Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этические правила деятельности психолога. Критерии подготовки специалистов для психологической работы



В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Принцип компетентности психолога. Принцип беспристрастности психолога. Принцип конфиденциальности. Принцип осведомленного согласия. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Правило безопасности применяемых методик. Правило предупреждения неправильных действий. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Правило адекватности методик. Правило научности результатов исследования.

Психосоциальная работа требует от специалиста не только фундаментальных профессиональных знаний, но и знаний на уровне функциональной грамотности. Следовательно, реализация задач фундаментальной профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования возможна, на наш взгляд, при усилении практической направленности формирования социально адаптивной, продуктивной и творческой личности. Какие условия не только позволят дать необходимые знания и базовые навыки для профессиональной деятельности, но и будут способствовать продуктивной профессиональной адаптации выпускников вуза?

В психологических и акмеологических исследованиях отмечаются профессионализм, социальная престижность, критерии успешности, моделирование личностно-профессиональных характеристик специалиста социальной сферы, технологии развития профессионализма. Большинство исследователей выделяют следующие сущностные характеристики профессиональной компетентности:

– соответствие уровней и содержания знаний и умений специалиста и выполняемых им должностных задач и обязанностей, предоставленным правам; – умение специалистов практически действовать и достигать требуемых результатов; – способность продуктивно использовать опыт коллег, инновационный опыт; умение обобщить и передать свой опыт другим; – способность к рефлексии; – мотивационно-ценностное отношение к профессии; – сформированность профессионально обусловленных качеств и свойств личности; – готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами.

Под термином “ключевые профессиональные компетенции”, необходимые для психосоциальной работы, условимся понимать следующие функциональные навыки, необходимые специалисту по социальной работе для реализации задач психосоциальной практики: – консультирования; – ведения группы; – проектирования и прогнозирования для реабилитационной, коррекционной, развивающей и просветительской работы; – рефлексивного анализа; – оказания первичной психологической помощи и социальной поддержки.



Считается, что освоение ключевых профессиональных компетенций будущим специалистом необходимо для решения практико-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных профессиональных задач и проблем. Один из методов их решения – составление профессиограмм. Профессиограмма – характеристика профессии с требованиями, которые она предъявляет к личности работающего. Для ее составления необходима информация о видах труда. Собранные сведения анализируются, критически оцениваются, систематизируются, и на их основе складывается представление об определенной профессиональной деятельности.

Работа по составлению профессиограммы позволяет также глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Кроме того, она помогает определить качества, которые нужно развивать.

 

 

57. Феномен вторичной травмы – травмы специалиста.

Когда ресурсы самосознания специалиста ослаблены, утрачивается способность принимать решения, которые служат интересам клиента, совершаются профессиональные ошибки, касающиеся границ, реакций и стратегии работы с клиентом. Терапевту становится труднее отделять собственные чувства от переживаний клиента, замечать и анализировать контрпереносные реакции. И тогда специалист ощущает острую необходимость в психологической помощи.

Вторичная травма – это изменения во внутреннем опыте специалиста (терапевта, социального работника, психолога, спасателя, врача и т.п.), которые возникают в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с человеком, переживающим травматическое состояние. Проще говоря, когда мы открываем свое сердце человеку, которого предавали, истязали, насиловали, унижали, наши взгляды и убеждения, представления о мире могут меняться.



Специалист не может избежать вторичной травмы, поскольку, чтобы помочь человеку, он должен сопереживать его страданию, и, как следствие, это сопереживание создает условия для вторичной травматизации самого специалиста.

Еще один важный фактор вторичной травматизации – невозможность быстрых изменений. Помогая человеку, переживающему невыносимые страдания, специалист испытывает огромное желание как можно скорее облегчить его боль. Если это не получается, возникает чувство разочарования и собственного бессилия, что усиливает разрушительное действие вторичной травмы.

Специфика воздействия вторичной травмы зависит от особенностей ситуации (условий работы, типа и количества клиентов, характера их травмы, политического, социального и культурного контекста в момент получения травмы и в настоящий момент жизни) и личности “помощника” (специалиста) с его профессиональной идентичностью, ресурсами, поддержкой, личной историей, актуальной жизненной ситуацией, личными стратегиями преодоления трудностей.

Травма всегда включает утрату; после травмы ничего не остается таким, как прежде. Кардинально изменяется все, что было привычным, это еще одна отличительная черта травмы. В один момент привычный мир человека может рухнуть. Специалисты работают с травмированными людьми каждый день, и это постепенно разрушает их представления о стабильности и предсказуемости мира, безопасности и защищенности, способности человека контролировать свою жизнь.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!