Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Файловые архиваторы программного обеспечения



2.1 http://www.freeware.ru

2.2 http://www.softodrom.ru

2.3 http://www.softbox.ru

Музыка

3.1 http://www.rmp.ru

3.2 http://www.delit.ru

3.3 http://www.zvuki.ru

Литература

4.1 http://www.lib.ru

4.2 http://www.litera.ru

4.3 http://www.klassica.ru

Кино

5.1 http://www.kinoexpert.ru

5.2 http://www.film.ru

5.3 http://www.kinomania.ru

Работа

6.1 http://www.job.ru

6.2 http://www.zarplata.ru

6.3 http://www.rabota.ru

Новости и СМИ

7.1 http://www.rbc.ru

7.2 http://www.gazeta.ru

7.3 http://www.dni.ru

Общение

8.1 http://www.ixbt.ru

8.2 http://www.talk.ru


Лабораторная работа № 4
Создание и форматирование таблиц

1. Запустите текстовый процессор.

2. Создайте новый документ.

3. Выполните команду: вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Таблицы ► кнопка .

4. Задайте число строк и число столбцов таблицы в соответствии с ниже представленной структурой (рис. 4). Заполните ячейки таблицы данными.

 

№ маршрута Название маршрута (пункт отправления – конечный пункт) Время отправления Время прибытия
       
       
       
       

Рис. 4. Структура таблицы

5. Поместите курсор в созданную таблицу и выполните команду: Работастаблицами►вкладка ленты Конструктор►панель инструментов Стилитаблиц.Выберите вариантоформления таблицы.

6. Поместите курсор в таблицу и выполните команду: вкладка ленты Ссылкипанель инструментов Названия кнопка . Установите параметры: подпись таблица, положение над выделенным объектом. Сопроводите таблицу заголовком: Автобусные маршруты.

7. Вставьте еще несколько строк в таблицу. Для этого поместите курсор в таблицу и выполните команду Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет ► панель инструментов Строки и столбцы кнопка .

8. Заполните ячейки таблицы данными.

9. Вставьте в таблицу еще один столбец справа и назовите его Цена билета. Заполните ячейки.

10. Используя команду Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет панель инструментов Объединить ► кнопка (кнопка ) приведите таблицу к данному виду:

Таблица 1. Автобусные маршруты



№ маршрута Название маршрута (пункт отправления – конечный пункт) Время Цена билета, руб
отправления прибытия
         
         
         
Итого:  

Рис. 5. Форматирование таблицы

11. Вставьте еще два столбца: Количество проданных билетов и Общая стоимость.Установите автоматическую расстановку переносов (Разметка страницы ► Параметры страницы ► кнопка ).

12. Выровняйте текст в заголовках столбцов таблицы по центру ячейки (Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет панель инструментов Выравнивание кнопка). Измените направление текста в ячейках Отправление и Прибытие (Работа с таблицами ► вкладка ленты Макет панель инструментов Выравнивание кнопка ).

13. Окончательный вид таблицы показан на рис. 6.

 

Название маршрута (пункт отправления – конечный пункт) Время Цена билета, руб Количество проданных билетов, шт Общая стоимость, руб
отправления прибытия
             
             
             
Итого:      

Рис. 6. Окончательный вид таблицы

14. Посчитайте Общую стоимость и сумму в ячейке Итого, используя команду Работа с таблицами ►вкладка ленты Макет ► панель инструментовДанные ► кнопка.

В записи формулы используются адреса ячеек, числа, функции, знаки математических операций сравнения.

Адрес ячейки содержит имя столбца и номер строки (рис. 7).



A1 B1 C1 D1
A2 B2
A3 B3 C3 D3 E3
A4 B4 C4 D4 E4

Рис. 7. Адресация ячеек

Рассмотрим пример: в ячейке Е3 нужно посчитать произведение содержимого ячеек С3 и D3. Для этого в поле Формулавводим формулу: = С3 * D3, либо воспользуемся встроенной функцией =PRODUCT(C3;D3).

Чтобы посчитать сумму, воспользуйтесь функцией SUM. Диапазон суммируемых ячеек, Х1, Х2,.., Х5 записывается как SUM (Х1:Х5).

15. Постройте диаграмму, показывающую количество проданных билетов на различные маршруты. Вставьте базовую диаграмму командой: вкладка ленты Вставка►панель инструментовИллюстрации► кнопка

. Замените содержимое базовой таблицы содержимым своей таблицы.

16. Создайте таблицу, представленную на рис. 8.

№ п/п ФИО сотрудника Должность Заработная плата, руб.
Сорокин Н.И. Менеджер
Попова С.Д. Директор
Киселев Т.О. Программист
Петров И.И. Бухгалтер
Носкова П.Е. Секретарь

Рис. 8. Заработная плата сотрудников

17. Постройте диаграмму, показывающую заработную плату каждого сотрудника (рис. 9).

Рис. 9. Гистограмма

18. Постройте круговую диаграмму, отражающую зависимость заработной платы сотрудников от занимаемой должности (рис. 10).

Рис. 10. Круговая диаграмма


Лабораторная работа № 5
Стилевое форматирование

Стилемназывается набор параметров форматирования, который применяется к тексту, таблицам и спискам, чтобы быстро изменить их внешний вид. Стили позволяют одним действием применить сразу всю группу атрибутов форматирования.

