Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этапы психологической диагностики



Принятие решения об использовании в консультационной работе при оценке персонала психологических тестов означает необходимость включения технологической цепочки, состоящей из ряда последовательно реализуемых этапов:

Этап 1 — профессиографический. Осуществляется изучение, анализ и систематическое описание профессиональной дея­тельности.

Результатами такого анализа обычно являются:

профессиограмма — комплексное описание профессиональ­ной деятельности, составленное с учетом выдвигаемых ад­министрацией целей (например, профотбор, разработка сис­темы обучения и повышения квалификации, автоматизация технологических процессов и пр.);

психограмма — список психологических профессионально важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата.

Следует отметить, что составление психограммы — это не со­ставление единственно возможного «психологического образца» работника. Часто оказывается, что профессионалы, обладающие различными индивидуально-психологическими особенностями, демонстрируют одинаково высокий результат в работе. Отсюда следует, что правильнее было бы описывать и анализировать различные эффективные индивидуальные стили профессиональной деятельности.

Этап 2 — критериальный. Результаты анализа трудовой дея­тельности позволяют сформулировать критерии, которые впо­следствии могут использоваться при: 1) разработке процедуры профессионального психологического отбора; 2) создании про­грамм адаптации, обучения и развития сотрудников организа­ции; 3) формировании систем материального стимулирования и аттестации персонала.

Заметим, что перечисленные процедуры особенно важны в ситуации, когда организация работает в условиях жесткой кон­курентной борьбы, а ее сотрудники осуществляют сложную профессиональную деятельность.

Этап 3 — технологический. Осуществляется разработка тех­нологии психологического обследования. Под критерии психологической оценки подбираются методики, составляется «тесто­вая батарея», вырабатывается алгоритм анализа и интерпретации результатов, разрабатываются форма и структура представления результатов.

Методики, направленные на изучение и измерение психо­логических показателей предрасположенности человека к дан­ной профессиональной деятельности, должны соответствовать определенным требованиям:

1) позволять собирать диагностически значимую информа­цию за короткое время;



2) предоставлять информацию не вообще о человека, а о его конкретных психологических качествах;

3) представлять собираемую информацию в таком виде, что­бы можно было осуществить количественное и качественное сравнение лиц, прошедших тестирование;

4) информация, полученная с помощью теста, должна быть полезна с точки зрения прогноза развития, общения, эффектив­ности обследуемого в той или иной деятельности.

Экспертное заключение

Конечным результатом психологической диагностикиявляется описание свойств оцениваемого работника — экспертное заключение. Можно выделить два аспек­та, существенно влияющих на эффективность его дальнейшего использования. Первый из них имеет содержательный характер и связан с параметрами описания результатов. Второй связан с формой (видом) представления результата. Рассмотрим эти ас­пекты более подробно.

1. Параметры описания. При реализации технологического подхода к кадровой психодиагностике существенное значение имеют: состав и содержание системы критериев, по которым осуществляется оценка сотрудника (кандидата); структура изло­жения результатов диагностики; терминология, которая исполь­зуется для описания.

Для того чтобы экспертное заключение могло быть исполь­зовано администрацией организации в качестве основания для принятия кадровых решений, оно должно быть представлено в критериях, совпадающих по содержанию с перечнем свойств (качеств), включенных в психограмму. Однако применяемые в психодиагностике стандартизированные методики предполагают получение результата в виде баллов по шкалам, содержание ко­торых практически никогда полностью не совпадает с содержанием свойств и качеств, которые требуется оценить (измерить) в рамках практической задачи. Таким образом, здесь существен­ной становится задача «перевода» промежуточных результатов с языка шкал психодиагностических тестов на язык критериев, на основании которых строится итоговое экспертное заключение. Описанный процесс перевода должен приниматься во внимание и при подборе методик, и при составлении «тестовой батареи».



Возможны следующие подходы к преодолению указанных трудностей:

1) использование специалиста-психодиагноста в качестве «черного ящика», в который «на входе» загружаются промежу­точные результаты диагностических методик с получением «на выходе» итоговых результатов в структуре и терминах необходи­мых критериев и психологических качеств. В этом случае кон­сультанту необходимы: а) очень высокая квалификация; б) хо­рошее знание той профессиональной деятельности, для которой осуществляется профотбор;

2) разработка формального механизма пересчета промежу­точных результатов (данных тестов) в итоговые с применением аппарата математической статистики (корреляционный и рег­рессионный анализ). Такой подход позволяет обрабатывать большой объем информации о результатах оценки при мини­мальных затратах времени, однако требует серьезной и продол­жительной исследовательской работы, существенных затрат на разработку и большого объема данных для верификации. Описанный подход удобен при необходимости многократного реше­ния идентичных задач с большим числом обследуемых и с успе­хом реализуется у нас в стране с середины 90-х годов при про­фессиональном отборе кандидатов в органы внутренних дел.

