Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Дозирование физических нагрузок на уроке 4 часть



В практическом модуле программы целеполагание подкрепля­ется целедостижением, т.е. практикой оздоровления (телесный компонент) в виде реализации индивидуальной программы оздо­ровления на занятиях по адаптивной физической культуре и са­мостоятельно.

Оптимальными формами (адекватными состоянию здоровья) привлечения студентов к освоению ценностного потенциала фи­зической культуры являются:

1) практическая реализация под руководством преподавателя личностно-ориентированных, индивидуальных программ оздоров­ления;

2) рекреативные занятия в виде циклических физических уп­ражнений аэробного характера (например, пешеходные и лыж­ные прогулки).

Как показали исследования Г.А.Хомутова, практическая ре­ализация личностно-ориентированной программы оздоровле­ния формами и средствами адаптивной физической культуры способствует эффективному оздоровлению студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Это подтверждается положи­тельной динамикой морфофункциональных показателей, прежде всего ростом ЖЕЛ, жизненного индекса, силовых показателей, снижением ЧСС, временем восстановления пульса после фи­зической нагрузки. Занятия по адаптивной физической культу­ре способствуют оптимизации психофизиологического статуса студентов, что проявляется в устойчивом росте показателей по


шкалам самочувствия, активности и настроения (методика САН).

13.7. Формы организации физического воспитания

студентов

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении все­го периода обучения студентов в режиме учебной деятельности и во внеучебное время.

Физическое воспитание студентов в режиме учебной работыосу­ществляется в следующих формах.

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и рас­писанием вуза (по 4 ч в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.

2. Факультативные занятия, являющиеся продолжением и добавлением к учебным занятиям. Они включаются в учебное распи­сание учебным управлением (частью) вуза по согласованию с ка­федрой физического воспитания, чтобы обеспечить студентам воз­можность их посещения. На факультативных занятиях (по 2—4 ч в неделю) совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм, углубляется профессиональная фи­зическая подготовка, расширяются знания по теории и методике* физического воспитания, продолжается подготовка студентов к об­щественной физкультурно-спортивной деятельности.

Физическое воспитание студентов во внеучебное время(т.е. вне обязательных занятий) проводится в следующих формах.



1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гим­
настика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополни­
тельные занятия и др.

Физкультпаузы проводятся после первых 4 ч аудиторных или практических занятий. Их продолжительность 8—10 мин.

Дополнительные занятия (индивидуальные или групповые) проводятся преподавателем с целью подготовки слабоподготов-ленных студентов к сдаче зачетных норм и требований учебной программы по физическому воспитанию.

Физические упражнения в режиме учебного дня выполняют функцию активного отдыха.

2. Организованные занятия студентов во внеучебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др. под руководством педагога по физической культуре и спорту.

3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражне­ниями в свободное от учебы время: а) на основе полной добро­вольности и инициативы (по желанию); б) по заданию препода­вателя (домашние задания).

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводи­мые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное


время. В их содержание входят спортивные вечера, спартакиады с участием сборных команд факультетов, массовые кроссы и эста­феты, праздники физической культуры, соревнования различно­го уровня, туристские походы и др.

5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зим­них и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстано­вительно-оздоровительный, закаливающий и развивающий эф­фекты. В условиях лагеря реализуются многие формы физической активности студентов: утренняя гимнастика, обучение плаванию, тренировочные занятия по различным видам спорта (по выбору студентов), занятия со студентами с ослабленным здоровьем (по лечебным программам), туристские походы, физкультурно-спортивные развлечения и игры, внутри- и межлагерные спортив­ные соревнования и др.



Таким образом, помимо решения воспитательных и образова­тельных задач физическое воспитание во внеучебное время при­звано повысить двигательную активность студентов; улучшить про­фессионально-прикладную готовность и оптимизировать учебную работоспособность путем снятия нервно-эмоционального напря­жения; продолжить формирование знаний, умений и навыков, связанных с проведением самостоятельных физкультурно-спортив-ных занятий.

Глава 14. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРУДОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14.1. Социальное значение и задачи физического

воспитания взрослого населения, занятого трудовой

деятельностью

С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в со­временном производстве.

