Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Исторические взгляды Б. Фонтенеля и Ж.А. Кондорсе



Исторические взгляды Фонтенеля. С ни ввязывают возникновение сциентизма в отношении всего научного знания. Его интересовала историография науки.

Сциентизм – наука, знание – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Это научное знание достаточное условие ориентации человека в мире. Идеал – не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания, такое познание аккумулирует наиболее значимые достижения всей культуры в широком смысле. Такое познание достаточно для решения всех проблем.

Бернар Ле Бовье Фонтенель – (1657-1757) – деятельность многогранна – исследователь происхождения и развития наук. Пробовал в поэзии. Потом сосредоточился на философии и науке. 1683 – «Диалоги мёртвых, древних и новейших лиц» - его скептически взгляд на историю наук. Науки, как и мораль, имеют в основе ложную идею и стремятся к ней, но по пути обрастают научными знаниями и это полезно, анализирует накопленный опыт познания. Путь критики общепризнанных предрассудков. Много внимания уделял причинам заблуждений, его скепсис увеличивался. 1686-88 гг. «Рассуждение о множественности миров», «Отступления по поводу древних и новых». Древние и Новые – 2 школы в французской философии. Древние – за превосходство античного, превосходство логики, новые – опровергали всесилие логики, современность превосходит античность. Фонтенель примыкал к новым, но критиковал обоих. 1686-88 – «История оракулов».

Наибольшая известность - «Рассуждение о множественности миров» атеистические выводы из гелиоцентрической системы Коперника, против христианских догматов, исследовал Декарта. В 1691 – член французской Академии Науки, в 1699 – секретарь Академии Наук. С 1733-40 – его приближенные к истории труды. Историконаучные труды – «История Академии Наук от её основания в 1666 до 1686», «История академии наук с 1686 до её обновления», «История Академии Наук с 1699 по 1726 год». История академии – в связи с событиями в стране.

Часто выступал с Элогами – похвальное слово в адрес кого-то или чего-то с подробным описанием жизни – агиографический метод - жизнеописания.

Представление о генезисе научного знания. Развитие научного знания – на принципах философии науки. Несколько принципов Фонтенеля:

  1. Самая важная идея – идея прогресса наук, научные знания и открытия бесконечно совершенствуются и развиваются
  2. Различал процесс происхождения науки и процесс истории науки. История всегда как синоним слова прогресс
  3. Использовал хронографический подход в историописании
  4. Поклонение, культ перед учёными и гениями, склонен к агиографии
  5. Подчёркивал, несмотря на идею прогресса важна роль случайности в истории научного знания
  6. Анализ географических и климатических условий, которые обуславливают возникновение науки и сам ход истории, они формируют только момент возникновения науки, а не её историю
  7. Отношение к естественному состоянию – естественное состояние – низшая ступень – противопоставлял естественное и цивилизованное состояние в истории человека. Отличия – наличие искусств и наук
  8. История науки является средством построения истории разума.

 



Фонтенель критично относился к логике – отождествлял с метафизикой и схоластикой. Превозносил эксперимент и опыт. Все исследования, на основе логики – неинтересны. Фонтенель – один из учёных, кто стал подчёркивать практическую роль теории. Научные исследования необходимо практиковать.

Проблема научного языка – обостряется во второй половине XVIII века. Наука должна выработать точные определения, но при этом доступные каждому. Фонтенель стремился популяризовать достижения учёных различных наук.

Идея прогресс – синоним истории. сначала формулировалась неявно ещё в 1686, более явно с 1727 – «Предисловие к началам геометрии бесконечного». Геометрия бесконечного – развитие науки, подчёркивает что порядок открытий науки регулируется их прогрессом. Какое-то открытие содержит в себе потенциал прогресса. Критика источников – пример открытий. Идея прогресса связана с успехами наук, успехи – прогресс.

  1. Речь идёт не только о совершенствовании методов научного исследования, а об открытиях в целом. Расширение методов критики источника приводит к расширению круга источников – критика церковных источников – в круг источников включаются нецерковные.
  2. Реальные успехи наук порождают прогресс
  3. Изучение того. Как формулируется идея прогресса позволяет выявить общие для историографии идеи и для историографии науки в частности.

 



Исследование тенденция развития науки – куда движется науки, предвидение будущего науки, из этого предвидения выводит превосходство современной науки над античностью. У каждой науки – своя судьба. Лозунг «древних» – древние изобрели решительно всё. Фонтенель – отрицал это. Медлительность в достижении разумной точки зрения – прогресс идёт медленно, но он движется в соответствии с кумулятивно-линейной концепцией– накопительно-поледовательная. Всё постепенно. Критиковал античность, древние – наши современники и не надо их превозносить, с древними можно спорить. В древности не было иной истории, кроме мифологической, мысль пронизана мифами и предрассудками. «О происхождении мифов» и «История оракулов» мифы исчезают постепенно в процессе просвещения. Мысль об относительности и современного уровня исторических знаний – если науки совершенствуются бесконечно - когда-нибудь методы будут другими.

В конце концов, для Фонтенеля истина – вечна и не зависит от времени, если прогресс линейный, то конечный итог учёному неизвестен – к чему придёт наука в будущем – это зависит от судьбы человечества.

Географический детерминизм – различия в формировании наук лежит в климате – не везде условия одинаковы. Развитии науки не зависит от климата – человек может развивать науки в любых условиях.

Само возникновение и развитие науки оказывается важным критерием периодизации всемирной истории и периодизации гражданской истории. развитие науки и истории приходит в согласие с идеей единого разума. Огромное внимание написанию истории – хотел написать историю самой истории – историографии. В истории применял те же методы познания, но есть особенность «Об истории» - отстаивает индуктивный, имперический метод, но история беспомощна ели она не вязана с этикой. Метод написании истории сходен с путём построения философский системы – у философа есть естественные средства и опыт – надо построить причины и построить следствие, так же и у историка.

Историческая концепция – прагматическая историография – история – прагматичная наука, но должна нести морально-воспитательную функцию. Рассматривает историю в двух контекстах, во-первых, история – способ мысли, второе – определённый уровень обобщения как характеристика исторической эпохи – выделяются отдельные ключевые события, затем делаются обобщения. Методология естественных наук и истории – тождественны.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!