Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формы учета и контроля достижений учащихся младших классов



Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие

влекут за собой и изменение системы оценивания, которая предусматривает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.

Общеобразовательная школа № 3 находится в образовательном пространстве России и Ростовской области. Поэтому все актуальные направления, над которыми работает учительство, находит свое отражение в деятельности педколлектива.

Одним из условий обновления содержания начального образования явились внедрение и апробация новых учебно-методических комплектов, которые являются развивающими. В нашей школе имеют место быть:

“Планета знаний” - 4 класса

“Гармония”- 2 класса

“Перспективная школа” - 5 классов

“Школа России” -5 классов

При этом становится важным вопрос использования современных технологий: методов, форм, приёмов работы, адекватных целям и задачам начального образования. С учётом того, что современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, является актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого учащегося, нацеленная на личностный рост и развитие.

Известно, что любое движение вперед начинается с оценки уровня

достижений, выявления положительного опыта, на базе которых возможно дальнейшее совершенствование и модернизация педагогической системы.

Но модернизации образования противоречит сложившаяся традиционная система контроля, где

высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя автоматически влияющий на качество учения школьников;

использование 5-балльной системы оценок (принятая в 1944 г.)

учитель оценивает детей сам.

И в настоящее время предпринимаются попытки разработать такие способы оценивания учебных достижений, которые бы удовлетворяли всем требованиям современной образовательной политики в Российской Федерации, а именно:

применение различных видов оценочных шкал;

широкое использование тестовых работ;

обеспечение формирования и развития самооценки учащихся своих достижений.

Новая система оценивания должна

нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой;

снять тревожность,

снизить невротизацию детей;

повысить учебную мотивацию,

позволить отслеживать динамику школьной успешности.



В соответствии с этим в практику начального образования вводится система безотметочного обучения.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания. Однако до сих пор нет чёткого представления о путях перехода начальной школы на другие принципы оценивания.

Для успешного решения обозначенного противоречия в нашей школе приказом директора был обозначен состав группы, работающей в экспериментальном режиме по безотметочному обучению младших школьников. Группа изучила основные положения писем Министерства Образования РФ, познакомилась с опытом работы коллег Ростовской и Пермской областей.

Согласно Закону РФ “Об образовании” ст. 15,п.3 образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, форм, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. С сентября 2005 г. 5 классов (2 а, б, г, 3 а, б) в своей работе используют 10 балльную систему оценивания и во всех классах введена зачетная система оценивания по предметам изо, музыка, физ-ра.

Гипотеза нашего эксперимента заключается в предположении, что использование 10- балльной шкалы на практике позволит:

более эффективно использовать все многообразие возможных оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности;

преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов “1” и “2”, т.к. в данной шкале они является положительными и их надо определенным образом “заработать”;

Возникающие трудности при выдаче документов об образовании легко преодолимы. (см таблицу)

Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учащихся, но не только учителем, как это принято в традиционной системе обучения, а совместно с учениками, развивая у них умения видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления.



В условиях внедрения нового способа оценивания возникает проблема выбора форм учета учебных достижений младших школьников.

В науке понятие “форма” рассматривается с разных позиций. Так,

И у В.И.Даля и в толковом словаре С.И.Ожегова понятие “форма” определяется как внешнее выражение, установленный порядок, наполняемый некоторым содержанием.

Глубинный смысл этому понятию придают философская и педагогическая науки.

“Философская энциклопедия” дает нам такое понятие формы: “Форма есть внутренняя организация содержания...” Вторит этому определению “Российская педагогическая энциклопедия”, в которой отмечается, что “... форма это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением”.

В педагогической литературе мы не нашли понятия “форма учета учебных достижений”. А поскольку потребность в создании иных форм учета существует, то мы решили попытаться реконструировать уже существующие формы учета учебных достижений школьников в условиях модернизации образования. Под формами учета мы понимаем совокупность документов, констатирующих результативность обучения школьника.

В связи с этим, в своей практике я разработала и использую дневник ученика, который называется: “Дневник моего роста”. Этот дневник заменяет другие документы ребёнка, в которых фиксируются результаты его обучения. Для нас этот дневник является специальным образовательным пространством, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Обратимся к нашему “Дневнику”.

Дневник позволяет следить за продвижением ученика по линиям развития личности, регистрируя освоение важнейших новых знаний и умений (дидактических единиц) по каждой линии развития. Эта регистрация осуществляться :

в листах “Мои достижения”;

“Оценочных листах”;

листах уровня обученности по предмету.

1. Листы самооценки “Мои достижения” разработаны в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и включают в себя не только требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, но и общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Учащиеся сами заполняют эти листы в конце 1 класса, и далее по четвертям во 2, 3, 4 классах.

Такие листы существуют по всем предметам, чтобы сэкономить время, я готова рассказать о любом интересующем вас предмете. Пожалуйста, какой предмет выбираем?

В курсе “Русский язык” линиями развития являются:

Овладение грамотой (навыками и умениями чтения и письма), включая умения, обозначаемые как “функциональная грамотность”.

Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Овладение орфографией и пунктуацией, а также другими “технологическими” компонентами письма.

Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

Систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о родном языке.

Раскрытие для учащихся воспитательного потенциала родного языка.

Формирование у учащихся языкового чутья.