Связи физической культуры с трудовой деятельностью просле­живаются во многих аспектах.

1. Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособно­сти и производительности труда, способствуют более быстрому


восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психичес­кой и мышечной энергии.

2. Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагруз­кой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить откло­нения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.

3. В современном производстве пока еще не исключены факто­ры и условия, создающие возможность профессиональных забо­леваний. Средства физического воспитания в значительной мере выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.

4. Ряд видов труда требует специальной физической подготов­ленности, которая может быть обеспечена только специфически­ми средствами и методами физической подготовки.

5. В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возмож­ности для соответствующей адаптации и овладения новыми про­фессиями.

Физическая культура в научной организации труда.Внедрение физической культуры в научную организацию труда (НОТ) яв­ляется существенной необходимостью. НОТ, основываясь на по­стоянном использовании достижений науки и передового опы­та, предусматривает оптимальное взаимодействие людей и тех­ники в едином производственном процессе с целью повышения производительности труда. Внедрение физической культуры в НОТ имеет существенное социально-экономическое значение. Это определяется прежде всего ролью физической культуры как неотъемлемого фактора достижения высокой работоспособнос­ти, хорошей физической подготовленности и укрепления здо­ровья.

Главной целью внедрения физической культуры в систему НОТ в обществе является содействие повышению производительности труда на базе укрепления здоровья и всестороннего гармоничес­кого физического развития трудящихся.

Данная цель конкретизируется в следующих специфических задачах, решаемых средствами физической культуры в процессе трудовой деятельности.

1. На этапе обучения профессиям (в колледжах профессиональ­ного образования, училищах, вузах) обеспечить необходимый уро­вень профессионально-прикладной физической подготовленнос­ти к избранной трудовой деятельности (т.е. повысить уровень спе­цифических для избранной профессии физических качеств и сфор­мировать необходимые профессиональные двигательные умения и навыки).


2. В процессе непосредственной трудовой деятельности (т.е. в
течение рабочего дня) способствовать оптимальной динамике (уско­
рению врабатывания, поддержанию высокой работоспособности
и замедлению темпов ее снижения).

3. В послерабочее время путем специально направленного актив­
ного отдыха содействовать восстановлению работоспособности, а
также устранению негативных сдвигов в физическом состоянии
организма, вызванных неблагоприятными условиями труда.

От успешного решения перечисленных задач в немалой степе­ни зависят здоровье человека, его творческое долголетие и обще­ственно полезная активность.

Эти задачи конкретизируются в зависимости от:

— содержания и характера труда (умственный или физичес­кий, напряженность и длительность рабочих усилий и т.д.);

— особенностей производственных условий (технологических, гигиенических и др.);

— особенностей реакции организма на требования, предъяв­ляемые трудовой деятельностью и ее условиями (характер функ­циональных сдвигов в основных системах организма, степень утом­ления и т.д.).

При конкретизации задач и форм направленного использова­ния физической культуры в системе НОТ учитываются также воз­растные и половые особенности трудящихся, уровень физичес­кой подготовленности, состояние здоровья.

В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного ис­пользования физической культуры: 1) в рамках трудового про­цесса; 2) в непосредственной связи с процессом труда (на произ­водстве), но вне его собственных рамок; 3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-при­кладной подготовки, а также физкультурно-реабилитацион-ных мер).

В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.

14.2. Особенности физического развития

и физической подготовленности лиц молодого

и зрелого возраста

Возраст от 18 до 29 лет принято считать молодежным, а от 30 до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) — зрелым.

В возрастном интервале 18—29 лет у человека сохраняется вы­сокий уровень тренируемости двигательной функции, особенно ее силовых проявлений и работоспособности, складываются бла-


гоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких спортивных результатов.