2. Сегодня сложилась практика кадрового консультирования, в рамках которой используются четыре основных вида представ­ления результатов диагностики, удобные с точки зрения приня­тия кадровых решений.

1) Расчет баллов по критериям оценки. Дает информацию о степени выраженности качеств — критериев оценки. Наиболее распространенная форма представления таких данных — «про­филь» качеств, представленный в графической или табличной форме. Результаты тестирования в виде баллов по критериям оценки могут эффективно использоваться представителями ад­министрации только при четком и однозначном понимании ими критериев оценки. При такой форме представления результатов возникают трудности при необходимости быстро сравнивать результаты отдельных респондентов из большой выборки друг с другом, особенно при большом количестве критериев оценки.

Положительным моментом является простота последующего использования методов статистического анализа информации по большому количеству обследованных.

2) Результаты ранжирования (рейтинг, место в списке). По­лучаются путем сравнения результатов разных людей на основе интегрального (комплексного) балла. Этот способ представления результатов наиболее очевидно представляет положение челове­ка по отношению к другим оцениваемым из данной группы. Он позволяет выбрать лучшего из имеющихся. Однако скрываются индивидуальные специфические особенности отдельного чело­века, минимизируется возможность анализа его индивидуаль­ного стиля деятельности. Кроме того, необходимость использования единого интегрального балла создает технические про­блемы при его расчете:

а) определение «вклада» каждого из разнородных по содер­жанию показателей в общую оценку;

б) определение степени влияния на интегральный балл того или иного диапазона шкалы исходных показателей.

В итоге существенно повышается вероятность ошибки со стороны кадрового консультанта и возрастает его ответствен­ность за конечный результат, в связи с чем предъявляются более высокие требования к его квалификации.

3) Результаты категоризации (отнесение к той или иной группе, классу). Такой способ представления результатов пред­ставляет собой диагноз в его элементарном варианте («больной» — «здоровый»; «пригоден» — «не пригоден»). В той или иной форме содержит готовое решение, что упрощает использование результата диагностики и в максимальной степени увеличивает ответственность эксперта, а также снимает проблему интегриро­вания разнородных показателей. Одна из основных проблем — выбор границ для групповой дифференциации. Кроме того, существует вероятность ошибочного отнесения к группе людей, результаты категоризации которых находятся в промежуточной («пограничной») области.

В реальной консультационной практике кадровый консуль­тант-диагност получает право на такое заключение только при абсолютном доверии к нему со стороны заказчика и делегирова­нии соответствующих полномочий, а также в тех случаях, когда имеются нормативные документы, которые регламентируют про­цесс «постановки диагноза». В качестве примера реализации та­кого подхода можно привести систему профессионального отбора в силовых ведомствах, где существуют ведомственные приказы, детально описывающие патопсихологические противопоказания для сложных видов профессиональной деятельности. Такая же тенденция в последние годы наблюдается и ряде крупных отечественных коммерческих структур, относящихся к разряду кредит­ных организаций (банки, страховые компании, фонды).

4) Содержательное описание (заключение, портрет, характе­ристика). Наиболее сложная работа для консультанта, требую­щая синтезировать имеющиеся у него данные психодиагностики в качественное описание личности. В этом случае ожидается получение целостного «психологического портрета» каждого из оцениваемых. В результатах, представленных таким образом, ве­роятность технических ошибок ниже, поскольку заключение строится на основе прямого содержательного анализа и описа­ния полученных данных. Вместе с тем этот способ требует значительных (по сравнению с другими формами представления результатов) временных ресурсов. Другой проблемой может стать субъективное восприятие представленной информации лицом, которое использует результаты диагностики. Как прави­ло, в этом случае значительно увеличивается время, необходи­мое для восприятия и понимания результата, а также усложня­ется процесс сравнения результатов различных людей между со­бой. Применение формальных методов анализа при таком спо­собе представления информации невозможно.

