Ён акрэсліваецца з пачаткам паступовага ўстанаўлення Савецкай улады на тэрыторыі Беларусі. Мемуары гэтага часу усе больш вызначаюцца ў якасці зброі ідэалагічнай і палітычнай барацьбы. Актыўна збіраюцца і публікуюцца ўспаміны ўдзельнікаў рэвалюцыйньгх падзей другой паловы ХТХ - пачатку XX ст., Кастрьгчніцкага перавароту (ці, як пазней яго называлі, - рэвалюцыі), грамадзянскай вайны (1920 - 1930-е гг.). Мемуарысты адшукваюць тыповыя сітуацыі, тыповыя вобразы, прыходзяць да разумения тыповасці сваёй індывідуальнасці («я» - як і «ўсе»), дэманструюць непарыўнасць свайго лесу з лёсам краіны, народа. Новым штуршком развіцця мемуарнай літаратуры стала барацьба з фашызмам у 1941 - 1945 гг. Узрастае колькасць мемуараў, а таксама з'яўляюцца новыя іх разнавіднасці: успаміны-анкеты, стэнаграфічныя і літаратурныя запісы ўспамінаў. Мемуары часам набываюць навуковую вартасць не толькі як крыніца, але і даследаванне (успаміны кіраўнікоў партызанскага руху П. К. Панамарэнкі, П. 3. Калініна і інш.). 3 пачатку 1960-х гг. з'яўляюцца таксама ўспаміны дзеячаў культуры (3. Азгура, П. Мядзёлкі, А. Карпюка і інш.), савецкіх і партыйных кіраўнікоў, якія не ўдзельнічалі ў партызанскім і падпольным руху (К. Кавалёва).

Апошні, пяты, этап яшчэ толькі акрэсліўся з канца 1980-х гг. Яго характэрнымі рысамі, у адрозненне ад папярэдняга, сталі меншая ступень заідэалагізаванасці твораў, публікацыя тых з іх, што не маглі ўбачыць свет (успаміны рэпрэсіраваных, дзеячаў беларускай эміграцыі), імкненне выказаць тое, што не змаглі раней (у гэтым сэнсе 133 асабліва паказальныя ўспаміны А. Карііюка «Развітанне з ілюзіямі»). Жыпцё працягваецца, а значыць, працягваецца і псторыя мемуарнага жанру

 

 

Историко-мемуарная литература XVI-XVII вв.

Первые мемуары на Беларуси появились во второй половине XVI в., когда происходил постепенный упадок летописания. В местных летописях того времени, например, в Баркулабовской, появились признаки мемуаров. Многие мемуары этого периода обладали чертами делопроизводственных документов, например, Дневник Люблинского сейма 1569 г., Дневник походов Стефана Батория.

Первым чисто мемуарным произведением на территории Беларуси были Исторические записки новогрудского подсудка Федора Михайловича Евлашовского (1546 – 1619). Название «Исторические записки» условно, так как в рукописи не сохранился титульный лист с названием. Ф. М. Евлашовский принимал участие в 1564 г. в битве на р. Улле с русскими войсками в ходе Ливонской войны.

Самообразованием он получил знания по математике, делопроизводству и юриспруденции и был избран в 1566 г. новогрудским подсудком. В 1560-е гг перешел из православия в протестантизм. В 1603 – 1604 гг. создал свои мемуары на старобелорусском языке с большим количеством полонизмов. Записки Евлашовского, возможно, были написаны под влиянием «Перегринации (Путешествия) в Святую Землю» Миколая Крыштофа Радзивилла Сиротки, написанной после 1584 и впервые изданной в 1601 г.

В Записках Евлашовский описал ход Люблинского сейма 1569 г., в деятельности которого принимал участие. На этом сейме он был замечен королем Жигимонтом Августом, который взял его на службу в 1569 – 1572 гг. После смерти короля в 1572 г. Евлашовский служил у М. К. Радзивилла Сиротки. В 1576 г. встретился в г. Торунь с королем Стефаном Баторием. Подробно описал в записках восстание С. Наливайко 1595 г., которому высказал сочувствие в связи с четвертованием. С 1604 г. Евлашовский служил у Иеронима Ходкевича. Автор описывал и многие семейные события: свою женитьбу, рождение и смерть детей, родственников, пожары, эпидемии.

Первый дневник на Беларуси на польском языке написал Самуил Маскевич, который родился в 1580 г. в Сервече около Новогрудка. В 1601 г. он поступил на военную службу и воевал против шведов. Во время мятежа М. Зебжидовского 1606 г. выступил на стороне короля Жигимонта III. В 1609 г. Маскевич участвовал в походе на Москву и битве при Клушине. После возвращения в РП служил у князей Вишневецких, затем у князей Радзивилов. Его Памятники охватывают период 1594 –1621 гг., в них он описывает московский поход, обычаи московских жителей (особенно бояр). Умер С. Маскевич в 1640 г.

Его сын Богуслав Казимир Маскевич (ок.1625 – 1683) написал Памятник (1643 – 1649) и Дияриуш русско-польской войны (с 1660 г.). В Памятнике он описал начало восстания Б. Хмельницкого и отступление отряда Иеремии Вишневецкого, у которого служил, через южные земли Беларуси (Лоев, Брагин). Памятник обрывается на описании подготовки войска великого гетмана ВКЛ Януша Радзивилла к штурму лагеря П. Кричевского в 1649 г. под Лоевым. Диариуш охватывает период войны с 1660 г., когда Б.К. Маскевич уже не служил в войске, а представлял интересы минской шляхты перед русскими войсками. Он даже присягнул на верность царю Алексею Михайловичу.

Еще одним мемуаристом XVII в. был Ян Цедровский, который родился 3 марта 1617 г. в д. Погост около Слуцка вместе с братом-близнецом Стефаном. В 1672 – 1682 гг. он написал свой Памятник, который состоит из двух частей. Первая охватывает период с 1631 г., когда Ян вместе с братом Стефаном поехал на учебу в Пруссию в Крулевецкую академию, и завершается 13 декабря 1672 г. Описана учеба вместе с братом в Краковской Академии в 1636 г. С 1637 – 1669 гг. служил хорунжему (затем конюшему) ВКЛ Богуславу Радзивиллу. В 1638 – 1639 гг. вместе к князем Б. Радзивиллом ездил в Германию, Данию, где встречался с датским королем Христианом IV, Амстердам (Голландия), Францию, Англию. В Париже Радзивилл и Цедровский получили аудиенцию у короля Людовика XIII и вели переговоры об освобождении из Бастилии брата Владислава IV, будущего короля Яна Казимира, которого французы обвинили в шпионаже.

Вторая часть Памятников посвящена обязанностям, которые наложила на Цедровского шляхта Минского воеводства. Памятники заканчиваются описанием разгрома евангелического збора в Вильно, учиненного толпой под руководством иезуитов 3 апреля 1682 г.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!