Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Эзотерическое и экзотерическое в религии. Современные эзотерические учения и культы



Религиозный фундаментализм: определение, причины становления и распространения.

Религиозное и национальное в современном мире: модели взаимоотношений. Религиозный фактор в современных этнополитических конфликтах

Эзотерическое и экзотерическое в религии. Современные эзотерические учения и культы.

Эзотеризм имеет глубокие исторические корни. На Западе и Востоке он проявляется по-разному, однако есть основания говорить об эзотеризме вообще, так как его проявления, как правило, обладают сходными характеристиками. Истоки эзотеризма связаны с религиозными практиками т.н. “примитивных” обществ: магия, шаманизм и пр. Сюда же включены мифологии и мистерии цивилизаций Древнего мира: Вавилона, Египта, Индии и Китая, Греции и Рима. Другим источником, имеющим право называться “учением” в полном смысле слова, является определенная часть религиозной философии Востока и Запада (гностицизм, герметизм, пифагореизм, стоицизм, неоплатонизм и др.). В особом ряду стоят религиозно-мистические учения, оформившееся в XIX-XX вв. (масонство, теософия, антропософия, традиционализм и др.).

Близкий к современному вид “таинственного” (эзотерического) учения появился уже в начале нашей эры. Существенной причиной возникновения “тайного знания”, было, как предполагает наука, взаимодействие и смешение различных культурных и религиозных традиций народов в Римской империи (синкретизация). В начале первого тысячелетия возникает герметизм, вобравший в себя элементы гностицизма, египетскую магию, частично греческую мифологию и философию, библейские сказания и пр. Статус герметизма в общественной мысли Европы вплоть до XVII века был очень высок и претендовал на роль высшего сакрального знания. (Швейцарскому ученому Исааку де Казабону удалось доказать, что, судя по особенностям языка, автор большинства книг “Герметического корпуса” жил не ранее I в. н.э. и не мог быть современником Моисея, как считалось ранее).

В Средние века на европейскую философию большое влияние оказывала мусульманская и еврейская литература, в том числе научная и эзотерическая. Многие трактаты мусульманских мистиков, астрологов и алхимиков были известны не только в узком кругу интеллектуалов, но и пользовались широкой популярностью. (Авторство многих из них приписывалось Аристотелю и Платону). Не менее популярными в философии и в массовом сознании были каббалистические течения. На этой почве, а также вследствие развития собственно европейской науки в эпоху Возрождения, возникла масса эзотерических учений и трудов. В средневековой городской среде получает распространение термин “оккультизм”. Он включает в себя традиционный набор “тайных наук”: астрология, алхимия, магия, теософия. Церковь и государство довольно долго не выражали однозначного отношения к этим “наукам”, и костры инквизиции загорелись, когда оккультизм стал неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. Длительную эволюцию претерпела астрология. Выделялось два основных этапа этого процесса: астротеология и астромифология. Первый этап подразумевал поклонение небесным богам. Второй включал в себя огромный период, когда влияние звёзд на человека обосновывалось в рамках того или иного учения о космосе. Принципиально важно было различать веру в то, что звёзды делают судьбу человека, и веру в то, что звёзды сообщают своим положением, какова будет его судьба. Критика астрологии имеет длительную историю. Еще античные философы задавались вопросом, почему люди с разными гороскопами могут утонуть на одном корабле; или: если вор украл под влиянием звёзд, то виновен ли он? Нередко астрология выполняла в системе эзотеризма роль космологии, т.е. общего учения о природе. Изучение тайн земли было приоритетом алхимии. В основе этого учения лежит идея Первоматерии, которая, будучи ближе всего к источнику бытия, обладает совершенными свойствами: всё делает прекрасным и цельным, то есть исцеляет от всех болезней человека, металл же превращает в золото (истинное, здоровое состояние металла) и т.д. Алхимические процессы нередко толковались символически, как духовное преображение человеческой личности. (Обе эти трактовки безболезненно сосуществовали в сознании одного и того же человека). Одним из древнейших и наиболее распространенных способов воздействия человека на окружающий мир была магия. В классификации Корнелия Агриппы фон Неттесхеймского она является обобщающим понятием для всех видов оккультизма, а также вбирала в себя доминирующее в то время христианское богословие.





В Новое время одной из наиболее распространенных и популярных форм эзотеризма стал спиритизм, имевший своими истоками древнейшие практики общения с духами и шаманизм. В явной или в скрытой форме, он присутствует во всех формах эзотеризма, в том числе и в основной теоретической базе современного эзотеризма – теософии. Источниками современной теософии можно назвать отдельные традиции толкования индийских Вед, а также философию неоплатонизма. Этапным событием оказавшим решающее значение на ход современного эзотерического процесса стало опубликование во втор. пол. XIX фундаментального труда Е.П. Блаватской «Тайная доктрина». В основу масштабного синкретического учения были положены фактически все известные на то время религиозно-мистические и философские учения. Однако «дух учения», главным образом составила ведическая традиция. Благодаря ей неотъемлемой чертой теософии стала вера в неизбежное поступательное «вызревание» человеческого сознания на основе переселения душ. Приход рационалистического мышления нанёс оккультизму ощутимый урон. Переворот в представлениях о планетах, звёздах, физико-химической структуре материи и её законах, биологии, географии, как казалось, не оставлял места тайне. (Например, все астрологические подсчеты становятся бессмысленны, если Земля не будет помещена в центр мира, как то утверждает астрология халдеев, Птолемея и Роджера Бэкона). Вместо астрологов ход болезней и погоду стали предсказывать медицина и метеорология.

