Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития



 

Минеральные ресурсы – эффективный источник социально-экономического развития Республики Карелия. Республиканский фонд недр, являющийся общенародной собственностью и включающий месторождения и проявления твердых полезных ископаемых и подземных вод, их промышленные и забалансовые запасы, прогнозные ресурсы, требует эффективного государственного управления и регулирования.

Республика Карелия обладает богатейшим природно-ресурсным потенциалом. Богатство и разнообразие полезных ископаемых Карелии, благоприятная конъюнктура на минеральное сырье на российском и мировом рынках позволяют уверенно прогнозировать дальнейший рост вклада горнопромышленного комплекса в развитие экономики Республики Карелия и повышение за счет этого благосостояния ее населения.

Экономические и геополитические интересы России и Республики Карелия и в долгосрочной перспективе будут существенно зависеть от состояния минерально-сырьевой базы, воспроизводство которой на современном технологическом уровне является центральной задачей геологической отрасли.

Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач общества и государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Республики Карелия, сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности будущих поколений.

Основными этапами организации природопользования являются изучение имеющихся на территории республики природных и социальных ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения ресурсов и, наконец, подготовка инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции.

Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего за счет снижения административных барьеров для организаций горнопромышленного комплекса.

В соответствии со Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1039-р,
в области государственного регулирования недропользования были достигнуты следующие результаты:

обеспечена доступность геологической информации за счет отмены платы за ее предоставление;



законодательно закреплена возможность изменения границ участка недр, переданного в пользование, в целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

Подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы» направлена на обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы и создание условий для развития горнопромышленного комплекса Республики Карелия.

Республика Карелия является регионом с развитым добывающим минерально-сырьевым сектором, который обеспечивает значительную часть бюджетных поступлений и определяет жизненный уровень населения. Суммарная доля организаций горнопромышленного комплекса в общем объеме промышленного производства республики в денежном выражении за последние годы выросла вдвое и по итогам 2013 года составила 43%.

Сфера реализации подпрограммы охватывает направления деятельности, которые призваны обеспечить устойчивое развитие горной отрасли промышленности, упрочить конкурентные возможности Карелии в условиях повышения спроса на минеральное сырье в мире. Эти направления включают:

воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для устойчивого удовлетворения потребностей экономики республики и страны в различных видах общераспространенных полезных ископаемых, создания минерально-сырьевых основ социально-экономического развития Республики Карелия, обеспечения экономической безопасности страны;

комплексное изучение и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов в целях обеспечения их эффективного учета и наиболее полного извлечения из недр, удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей промышленности Республики Карелия.

Подпрограмма обеспечивает исполнение функций государства уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на постоянной основе в соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 4 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», Положением о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 6 октября 2010 года № 206-П.



К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования относятся управление фондом недр участков недр местного значения, а также участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы и определении порядка пользования участками недр местного значения на своих территориях.

На 1 января 2014 года Государственным балансом на территории Республики Карелия учтено 918 месторождений полезных ископаемых:
386 месторождений торфа, 29 подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, 3 месторождения минеральных вод, 1 месторождение лечебных грязей, 499 разведанных месторождений твердых полезных ископаемых и свыше 400 перспективных проявлений. В Государственном кадастре подземных вод учитывается более 700 объектов подземных вод (месторождения, скважины, родники).

По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Карелия действовала 441 лицензия на пользование недрами, в том числе 300 – на общераспространенные полезные ископаемые, 97 – на необщераспространенные и 44 лицензии на добычу подземных вод из одиночных скважин.

Общераспространенные полезные ископаемые являются важнейшей сырьевой основой для дорожного строительства, производства строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее потребляемыми в жилищном и другом строительстве являются бутовый камень, щебень, дробленый песок. На территории Республики Карелия 242 месторождения и свыше 180 проявлений строительного камня.

В республике осваиваются железные руды на Костомукшском и Корпангском месторождениях, шунгитовые породы – на Зажогинском и Максовская залежь, петрургическое сырье – на Хавчозерском. Ведется добыча лечебных грязей и минеральных вод на месторождениях Габозеро и Марциальные Воды, лечебных радоновых вод на Кондокском месторождении, эксплуатируются месторождения подземных вод, строительных материалов, глины и торфа.

В горнопромышленном комплексе Республики Карелия действуют
87 организаций. Всего в горном комплексе республики работают 9,7 тыс. человек, из них 3,6 тыс. человек в ОАО «Карельский окатыш».

В отрасли с середины 2011 года сохраняется положительная динамика показателей деятельности организаций. По итогам 2013 года индекс производства по виду деятельности «Добыча металлических руд» составил 102,3%, «Добыча прочих полезных ископаемых» – 88,2%. В 2013 году объем производства организациями горнопромышленного комплекса строительных нерудных материалов составил 20,6 млн куб. м (109% к уровню 2012 года),
в том числе щебня – 18 млн куб. м (116%), блочного камня – 29,9 тыс. куб. м (96%). Отраслевыми организациями Северо-Западного федерального округа всего в 2013 году произведено 36 млн куб. м щебня, из них доля Ленинградской области составляет 39%, Республики Карелия – 43%. В общероссийском объеме производства щебня доля карельских производителей составляет 9%.

