Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока



Приложение С

Непосредственно образовательный компо­нентздоровьесберегающих педагогических техно­логий реализуется в профессиональной деятель­ности учителя в учебном процессе. Ему необходи­мо обратить внимание на целый ряд аспектов. Среди них особого внимания заслуживают следую­щие вопросы, которые необходимо решатьв обуче­нии:

  • Учет в обучении индивидуальных особен­ностей школьников.Они включают целый ряд генотипических и фенотипических критериев. К первым относятся пол, тип темперамента, до­минирующее полушарие мозга, преобладающий тип памяти и др. последствиями.
  • Число видов учебной деятельности, исполь­зуемых учителем на уроке. Нормой считается 4-7 видов на урок. Однооб­разность урока способствует утомлению школь­ников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо по­мнить, что частые смены видов деятельности тре­буют от учащихся дополнительных адаптацион­ных усилий, а это также способствует росту утом­ляемости.
  • Позы учащихся и их чередование в зависи­мости от характера выполняемой работы.Вни­мание учителя к этому аспекту требуется в связи с тем, что значительная часть деформаций позво­ночника формируется именно в школьном возрас­те. Кроме того, характер позы школьника на уроке может служить показателем его психологичес­кого состояния, связанного с отношением к учите­лю. Например, диктат педагога ведет к тому, что ученики заметно напряжены, ожидая негативных реакций педагога в виде чрезмерных требований, упреков, приказов, окриков. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отража­ется на их характерах.

· Включение в содержательную часть урока , вопросов, связанных со здоровьем и здоровым об­разом жизни.Для этого при рассмотрении учеб­ного материала учитель может прибегнуть к де­монстрации примеров, прослеживающих такие связи, обратить внимание на формирование отно­шения к человеку и его здоровью как к ценности, на выработку понимания сущности здорового об­раза жизни и потребности в нем, по мере возмож­ности вырабатывать индивидуальный способ бе­зопасного поведения, практиковать обсуждение возможностей и последствий выбора того или ино­го поведения и т.д.

· Учет закономерностей динамики измене­ний умственной работоспособности в течение урока.Общая закономерность ее изменений в том, что в первые 5 мин любого урока идет привыка­ние к учителю и предмету. После этого работо­способность постепенно повышается, достигая оп­тимума приблизительно к 10-й мин. Устойчивая работоспособность длится около 10-15 мин в на­чальной школе, 20-25 мин в основной школе и 25-30 мин в старшей. Таким образом, примерно к 20-25-й, 30-35-й и 35-40-й мин урока на разных сту­пенях обучения соответственно отмечается утомление, которое не только означает снижение продуктивности учебной работы, но и заставляет организм работать с большим напряжением.



С учетом динамики изменений умственной ра­ботоспособности можно рекомендовать следующие виды педагогической деятельности на раз­личных этапах урока (табл.).

Таблица

Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока

Этапы урока Вре­мя, мин Нагрузка Деятель­ность
1. Врабатывание Относительно невелика Репродуктив­ная, переходя­щая в продук­тивную, повторение
2.Максимальная работоспособ­ность 20-25 Максимальная, снижение работоспособ­ности с 15-й (20-й) мин Продуктивная, творческая, изучение нового материала
3. Конечный порыв 10-15 Небольшое повышение работоспособ­ности Репродуктив­ная, отработка узловых моментов пройденного

Факторы организации и методики проведения урока, провоцирующие раннее наступление утом­ления:

♦ профессиональные ошибки и низкий уро­вень компетенции учителя;

♦ негативные особенности традиционной сис­темы школьного обучения;

♦ перегруженность школьных программ и ин­тенсификация учебного процесса;

♦ переполненность классов учащимися, за­трудняющая индивидуализацию учебно-воспита­тельного процесса;



♦ несоблюдение санитарно-гигиенических ус­ловий в классах и школе;

♦ нарушение организационно-педагогических требований к образовательному процессу.

Надо учитывать и то, что у школьников с ослаб­ленным здоровьем утомление наступает быстрее даже при умеренной учебной нагрузке. Визуаль­ный и психологический контроль наступления утомления учителем должен быть обязательным условием здоровьесберегающего урока.