Например, вместо форматирования названия в три приема, когда сначала задается размер 16 пунктов, затем шрифт Arial и, наконец, выравнивание по центру, можно применить стиль заголовка.

Ниже приведены различные типы стилей.

· Стиль абзаца полностью определяет внешний вид абзаца, то есть выравнивание текста, позиции табуляции, междустрочный интервал и границы, а также может включать форматирование знаков.

· Стиль знака задает форматирование выделенного фрагмента текста внутри абзаца, определяя такие параметры текста, как шрифт и размер, а также полужирное и курсивное начертание.

· Стиль таблицызадает вид границ, заливку, выравнивание текста и шрифты.

· Стиль списка применяет одинаковое выравнивание, знаки нумерации или маркеры и шрифты ко всем спискам.

 

1. Скопируйте документ internet.doc к себе в папку и откройте его. Данный документ состоит из заголовков, подзаголовков и основного текста. При форматировании данного текста будем использовать стили оформления.

2. Выделите первый абзац и выполните команду: вкладка ленты
Главная панель инструментов Стили Обычный. Для заголовка Введение примените стильЗаголовок 1 т.е. заголовок первого уровня.

3. Если параметры стандартных стилей нас не устраивают, то можно создать собственные стили на основе имеющихся. Создадим стиль для заголовков первого уровня. Для этого необходимо вызвать диалоговое окно Стили (рис. 11) командой: вкладка ленты Главная панель инструментов Стили кнопка открытия диалогового окна стилей .

Рис. 11. Диалоговое окно Стили

Для создания нового стиля воспользуйтесь кнопкой и в появившемся диалоговом окне (рис. 12) установите следующие параметры:

· Имя стиля – Заголовок 1 _ фамилия студента;

· Основан на стиле – Заголовок 1;

· Шрифт – Tahoma, размер – 16 пт, выравнивание – по центру, начертание – полужирный курсив, интервалы перед и после абзаца по 6 пт.

Рис. 12. Создание стиля

4. Для основного текста создайте стиль со следующими параметрами:

· Имя стиля – Основной _ фамилия студента;

· Основан на стиле – Обычный;

· Шрифт – Times New Roman, размер символов – 14, выравнивание – по ширине, отступ первой строки – 1,25 см, междустрочный интервал – полуторный, интервалы перед и после абзаца по 6 пт.

5. Используя созданные стили, отформатируйте весь документ.

6. Для окончательного оформления документа установите:

· Поля (верхнее, нижнее – 2см, левое – 2 см, правое – 1 см);

· Номера страниц (снизу, от центра);

· Верхний колонтитул – Интернет и его сервисы;

· Для того чтобы заголовки начинались с новой страницы, необходимо установить разрывы страниц.

7. В разделе Система гипермедиа WWW для текста WWW сделайте сноску (Установите курсор в конце текста вкладка ленты Ссылкипанель инструментов Сноски кнопка открытия диалогового окна Сноски (рис. 13) в качестве символа выберите *). В сноске введите текст: World Wide Web – всемирная паутина.

Рис. 13. Диалоговое окно Сноски

8. В конце документа на новом листе напечатайте заголовок Предметный указатель. Для выделения слов, входящих в алфавитный указатель выполните команду: вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов

Предметный указатель ► кнопка .

Перед вами появится диалоговое окно Определение элемента указателя (рис. 14).

Рис. 14. Определение элемента указателя

9. Выделите любое слово в тексте, щелкните в поле основной и нажмите кнопку Пометить. Пометьте таким образом 15 слов в тексте.

10. В конце документа вставьте алфавитный указатель командой: вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов Предметный указатель ► кнопка . В диалоговом окне установите Классический формат предметного указателя.

Рис. 15. Диалоговое окно вставки предметного указателя

11. В начале документа вставьте пустую страницу.

12. Выполните команду: вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов Оглавление ► кнопка .

13.В диалоговом окне Оглавление (рис. 16) установите следующие параметры для оглавления: шрифт – Times New Roman, выравнивание – по ширине, межстрочный интервал – 1,5.

 

Рис. 16. Диалоговое окно Оглавление

14.Сохраните документ и покажите работу преподавателю.

 


Лабораторная работа № 6
Слияние документов. Создание писем

Слияние применяется для создания однотипных документов (писем, наклеек, конвертов и т.д.), которые рассылаются большому количеству получателей.

  1. Запустите текстовый процессор Microsoft Word 2007.
  2. Для осуществления слияния необходим источник данных (таблица Word, Excel, Access или любая другая база данных). В текстовом процессоре Word создайте таблицу, которая будет выступать источником данных для слияния (рис. 17).

 

Фамилия Имя Отчество Индекс Адрес
           
           
           
           
           
           
           

Рис. 17. Источник данных

  1. Заполните таблицу произвольными данными.
  2. Сохраните получившийся документ в своей папке с именем Источник данных и закройте его.
  3. Создайте новый документ с именем Основной документ.
  4. В данном документе наберите текст (рис. 18).

 

Уважаемый !

Поздравляем Вас с наступающим Новым годом!

Желаем Вам здоровья, благополучия в семье и творческих успехов.

 

С уважением администрация предприятия.