Рыночное регулирование недропользования осуществляется посредством привлечения собственных средств добывающих организаций для расширения воспроизводства минерально-сырьевой базы, участия в производстве конечного продукта передела добывающего комплекса. Частные инвестиции вкладываются в разведку намечаемых к освоению месторождений хромовых и железных руд, благородных металлов (золота и металлов платиновой группы) и месторождений строительного камня для производства щебня, облицовочных и песчано-гравийных материалов в различных районах Республики Карелия. Дальнейшее техническое перевооружение организаций и ввод в эксплуатацию 3-4 новых производств в год позволит привлечь в Карелию инвестиционные ресурсы в объеме 2-3 млрд руб. ежегодно, довести объем выпуска щебня
к 2015 году до 20 млн куб. м, а к 2020 году – до 30 млн куб. м в год.

Результатом развития отрасли являются:

увеличение сумм налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, полностью зачисляемого в бюджет Республики Карелия;

создание новых рабочих мест;

развитие производственной и социальной инфраструктуры территорий.

Анализ состояния сферы реализации подпрограммы показывает наличие ряда проблем.

Развитие минерально-сырьевой базы находится под влиянием определенных сдерживающих федеральных и региональных факторов,
а именно:

наличие законодательных противоречий в сфере недро- и лесопользования;

чрезмерно усложненная процедура согласования перечня участков недр местного значения;

возросшее число согласований, что влечет за собой увеличение стоимости и сроков разработки и реализации инвестиционных проектов;

отсутствие у субъектов Российской Федерации полномочий на предоставление права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых для обеспечения социально значимых потребностей по упрощенной схеме
(без проведения аукционов, но на основании государственного контракта, без включения участка недр в перечень);

удаленность организаций горнопромышленного комплекса Республики Карелия от потребителей, которая порождает прямую зависимость от перевозчиков произведенной продукции и возросших тарифов естественных монополий (железнодорожный тариф до г. Москвы приводит к удорожанию продукции в 2-2,5 раза при условии невыгодной логистики направления грузов – не по прямым, а по периферийным, менее загруженным путям).

Непосредственными проблемами рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия являются:

1. Недостаточная результативность использования потенциала недр.

Из множества полученных лицензий к началу производства щебня и добычи блочного камня доходят лишь 30-40% недропользователей. Значительная часть лицензиатов останавливается на этапах геологического изучения, проектирования. Наряду с основной причиной – недостаточным финансированием реализации проектов по строительству новых горных производств – имеют место:

сложности с доступом к инфраструктуре естественных монополий (электроэнергия, железная дорога), значительные капиталовложения при подключении к ней, это приводит к повышению транспортной и энергетической составляющих себестоимости продукции, снижению ее конкурентоспособности, а также неравномерности освоения территории Республики Карелия;

длительные многоуровневые процедуры получения согласований, разрешений и экспертиз проектов, особенно сложно получение согласия некоторых арендаторов лесных участков (заготовителей).

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия ежегодно заключает государственный контракт с Карельским филиалом Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Северо-Западному федеральному округу» по составлению территориальных балансов запасов по 6 видам общераспространенных полезных ископаемых, а также договоры по составлению пакетов геологической информации на объекты лицензирования участков недр местного значения для проведения аукционов на право пользования недрами, и это предполагает расходы средств бюджета Республики Карелия. Но в случае, когда участником аукциона является один недропользователь, аукцион признается недействительным, и средства в бюджет Республики Карелия не поступают;

2. Недостаточная бюджетная эффективность недропользования.

Имеют место нарушения условий лицензионных соглашений недропользователями, в том числе по уплате разовых платежей при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензиях. Ряд недропользователей допускают необоснованные переносы сроков начала освоения месторождений, что снижает поступления в бюджет Республики Карелия, в том числе за счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Уровень уплаты НДПИ в бюджет также зависит от недостаточной изученности участков недр для добычи блочного камня. Вследствие экономии заказчиков-недропользователей на стадии геологоразведочных работ, отказа от проведения комплекса необходимых буровых и геофизических работ, инженерных изысканий повышаются предпринимательские риски и количество технических, технологических ошибок при реализации инвестиционных проектов освоения месторождений. Нередко в техническом проекте выход блоков по месторождению оказывается значительно выше фактического.
В результате при реализации проекта сокращается выход готовой продукции предусмотренного проектом качества, снижается рентабельность производства и бюджетная эффективность использования потенциала недр;

3. Население ряда муниципальных образований в Республике Карелия не обеспечено питьевой водой соответствующего качества из подземных источников.

Значительное количество населенных пунктов Республики Карелия использует для водоснабжения одиночные водозаборные скважины с неутвержденными запасами подземных вод, по которым нет разработанных и согласованных проектов зон санитарной охраны (в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»), не ведется мониторинг качества подземной воды, используемой для питьевого водоснабжения. Это может привести к засорению и загрязнению подземных водных объектов. Добыча подземных вод должна осуществляться на основании лицензии на пользование недрами, обязательными условиями эксплуатации водозаборных скважин являются утвержденные запасы подземных вод и наличие зон санитарной охраны.