В курсе “Окружающий мир” линиями развития являются:

Знакомство с целостной элементарной картиной мира.

Формирование личного эмоционально-оценочного отношения к миру.

В курсе “Математика” линиями развития являются:

Арифметический материал.

Геометрические фигуры и величины.

Основные виды содержательно-логических заданий на развитие познавательных процессов.

В курсе “Литературное чтение” линиями развития являются:

Навык и культура чтения.

Работа с текстом и книгой.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности.

Литературоведческая пропедевтика.

2. “Оценочные листы” по предметам (на 1, 2, 3, 4) классы включают в себя основные требования к знаниям, умениям и навыкам по данной программе. Сначала учащиеся самостоятельно заполняют данные листы, потом родители фиксируют результаты своих наблюдений за ребёнком, и лишь затем учитель вносит данные о каждом ученике.

“Оценочные листы”, листы самооценки “Мои достижения” фиксируют достижения ученика за большой период времени (четверь, год.) А как же отследить продвижение ученика за более короткий промежуток? Для этого мы используем

3. Листы уровня обученности по предмету, которые отслеживают продвижение ученика в ходе тематического и итогового контроля, т.к. тематический контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности). Итоговый контроль проверяет умение применить полученные знания.

4.Текущий контроль осуществляется с помощью словесной оценки. Он поощряет ученика в его подготовке к тематическому и итоговому контролю. Очень важно хвалить и награждать учеников. Какие же награды применимы в рамках урока? Это конечно словесная похвала за оригинальную находку, аккуратную работу и пр. Кроме того, в процессе оценивания, учитель указывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить (“Молодец! Но…”). Это может быть важной функцией на всех этапах, но особенно на этапах актуализации знаний.

Я считаю, что основной целью такой формы оценивания является

смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник, не знает и не умеет, к тому, что знает и умеет;

в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку.

Но самооценка неизбежно связана с самоконтролем, т.е. сознательным контролем, осуществляемым человеком над своим поведением, мыслями и чувствами, умеющим регулировать и планировать свою деятельность, являясь функционально грамотной личностью.

Это определение совпадает с заказом родителей. Как показало исследование, родители хотят, чтобы их дети, выпускники современной школы

хорошо представляли себе, чего хотят и чем могут заниматься;

ставили перед собой высокие, но реальные цели;

были готовы к достижению этих целей, т.е. развили в себе необходимые способности , умения, воспитали личностные качества.

Основной смысл в рамках этой цели - показать всё, на что способен ученик.

Поэтому, основными задачами введения “Дневника моего роста” являются:

создание ситуации успеха для каждого ученика,

повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка,

развитие познавательных интересов уч-ся

формирование положительных качеств личности

приобретение навыков саморефлексии,

формирование жизненных идеалов,

Мы не исключаем, что существуют и другие формы учета. Однако внедрение описанных форм учёта учебных достижений мл. школьников на практике показало высокую степень их эффективности в новых условиях.

Этому свидетельствует экспертиза результатов опытно-экспериментальной работы, которая осуществляется путем анкетирования учащихся, их родителей, где анализируются изменения:

мотивации учения, дисциплинированности и организованности, комфортности и тревожности, обучаемых в учебном заведении,

степени готовности к занятиям в школе.

Исследование учащихся моего 3 класса “А”, показало, что результативная сторона учебно-познавательного процесса возрастает на фоне общего повышения заинтересованности и мотивации

С 2004 - 07 уч.года на 15% возрос уровень учебной мотивации.

В результате сформировалась адекватная самооценка учащимися своей подготовленности. Если в 2004г 91 % первоклассников имели завышенную самооценку, то к концу 3 класса у 67% учащихся самооценка стала адекватной.

Это позволило в полной мере включить механизмы самоконтроля и самоорганизации учебной деятельности. Мы видим, что за три года обучения на 40% возрос (вырос) высокий уровень самоконтроля .

В результате за три года обучения возросла степень обученности учащихся по всем дисциплинам: по литературному чтению - на 40%, по русскому языку – на 18%, по математике – на 10%, по окружающему миру – на 5%.

За 3 года обучения (2004-2007) ученики моего класса при полной успеваемости 75% занимаются на “5” и “4”. Стабильность результатов моих учеников меня радует.

Для того, чтобы родители имели представление о динамике развития ученика, я использую всё тот же “Дневник моего роста”, который позволяет им узнать о месте ребёнка в учебном процессе и варианты действий, направленных на формирование оптимальных условий для его дальнейшего развития и обучения.

На мой взгляд, это самая важная оценка, т.к. школа выполняет социальный заказ семьи ребёнка. В связи с этим изменилось и отношение учащихся и родителей к эксперименту. Если в 1 классе 75% родителей были против безотметочного обучения, а остальные воздержались, то к концу 3 класса всего лишь 15% против и 60% за.

Очевидно, что оценка приобрела содержательный, объективный и дифференцированный характер. Она стала в меньшей степени причинять вред психическому здоровью ребёнка и создала прочную основу для овладения различного рода компетенциями.

Наличие такой формы самооценки и самодиагностики позволяет сделать оценивание учебных достижений младших школьников оптимистичным. Что касается начальной школы то, на мой взгляд, такая форма оценивания детей должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а “инструментом”, с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!