Рис. 18. Основной документ

  1. К основному документу необходимо подключить созданную ранее базу данных. Для этого выполните команду: вкладка ленты Рассылки ► панель инструментов Начать слияние ► кнопка Письма.
  2. Для подключения источника данных выполните команду:
    кнопка Использовать существующий список ► указать файл источника данных.
  3. Для окончательного оформления образца письма необходимо вставить поля слияния используя кнопку .
  4. Вставьте поля слияния: «Индекс», «Адрес», «Имя», «Отчество» (рис. 19).

 

«Индекс»

«Адрес»

Уважаемый «Имя» «Отчество»!

Поздравляем Вас с наступающим Новым годом!

Желаем Вам здоровья, благополучия в семье и творческих успехов.

 

С уважением администрация предприятия.

Рис. 19. Вставка полей слияния

  1. Для замены полей на соответствующие данные из базы данных воспользуйтесь кнопкой .
  2. Для перехода по записям можно воспользоваться соответствующими кнопками , расположенными на панели инструментов Просмотр результатов.
  3. Для объединения писем выполните команду: вкладка ленты
    Рассылки ► панель инструментов Завершить ► кнопка Изменить отдельные документы ► объединить все записи.

В результате слияния у вас сформируются поздравительные письма для всех сотрудников предприятия.

  1. Сохраните письма и покажите работу преподавателю.

 

 


Лабораторная работа № 7
Создание и обработка графических объектов

1. Наберите следующий текст:

Задача.Составить блок-схему к программе, которая запрашивает у пользователя номер дня недели и выводит одно из сообщений «Рабочий день», «Суббота» или «Воскресенье».

2. Начертите блок-схему к задаче (рис. 20), используя команду: вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Иллюстрации ► кнопка .

Рис. 20. Блок-схема

3. По окончании работы сгруппируйте все нарисованные объекты.

4. Добавьте подпись к рисунку: Рис. 1. Блок-схема (вкладка ленты Ссылки ► панель инструментов Названия ► кнопка ).

5. Разработайте блок-схему к программе, которая находит корни квадратного уравнения. Для вставки в блок-схему формулы
воспользуйтесь командой: вкладка ленты Вставка► панель инструментов Символы ► кнопка . Выберите уже имеющуюся формулу или вставьте новую.

6. Создайте организационную диаграмму (рис. 21).

7. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации нажмите кнопку .

8. Выберите тип диаграммы – Организационная диаграмма.

9. Используя вкладку ленты Формат, приведите диаграмму к виду, изображенному на рис. 21.

Рис. 21. Организационная диаграмма


Лабораторная работа № 8
Формулы, функции и диаграммы в процессоре
Microsoft Office Excel 2007

1. Откройте табличный процессор Microsoft Excel 2007 и создайте рабочую книгу с именем Лабораторная работа №1.

2. Необходимо создать таблицу расчета заработной платы сотрудников предприятия.

3. Для упрощения ввода данных в таблицу создайте раскрывающийся список (рис. 22), содержащий ФИО сотрудников предприятия.

Рис. 22. Раскрывающийся список

4. Вставьте еще один лист в рабочую книгу Excel, используя ярлычок в строке Ярлычок листа.

5. На новом листе создайте список сотрудников (рис. 23).

Рис. 23. Список сотрудников предприятия

6. Для сортировки ФИО по алфавиту выполните команду: вкладка ленты Данные ► группа Сортировка и фильтр ► кнопка .

7. Выделите диапазон ячеек А1:А10 и щелкните поле Имя у левого края строки формул. Введите имя для ячеек, например Сотрудники . Нажмите клавишу Enter.

8. Чтобы запретить другим пользователям просмотр и изменение полученного списка, защитите и скройте лист, на котором он находится.

9. Правой кнопкой мыши щелкните по ярлычку листа. В контекстном меню выберите команду .

10. В диалоговом окне Защита листа (рис. 24) введите пароль для отключения защиты листа. В разделе Разрешить всем пользователям этого листа снимите флажки со всех элементов. Нажмите кнопку ОК.

Рис. 24. Диалоговое окно Защита листа

11. В диалоговом окне Подтверждение пароля введите пароль еще раз.

12. Правой кнопкой мыши щелкните по ярлычку листа и в контекстном меню выберите команду Скрыть.

13.Перейдите на Лист 1 и создайте таблицу Расчет заработной платы
(рис. 25). Столбец ФИО заполните, используя раскрывающийся список.

Рис. 25. Структура таблицы

 

14. Выделите диапазон ячеек, в который требуется поместить раскрывающийся список.

15. На вкладке Данные в группе Работа с данными выберите команду Проверка данных.

16. В диалоговом окне Проверка данных укажите тип и источник данных (рис. 26).

17. Откройте вкладку Сообщение для ввода (рис. 27). Заполните пустые поля.

Рис. 26. Диалоговое окно Проверка данных

 

Рис. 27. Сообщение при вводе данных

18. Перейдите на вкладку Сообщение об ошибке (рис. 28). Заполните поля Вид, Заголовок и Сообщение.

Рис. 28. Сообщение при ошибке ввода данных

19. Для заголовков таблицы установите перенос текста (кнопка , расположенная на панели инструментов Выравнивание вкладки ленты Главная).

20. Закрепите два первых столбца и строку заголовков таблицы. Для этого выделите диапазон ячеек C5:I20 и выполните команду: вкладка ленты Вид ► группа Окно ► кнопка .

21. Столбец Оклад заполните произвольными данными и установите денежный формат ячеек, используя команду:

вкладка ленты Главная ► панель инструментов Число ► в раскрывающемся списке форматов выберите Денежный формат.

