Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Институциональная база изучения эзотерики



Отдельные исследования, которые можно отнести к домену «западной эзотерики», в ее современном понимании, появились еще до возникновения самого термина эзотерика. Так, например, известный труд Готфрида Арнольда «Беспристрастная история церкви и еретиков» [Arnold 1729] описывает еретические и теософские течения в христианской мысли, которые многими современными исследователями относятся к разряду эзотерических. Пионерами изучения эзотерики на Западе являются такие исследователи, как Карл Кизеветтер с его «Историей новейшего оккультизма» [Kiesewetter 1891] и Огюст Виат, посвятивший свой труд «оккультным источникам романтизма» [Viatte 1928]. Однако академическое изучение эзотерики на Западе в том виде, в котором оно существует в настоящий момент, во многом было инициировано исследованием Фрэнсис Йейтс «Джордано Бруно и герметическая традиция» [Yates 1964].

В своем исследовании Йейтс не только обратила внимание на важность традиции герметизма для понимания эпохи Возрождения и начала Нового времени, но и выдвинула довольно провокационный тезис, суть которого заключается в значении герметизма для зарождения науки в ее современном понимании. Йейтс утверждала, что герметическая философия и алхимическая практика явились значительным, если не самым значительным, импульсом для научной революции.

По сути, предложенная Йейтс теория стала первой комплексной парадигмой для изучения «западной эзотерики», хотя сама она этот термин не использовала. Под «герметизмом» американская исследовательница понимала традицию, связанную с именами Пико делла Мирандолы, Джордано Бруно и Джона Ди, и продолженную розенкрейцерами в XVII в. (ср.: [Hanegraaff 2005a, 339]).

Провокационность тезиса Фрэнсис Йейтс заключается прежде всего в том, что в качестве универсального ключа к пониманию зарождения современной науки предлагалась магия.

Это мнение инициировало продолжительные прения о месте и роли магии и герметизма в истории философии и науки.

Иными словами, данная проблематика впервые стала объектом широкой научной дискуссии. Так, например, появились работы о роли алхимии в работах Исаака Ньютона [Dobbs 1991, Westfall 1993] и других известных мыслителей. Несмотря на то, что тезис Йейтс был подвергнут жесточайшей критике и в его радикальной формулировке вряд ли разделяется сейчас хоть одним из современных западных исследователей эзотерики, значение работ Фрэнсис Йейтс лежит, прежде всего, в том, что эзотерическая, магическая и мистическая тематика перестала быть маргинальной и стала вполне легитимной темой научных исследований.



В 1965 г. по инициативе Анри Корбена в Сорбонне, на отделении религиоведения «Практической школы высших исследований» была создана кафедра «Истории христианской эзотерики». Однако целенаправленное изучение эзотерических течений началось лишь в 1979 г. с призванием на эту кафедру Антуана Февра и переименованием ее в кафедру «Истории эзотерических и мистических учений в Европе эпохи Нового времени и современности» («Histoire des courants esoteriques et mystiques de l’Europe moderne et contemporaine»). Это переименование носило программный характер, так как объект исследований теперь формально выходил за рамки христианской традиции. Таким образом, в середине 1960-х гг. произошла институционализация изучения эзотерики. Впервые появилась университетская кафедра, специализирующаяся на исследовании эзотерических течений, и было положено начало их централизованному изучению, тогда как ранее исследования на эту тему носили спорадический и разрозненный характер.

Данная новация получила свое дальнейшее развитие в 1999 г., когда при Амстердамском университете была создана кафедра «Истории герметической философии и связанных с ней течений» («Geschiedenis van de Hermetische Filosofie en verwante stromingen»; англ.: «History of Hermetic Philosophy and Related Currents» - см. сайт кафедры: http://www.amsterdamhermetica.nl ). Однако основным объектом научного исследования и двигателем учебного процесса кафедры является не столько выведенная в ее наименовании «герметическая философия», сколько «западная эзотерика» – Western Esotericism. Кафедру возглавляет профессор Воутер Ханеграаф, автор многочисленных теоретических статей и книг по данной тематике.На кафедре вместе с ним работают еще два профессора: Марко Паси и Коку фон Штукрад . Кафедра целенаправленно готовит религиоведов, которые специализируются на изучении эзотерических течений. Существует соответствующая магистерская программа и аспирантура.



