Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Традиционная экономическая система



Представьте себе небольшое племя, живущее на отдаленном островке. Жители этого племени ловят рыбу в море, охотятся на дичь, обитающую в лесах, выращивают растения в огородах. Они живут, не зная, что происходит вокруг, да их это и не интересует. Их вполне устраивает такая жизнь, ведь отцы занимаются тем, что делали их отцы, а дети продолжают дело своих отцов. И так происходит из поколения в поколение.

Общества с традиционной экономической системой существовали в древности, но иногда такую систему можно встретить и сейчас — там, где преобладает сельскохозяйственное производство. В этом случае производственный цикл имеет сравнительно большую продолжительность и велика вероятность убытков в результате природных катаклизмов. Традиции и обычаи являются своеобразной страховкой, гарантией выживания. Как пример, можно рассмотреть традиции российской общины. Община, общинный уклад жизни — это один из институтов, которыми регулируется общественная жизнь.

 

«Прежде всего, отметим, что слово "община" неизвестно крестьянству. В Великороссии его заменяет слово "мир", а в Малороссии — "громада", "обчество". Эта форма землевладения поэтому и называется также "мирским" в противоположность "подворному".

Община не всегда совпадает с понятием деревни, села. Часто такое совпадение действительно имеет место. Это — случай наиболее распространенный. Иной раз община бывает больше или меньше села. Общину называют простою, если она совпадает с деревней или селом. В Московской губернии простые общины составляют 94 процента всего их числа. Общину называют составною, если она больше деревни или села, т.е. если в состав ее входит несколько деревень, пользующихся одной и той же земельной территорией. Такие общины распространены особенно на севере, где редкое население разбросано небольшими поселками среди лесов, где удобные для земледелия пространства встречаются лишь небольшими участками между землями неудобными, болотами и лесами. В Олонецкой губернии, например, "селением" называется нередко два двора или простая хижина в лесу. Всякий такой незначительный поселок имеет всегда свое особое название. В состав одной общины входит, конечно, много таких поселков (пословица "в деревне мира не наберешь"). Она состоит иногда из 20, 30, даже 50 таких "селений" в том же Олонецком уезде насчитывали до 600 таких "селений", в то время, когда общин там было не более 30. Наконец, общину называют раздельною, если она менее села. Это явление тоже довольно редкое и встречается только в селах, составленных из двух или нескольких крестьянских групп... Основную черту нашей общины представляют переделы одних угодий в общее пользование других. Общины без переделов с артельной обработкой всех угодий составляют исключения. Обыкновенно же выгоны и пастбища находятся в совокупном пользовании всей общины. Переделам подвергаются пашни, сенокосы и иногда лесные угодья. Усадьбы же составляют предмет частного пользования общинников... Далее, для ясного понимания приемов переделов земли между общинниками прежде всего следует ознакомиться с единицей, которая служит этой цели. Единица эта несколько своеобразна и ее следует себе несколько уяснить, прежде чем начать знакомство с техникой переделов.