22. Составим формулу для вычисления премии, которая составляет 20% от оклада. Любая формула начинается со знака =, поэтому переходим в ячейку F5 ивводим формулу =E5*20% (или =Е5*0,2).

23. С помощью маркера автозаполнения (черный крестик возле правого нижнего угла выделенной ячейки) скопируйте формулу в область
F6: F11
.

24. Между столбцами Премия и Подоходный налог вставьте столбец Итогоначислено, в котором посчитайте сумму Оклад+Премия.

25. Заполните остальные столбцы таблицы, учитывая, что подоходный налог составляет 13% от начисленной суммы.

26. Посчитайте сумму к выдаче в долларах, для этого задайте текущий курс доллара, например 32, и в ячейку J5 введите формулу: =I5/$C$14. Знак $ используется в формуле для того, чтобы при копировании с помощью маркера автозаполнения, адресация ячейки не изменялась.

27. Для ячеек, в которых содержатся денежные данные, установите соответствующий формат.

28. Используя функцию СУММ, посчитайте общую сумму подоходного налога. Для этого:

· установите курсор в ячейку Н12;

· поставьте знак =;

· в строке формул нажмите кнопку ;

· в появившемся диалоговом окне мастера функций (рис. 29) выберите категорию Математические, функцию СУММ;

· в качестве аргумента функции СУММ выделите диапазон суммирования Н5:Н11;

· нажмите кнопку ОК.

29. Аналогичным образом посчитайте общую сумму к выдаче в долларах и общую сумму к выдаче в рублях.

Рис. 29. Мастер функций

30. Найдите среднюю (СРЗНАЧ), минимальную (MИН) и максимальную (MAКС) заработные платы.

31. Используя условное форматирование, обозначьте красным цветом Суммы к выдаче, менее 5 500 руб. Выполните команду: вкладка ленты Главная ► группа Стили ► раскрывающийся список Условное форматированиеПравила выделения ячеек.

32. Постройте диаграмму Заработная плата сотрудников предприятия
(рис. 30). Выделите одновременно столбцы Ф.И.О. и Сумма к выдаче (удерживая клавишу Сtrl), и на вкладке ленты Вставка на панели инструментов Диаграммы выберите вид Гистограмма.

33. Используя вкладку ленты Макет, вставьте подписи осей и название диаграммы.

Рис. 30. Пример оформления диаграммы

34. Постройте круговую диаграмму, показывающую соотношение между общей суммой к выдаче и суммарным подоходным налогом (рис. 31).

Рис. 31. Пример оформления круговой диаграммы


Индивидуальные задания

1. 10 спортсменов принимают участие в соревнованиях по 5 видам спорта. По каждому виду спорта спортсмен набирает не более 100 очков. Определить среди 10 спортсменов участника с наибольшим суммарным количеством очков. Построить диаграмму, показывающую соотношение количества набранных очков, каждым спортсменом по каждому виду спорта.

2. 10 студентов сдают экзамены по 5 дисциплинам. По каждой дисциплине можно получить оценку – 2, 3, 4, 5. Определить среди 10 студентов человека с наибольшим средним баллом. Построить диаграмму, показывающую соотношение оценок, полученных каждым студентом по каждой дисциплине.

3. Для 10 человек по данным о ежемесячном доходе рассчитать подоходный налог 13%, единый социальный налог 5%. Округление произвести до копеек. Посчитать сумму к выдаче в рублях и $. Построить диаграмму, показывающую соотношение сумм уплаты налога по каждому виду налога.

4. Билет на пригородный поезд стоит 20 руб., если расстояние до станции не более 20 км; 50 руб., если расстояние до станции больше 20 км, но меньше 75 км; 100 руб., если расстояние больше 75 км. Составить таблицу со следующими столбцами: пункт назначения, расстояние, стоимость билета, количество проданных билетов до данного пункта назначения. Установить число станций в радиусе 50 км от города. Построить диаграмму, показывающую какая станция пользуется наибольшей популярностью по отношению к остальным.

5. Телефонная компания взимает плату за услуги телефонной связи по тарифу: 370 мин в месяц – абонентская плата 200 руб., за каждую минуту сверх нормы – 2 руб. Составить ведомость оплаты услуг телефонной связи для 10 абонентов за 1 месяц, самостоятельно указав количество потребляемого времени каждым. Построить диаграмму, показывающую сравнительную характеристику сумм оплаты услуг телефонной компании каждым абонентом.

6. Компания снабжает электроэнергией клиентов по тарифу:

5 руб. за 1 кВт/ч за первые 500 кВт/ч;

10 руб. за 1 кВт/ч свыше 500 кВт/ч, но не более 1000 кВт/ч;

15 руб. за 1 кВт/ч свыше 1000 кВт/ч.

Для 10 клиентов посчитать плату. Определить число клиентов, потребляющих более 1000 кВт/ч. Построить диаграмму, демонстрирующую сравнение потребляемой электроэнергии каждым клиентом.

7. Билет на пригородный поезд стоит 10 монет, если расстояние до станции не более 20 км; 15 монет, если расстояние до станции больше 20 км, но меньше 75 км; 25 монет, если расстояние больше 75 км. Составить таблицу со следующими столбцами: пункт назначения, расстояние, стоимость билета, количество проданных билетов до данного пункта назначения. Отсортировать таблицу по полю количество проданных билетов. Установить число станций в радиусе 60 км от города. Построить диаграмму, показывающую какая станция пользуется наименьшей популярностью по отношению к остальным.

