Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Экономическая сущность сервисной деятельности



Рассмотренные выше особенности научно-теоретического ана­лиза услуг позволяют раскрыть сущность сервисной деятельности как хозяйственного явления. Эта деятельность представляет собой разновидность экономической активности, направленной на со­здание общественных благ, оказание услуг, производство сервис­ных продуктов в рамках рыночных отношений и на базе професси­ональной подготовки работников. Сервисная деятельность генери­руется(т.е. производится, реализуется) специализированными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами.Эти субъекты, оценивая масштабы и содержание общественных по­требностей, стремятся удовлетворить их, предлагая всем желаю­щим свои услуги.

В качестве субъектов выступают конкретные предприниматели либо коллективы сервисных организаций. Укажем номенклатуру таких организаций:

♦ фирмы, в том числе специализированные - например, ту­ристские, гостиничные, лечебные;

♦ предприятия, в том числе специализированные - транспорт­ные, авиационные, ремонтные, торговые;

♦ бюро, конторы - юридические, информационно-реклам­ные, жилищно-эксплуатационные;

♦ учреждения (правоохранительные, учреждения культуры и др.) - отделения милиции, кинотеатры, театры, музеи, биб­лиотеки;

♦ организации - прокатные, банковские, складские, страхо­вые, охранные, в сфере искусства и др.

В отличие от бескорыстных и добровольных услуг, которые люди оказывают друг другу в рамках семейно-родственных, дружеских отношений, деятельность субъектов сервисной деятельности пол­ностью или частично основывается на принципах рыночного об­мена, а также строго подчинена регламентациям правового и ад­министративно-организационного характера. Так, бизнес в сфере услуг осуществляется целиком на коммерческой базе, нацеливаясь на достижение высокой производительности труда, низкой себе­стоимости и конкурентоспособности услуг. В то же время многие государственные учреждения осуществляют обслуживание населе­ния на смешанной основе: частично на коммерческих основах, частично на базе механизма безвозмездного перераспределения общественных благ. В целом сервисная деятельность позволяет удов­летворить широкий спектр общественных и индивидуальных по­требностей населения, тем самым эффективно развивая экономи­ческие и социальные отношения современного типа. Поведение потребителей, включенных в сервисную деятельность, также от­личается рациональным целеполаганием, учетом своих интересов, правовой регламентацией.



Все это говорит о том, что, функционируя в рамках рыночных отношений обмена, сервисная деятельность регулируется этими отношениями, формируется в соответствии с их требованиями. Однако, как было отмечено, уже на первоначальном этапе зарож­дения науки о сервисе характер труда по оказанию услуг насыщен целым рядом внерыночных элементов.

Таким образом, осуществляя услугу, работник сервиса имеет дело с весьма тонкими свойствами конкретных вещей, а также с социальными связями, психологией и сознанием людей. В этой ситуации его труд непросто вычленить и оценить с точки зрения того, какие трансформации происходят под его воздействием в окружающей действительности и как меняется в результате этого сама хозяйственная практика. Усилия, предпринятые в производ­стве услуг, оказываются более сложными по своему характеру, структуре, а также по объективным качествам, что затрудняет оцен­ку их результативности.

Вместе с тем труд, связанный с услугами, приобретает свою рыночную цену. Современные экономисты справляются с объек­тивным определением того вклада, который осуществляет сервис­ная деятельность в приумножение национального богатства стра­ны. В этом им помогает государственная статистика.

В последнее десятилетие отечественная статистика переходила на новые, более точные способы учета. Сервисная деятельность, выступающая полноправным объектом купли-продажи или через механизмы государственного перераспределения, также представ­лена в статистических данных, отображенных в объективных сто­имостных показателях. Эти показатели включаются в комплексные показатели экономического развития страны - в валовой нацио­нальный доход, в национальный доход, в валовой общественный продукт. Во всех этих комплексных показателях сфера услуг пред­ставлена двумя типами показателей: рыночными и нерыночными, каждый из которых получает адекватную стоимостную форму. Тем самым имеет место более точная оценка удельного веса сервисной деятельности в процессе приращения общенационального богат­ства*.



Однако признание показателей сервисной деятельности пол­ноправным компонентом национальной статистики не отменяет специфики данной деятельности сравнительно с промышленным или сельскохозяйственным производством. В определении конеч­ного экономического эффекта сервисной деятельности остается немало нерешенных проблем, что вынуждает исследователей и производственников осуществлять подсчет на основе косвенных данных через качественные оценки, а не количественные показа­тели.