Однако, к концу ХХ века стало ясно, что в космосе и внутри самого человеке, не всё так просто и схематично как это казалось ранее. В особенности это касалось «странных открытий в физике» (квантовая механика) и страшных открытий истории (мировые войны). Трезвый разум Просвещения не дал счастья человечеству, и оно в середине ХХ века тотально обращается не только к традиционным религиозным формам Востока и Запада, но и к полузабытым формам рационального и иррационального познания. Его все чаще интересует не “светлое будущее”, а покрытое мраком прошлое: бессознательное раннего детства, “прошлые жизни”, забытые религии, сакральная медицина и т.п. В “глубинной” психологии К.Г. Юнга предлагается своеобразная трактовка эзотерической символики магии и алхимии. Он считает, что эти виды рациональности непосредственно связаны с базовыми архетипами сознания человечества, присущи каждому и передаются генетически. Кроме того, углубление внутрь себя часто приносит душевное сближение с собратьями по внутреннему кругу, что также лечит раны отчуждения от общества, природы и самого себя. На многие проблемы современная наука пока отвечает неоднозначно, что свидетельствует о необходимости глубоких и объективных исследований одной из наиболее «интимных» – сфер религиозно-мистической жизни человечества.

Термин «Эзотерическое» появился в н. 20 века

Концепции:

1. научный романтизм Гете, размышления о протофеномене, знание, которое дано избранным;

2. «Концепция неявного знания» М. Полани (интуитивное знание)

3. Интуитивизм А. Пуанкаре, попытка объяснить знание из предчувствования

4. Фейерабенд «Методологический анархизм»

Эзотерическое появляется тогда, когда признают существование неких субстанций; которые нельзя подвести под понятие «духовное» (внутренняя сущность явлений)

Экзотерическое – внешняя сущность явлений.

Существует 2 реальности:( понятие реальности)

1. Идеальная реальность

2. Обязательное изменение себя и Космоса.

Отсюда, 2 характерные цели:

1. Познавательная (познание фактов, лежащих за пределами обычного опыта)

2. Супер-цель (цель власти, управление процессами внешнего мира)

Особенности: отсутствует периодичность; основано на герметизме; знание статично.

Мистика – тайное, но доступное не только посвященным, но и большому кругу людей (Р. Штайнер)

Спиритизм – существование сверхъестественного мира (американский, европейский)

Спиритуализм – (душа, дух) рассматривает дух в качестве основы действительности. (Бергсон) Введен в оборот в н. 19 в. Возможность работы с первоосновой.

Оккультизм- общее название учений, которые признают существование сил, скрытых в человеке и космосе, но возможные для изучения.

Научный оккультизм – объединяет в себе характеристики спиритизма и оккультизма. В 1870 –время появления диалектического общества. Туда входили эксперты, которые исследовали спиритизм экспериментальным путем. ( пример Менделеев.)

Главные этапы формирования оккультизма

12 в. – первый свод учений Каббалы (Раби Авраам Бен Давид)

13 в. – А. Великий – учитель оккультизма

14.в – Р. Лулий « Великое искусство» магия и алхимия

15в. – Граф Пике Миранделла (Мир видимы и мир невидимый – едины! (Каббала))

16 в. – Корнелиус фон Неттесхайн 3т. «Оккультная философия»

Агриппа -основатель современного оккультизма.

16-17в. – изобретение микроскопа и телескопа ( упадок оккультизма)

17-18 в.- возрождение оккультизма ( масоны и розенкрейцеры)

19 в. – врачи проявляют внимание к оккультным учениям Ф. А. Месмер ( 1733-1815), швейцарский врач, гипнотизер, основатель учения о «животном магнетизме»

1768г. – он написал диссертацию « О влиянии планет на людей» ( магнитные бури)

Е.П. Блаватская использует его эксперименты

20в. – мировой экономический кризис

Научный эзотеризм

Антропософия А. Штайнера

- воспринимается на веру

- основано на Жанре суггестии (норативная суггестия –метод, который опирается на легенды, предания.)

- Слово обладает мистической силой (проговаривание через себя определенной мистической формулы, введение себя в транс).

Система инициации

Обряд посвящения для .. бога Гермеса, Тотта, Меркурия )

3 функции

1. посвящение

2. неофит

3. посвященный мастер

Ступени

1 Беломагическое посвящение ( уничижение себя)

2. Черномагическое посвящение ( возвышение себя)

1 стадия : испытать неофита (1+4)

2 стадия : Астральных испытаний страсть, совесть, страх

Страсть: противостояние соблазну; не использовать победу , одежанную собственными деяниями.