В возрастном интервале 30—60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Причем масса тела, ча­стота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижа­ются. Мышцы человека зрелого возраста в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако регрессивные изменения морфологических характеристик аппарата движения заметны уже после 30—35 лет. Это относится прежде всего к снижению элас­тичности связочного аппарата, понижению его прочности, возрастанию хрупкости костей, окостенению ряда элементов по­звоночного столба, снижению подвижности в суставах (В. К. Баль-севич, В.А.Запорожанов, 1987). После 30 лет начинает уменьшаться скорость двигательной реакции, что связано также с понижением возбудимости нервных центров и мышц и уменьшением их ла­бильности. С возрастом заметно ухудшаются координационные способности, снижается способность к освоению новых движе­ний. Снижается также продуктивность умственной деятельности, главным образом в количественных параметрах, что приводит к более быстрой утомляемости.

Современные данные геронтологии свидетельствуют о том, что инволюционный период развития человека начинается в 30—35 лет, когда осуществляется переход от первого зрелого возраста во вто­рой. Этот период, как плато, разделяет эволюционные и инволю­ционные периоды развития.

Характер возрастных изменений морфофункциональных свойств аппарата движения человека зависит от образа жизни, уровня и содержания его физической активности. Научные и практические данные говорят о том, что в принципе можно управлять процессом инволюционных изменений, замедляя регресс организма с помо­щью рациональной двигательной деятельности. Правильная орга­низация физической активности в соответствии с возрастными особенностями человека предполагает систематическую физичес­кую тренировку со средней и невысокой интенсивностью нагру­зок, разнообразных по характеру воздействия на организм.

Исходя из естественных возможностей организма людям в воз­расте до 50 лет можно выполнять физические нагрузки умеренно развивающего характера в пределах 60—75% собственного МПК, а старше 50 лет — поддерживающие нагрузки в пределах 50% МПК (Н.Амосов, 1985).

Оба эти типа нагрузок можно определить по частоте пульса, так как между ЧСС и МПК обнаружена линейная зависимость. Уровень аэробных затрат, который обеспечивает ту или иную выполняемую физическую нагрузку, можно определить по спе­циальной таблице (табл. 25).


Таблица 25 отражает уровень физической нагрузки практически на любом уровне МПК независимо от пола и возраста, начиная с 20 лет и кончая 70 годами. Например, на уровне 75% МПК муж­чина в возрасте 25 лет должен выполнять физическую нагрузку с частотой пульса, равной 161 уд./мин.

В молодом и зрелом возрасте рекомендуется заниматься физическими упражнениями не реже 3 раз в неделю с дополни­тельным занятием оздоровительного и рекреационного характера. Продолжительность занятия не должна превышать 2 ч для лиц молодого возраста и 1,5 ч для людей зрелого возраста. Следует отметить, что интенсивность занятий на начальном этапе не дол­жна превышать 40—45% МПК.

Активные занятия почти в любом возрасте повышают жизнен­ный тонус организма, противодействуют различного рода забо-!леваниям, особенно сердечно-сосудистым и простудным. Люди зрелого возраста, систематически занимающиеся физической куль­турой, в 2—3 раза реже болеют, а по физической подготовленно­сти и состоянию здоровья приравниваются к лицам на 10—15 лет моложе себя (Р. Е. Мотылянская, 1967).

14.3. Физическая культура в режиме трудового дня

Особенности целесообразного использования физической куль­туры непосредственно в рамках трудового процесса определяются содержанием конкретного труда и теми условиями, в которых он осуществляется. Поэтому непосредственно в трудовом процессе находят применение лишь такие средства, методы и формы физи­ческой культуры, которые содействуют повышению производи­тельности и эффективности труда.

Непосредственно в рамках трудового процесса физическая куль­тура представлена главным образом производственной гимнасти­кой, которая имеет в основном три формы: 1) вводная гимнасти­ка; 2) физкультпаузы; 3) физкультминутки. Для понимания их


           
   
   
 
 


сути и отличительных особенностей необходимо рассмотреть ди­намику работоспособности человека в течение рабочего дня, по­скольку непосредственный смысл всех этих форм производствен­ной гимнастики заключается прежде всего в оптимальном опера­тивном управлении динамикой работоспособности, в содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих.