Основные понятия психодиагностики

В психодиагностике существует ряд базовых понятий, представление о которых необходимо для понимания сути диагностической работы, грамотной постановки задачи и контроля за результатами деятельности психолога.

Тест психологический (от англ. test — проба, испытание, проверка) — специально сконструированная процедура для выявления, изучения и измерения одного или нескольких психологических качеств, характеристик чело­века. Непременным условием этой процедуры является неизменная структура стимульной ситуации (содержание задач, последовательность их предъявле­ния, форма бланка и пр.). Для всех испытуемых тест всегда должен быть оди­наков. Именно это условие позволяет измерять и сравнивать поведенческие реакции (особенности) различных людей.

«Тестовая батарея» — набор психологических тестов, разработанный для сбора необходимой с точки зрения принятия кадрового решения информации об испытуемом. «Тестовая батарея» создается на основе предвари­тельного профессиографического исследования, в ходе которого осуществля­ется психологический анализ деятельности и выделяются индивидуально-психологические качества профессионалов, связанные с профессиональной успешностью. Общая продолжительность выполнения тестов должна быть не более трех часов.

Черта психологическая — устойчивое свойство человека, характеризующее обобщенный способ, стратегию его поведения относительно данного типа ситуаций. В психодиагностических методиках черта трансформируется в тестовые шкалы. Результат испытуемого по тестовой шкале показывает степень выраженности у него изучаемой черты.

Шкала тестовая — инструмент для численного измерения психологиче­ских свойств субъекта. Показатель по тестовой шкале свидетельствует о степе­ни выраженности измеряемого психологического качества у испытуемого. В тестах чаще всего встречаются: шкала «стенов» (включает диапазон оценок от 1 до 10 баллов, используется в опроснике Кэттелла 16PF), Т-шкала (включает в себя диапазон оценок от 1 до 100 баллов, используется в Миннесотском мно­гофакторном личностном опроснике в Миннесотском многофакторном лично­стном опроснике (MMPI). В тесте может быть от одной до нескольких сотен шкал. Так, в MMPI их более двухсот.

Тестовая норма — результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т.д.). Тестовая норма имеет два основ­ных параметра:

выборочную среднюю

где Xi, — результат по тесту i-гo испытуемого из выборки, по которой осуще­ствлялся расчет нормы;

N — количество испытуемых в выборке;

среднее квадратическое отклонение

где Xiрезультат по тесту i-го испытуемого из выборки, по которой осуще­ствлялся расчет нормы; Хср. — выборочное среднее; N — количество испытуемых в выборке.

Необходимо отметить, что для получения достоверных норм N должно быть достаточ­но велико. Ведь предполагается, что мы распространяем данную норму на всех остальных лиц с аналогичными социально-демографическими характеристиками (на так называемую генеральную совокупность). Это означает, что функция вероятности результатов должна яв­ляться гак называемым «нормальным распределением».

Выборочная средняя Хcp и среднее квадратическое отклонение S исполь­зуются для оценки результата А испытуемого следующим образом:

1) Если А < (Xcр S), то считается, что испытуемый продемонстрировал низкий результат по данной шкале (тесту);

2) Если А > (Хср + S), то результат считается высоким;

3) Если (Хср + S) > А > срS), то это средний результат.

Заметим, что упомянутые выше виды тестовых шкал (шкала «стенов» и Т-шкала) являются результатом стандартизации (линейного преобразования масштаба шкалы) в вид, удобный для практического использования.

Так. для шкалы «стенов» всегда Хср = 5,5; S = 2. Для шкалы Т-баллов Хср = 50; S = 10. Для шкалы IQ Xcp = 100; S = 15.

Существует любопытная особенность, связанная с Xср и S. Оказывается, в случае нормального распределения результатов (см. выше) показатели среднего уровня (Хр + S > А > ХсрS) имеют 68,26% испытуемых. Соответственно вы­сокие и низкие результаты имеют по 15,8% испытуемых. В реальной психоди­агностической практике средний результат, как правило, не подлежит содержа­тельной интерпретации. Создатели тестов разрабатывают описание результа­тов, соответствующих высоким и низким показателям.

Валидность — комплексная характеристика теста, дающая информацию, что измеряет данная методика и насколько хорошо. Может определяться путем вычисления корреляций показателей (шкал) теста с эмпирическими критерия­ми (экспертными оценками, эффективностью деятельности, сходными показа­телями других методик и т.д.). Валидность — один из важнейших параметров любой психодиагностической методики. Если тест «невалиден», пользоваться им нельзя. Существует несколько подвидов валидности.