Внешние проявления утомления учащихся:

♦ ослабление внутреннего торможения - дви­гательное беспокойство, частые отвлечения, рас­сеянность внимания;

♦ появление чувства усталости;

♦ снижение скорости и ритмичности выпол­нения заданий с увеличением числа ошибок;

♦ шум в классе;

♦ нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;

♦ изменение почерка;

♦ динамизм телодвижений (кривляние);

♦ вегетативные реакции - потливость рук, по­краснение лица, изменение частоты пульса;

♦ жалобы на головную боль, неприятные ощу­щения в животе;

♦ попытки учащихся младших классов помочь себе сосредоточиться «внешней» речью (прогова-риванием текста).

Общие и характерные симптомы утомления проявляются у школьников ощущениями физио­логического дискомфорта:

♦ болями и неприятными ощущениями в раз­ных частях тела;

♦ развитием отрицательных эмоций, раздра­жимости, нервозности, чувства бессилия, иногда -агрессии;

♦ ухудшением внимания;

♦ изменением отношения к работе и появле­нием желания отдохнуть.

У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, постепенно развива­ется переутомление, лежащее в основе многих психосоматических заболеваний. Поэтому предуп­реждение явного утомления, умелый контроль, поддержание и восстановление работоспособнос­ти школьников в процессе обучения - важные меры сбережения их здоровья. Но трудно ожидать, что активная умственная деятельность на уроке не будет давать утомления. Нормой считается, если его признаки появляются не ранее чем за 5-10 мин до окончания урока.

· Темп и особенности окончания урока.Желательно, чтобы завершение урока было спо­койным, учащимся была предоставлена возмож­ность задать учителю вопросы, а учитель мог про­комментировать задание на дом и попрощаться со школьниками.

Нежелательные характеристики окончания урока:

неоправданно быстрый темп заключитель­ной части, ее скомканность;

♦ отсутствие времени на вопросы учащихся;

♦ необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания;

♦ задержка учащихся в классе после звонка на перемену.

· Плотность урока - важный показатель не только активности школьников при выполне­нии учебной работы, но и критерий адекватности умственной нагрузки. Плотность урока рассчиты­вается как отношение времени, затраченного учеником на все виды учебной деятельности, ко всему времени урока, рассчитанное в процен­тах.

К учебной деятельности во время урока отно­сятся: участие в опросе, письмо, чтение, слуша­ние, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормальной считает­ся плотность урока в диапазоне от 60 до 75%. Но надо учитывать, что ее оптимальные значения сугубо индивидуальны для каждого школьника.

· Благоприятный психологический кли­мат на урокеслужит одним из показателей ус­пешности его проведения.) Урок неполно­ценен, если в ходе него не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остро­умных шуток, использования поговорок, афориз­мов, музыкальных минуток и т.д. Наличие в процессе урока неоправданных стрессов, от­рицательных эмоций, значительного психофи­зического напряжения, чувства взаимной не­приязни и т.п. может провоцировать развитие дидактогений.

· Интегральным показателем эффективности урокаможно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: спокойно-деловое, удовлет­воренное, умеренно-возбужденное или утомлен­ное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, взвинченное. Не меньшее значение имеет состоя­ние учителя.

· Физкультурно-оздоровительный компонент. Этот компонент реализуется че­рез оптимизацию двигательного режима учащихся непосредственно в образовательном учреждении.
Умелое чередование умственных и мышечных нагрузок призвано не только предупредить нарушения здоровья школьников (осанки, зрения, ды­хания, иммунитета, кровообращения и пр.), но и восстановить их умственную работоспособность. Для этого можно использовать различные сред­ства и формы организации двигательной актив­ности:

гимнастика до занятий способствует более организованному их началу, позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятие, внимание, память и др.);

♦ физкультминутки при первых признаках наступающего утомления 1-2 раза в ходе урока в течение 1-1,5 мин;

♦ физкультпаузы при обычной структуре урока проводятся в течение 2-3 мин приблизи­тельно на 25-30-й мин урока.

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!