Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Цели, мероприятия и принципы защиты населения и территорий от ЧС



Защита населения и территорий от ЧС (ЗЧС) – комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Защита населения и территорий от ЧС осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (№ 68-ФЗ от 21.12.1994 г.).

Граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется по месту работы, учебы, а также по месту жительства.

Мероприятия ЗЧС:

1. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

2. Создание постоянно действующих органов управления.

3. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств.

4. Обучение населения способам защиты и действиям в ЧС.

5. Своевременное оповещение и информирование населения об угрозе и возникновении ЧС.

6. Проведение эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях.

7 Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

8. Поддержание общественного порядка в ходе проведения АСДНР.

9. Обеспечение устойчивого функционирования организаций в ЧС.

Принципы ЗЧС:

• защита организуется заблаговременно;

• защита организуется с учетом особенностей конкретной территории;

• объем и содержание мероприятий по защите определяются исходя из принципа необходимой достаточности (то, что необходимо и не больше);

• ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется собственными силами, и средствами и только при недостаточности этих сил привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени осуществляется в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС действует в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержденного Постановлением Правительства (ПП) РФ № 794 от 2003 г.

Основными задачами РСЧС являются (ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994):

1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;

2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;



3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;

6. организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;

7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10. ликвидация чрезвычайных ситуаций;

11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

РСЧС реализует три функции (ПП РФ от 30.12.03 № 794):



• предотвращение возникновения ЧС;

• снижение потерь и ущерба от ЧС;

• ликвидация последствий ЧС.

 

 

Подсистемы и уровни РСЧС

РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем (рис. 5.2) и имеет пять уровней (табл.5.2):

• федеральный уровень;

• межрегиональный уровень;

• региональный уровень;

• муниципальный уровень;

• объектовый уровень.

На каждом уровне единой системы создаются:

• координационные органы;

• постоянно действующие органы управления;

• органы повседневного управления;

• силы и средства;

• резервы финансовых и материальных ресурсов;

• системы связи, оповещения органов управления и сил РСЧС;

· системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

 

 

Рис.5.2 Подсистемы РСЧС

Координационными органами единой системы являются:

· на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

· на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

· на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

· на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

• на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

· на межрегиональном уровне – региональные центры МЧС России;

· на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

· на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

· на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

 

 


Таблица 5.2

Органы управления РСЧС

Уровень Координационные Постоянно действующие Повседневного управления
Федеральный Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;   Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;   Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы  
Межрегиональный Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе осуществляет координацию действий федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.     Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров    

      Продолжение табл. 5.2
Региональный (в пределах территории субъекта Российской Федерации) Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации Соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъектов РФ   Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
Муниципальный (в пределах территории муниципального образования) Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;   Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления. Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;    
Объектовый Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.   Структурные подразделения или работники организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны. дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).    

Органами повседневного управления единой системы являются:

• на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) МЧС России, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

· на межрегиональном уровне – ЦУКС РЦ МЧС России;

· на региональном уровне – ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам РФ;

· на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

· на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

• резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

· запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

· резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

· резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

РСЧС функционирует в трех режимах:

• При отсутствии угрозы возникновения ЧС в режиме повседневной деятельности.

• При угрозе возникновения ЧС вводится режим повышенной готовности.

• При возникновении и ликвидации ЧС вводится режим чрезвычайной ситуации.

Цели, задачи ГО.

Система Гражданской обороны в России функционирует в соответствии с законом «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ от 12.02.1998 г.)

Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачи в области гражданской обороны:

1. Обучение населения в области гражданской обороны;

2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

8. Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13. Срочное захоронение трупов в военное время;

14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!