8. Билет на пригородный поезд стоит 6 монет, если расстояние до станции не более 20 км; 10 монет, если расстояние до станции больше 20 км, но меньше 75 км; 15 монет, если расстояние больше 75 км. Составить таблицу со следующими столбцами: пункт назначения, расстояние, стоимость билета, количество проданных билетов до данного пункта назначения. Отсортировать таблицу по полю количество проданных билетов. Установить число станций в радиусе более 70 км от города. Построить диаграмму, показывающую, какая станция пользуется наименьшей популярностью по отношению к остальным.

9. 10 студентов сдают экзамены по 5 дисциплинам. По каждой дисциплине студент может получить оценку – 2, 3, 4, 5. Определить средний балл учащихся. Посчитать количество 5, 4, 3 и 2. Найти студента с наибольшим средним баллом и студента с наименьшим средним баллом. Построить диаграмму, показывающую соотношение оценок, полученных каждым слушателем по каждой дисциплине.

10. Для отдела из 10 человек составить ведомость расчета заработной платы. Таблица содержит следующие сведения: Ф.И.О., должность, оклад, стаж работы. Для каждого человека посчитать подоходный налог 13%, надбавку 5000 руб., если стаж работы более 3 лет и сумму к выдаче. Построить диаграмму, показывающую з/плату каждого сотрудника.

11. Для отдела из 10 человек составить ведомость расчета заработной платы. Таблица содержит следующие сведения: Ф.И.О., должность, оклад, стаж работы. Для каждого человека посчитать подоходный налог 13%, надбавку и сумму к выдаче. Надбавка составляет 10% от оклада, если стаж работы более 5 лет. Построить диаграмму, показывающую з/плату каждого сотрудника.

12. Компания снабжает электроэнергией клиентов по тарифу:

15 руб. за 1 кВт/ч за первые 500 кВт/ч;

20 руб. за 1 кВт/ч свыше 500 кВт/ч.

Для 10 клиентов посчитать плату. Определить число клиентов, потребляющих не более 500 кВт/ч и найти суммарное количество потребляемой энергии. Построить диаграмму, демонстрирующую сравнение потребляемой электроэнергии каждым клиентом.

13. Составьте экзаменационную ведомость, в которую входят следующие данные: №, Ф. И. О. студентов, оценки за экзамены. Посчитать средний балл для каждого студента. Если сданы все экзамены и средний балл равен 5,то выплачивается 50% надбавка к минимальной стипендии, если средний балл меньше 5, но больше или равен 4, то выплачивается минимальная стипендия. Построить диаграмму, показывающую количество оценок определенного вида, полученных в данной группе.

14. Телефонная компания взимает плату за услуги телефонной связи по тарифу: 300 мин в месяц – абонентская плата 250 руб., за каждую минуту сверх нормы – 2 руб. Составить ведомость оплаты услуг телефонной связи для 10 абонентов за 1 месяц, самостоятельно указав количество потребляемого времени каждым. Найти людей с максимальной и минимальной оплатой услуг. Построить диаграмму, показывающую сравнительную характеристику сумм оплаты услуг телефонной компании каждым абонентом.

15. 10 спортсменов принимают участие в некотором соревновании. Каждый спортсмен может набрать не более 30 очков. Указать номер места, которое занял спортсмен в данном соревновании. За 1 место выплачивается премия 100000 руб., за 2 место 50000 руб. и за 3 место 30000 руб. Построить диаграмму, показывающую количество набранных очков, каждым спортсменом.

16. Составьте ведомость контроля остаточных знаний студентов по какой-либо дисциплине. Контроль остаточных знаний проходит в форме теста, по результатам которого выставляется оценка. Если студент набрал от 95 до 100 баллов, выставляется оценка «5», от 80 до 94 – «4», от 60 до 79 – «3», менее 60 – «2». Посчитайте: количество студентов, получивших оценку «5», «4», «3», «2», средний балл в группе, максимальный и минимальный баллы. С помощью диалогового окна Условное форматирование выделите все «2» красным цветом. Постройте круговую диаграмму, показывающую процентное соотношение оценок в группе.

 


Лабораторная работа № 9
Построение графиков функций

1. Запустите табличный процессор Microsoft Excel 2007.

2. На первом листе рабочей книги необходимо построить график функции y=sin(x) на отрезке [-6;6] с шагом 0,5 (рис. 32).

3. Выделите ячейки А1:F1 и объедините их, используя кнопку
объединить и поместить в центре на панели инструментов Выравнивание вкладки ленты Главная.

4. Введите в объединенные ячейки заголовок Построение графиков функций.

5. В ячейку А3 введите x, а в ячейку В3 – y=sin(x).

6. В ячейку А4 введите значение -6, в А5 – значение -5,5. Выделите эти две ячейки и наведите указатель мыши на правый нижний угол выделения – черный квадратик (маркер заполнения). После того, как указатель примет форму черного крестика, растяните область выделения до значения 6.

7. В ячейку В4 введите формулу =sin(A4)и нажмите клавишу Enter.

8. Используя маркер заполнения, скопируйте формулу в остальные ячейки.

