Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Что представляет собой уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза?



 

Нормативные акты Европейского Союза в сфере уголовного права (материального и процессуального), как правило, издаются в рамках третьей опоры - сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (см. вопрос N 14). Главной формой правотворчества по этим вопросам служат рамочные решения - основы законодательства Европейского Союза в уголовно-правовой сфере (см. вопросы N 5 и N 26).

После 2005 г. в соответствии с прецедентным правом Суда Европейского сообщества нормативные акты по вопросам уголовного права также стали издаваться в рамках первой опоры Союза (Европейского сообщества) в форме директив.

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г., ликвидирующего деление Европейского Союза на опоры (см. вопрос N 17), директива станет единственным видом основ законодательства Союза во всех сферах, в том числе в уголовно-правовой.

Нормативные акты

Рамочные решения Совета в области материального уголовного права устанавливают общие признаки преступных деяний, которые носят "транснациональный" характер или посягают на интересы Европейского Союза в целом. Как правило, эти документы определяют также размер и виды наказаний, которые служат для государств-членов минимальным стандартом.

Например, за любое из "террористических преступлений", признаки которых установлены Рамочным решением 2002/475/ПВД Совета от 13 июня 2002 г. "О борьбе с терроризмом"*(178), в каждом государстве-члене должно быть предусмотрено наказание в виде лишения свободы. За некоторые из этих деяний верхний предел санкции должен быть не меньше восьми лет (участие в деятельности террористической группы) или 15 лет (руководство террористической группой).

Кроме терроризма, в последние годы изданы директивы и рамочные решения, определяющие признаки и наказания в отношении следующих преступных деяний:

- фальшивомонетничество и подделка безналичных средств платежа: Рамочное решение от 29 мая 2000 г. "Об усилении защиты от фальшивомонетничества в связи с введением евро посредством мер уголовной ответственности и других санкций" и Рамочное решение от 28 мая 2001 г. "О борьбе с обманными действиями и подделкой в отношении безналичных средств платежа";

- отмывание (легализация) доходов, полученных преступным путем: Рамочное решение от 26 июня 2001 г. "Об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступлений и доходов от преступной деятельности";



- торговля людьми: от 19 июля 2002 г. "О борьбе с торговлей людьми";

- помощь незаконному въезду, транзиту и пребыванию иностранцев (см. вопрос N 156);

- коммерческий подкуп и сходные преступления: Рамочное решение от 22 июля 2003 г. "О борьбе с коррупцией в частном секторе";

- сексуальная эксплуатация несовершеннолетних: Рамочное решение от 22 декабря 2003 г. "О борьбе против сексуальной эксплуатации детей и детской порнографии";

- незаконный оборот наркотических средств и психотропных вещества: Рамочное решение от 25 октября 2004 г. "О введении минимальных положений в отношении составных элементов уголовных преступлений и санкций, подлежащих применению в сфере торговли наркотиками";

- компьютерная преступность: Рамочное решение от 24 февраля 2005 г. "Об атаках на информационные системы";

- организованная преступность: Рамочное решение от 24 октября 2008 г. "О борьбе с организованной преступностью";

- экологические преступления: Директива 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 г. "Об уголовно-правовой охране окружающей среды";

- преступления, связанные с расизмом и ксенофобией (ненавистью к иностранцам): Рамочное решение от 28 ноября 2008 г. "О борьбе с некоторыми формами и проявлениями расизма и ксенофобии посредством уголовного права".

Уголовно-процессуальное законодательство Европейского Союза призвано в первую очередь обеспечить взаимное признание и исполнение решений по уголовным делам, которые выносятся судами и другими компетентными органами государств-членов.

Главным результатом этих усилий стало принятие Рамочного решения от 13 июня 2002 г. "О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами". Европейский ордер на арест должен заменить громоздкую и малоэффективную процедуру выдачи (экстрадиции) обвиняемых и преступников, скрывающихся от правосудия на территории других государств-членов. Применительно к аресту имущества и передаче вещественных доказательств издано Рамочное решение 2003/577/ПВД Совета от 22 июля 2003 г. "Об исполнении в Европейском Союзе решений о замораживании имущества или доказательств". Последним к 2009 г. крупным шагом в развитии принципа взаимного признания в уголовно-правовой сфере стало введение законодательством Союза еще одного европейского ордера, который может применяться в целях получения из других государств-членов доказательств по уголовным делам - "европейского ордера на получение доказательств". Правовой режим этого ордера предусмотрен Рамочным решением от 18 декабря 2008 г. "О европейском ордере на получение доказательств в целях получения предметов, документов и данных для их использования в рамках уголовных процедур".



Вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам посвящена одноименная глава Шенгенской конвенции 1990 г. (глава 2 раздела III "Полиция и безопасность"). В 2000 г. по этим вопросам подписана Конвенция от 29 мая 2000 г. "О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами - членами Европейского Союза".

Большое внимание Европейский Союз уделяет вопросам организации информационного и практического взаимодействия между судами, прокуратурами и полицейскими службами государств-членов. С этой целью установлены правовые основы для обмена офицерами или магистратами "по связи", создана Европейская информационная сеть в области правосудия, объединяющая контактные пункты в министерствах юстиции и судах разных государств-членов.

Главным техническим средством оперативной передачи правоохранительной информации служит Шенгенская информационная система, в которую заносятся не только данные о нежелательных иностранцах, но и другие виды "информационных запросов" (о разыскиваемых преступниках или без вести пропавших лицах, о похищенных автомобилях, информационные запросы в целях конфиденциального наблюдения за физическими лицами и др.).

В рамках полицейского сотрудничества (глава 1 раздела III "Полиция и безопасность" Шенгенской конвенции) сотрудникам полиции государств-членов разрешено осуществлять свои полномочия на территории других стран Союза в случае, если они производят трансграничное наблюдение или преследование "по горячим следам" лица, совершившего преступление.

Существует также большое число нормативных актов Союза, регулирующих отдельные аспекты полицейского и судебного сотрудничества. Например, Решение от 25 апреля 2002 г. "О безопасности в ходе международных футбольных матчей" предусматривает создание в каждом государстве-члене специального информационного отдела, взаимодействующего с полицейскими службами своего государства и аналогичными отделами других стран Союза.

Как и в сфере материального уголовного права, законодатель Европейского Союза стремится к постепенной гармонизации отдельных принципов и норм уголовного процесса государств-членов. Первым шагом в этом направлении стало принятие Рамочного решения от 15 марта 2001 г. "О статусе потерпевших в уголовном процессе".

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!