Прогностическая валидность — характеристика теста, позволяющая оце­нить качество прогноза в отношении испытуемого по результатам данного теста.

Содержательная валидность — характеристика теста, позволяющая оце­нить содержание и полноту методики с точки зрения особенностей измеряемой области психических качеств.

Надежность — характеристика, отражающая точность измерения инди­видуальных психологических черт при помощи данного теста. Известно, что на результат тестирования влияют многие факторы: повышенное эмоцио­нальное напряжение, утомление, особенности обстановки и личности диагно­ста, мотивация испытуемого. Условно факторы, являющиеся причиной раз­броса результатов, можно разделить на две группы: 1) факторы неустойчиво­сти диагностической процедуры; 2) факторы нестабильности измеряемой черты во времени.

Для оценки точности теста используются два вида надежности: надежность-согласованность и надежность-устойчивость.

1) Надежность-согласованность — показатель методики, характеризую­щий уровень ее внутренней однородности относительно измеряемой черты. Определяется путем расщепления пунктов опросника на две группы и вычис­ления корреляций каждой группы с общим показателем теста (шкалы). Можно сказать, что надежность-согласованность показывает, насколько хорошо и сла­женно «работают» пункты опросника в плане выявления данной черты.

2) Надежность-устойчивость (или ретестовая надежность) — показатель устойчивости результата теста во времени. Вычисляется как коэффи­циент корреляции результатов одной и той же группы испытуемых с пере­рывом в две недели.

Нормальное распределение — вид теоретического распределения переменных (функция вероятности результата). Наблюдается при изменении пе­ременной под влиянием множества независимых факторов.

Нормальное распределение описывается уравнением Муавра:

 

 

где Xiрезультат но тесту: f(x) — вероятность результата: S — среднеквадратическое отклонение: Xср— среднеарифметическое.

Корреляционный анализ — набор методов математической статистики, кото­рые используются для изучения взаимосвязи между переменными (показателя­ми). Используется в психодиагностике при решении вопросов валидности и на­дежности тестов. Процедуры корреляционного анализа позволяют оценить уро­вень значимости связи изучаемых переменных (другими словами — вероятность ошибки при выдвижении гипотезы о наличии взаимосвязи между переменными), а также меру и направление влияния одной переменной на другую. В ходе корре­ляционного анализа вычисляются коэффициенты корреляции — количественные показатели меры и направления влияния переменных.

График f(x) имеет вид:

 

 
 


f(x)

 
 


x

Xcp S Xcp Xcp S

Факторный анализ — комплекс методов математической статистики, на­правленный на выявление скрытых закономерностей в массиве переменных. Позволяет перейти от совокупности измеренных показателей изучаемого яв­ления к обобщенным факторам, дающим возможность выдвигать гипотезы относительно структуры явления. Метод факторного анализа использовался при создании опросника 16 PF Р. Кэттела и при выделении интегрального интеллектуального фактора g, проявляющегося при измерении интеллекта с по­мощью различных тестов (Ч. Спирмен, 1936).

Сложная профессиональная деятельность — это такая работа, которая может быть охарактеризована одновременным присутствием более чем трех из следующих особенностей: 1) необходимостью специальной профессиональной подготовки для эффективного выполнения функциональных обязан­ностей; 2) многообразием и сложностью профессиональных задач; 3) часто возникающими ситуациями неопределенности при решении профессиональ­ных задач и необходимостью выбора наилучшего из многих способов дости­жения профессиональных целей; 4) высоким уровнем психической напря­женности труда; 5) жесткими временными ограничениями для достижения профессионального результата; 6) наличием рабочих ситуаций, при которых выполнение профессиональных функций связано с риском и опасностью для жизни профессионала и как следствие — необходимостью преодоления за счет социально обусловленного поведения естественных инстинктов в процессе ре­шения профессиональных задач; 7) повышенной социальной ответственностью за результаты профессиональной деятельности (отсутствие «права на ошибку» в процессе выполнения работы).

Наиболее распространенными примерами современной сложной профес­сии являются работа топ-менеджера коммерческой организации, специалиста по продаже услуг, специалиста по работе с клиентами (заказчиками).

Сложная профессиональная деятельность предъявляет повышенные тре­бования к психологическим качествам специалиста. Психологический отбор с использованием методов психодиагностики является необходимым этапом отбора успешных кандидатов для сложной профессии.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!