9. Выделите значения двух столбиков и выполните команду:
вкладка ленты Вставкапанель инструментов Диаграммы Точечная.

10. Приведите диаграмму к виду, представленному на рис. 32.

 

 

Рис. 32. График функции у=sin(x)

 

11. Переименуйте Лист1 в Графики функций.

12. Постройте на этом же листе график функции:

на отрезке [-3;3] с шагом 0,2 (рис. 33).

Для того чтобы записать функцию y воспользуемся логической функцией ЕСЛИ(Логическое выражение; значение_если истина; значение_если ложь).

Функция ЕСЛИпроверяет выполняется ли условие, и возвращает одно значение, если оно истинно и другое значение, если нет.

В нашем случае если xÎ[-1;1], то y = 1–x2, в противном случае y = |x|–1.

Чтобы записать условие xÎ[-1;1] воспользуемся логической функцией

И(логическое выражение1; логическое выражение2; …).

В нашем случае получим И(С3 >= – 1;С3 <= 1).

Таким образом формула для нахождения значения функции будет выглядеть следующим образом:

=ЕСЛИ(И(С3 >= – 1;С3 <= 1); 1 – С3*С3; ABS(С3) – 1).

Для вычисления модуля используется функция ABS(число).

Рис. 33. График функции

 

13. На втором листе рабочей книги самостоятельно постройте еще 2 графика:
y = |x2+5x-10|, [-10;5], шаг 0,5

и

, [-3;3], шаг 0,5.


Индивидуальные задания

Постройте графики функций.

1. y = x5+x2–10, [-10;10],
2. y = |tg(x)|×x, [-1;1],
3. y = cos(x+x5)–2, [-2;2],
4. y = |x3+x –10|, [-2;2],
5. y = ex-3, [-1;1],
6. y = ex·|x|, [-1;1],
7. y = cos(x3)–5, [-2;2],
8. y = x4-x2–х, [-5;5],
9. y = |x|, [-10;10],
10. y = |x|+5, [-10;10],
11. y = tg(x), [-1;1],
12. y = x3–2x2+5 , [-10;10],
13. y = 3cos(x)·sin(2x+3), [-10;0],
14. y = |x2+2x-5|, [-3;3],
15. y = ex2-10, [-2;2],
16. y = x3 – 5x–15, [-2;2],
17. y = |tg(x)|, [-1;1],
18. y = x3+5×|х|, [-5;5],
19. y = |3tg(x)×cos(x)|, [-1;1],
20. y = |x2+5x-10|, [-10;5],

 

 


Лабораторная работа № 10
Сортировка, фильтры и промежуточные итоги

1. В табличном процессоре создайте таблицу (рис 34).

Рис. 34. Исходные данные

2. Для столбца Дата поступления установите формат ячеек – Дата, для столбцов Цена и СтоимостьДенежный формат.

3. Отсортируйте таблицу по столбцу Наименование товара, а затем по дате поступления. Для этого:

· выделите диапазон ячеек C4:G19;

· выполните команду: вкладка ленты Данные ► панель инструментов Сортировка и фильтр ► кнопка Сортировка;

· выберите сортировать по Наименованию товара, затем добавьте новый уровень сортировки по Дате поступления (рис. 35).

Рис. 35. Сортировка

4. Переименуйте Лист 1 в Сортировка.

5. Скопируйте таблицу на Лист 2, который переименуйте в Итоги.

6. Подведем промежуточные итоги:

· выделите диапазон B4:G19;

· выполните команду: вкладка ленты Данные ► панель инструментов Структура ► кнопка ;

· в появившемся диалоговом окне укажите операцию суммирования по столбцу Стоимость и нажмите кнопку ОК (рис. 36).

7. После выполнения команды подведутся промежуточные итоги (рис. 37):

Рис. 36. Подведение итогов

Рис. 37. Промежуточные итоги

8. Лист 3 переименуйте в Фильтр. Скопируйте на него исходную таблицу.

9. Для включения фильтра выделите диапазон данных и выполните команду: вкладка ленты Данные ► панель инструментов Сортировка и фильтр ► кнопка .

10. После выполнения команды возле заголовков появятся кнопки фильтра .

11. Отфильтруйте товары, поступившие в этом году с ценой от 3 000 до
20 000 руб.

12. Для отбора товаров, поступивших в этом году нажмите на кнопку и в раскрывающемся списке выберите команду Фильтры по дате В этом году.

13. Аналогичным образом отберите товары с ценой от 3 000 до 20 000 руб.

14. После выполнения фильтров в таблице останутся следующие данные:

Рис. 38. Фильтрация данных

 


Лабораторная работа № 11
Сводные таблицы

Сводные таблицы применяются для группировки, обобщения и анализа данных, находящихся в списках Microsoft Excel.

1. В Microsoft Excel 2007 оформите таблицу (рис. 39).

Рис. 39. Исходные данные

2. Перейдите на Лист 2.

3. Выполните команду: вкладка ленты Вставка ► панель инструментов Таблицы ► кнопка .

4. Укажите диапазон ячеек Лист1!$A$3:$C$16 и нажмите кнопку ОК.

5. Выберите поля Исполнитель и Стоимость работ (рис. 40).

 

 

Рис. 40. Список полей сводной таблицы

6. Измените заголовки в сводной таблице (рис. 41).

Рис. 41. Сводная таблица

7. На основе сводной таблицы постройте сводную диаграмму (рис. 42).