Такой единицей служит "душа". Но эта душа не наличная, а условная, фиктивная,- податная. После каждой ревизии во всякой общине числится то количество душ, которое застала ревизия. Но в период между ревизиями, очевидно, количество это значительно видоизменяется. Население или возрастает, или сокращается. Следовательно, общая сумма душ в общине постоянно колеблется. То же следует сказать и о каждом отдельном семействе. Иные семьи совершенно уничтожаются, другие разделяются на несколько частей, третьи увеличиваются, не разделяясь и т.п. Считаться со всеми этими изменениями при взимании налогов фискальному ведомству представляется, конечно, невозможным. Оно производит свои расчеты на основании данных последней ревизии и требует от общины то количество платежей, которое причитается с нее именно на основании этих данных. Когда в общину поступает такое требование, то задачей ее делается — распределить возможно равномернее требуемую сумму между наличным числом своих членов. Для этого она накладывает на наличные души известное число (целое или дробное) душ податных. Эти-то податные души (количество которых определено для каждой общины ревизией) и пишутся в каждом окладном листе и служат поэтому единицей раскладки между наличными душами податей и повинностей, лежащих на всей общине. Если, например, в деревне по ревизии 1858 г. числится 500 человек, то "душой" (в техническом податном смысле) в ней и до настоящей минуты считается 1/500 всех податей и повинностей. Если теперь в деревне имеется 1 000 наличных душ, то в среднем на каждую падает 1/2 "души", если 250, то 2 "души"; и т.д… Определение суммы таковых падающих на долю того или другого общинника в частности, обусловливается весьма многими соображениями. Разделить число душ податных на число жителей мужского пола было бы в этом случае, конечно, проще всего, но далеко не всегда справедливо. Община не допускает такого грубого противохозяйственного приема раздела. Разница между общинниками в возрасте, в разных личных индивидуальных особенностях, обладании средствами обработки земли (скотом, орудиями и прочим) оказывает немалое влияние на трудовую способность человека и ее нельзя не принимать в расчет... Для распределения "душ" между общинниками сообразно всем этим особенностям отдельных семейств существуют переделы земель. Переделы бывают общие и частные. При общем — переделяется вся общинная земля, при частном — только часть ее. Последний наступает тогда, когда бывает возможно удовлетворить требование новых или прежних общинников о выделе или прирезке им земли при помощи отобрания части земель от других вследствие обеднения, смерти, болезни, ухода и прочем последних. В этом случае мир "сваливает" часть "душ" с этих и "наваливает" их на тех. Кроме того, "свалка" и "навалка" "душ" может иметь место просто с целями более справедливого распределения земли по причине каких-либо перемен в уровне благосостояния прежних общинников... Если бы община при этом "навалила" большое количество земельных "душ" на человека, семья которого многочисленна, но бедна полными работниками, то поставила бы его этим в безвыходное положение. Чтобы не бросать земли и в то же время иметь возможность выдержать ее, необходимо сообразовать величину долей общинников с количеством только одних взрослых работников мужчин. Это подсказывает опыт, и так поступает община, взвешивая интересы своих сочленов... Согласно общинному распорядку, каждый ее член должен пользоваться частью выгод и разделять наравне с прочими часть невыгод, проистекающих от всех указанных причин» (Карышев Н.А.). [В своем исследовании «Труд, его роль и условия приложения в производствен (1897) Карышев Н.А. уделил особое внимание хозяйственному крестьянину, живущему в условиях общины. Он отмечал благотворное влияние общины на социально-экономическую стабильность России. Община, в частности, спасала российского крестьянина от пролетаризации. Многие кризисные явления в российской экономике Карышев связывал с неумением должным образом регулировать и реформировать общину с учетом современных требований (цит. по: Экономика русской цивилизации/Сост. О.А.Платонов.— М.: Родник, 1995).



Материал взят из учебного пособия С.М.Пястолова

«Основы экономической теории» —

М.: Академический Проект, 2002)

 

Чем же характеризуется традиционная экономическая система?

Отвечая на фундаментальные экономические вопросы Что? Как? и Для кого?, люди берут за образцы решения, которые принимались до них — более старшими поколениями. Как правило, в традиционной экономике производятся традиционные блага в количестве, определяемом ограниченностью ресурсов. В качестве технологии используются традиционные, почти неизменяемые методы. Получателем (потребителем) благ становится вся община, решения о распределении благ принимаются согласно обычаям, заранее известно, какую часть блага жертвуют церкви, какую — главе общины или феодалу и т.д.

Общественная жизнь в таком обществе строится согласно традициям, обычаям, обрядам, верованиям, укладу жизни, Эти традиции и устои подменяют собой формальную законодательную базу, которая практически или полностью отсутствует.

Экономические ресурсы в традиционной экономике принадлежат частично общине, частично — отдельным семьям и передаются по наследству, основными ресурсами являются земля и труд, все ресурсы распределяются и используются так же, как и раньше. Единственными способами ведения экономической деятельности являются традиционные промыслы и ремесла.

Основным стимулом для участия в экономической деятельности в традиционной системе является стремление выжить, поскольку традиции не позволяют начать производство других благ, а, не работая, человек в традиционной экономике обречен на изгнание из общины и смерть. Набор используемых ресурсов и производимых благ, технология производства, образ жизни в традиционной экономике практически не изменяется с течением времени, такой системе не свойственен экономический рост и развитие. В то же время эта система очень чувствительна к изменению внешней среды, если в результате таких изменений становится невозможным производство традиционных благ, общество оказывается на грани вымирания.

 

Традиционная экономическая система (traditional economic system) — экономическая система, в которой ресурсы принадлежат всему обществу (общине), все ресурсы распределяются и используются также, как и раньше. Получателем (потребителем) благ становится вся община, решения о распределении благ принимаются согласно обычаям.

Основными достоинствами традиционной экономики являются стабильность и предсказуемость экономической жизни общества (жизнь следующего поколения, как правило, мало отличается от жизни предыдущих).

Среди основных недостатков традиционной экономики необходимо выделить зависимость от изменений внешней среды (перемены климата, экологические катастрофы), низкий уровень жизни (из-за отсутствия экономического развития), а также отсутствие прогресса. Уклад традиционной экономики делает эту систему неспособной к совершенствованию и экономическому росту.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!