Работоспособность человека на протяжении рабочего дня претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. Обычно при достаточно высоком темпе трудовых действий, при значительной интенсивности и продолжительности рабочего дня показатели работоспособности вначале возрастают, затем стаби­лизируются и, наконец, снижаются. При этом наблюдается чере­дование трех периодов:


период врабатывания (примерно первые 1—2 ч работы). В этот период происходит соответствующая координационная настрой­ка в различных системах организма, в частности, концентрирует­ся внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точ­ность рабочих операций;


 

период стабилизации (средняя продолжительность 4—5 ч). В этот период наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности;

период снижения работоспособности (период утомления). Он характеризуется прогрессирующим снижением производительно­сти труда.

Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и , после обеденного перерыва (рис. 20).

После обеда снова требуется дополнительное время врабаты­вания, которое значительно короче, чем начальное утреннее вра-батывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза отно­сительно устойчивого состояния работоспособности более корот­ка (см. рис. 20). Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологичес­кая реакция на момент предстоящего окончания работы.

Динамика работоспособности в течение рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер про­изводственной деятельности, психическая нагрузка, гигиеничес­кие условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика).

Вводная гимнастика— организованное, систематическое выпол­нение специально подобранных физических упражнений перед на­чалом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Вра-батывание — это период времени, который необходим для перехо­да с одного на другой, более высокий уровень функционирования.

Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здо­ровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5— 7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6—8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих раз­ностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстано­вить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхожде­нию в темп и ритм рабочих движений.

Физкультурная пауза— выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного от-


дыха для профилактики снижения работоспособности в течение ра­бочего дня. Число и периодичность включений физкультурных пауз зависят от особенностей трудового процесса, прежде всего от его напряженности. Они проводятся у рабочих мест при появлении пер­вых признаков утомления. Обычно первую из физкультпауз (при уме­ренной напряженности труда) проводят через 2,5—3 ч после начала работы, а последующую — через 1,5—2 ч после обеда. Комплекс обычно состоит из 5—7 упражнений. Упражнения должны подби­раться так, чтобы они обеспечивали переключение деятельности на мышечные группы, не участвующие в основной работе и в меньшей степени на участвующие в трудовом процессе. Если же трудовые дви­жения отличаются большим разнообразием, то широко применяют­ся растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Вместе с тем в заключительной части паузы должны быть представлены упражнения, настраивающие на трудовые движения.

Физкультурные минутыпредставляют собой кратковременные перерывы в работе порядка от 1 до 3 мин, когда выполняются 2—3 физических упражнения. Основное назначение физкультми­нуток — расслабить работающие мышечные группы, усилить де­ятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела, т.е. дать кратковре­менный отдых организму. Число и периодичность включения физ­культминуток в трудовой процесс так же, как и при использова­нии физкультпауз, зависят от его особенностей. В среднем в режи­ме рабочего дня они выполняются от 2 до 5 раз независимо от других форм производственной гимнастики.

Для поддержания высокой работоспособности, активизации вос­становительных процессов и профилактики негативных профессио­нальных факторов (производственные шумы, вибрация, чрезмерная нагрузка на зрительный и другие анализаторы и т.д.) кроме произ­водственной гимнастики дополнительно предусматриваются заня­тия физическими упражнениями вне рамок процесса труда, т.е. во время обеденного перерыва (прогулочная ходьба, непродолжитель­ные игры типа настольного тенниса, бадминтона, волейбола, обще-развивающие гимнастические и дыхательные упражнения и т.д.) и в послерабочее время до выхода с территории предприятия (физичес­кие упражнения рекреационного и коррегирующего характера в комп­лексе с сауной, контрастным душем, сеансы психорегуляции и т.п.).