Рис. 42. Сводная диаграмма


Лабораторная работа № 12
Решение систем линейных уравнений

I Решение систем линейных уравнений методом Крамера.

Пусть задана система линейных уравнений

Неизвестные x1, x2, … , xn вычисляются по формулам:

D – определитель матрицы А,

Di – определитель матрица, полученный из матрицы А путем замены i-го столбца вектором b.

, , , ,

.

 

Пример 1. Решить систему линейных уравнений методом Крамера.

Запишем в табличном процессоре Microsoft Office Excel 2007 матрицы, которые понадобятся нам при вычислениях (рис. 43).

Рис. 43. Исходные данные

Найдем определители D, D1, D2, и D3, используя математическую функцию МОПРЕД (рис. 44).

Рис. 44. Вычисление определителей

 

Корни уравнения найдем по формулам:

В результате всех вычислений должны получиться следующие данные:

Рис. 45. Вычисление корней системы уравнений

 

II Решение систем линейных уравнений матричным методом

Пусть дана система линейных уравнений

Эту систему можно представить в матричном виде: А·Х=В, где

, , .

Умножим систему линейных алгебраических уравнений А·Х=В слева на матрицу, обратную к А. Тогда система уравнений примет вид:

А-1·А·Х=А-1·В.

Так какА-1·А=Е(единичная матрица), то получим Е·Х=А-1·В.

Таким образом, вектор неизвестных вычисляется по формуле: Х=А-1·В.

 

Пример 2. Решить систему линейных уравнений матричным методом.

Запишем в табличном процессоре матрицу А и столбец свободных
членов В (рис. 46).

Рис. 46. Исходные данные

Нам необходимо найти обратную матрицу А-1, для этого:

1. выделите диапазон ячеек В8:D10;

2. вызовите функцию МОБР;

3. в появившемся диалоговом окне заполните поле ввода Матрица. Это поле должно содержать диапазон ячеек, в котором хранится исходная матрица, то есть В2:D4, нажмите кнопку ОК;

4. В первой ячейке выделенного диапазона появиться некоторое число. Чтобы получить всю обратную матрицу, необходимо нажать клавишу F2, для перехода в режим редактирования, а затем одновременно клавиши Ctrl+Shift+Enter (рис. 47).

Рис. 47. Обратная матрица

Осталось найти вектор неизвестных по формуле Х=А-1·В, для этого:

1. выделите диапазон ячеек G8:G10;

2. вызовите функцию МУМНОЖ;

3. в поле для первой матрицы укажите диапазон В8:D10;

4. в поле для второй матрицы укажите диапазон G2:G4;

5. нажмите кнопку ОК.

В результате должны получиться следующие значения:

 

Рис. 48. Вычисление корней системы уравнений

 

Самостоятельно сделайте проверку, для этого умножьте матрицу А на Х. В результате должен получиться столбец В.


Индивидуальные задания

Решите систему линейных уравнений:

а) методом Крамера;

b) с помощью обратной матрицы.

Сделайте проверку.

 


Лабораторная работа № 13
Решение задач оптимизации

Задачи оптимизации занимают очень важное место в бизнесе, производстве, прогнозировании. Условно эти задачи можно разделить на следующие категории:

· транспортная задача – минимизация расходов на транспортировку товаров;

· задача о назначениях – составление штатного расписания с минимизацией денежных затрат на заработную плату или времени выполнения работ;

· задачи оптимизации производства – максимизация выпуска товаров при ограничениях на сырье для производства этих товаров.

Прежде, чем искать оптимальное решение задачи необходимо построить ее математическую модель, т.е. осуществить перевод условия и решения на четкий язык математических отношений.

Задача оптимизации в общем виде формулируется следующим образом.

Найти значения переменных x1, x2, … , xn, такие, что целевая функция f(x1, x2, … , xn) примет максимальное, минимальное или заданное значения при ограничениях вида g(x1, x2, … , xn).

Таким образом, задача оптимизации содержит три основных компонента:

· переменные x1, x2, … , xn – определяемые величины;

· целевая функция – это цель, записанная математически в виде функции от переменных, принимающая максимальное, минимальное или заданное значения;

· ограничения – условия или соотношения, которым должны удовлетворять переменные.

MS Excel предоставляет возможность решения оптимизационных задач с помощью надстройки Поиск решения. При этом после создания математической модели на рабочем листе Excel создается табличная модель, где в отдельных ячейках содержаться переменные решения, в отдельные ячейки записаны формулы, по которым будут вычисляться целевая функция и функции ограничений.

Продемонстрируем эту возможность на примере решения следующей транспортной задачи.

Пример 1.Компания «Атлант» хранит свою продукцию на трех складах (первом, втором и третьем), расположенных в разных частях города. На этих складах хранится продукция в количествах 1000, 3000 и 2500 штук соответственно. Продукцию необходимо доставить четырем оптовым покупателям «Урал», «Купец», «Гелиос» и «Меркурий» с минимальными затратами, заявки которых составляют 1300, 800, 2700 и 1700 штук соответственно. Склады оптовых покупателей также расположены в разных частях города. Стоимости (в рублях) доставки одной штуки продукции со складов компании на склады покупателей показаны в следующей таблице.

Склады компании Оптовые покупатели
«Урал» «Купец» «Гелиос» «Меркурий»
№1
№2
№3

1. Построим математическую модель задачи: определим переменные, целевую функцию и ограничения.

