Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Как заключаются соглашения Европейского Союза с иностранными государствами и международными организациями?



 

В Европейском Союзе существуют две специальные правотворческие процедуры, оформляющие процесс присоединения Союза к международным договорам. Первая процедура применяется при заключении международных соглашений Европейским сообществом, т.е. в рамках полномочий по первой опоре. Вторая - при заключении международных договоров для реализации целей и задач общей внешней политики и политики безопасности, а равно сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере, т.е. при реализации полномочий по второй и третьей опоре.

Описанию процедуры заключения международных договоров Европейским сообществом посвящена ст. 300 Договора о ЕС. Она применяется в случаях, когда Договор предусматривает возможность заключения соглашений между Сообществом и одним или несколькими государствами или международной организацией.

Процедура инициируется Комиссией с предоставлением Совету рекомендаций относительно заключения международного соглашения. Рассмотрев рекомендации, Совет уполномочивает квалифицированным большинством голосов Комиссию на ведение переговоров. Комиссия проводит соответствующие международные переговоры, консультируясь в их процессе со специальными комитетами, назначенными Советом для выполнения этой задачи.

По окончании переговоров Совет заключает международный договор. По общему правилу используется процедура консультаций. При этом Совет в зависимости от срочности вопроса может установить срок для дачи заключения Европейским парламентом. Пропуск срока позволяет Совету действовать в отсутствие такого заключения. Совет утверждает решение о заключении договора квалифицированным большинством голосов, кроме случаев заключения соглашений, учреждающих ассоциацию, и соглашений, охватывающих сферу, в которой необходимо единогласие для принятия внутренних норм. В таком случае в Совете требуется единогласие.

Существуют также исключения из общего правила об использовании процедуры консультаций при заключении международных соглашений ЕС. В ряде случаев применяется процедура санкционирования (позитивная). Такими случаями являются:

- заключение соглашений, учреждающих ассоциацию;

- заключение других соглашений, устанавливающих особые институциональные рамки путем организации процедур сотрудничества;

- заключение соглашений в рамках общей торговой политики;

- заключение соглашений, имеющих важное бюджетное значение для Сообщества;

- заключение соглашений, влекущих внесение поправок в акт, утвержденный на основе процедуры совместного принятия решений.



Срок получения согласия Европейского парламента может быть специально оговорен Советом и самим Европейским парламентом.

Процедура заключения международных договоров ЕС допускает несколько факультативных стадий. Первая такая стадия имеет место в случае, когда заключаемое соглашение влечет за собой внесение поправок в Договор о ЕС. До заключения соглашения такие поправки должны быть приняты в соответствии с процедурой, применяемой для внесения изменений в учредительные акты Союза и изложенной в ст. 48 Договора о Европейском Союзе.

Другая факультативная стадия имеет место, когда Совет, Комиссия или государства-члены обращаются в Суд за заключением о том, является ли намечаемое соглашение совместимым с положениями Договора о ЕС. В случае отрицательного заключения Суда соглашение может вступить в силу только в соответствии со ст. 48 Договора о Европейском Союзе.

Примечательной особенностью процедуры заключения международных соглашений ЕС является то, что она включает в себя другие правотворческие процедуры. Специфика присоединения к международным договорам выступает в качестве своего рода надстройки для одной из общих процедур, используемых в зависимости от конкретного случая.

Процедура заключения международных договоров Европейского Союза в сферах ОВПБ и СПСО закрепляется в ст. 24 Договора о Европейском Союзе. Она осуществляется следующим образом. Совет единогласно предоставляет председательствующему государству-члену полномочия начать переговоры о заключении необходимого соглашения. Председательствующее государство-член при содействии Комиссии проводит соответствующие переговоры. По окончании международных переговоров председательствующее государство-член представляет Совету рекомендацию о заключении международного договора. Совет, основываясь на этой рекомендации, решением, принятым единогласно, заключает такой договор.



Следует отметить, что если международные договоры Европейского сообщества безоговорочно обязательны для всех институтов Сообщества и государств-членов (§ 7 ст. 300 Договора о ЕС), то международные соглашения Союза в сферах ОВПБ и СПСО могут применяться к государствам-членам с исключениями. Во-первых, представитель государства-члена в Совете может заявить, что он должен подчиняться собственным конституционным процедурам, и тогда соглашение не будет являться обязательным для представляемого им государства-члена. Во-вторых, другие члены Совета в этом случае могут согласиться с тем, что соглашение применяется к ним временно.

Следует обратить внимание на то, что Европейский парламент не принимает участия в процедуре заключения международных соглашений в сферах ОВПБ и СПСО, а Совет занимает доминирующее положение. Роль Комиссии в этом случае незначительна.

После вступления в силу Лиссабонского договора 2007 г. Европейский Союз будет обладать единой международной правосубъектностью и заключать все международные договоры непосредственно от своего имени (см. вопрос N 17). Рассмотренная выше процедура заключения международных договоров Европейского сообщества будет применяться к Союзу в целом, что повлечет за собой возрастание роли Европейского парламента и Комиссии.

В то же время международные договоры по вопросам общей внешней политики и политики безопасности (бывшей второй опоры) продолжат заключаться по специальной процедуре, как правило, по предложению нового должностного лица Союза - Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности (см. вопрос N 35).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!