Суть проблемы в следующем:

не осуществляются в необходимом количестве гидрогеологические исследования с целью подготовки запасов пресных подземных вод, эксплуатируемых действующими одиночными скважинами в соответствии с нормативными требованиями на территории населенных пунктов Республики Карелия;

работы по инвентаризации, систематизации, учету и обслуживанию скважин, в том числе по консервации (ликвидации) скважин, не отвечающих установленным требованиям, а также недействующих скважин осуществляются крайне низкими темпами;

4. Реализация инвестиционных проектов по созданию новых и модернизации существующих организаций горнопромышленного комплекса откладывается во времени или осуществляется не в полном объеме.

Фактическая реализация инвестиционных проектов по достижению проектных объемов выпуска, увеличению объемов выпуска и расширению номенклатуры продукции значительно отстает по срокам и суммам инвестиций от запланированной. Основными причинами являются недостаток собственных ресурсов для финансирования инвестиционной деятельности и сложная процедура получения льготных кредитов на освоение месторождений как из частных банков, так и бюджетных фондов.

Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия проводится системная работа по анализу и повышению эффективности деятельности организаций горнопромышленного комплекса. Ведется оперативный ежемесячный мониторинг объемов производства организаций горнопромышленного комплекса, а также в рамках исполнения распоряжения Правительства Республики Карелия от 31 декабря 2010 года № 661р-П организован ежеквартальный мониторинг финансовых результатов деятельности организаций горнопромышленного комплекса и величин их налоговой нагрузки;

5. В ряде случаев в горнопромышленном производстве имеют место нерациональное использование природного сырья и повышение уровня загрязнения природной среды, в частности в результате образования значительного объема околов и отвалов на месторождениях блочного камня, обусловленного низким процентом выхода блоков.

Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений деятельности по воспроизводству и использованию минерально-сырьевых ресурсов республики. Только в этом случае могут быть созданы условия для стабильной деятельности организаций горнопромышленного комплекса, поступления налогов в бюджеты и сохранения высокого уровня занятости в отрасли.

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы

 

Подпрограмма разработана на основании приоритетов государственной политики в сфере недропользования, содержащихся в следующих документах:

указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596
«О долгосрочной экономической государственной политике» и от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1
«О недрах»;

Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года
№ 1039-р;

Закон Республики Карелия от 26 октября 2007 года № 1122-ЗРК
«О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия»;

Стратегия развития; Программа социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 8 июня 2011 года № 348р-П;

Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 октября 2012 года № 658р-П.

Важным приоритетом государственной политики в области геологии и недропользования является решение проблемы комплексного изучения и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов на основе научно-обоснованной системы требований к технологиям геологоразведочных работ, добычи и переработки минерального сырья, повышения уровня выполнения недропользователями существенных условий лицензионных соглашений.

С учетом рассмотренных приоритетов государственной политики в области геологии и недропользования определены следующие цели и задачи подпрограммы.

Цели подпрограммы:

1. Обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Карелия.

2. Создание условий для повышения эффективности работы организаций горнопромышленного комплекса, работающих на территории Республики Карелия.

Задачи подпрограммы:

1. Создание условий для сбалансированного развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики Республики Карелия.

2. Реализация полномочий Республики Карелия в области использования и охраны недр, развития (воспроизводства) минерально-сырьевой базы Республики Карелия.

3. Содействие устойчивому развитию и модернизации организаций горнопромышленного комплекса Республики Карелия.

Цели подпрограммы соответствуют:

цели Стратегии развития: повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития;

основной цели Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года: комплексное решение ключевых социально-экономических проблем Республики Карелия и повышение на этой основе уровня и качества жизни, обеспечение занятости населения Республики Карелия, развитие ее производственного, трудового и интеллектуального потенциала;

среднесрочным целям по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Карелия, последовательному повышению уровня и качества жизни на территории Республики Карелия, повышению конкурентоспособности региональных товаров и услуг, конкурентоспособности Республики Карелия и комплексному развитию территорий Республики Карелия на основе эффективного использования и распределения ресурсов;

главной цели Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года: обеспечение устойчивых темпов экономического роста на основе модернизации и повышения конкурентоспособности базовых секторов экономики в условиях усиления конкуренции со стороны внешних контрагентов, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета республики.

 

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:

1. Увеличение доли лицензий, реализуемых без нарушений пользователями недр существенных условий лицензии, в общем количестве лицензий до 96%.

2. Достижение темпа роста балансовых запасов общераспространенных полезных ископаемых распределенного фонда недр к уровню 2013 года до 110%.

3. Достижение темпа роста объема разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензиях, в бюджет Республики Карелия к уровню 2013 года до 107,8%.

4. Достижение темпа роста количества созданных новых высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях горнопромышленного комплекса к уровню 2013 года до 144%.

5. Достижение темпа роста объемов производства нерудных строительных материалов к уровню 2013 года до 165%.

Значения показателей (индикаторов) подпрограммы по годам ее реализации представлены в приложении 1 к государственной программе.

Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 годы, этапы не выделяются.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!