* См.: Сфера услуг в России: Стат. сб. / Пред. редкол. М. Н. Сидоров. М: Госком­стат России, 2000.

 

Ниже перечислим те признаки услуг, которые сообщают сер­висной деятельности как экономическому явлению специфичес­кий характер.

♦ Процесс оказания услуг представляет собой особого рода деятельность, для которой характерно партнерское взаимодействие производителя и потребителя. Результатом этой деятельности выс­тупают польза, блага, особо значимые для потребителя услуг, в силу чего он оплачивает труд производителя услуг по рыночной цене.

♦ Оказываемые услуги носят неосязаемый, невещный харак­тер, хотя для производства услуг, как правило, необходимы мате­риальные ресурсы, вещества, техника, специальное оборудование.

♦ Услуги не существуют до начала их предоставления; их нельзя хранить и складировать. Процесс производства услуг происходит одновременно с процессом их потребления.

♦ Потребитель нередко принимает прямое участие в процессе оказания услуги. Однако генерация целого ряда услуг возможна без присутствия потребителя; потребитель может появиться на определенном этапе оказания услуги, но он обязательно должен появиться, так как без него услуга не приобретет своего заверша­ющего характера.

♦ Потребитель услуг не может становиться их собственником. Но это не относится к вещам, относительно которых оказывается услуга (например, отремонтированный утюг, сшитый костюм).

♦ Оказание услуг - это деятельность, поэтому услуги не могут быть протестированы и оценены прежде, чем покупатель их опла­тит.

♦ Конкретная услуга представляет собой конкретную потреби­тельную стоимость лишь в определенное время на данном направ­лении, что резко ограничивает возможности ее замещения на рынке. Спрос на услуги характеризуется значительными колебаниями.

Все указанные качества делают услуги и сервисную деятель­ность в целом особым видом экономической активности, требующей от производителей мастерства, жизненного опыта, предпри­имчивости, умения ладить с людьми. Постоянно взаимодействуя с потребителями, производители отрабатывают приемы труда и по­ведения, которые позволяют им осуществлять массовое обслужи­вание, одновременно учитывая групповые и индивидуальные зап­росы.

Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуя и допол­няя активность друг друга, создают сервисные продукты.Сервис­ный продукт явление более сложное и емкое, нежели конкретная услуга. Данный продукт складывается из действия таких важных компонентов, как:

♦ труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности услуг (работников конкретного сервисного предприятия и смежных предприятий);

♦ функционирование вспомогательных механизмов, техничес­кого оборудования, задействованных в создании продукта;

♦ используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.

В производстве целого ряда сервисных продуктов могут быть использованы природные ресурсы (например, в туризме, в сана­торном лечении), рукотворные объекты (в экскурсионном обслу­живании), без которых невозможно удовлетворить специфические запросы людей. В ходе генерации сервисного продукта приобрета­ют особое значение неосязаемые компоненты услуг: общая атмос­фера, созданная в фирме по отношению к потребителю, настрое­ние конкретного работника, оказывающего услуги, уют в зале об­служивания, даже вид из окна - все эти детали и порой неуловимые нюансы формируют сервисный продукт конкретного предприя­тия.

В целом сервисный продукт отображает комплексную природу сервисной деятельности, а также взаимодополнительный харак­тер разных ее направлений и видов.

Разные сервисные продукты могут генерироваться не только на уровне организаций и фирм, но и на уровне отраслевой, реги­ональной, национальной практики в целом. Например, нацио­нальный туристский продуктскладывается из:

♦ собственно туристских услуг (работы туроператоров и тур­агентств, перевозок, размещения, экскурсионных услуг);

♦ услуг потребителей не туристского профиля - финансового, банковского, охранного, страхового и др.;

♦ товаров туристского ассортимента (сувениры, продовольствен­ные товары и др.);

♦ работы систем предприятий туристской и смежных отраслей;

♦ деятельности квалифицированных кадров и вспомогательно­го персонала;

♦ природно-климатических и ландшафтных ресурсов;

♦ социально-культурных объектов и исторических памятников.

На рынке услуг в рамках национального туристского продукта существует множество разновидностей конкретных продуктов в рамках отдельных направлений и сегментов сервисной деятельно­сти, а также коллективов предприятий и фирм.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!