Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Ф. ВИЗЕРА



Фридрих фон Визер (1851–1926) – не менее именитый представитель австрийской школы, один из ближайших сподвижников Карла Менгера.Барон Ф. Визер,получив университетское образование, почти целиком посвятил себя научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Пропаганда, совершенствование и популяризация учения австрийской школы осуществлялись Ф. Визеромво всех его публикациях, включая такие, как «О происхождении и основных законах экономической ценности», «Естественная ценность»и «Теория общественного хозяйства».

К заметному вкладу Визерав экономическую науку следует отнести внедрение в научный оборот терминов «законы Госсена», «предельная полезность», «вменение».

В целом взгляды Визераво многом повторяют суждения его коллег по австрийской школе, но есть и предложенные им концепции и суждения.В их числе можно выделить:

1) способ определения суммарной полезности.

По его мнению, каждая единица запаса должна оцениваться на основе предельной полезности.Так что общая стоимость запаса будет исчисляться исходя из простого умножения предельной полезности на общее количество однородных единиц. Такой способ определения суммарной полезности принято называть мультипликативным;

2) его суждение о том, что сумма всех долей дохода, вмененных данному сочетанию факторов производства, должна быть не больше и не меньше стоимости самого продукта. Другими словами, должно осуществляться совершенно пропорциональное распределение;

3) исследование чрезвычайно важной проблематики в рамках его «теории вменения дохода». Основное внимание в связи с этой проблематикой уделяется им характеристике категории «частная собственность» и вопросам частной организации хозяйства. Ф. Визерприходит к заключению, что частная собственностьчерпает свой смысл из логики хозяйствования. При этом в качестве трех аргументовв пользу такого суждения называются:

а) необходимость бережного отношения к расходованию хозяйственных благ, с тем чтобы охранять свою собственность от других претендентов;

б) важность вопроса о «моем» и «твоем»;

в) правовые гарантии для хозяйственного использования собственности.

Частную собственность Ф. Визеррассматривает в тесной взаимосвязи с проблемой частной организации хозяйства. По его мысли, частный хозяйственный порядок – единственная исторически оправдавшаяся форма крупного общественного экономического союза, опытом столетий доказавшая более успешное общественное взаимодействие, чем при всеобщем подчинении по приказу. Поэтому, признавая правомерность только частной экономики, он полагает, что общество не должно отклонять и права частного владения, в противном случае очень скоро государство стало бы единственным владельцем всех средств производства, что, однако, ни в коем случае не должно произойти, поскольку оно не в состоянии управлять этими средствами производства так же эффективно, как это делают частные лица;



4) суждение о том, что политический и социальный климат, оказывающий влияние на персональное распределение, может изменить порядок распределения доходов, соответствующий функциональной теории.

49. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА: ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ КАК ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В качестве основы ценообразования сторонники австрийской школы выдвинули субъективную полезность.Родоначальником является Карл Менгер (1840–1921),профессор Венского университета. Пытаясь решить парадокс А. Смитао воде и алмазе, Менгерсформулировал принцип снижающейся полезности.Ценность какого-либо блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса, т. е. Менгернапрямую связал полезность и редкость предметов потребления. Идеи Менгераразвил Э. Бем-Баверк (1851–1919),который ввел понятие субъективной и объективной стоимости.

Субъективную стоимостьон определял как личную оценку товара потребителем и продавцом (определяется наименьшей предельной полезностью предмета в запасе, а предельная полезность зависит от следующих факторов: количество благ и интенсивность потребления). Объективную стоимостьон определяет как меновые пропорции (цены), которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Объективная цена является результатом столкновения на рынках субъективных оценок продавцов и покупателей, при этом уровень рыночной цены определяется уровнем субъективных оценок товара двумя предельными парами.



Недостатки теории:

1) абсолютная неэластичность предложения (запас благ задается как фиксированная величина);

2) механизм уравнивания предельной полезности в процессе обмена происходит при предположении имеющейся цены и данных доходах потребителя.

Это означает, что сами субъективные оценки обусловлены уровнем цены и величиной дохода и вне системы цен нет количественного определения полезности.

Впервые закон предельной полезностисформулировал Герман ГенрихГоссен (1810–1858),немецкий экономист, автор работы «Развитие законов общественного обмена и вытекающие отсюда правила человеческой деятельности» (1854 г.),где сформулированы законы рационального потребления индивидом ограниченного количества благ, которые в дальнейшем получили название первого и второго закона Госсена.

Первый закон Госсена:величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага в одном непрерывном акте потребления неуклонно снижается и при насыщении равна нулю. Это не что иное, как теория убывающей предельной полезности.

Второй закон Госсена:чтобы получать максимальную полезность от потребления заданного набора благ за определенный период времени, необходимо потреблять их в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ была бы равна одной и той же величине. Этот закон можно интерпретировать как закон равных предельных полезностейна одну денежную единицу дохода. Потребление каждого товара продолжается до того момента, пока предельная полезность на денежную единицу дохода становится в точности равной предельной полезности на рубль, израсходованный на любой другой товар.

Методология максимизации полезности,предложенная Госсеном, вошла в экономическую науку в качестве классической логики принятия решений.

50. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА: ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Единственным фактором,определяющим пропорции обмена товаров и цены, является их предельная полезность. Отсюда вывод, что производительные (капитальные) блага ценности не имеют, так как прямо не удовлетворяют человеческих потребностей, т. е. не обладают непосредственной полезностью.

В реальной экономике производительные благаимеют ценность, и их цена формирует издержки производства. Проблема издержек в рамках представлений австрийской школы решается следующим образом.

Теория издержек производства распадается на две теории:теорию объективных издержек и теорию субъективных издержек.

Теория объективных издержекхарактерна для классической школы, которая выводила из так называемых естественных норм вознаграждения цены факторов производства, а уровни определялись отдельными теориями. Земельная рентаопределялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, зарплата – долгосрочными издержками средств существования рабочего, а норма прибылипредставляла собой остаточную величину.

В рамках классической школы не ставилась под сомнение реальность издержек производства. Но не случайно австрийскую школу называют субъективно-психологической школой. Она объявила, что реальные издержки – не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы Визер разработал субъективную теорию издержек. Посылками для теории являются два положения:1)производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение; 2) предложение представляет собой обратную сторону спроса, спроса тех, кто обладает товаром. При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию. Это предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем. Другими словами, издержки представляют собой не что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования. Автором «концепции альтернативных затрат»можно считать Вернера. Из данной концепции следует, что стоимость производительных благ носит потенциальный характер, являясь стоимостью тех предметов потребления, которыми мы пожертвовали для производства этих благ. И, следовательно, каждому производительному фактору должна быть вменена соответствующая часть потребительных благ, которые произведены этими факторами.

Это положение представляет собой соединение концепции Ж. Б. Сеяо трех факторах производства с теорией предельной полезности. Но даже если принять эту позицию, то остается открытымвопрос:«Какая часть ценности предметов потребления должна быть отнесена на счет того или иного производительного блага?» У представителей австрийской школы ответа на этот вопрос нет. Тем не менее положение о том, что ценность средств производства носит производный характер, вошла в современный курс экономики как положение о производном характере спроса на факторы производства, зависящего от спроса на конечную продукцию.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!