Справедливости ради надо отметить, что, хотя эта кафедра официально является частью Амстердамского университета, ее возникновение явилось плодом личной инициативы, и существование ее до сих пор обеспечивается за счет частных средств. Финансирует кафедру нидерландская меценатка Розали Бастен из Антверпена, которая еще в свою бытность студенткой интересовалась данной тематикой, но за отсутствием соответствующего предмета в университете не смогла реализовать своего интереса.

На сегодняшний день амстердамская кафедра является, пожалуй, самым крупным центром изучения эзотерики в Европе. Надо сказать, что концентрация эзотериологических» штудий именно в Нидерландах по-своему не случайна. Этому, безусловно, способствовали и либеральная атмосфера данной страны в целом, и развитие религиоведческих факультетов, в частности. Так, например, за последние несколько десятилетий большинство теологических кафедр и факультетов страны были преобразованы в религиоведческие. Для сравнения: в соседней с Нидерландами ФРГ создание подобной университетской структуры в настоящее время вряд ли представляется возможным. Эмансипация религиоведения от теологии, несмотря на значительное количество религиоведческих кафедр и факультетов, в Германии все еще находится в процессе развития. Возможно, это отчасти связано с тем, что для многих германских исследователей религии тема эзотерики до сих пор является в лучшем случае маргинальным, чтобы не сказать нелегитимным, предметом научного дискурса.

Во многом благодаря активности нидерландских религиоведов изучение эзотерики в последние годы вышло на международную арену. В течение последних нескольких лет появились академические сообщества, объединяющие и поддерживающие исследователей религии, специализирующихся в данной области. Например, в 2005 г. было основано «Европейское общество изучения западной эзотерики» («European Society for the Study of Western Esotericism» (ESSWE) - см. сайт Общества: http://www.esswe.org). В США действует «Ассоциация исследователей эзотерики» («The Association for the Study of Esotericism» (ASE) - см. сайт Ассоциации: http://www.aseweb.org).

В последние годы можно констатировать настоящий бум изучения эзотерики в Западной Европе. Появилось множество публикаций, выпускается научный журнал «Aries», специально посвященный этой тематике. Среди наиболее важных изданий выделяется вышедший в 2005 г. под редакцией В. Ханеграафа «Словарь гнозиса и западной эзотерики» [Dictionary of Gnosis and Western Esotericism 2005], к созданию которого были подключены лучшие специалисты в этой области со всего мира.

Кроме того, ежегодно проводятся международные конференции, посвященные истории эзотерических течений и разработке концепции «западной эзотерики». Крупная конференция, организованная уже упомянутым «Европейским обществом изучения западной эзотерики», прошла в Тюбингене в Германии в июле 2007 года. В августе того же года в Турку (Финляндия) состоялся первый скандинавский конгресс, посвященный западной эзотерике [Western Esotericism 2007].

Кроме того, в рамках ежегодных религиоведческих конференций организуются соответствующие секции. Так, например, на конференции «Немецкой ассоциации исследователей религии» («Deutsche Vereinigung fur die Religionswissenschaft» (DVRW)) в 2007 г., на конгрессе «Европейской религиоведческой ассоциации» («European Association for the Study of Religion» (EASR)) в г. Брно (Чехия), а также на Лондонской конференции, посвященной новым религиозным движениям10, в 2008 г. были организованы секции «западной эзотерики».

Все это определенно свидетельствует о растущем интересе к академическому изучению эзотерики. Однако среди современных западных исследователей до сих пор нет единства ни в трактовке самих понятий «эзотерика» или, если точнее, «западная эзотерика», ни во временных рамках, ограничивающих это явление, ни в методологических подходах к его изучению.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!