14.4. Физическая культура в быту трудящихся

Для физической культуры в быту трудящихся характерны следу­ющие функции:

— оптимизация физического развития человека (совершенство­вание тех или иных физических качеств, формирование правиль­ного телосложения, укрепление функциональных систем и т.д.);


 

— коммуникативная, удовлетворяющая потребность людей в приятном общении в процессе совместных занятий физическими упражнениями;

— организация здорового досуга, в частности активизация восстановления жизненных сил человека после производствен­ной деятельности:

— социально-профилактическая, тесно взаимосвязанная с организацией здорового досуга (предупреждение появления таких асоциальных привычек, как алкоголизм, курение, наркомания, пустое времяпровождение и т.д.);

— психорегулирующая, направленная на воспитание культуры управления психическим состоянием человека с помощью физи­ческих и психофизических упражнений, (дыхательной гимнасти­ки, психомышечной тренировки и др.);

— эстетическая, связанная с проявлением эстетических начал в физкультурной деятельности (с формированием красивого тело­сложения, культуры движений, познанием эстетических законо­мерностей в процессе осуществления данной деятельности и т.п.);

— педагогическая, проявляющаяся в совместных занятиях
физическими упражнениями родителей и детей, в процессе фи­
зического самовоспитания и т.д. (И. И. Сулейманов, 1987).

К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся [4]:

— базово-пролонгирующая физическая культура;

— гигиеническая и рекреативная физическая культура;

— оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

— базовый спорт.

Базово-пролонгирующая физическая культура.Основная направ-I ленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, ко­торая была заложена в процессе физического воспитания по госу­дарственным программам в период обучения. Поэтому в основ­ной период трудовой деятельности продолжается общая физи­ческая подготовка, но уже на основе индивидуальных запро­сов, интересов и потребностей. Базово-пролонгирующая физи­ческая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии и здоровье.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятель­ные занятия.

Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры для желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонности к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20—25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2— 3 раза в неделю в среднем по 1,5—2 ч каждое.


Главная задача занятий в секции состоит в обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленнос­ти, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности за­нимающихся.

Средствами обычно являются самые разнообразные физичес­кие упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гим­настики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Эти сред­ства легко поддаются дозировке и в то же время эффективно воз­действуют на жизненно важные функции организма. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технической. Обучение технике может быть ограничено правильным освоени­ем движения до уровня двигательного умения (т.е. безошибочное выполнение основы техники, его пространственных, временных и динамических характеристик).

В рамках непосредственно физической подготовки предпочте­ние отдается воспитанию общей выносливости и силы основных мышечных групп двигательного аппарата.

Методика занятий осуществляется в соответствии с методи­ческими принципами физического воспитания (см. главу 5). Со­блюдается также трехструктурное построение занятия, т.е. сохра­няется подготовительная, основная и заключительная части с их содержательными и методическими установками.

Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач — от про­стой профилактики и послерабочего восстановления работоспо­собности до достижения высокой физической подготовленности. Средствами самостоятельных занятий являются различные физи­ческие упражнения: оздоровительный бег, атлетическая гимнас­тика, плавание, калланетика, стретчинг и др.

Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7. Диапа­зон оптимальных недельных затрат времени на физические упраж­нения также может колебаться от 2 до 10 ч (Л.Н.Нифонтова, 1979; К.Купер, 1989). Практика показывает, что занятия с периодично­стью менее 3 раз в неделю не оказывают заметного положительно­го влияния на состояние организма. Более частые физические на­грузки способствуют повышению функциональных возможностей, а также эффективнее снимают послерабочую усталость.

Гигиеническая и рекреативная физическая культура.Основное наз­начение данного направления заключается в оперативной опти­мизации организма человека в рамках повседневного быта и рас­ширенного отдыха.

Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работо­способности после трудового дня, — занятия различными видами, такими, как туристские походы, водный туризм, лыжные прогул­ки, купание и плавание, закаливающие процедуры и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Является самой массовой, и широко распространенной формой занятий физическими уп-


ражнениями в быту различных контингентов трудящихся, осо­бенно у людей умственного труда. Ее основное назначение связа­но с переводом организма от пассивного состояния к деятельно­му, рабочему.

Число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10—12 и более раз. Продолжительность выполнения всех упражнений составляет 10—15 мин. Комплекс пе­риодически обновляется. Очередность упражнений должна выгля­деть примерно так: сначала ходьба, потягивание и дыхательные упражнения; затем поочередно выполняют упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, а также общего воз­действия (приседания, махи, выпады, прыжки и упражнения на расслабление). В заключение дается спокойная ходьба, сочетаемая с дыхательными упражнениями.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!