Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика коллективного творческого дела



Каждый этап коллективного творческого дела (КТД) имеет свои задачи и особенности, есть педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Это — ориентация педагога на познание потребностей, идеалов, интересов школьника; совместная деятельность учителей и учащихся; возможность выбора дел, групп, ролей, вплоть до участия/неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех ребят.

Основные этапы: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ.

Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное целеполагание.

Ценностная диагностика позволяет воспитателю узнать и понять ценностный мир школьников. Возможны пять путей такой диагностики: в диадном, парном общении - диалоге педагога со школьником; через проблемное групповое общение; через анкеты, создаваемые воспитателем вместе со школьниками или через стандартные личностные тесты-опросники и через анализ сочинений, рисунков школьников, исполняемых песен, предпочитаемых мелодий, видео- и кинофильмов.

Затем следует коллективное целеполагание — совместная, ребят и взрослых, воспитанников и воспитателей, выборка целей, идеалов, норм коллективной жизни и выбор на их основе дел и деятельностей. Результатом совместного целеполагания может быть выбор общего дела и решение о проведении ряда дел с правом выбора у членов коллектива, в каких из них участвовать. Воспитателю необходим настрой на изменение предлагаемых им целей в случае непринятия этих целей воспитанниками.

Коллективное планирование. Его результат общий коллективный, неиндивидуализированный план. Общая идея такова: от предло­жений каждого к плану действий коллектива, но в то же время вносятся новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений; планирование на основе проектов, предложений микрогрупп и индивидуальных проек­тов: подчеркнутое признание ценности, особенностей как принятых, так и не принятых идей; признание вклада в коллективное планирование авторов идей и ребят, выполняющих другие роли: критиков, организаторов, технических работников;возможность разработки альтернативных проектов, «работающих» на общую идею.

Подготовка коллективного творческого делавключает акценты, что и в планировании, плюс добровольность принятия на себя поручений по подготовке дела. Коллективное осмысление данных ситуаций на совместном анализе прошедшего дела; поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников.



Проведение коллективного творческого дела.Те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс направленность общих дел на конкретных ребят; сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для личного и группового самовыражения; публичное признание достижений и позитивного вклада каждого через систему разнообразных символов; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности, добровольность участия в коллективных делах.

Коллективный анализ.Его цель — углубление взаимопонимания и понимания себя. Поэтому общий анализ того, как прошло дело, дополняется анализом отношений, переживаний, мыслей через конкретные вопросы, через право выбора — на какие вопросы отвечать, о чем размышлять. Включение в обсуждение пассивных, выявление всех точек зрения.

Позиция педагога.Личностно-ориентированное коллективное творческое воспитание при определенной позиции педагога. Суть этой позиции - в соответствии педагогических убеждений, установок учителя характеристикам способа воспитательной работы. Это означает, во-первых, искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков, во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы, в-третьих, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников.



Диапазон «тактических» ролей педагога, стоящего на позициях коллективного творческого воспитания, весьма широк.

- жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!);

- генератор идей (но не навязываю­щий их насильно);

- мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости);

- координатор отдельных идей и дел (но привлекающий к этому всех авторов идей и участников дел);

- рядовой участник (но осознающий свою ответственность за происходящее);

-«тайный советник» (но предлагающий свои советы лишь в случаях действительной необходимости);

- наблюдатель (но делающий это не ради любопытства, а ради решения дальнейших педагогических задач);

- психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе);

- посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!