Пусть:

· x11, x12, x13, x14, x21, x22, x23, x24, x31, x32, x33, x34 – количество продукции, перевозимой со складов компании на соответствующие склады покупателей;

· z=50 x11 + 150 x12 + 60 x13 + 75 x14 + 100 x21 + 30 x22 +100 x23 +40 x24+ +70x31+180 x32 + 210 x33 + 120 x34– целевая функция, общая стоимость доставки грузов покупателям;

· x11 + x12 + x13 + x14=1000,
x21 + x22 +x23 +x24=3000,
x31+x32 + x33 + x34=2500
– ограничения для складов компании;

· x11+ x21 + x31=1300,
x12 + x22 + x32=800,
x13 + x23 + x33=2700,
x14+ x24+ x34=1700
– ограничения для складов покупателей.

2. Имеем сбалансированную транспортную задачу, так как спрос покупателей (1300+800+2700+1700=6500) равен предложению производителей (1000+3000+2500=6500).

3. Запустите табличный процессор MS Excel. Переименуйте Лист 1 в Сбалансированная модель.

4. Составьте табличную модель Excel (рис. 49).

Рис. 49. Сбалансированная модель

5. Последняя таблица не обязательна. Целевую функцию можно было вычислить по формуле:

6. =СУММПРОИЗВ(В4:Е6;В13:Е15).

7. Выделите целевую ячейку и запустите надстройку Поиск решения (Данные 4 Анализ 4 Поиск решения).

8. В появившемся диалоговом окне Поиск решения укажите адреса целевой ячейки, диапазон изменяемых ячеек и ограничения (рис. 50). Целевую ячейку установите равной минимальному значению.

Рис. 50. Диалоговое окно «Поиск решения»

9. В диалоговом окне параметры Поиска решенияустановите флажки Линейная модель, Неотрицательные значения и Автоматическое масштабирование.

10.В диалоговом окне Поиск решения нажмите кнопку Выполнить.

11.Получаем оптимальное решение задачи (рис. 51).

Рис. 51. Оптимальное решение задачи

12.Скопируйте полученную табличную модель на Лист 2 рабочей книги и переименуйте его в Несбалансированная задача.

13.Решим эту же задачу, немного изменив условие.

14.Пусть на складе №1 хранится не 1000 штук продукции, а 500. В таком случае на трех складах компании хранится 6000 штук продукции, покупатели по-прежнему заказывают 6500 штук. Перед нами транспортная задача с дефицитом.

15.Несбалансированная задача решается аналогично сбалансированной. Изменения коснуться только ограничений. Причем в ограничениях для складов покупателей знак «=» заменяется знаком « ≤ ».

16.После выполнения надстройки Поиск решения (рис. 52) получаем, что покупатель «Гелиос» недополучит 500 ед. продукции, а минимальные транспортные расходы составят 479 000 (рис. 53).

Рис. 52. Поиск решения

 

Рис. 53. Оптимальное решение задачи

17.Покажите работу преподавателю.

 

Частным случаем транспортной задачи является задача о назначениях. В общем виде она формулируется следующим образом: имеется n различных работ и n рабочих. Известны стоимости выполнения каждого вида работ каждым работником. Необходимо так составить штатное расписание, чтобы все работы были выполнены, на выполнение каждой работы назначался только один работник, а затраты на заработную плату были минимальными. В данном случае задача является сбалансированной, так как количество работников равно количеству работ. Ограничения записываются в виде следующих равенств.

· x11 + x12 + …+ x1n=1,
x21 + x22 +… +x2n=1,


xn1+xn2 + … + xnn=1
– ограничения для работников (каждый работник может выполнять только один вид работ).

· x11 + x21 + …+ xn1=1,
x12 + x22 +… +xn2=1,


x1n+x2n + … + xnn=1
– ограничения для работ (каждый вид работ может быть выполнен только одним работником).

xij – это двоичные переменные, которые могут принимать только два значения: 1, если работник i назначается на выполнение работы j и 0, если не назначается.

Решение задачи о назначениях рассмотрим на примере.

Пример 2.В лингвистическом центре работают 4 преподавателя по следующим направлениям: «Английский для начинающих», «Деловой английский», «Подготовка к ЕГЭ» и «Английский для путешествий». Стоимость академического часа работы каждого преподавателя по каждому курсу представлена в таблице. Составьте оптимальное распределение нагрузки среди сотрудников таким образом, чтобы все курсы были проведены, каждый преподаватель был занят только на одном виде работ, а затраты на заработную плату были минимальными.

№ п/п ФИО преподавателя Название курса
Английский для начинающих Деловой английский Подготовка к ЕГЭ Английский для путешествий
Королев Д. А.
Воробьева А. С.
Соловьев Н. А.
Павлова Р. Г.

1. Построим математическую модель задачи: определим переменные, целевую функцию и ограничения.

Пусть:

· x11, x12, x13, x14, x21, x22, x23, x24, x31, x32, x33, x34 – двоичные переменные, которые могут принимать два значения: 1, если преподаватель i назначается на чтение курса j и 0, если не назначается;

· z=100 x11 + 300 x12 + 110 x13 + 250 x14 + 120 x21 + 180 x22 +100 x23 +150 x24+ +200 x31+200 x32 + 80 x33 + 170 x34 +300 x41+2


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!