Совесть: сохранить тайну

3 стадия: нейтрализация бинеров

Посвятительная система : дух-материя, добро-зло, жизнь-смерть, эссенция-субстанция, справедливость – насилие. Неофит должен отказаться от того, что он знал раньше.

1. Этическая (нравственное совершенствование, изменение характера)

- освобождение чувственности

-гнева

- тщеславия

- жадности

- зависти

- способности противостоять внешнему влиянию

2. Техническая (достижение совершенства)

Осознание единства со всем Абсолютом.

2. Личное Я, с мировым Я ( на голове повязка 7 головой змеи)

Иерофант ( повязка с 1 головой змеи) – становится разумным, волевым, освобождение от господства чувства.

Испытания : смертью, огнем и мечом.

Современное посвящение:

1. Физическое упражнение с большой сосредоточенностью

2. «тренировка души» (иллюзии) , Вызывание различных эмоций и переживание их

3. Упражнения , связанные с технической концентрацией ( интеллектуальное, эмоциональной, духовное). Это умение приобретается путем « молчание-разговор» и т.д.

Д.В. Пивоваров

Эзотеризм. Сакральное соположено с тайной, таинственностью, невыразимостью и секретностью. В этом аспекте оно раскрывается понятием эзотеризма, определяемом как нечто тайное, известное только особо посвященным, скрытое, неясное, запутанное. В философии античной Греции эзотерическим называли учение, которое передается из уст учителя в уста избранных учеников. Например, пифагорейские истины, дошедшие через Платона до александрийских неопифагорейцев, имели своей целью пронизать дух и душу ученика нерационализируемой мудростью.

Эзотеризм противоположен экзотеризму профанному, постороннему, открытому непосвященному, общепонятному и общедоступному), то есть знанию, доступному всем и имеющему публичный статус. В любом более или менее глубоком учении существуют взаимодополняющие друг друга моменты эзотеризма и экзотеризма подобно тому как дополняют друг друга дух и буква учения, сущность и явление, ядро и скорлупа ореха. Древнегреческим философским учениям предшествовали религиозные мистерии, тайные действа; так, мисты клялись не разглашать того, что им было открыто во время элевсинских мистерий.

Эзотеризм объективно обусловлен тем, что никакая объективная сущность не может быть до конца выявлена и исчерпывающе выражена в формах образного познания; непостижимые и невыразимые аспекты сущности в лучшем случае категоризуются особыми символами. Секретная сторона бытия частично постигается мистическим вживанием в эти символы (например, в имена). Эзотеризм связан, во-первых, с запретами на разглашение секретов ремесла, науки, искусства, религии, мистической философии, а во-вторых, с запретами на обучение посторонних устной или письменной символике тайной доктрины.

Низший уровень эзотеризма тайна, воспринимаемая в молчании. Средний уровень то, о чем запрещено говорить. Высший уровень то, о чем трудно говорить из-за объективной невыразимости самых глубоких истин.

В любом религиозном учении есть эзотерическая и экзотерическая стороны. Вместе с тем эзотеризм не обязательно носит религиозный характер. Эзотеризм сопряжен с постижением предельных сущностей бытия через такие способности духа, как вера, совесть и мистическое прозрение.

Магия - 1)принцип взаимодействия сущностей с законами природы и материалом. Можно сказать, что магия — набор приемов воздействия на окружающую среду с целью получения каких-либо результатов. 2) способ осуществления желаемых перемен в мире физических явлений. Процесс формирования и развития человеческой личности. Магию не следует путать с трюками иллюзиониста, с предрассудками или с оккультными ритуалами.

Астрология — наука, связующая воедино символические элементы, означающие планеты, созвездия, узлы и т.д., в некую формулу, описывающую исходные данные и качества живого Целого, в том числе человека, в ключе закона причинно-следственных связей. Гороскоп можно рассматривать как матрицу следствий кармических клише, наработанных в предыдущих воплощениях. Причина же того, что гороскоп сформировался тем или иным образом, зашифрована в его символах. Нетрадиционная астрология позволяет вскрывать эти причины, обусловленные отклонениями по Качествам, и показывает пути их исправления.

Алхимия – у средневековых мистиков: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи не существующего в природе, фантастического философского камня.

Теософия - (греч. theos - бог, sophia - мудрость) - Религия Мудрости или "Божественная Мудрость". Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении теософия есть чисто божественная этика. (теософский словарь Е.И.Блаватской)

ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской интерпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является резкий дуализм – противопоставление духа и материи. В основе гностического мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим образом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был сотворен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую гностики именуют Демиургом.

Герметизм — религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространённой легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности — Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.

Согласно традиции, герметизм — это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

Изучение эзотерики в Западной Европе: институты, концепции, методики


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!