Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Собор Санта-Мария Нуова. фрагмент. 1174—1189 г. Монреале. Сицилия



ИТАЛИЯ

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых куль­турных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали визан­тийские черты, то в Риме и Цент­ральной Италии — античные. Лишь искусство Ломбардии, расположен­ной на севере Италии, восприняло формы романского стиля.

Такова, например, возведённая ещё в VI в. церковь Сант-Амброджо в Милане, которую перестроили в XI—XII вв., и другие дошедшие до на­шего времени памятники. Они отли­чаются нарядным и изящным на­ружным убранством, в котором широко использовались многоцвет­ные мраморные плиты.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции, от­носится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор, башню и баптистерий, создавался в течение долгого времени: в XI в. здесь рабо­тал архитектор Бускетто, в XII в. — архитектор Райнальдо. Самой из-

 

Собор и башня в Пизе. Начало строительства — 1063 г.

Италия.

вестной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня накло­нилась в результате оседания фун­дамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать её на­клонной.

Своеобразный романский стиль сложился в Сицилии. В нём чувству­ется сильное влияние не только Ви­зантии и Востока, но и западной ар­хитектуры. Палатинская капелла (1131 —1143 гг.) в Палермо и собор Санта-Мария Нуова (1174—1189 гг.) в Монреале — типичные памятники сицилийской архитектуры.

Романская живопись Италии, сформировавшаяся под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры, отличалась большим разнообразием. Наиболее значительными её центрами были

Рим и монастыри Южной Италии во главе с аббатством Монтекассино. Фрески церкви Сан-Клементе (1073—1084 гг.) дают наиболее полное представление о римской

Собор Санта-Мария Нуова. фрагмент. 1174—1189 г. Монреале. Сицилия.

живописи, для которой характерны тонкие сочетания цветов, чёткие композиции. На стенах церкви в росписях представлена легенда о Святом Клементе. Она рассказыва­ет о том, что Святой Клемент за веру был утоплен противниками хри­стианства. На месте его гибели ан­гелы выстроили храм. В день смер­ти святого этот храм показывался из-под воды, и верующие приходи­ли поклониться ему. И когда одна мать забыла своего ребёнка в храме, то через год, вернувшись туда, она o6наружила малыша целым и невре­димым. Эта история очень живо и непосредственно, с большим количеством деталей изображена на сте­нах церкви.



Монастырь Монтекассино сла­вился как центр изготовления ил­люстрированных рукописей. Худож­ники-миниатюристы, работавшие в монастыре, очевидно, хорошо зна­ли и любили византийское искус­ство, под влиянием которого были созданы, например, иллюстрации к «Лекционарию переписчика Льва» (1072 г.).

На юге Италии существовала свое­образная форма религиозных тек­стов — богослужебные пергаментные свитки. Иллюстрации на этих свит­ках были размещены так, чтобы при­хожане могли разглядывать изобра­жения, когда свиток постепенно разворачивался по мере прочтения текста священнослужителем.

Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументаль­ные рельефы храмов в Милане, Ве­роне, Павии.

Романский стиль в скульптуре Италии завершился в творчестве Бенедетто Антелами (около 1150 — около 1230). Бенедетто Антелами был автором первой в Италии от­дельно стоящей скульптуры — изо­бражения библейских пророков Давида и Иезекииля, — находящей­ся в соборе города Фиденца. В Ита­лии это первый пример подобной скульптуры.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО В АНГЛИИ

Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило её культурные, политические и экономические связи с континентом, что во многом повлияло на формирование романского стиля в этой стране. Во второй половине XI в. в Англии развернулось стро­ительство монастырей и соборов, в котором участвовали масте­ра с континента, особенно из Нормандии (Нормандия до начала XIII в. входила в состав английского королевства). В этот период были возведены соборы в Сент-Олбансе (1077—1090 гг.), Питерборо (конец XII в.) и др.



Сохранился необычный памятник изобразительного искус­ства Англии романского периода — ковёр из собора в Байё (XI в.) в Нормандии. Его ширина — пятьдесят сантиметров, а длина — целых семьдесят метров! На ковре изображено завоевание Ан­глии норманнами. Ковёр может служить своеобразной энцик­лопедией жизни XI столетия: на нём представлены крестьяне, ре­месленники, солдаты, приготовления к походу, корабли, плывущие в Англию, сражения.

Битва при Гастингсе. Ковёр из Байё. Фрагмент. Около 1077 г. Музей королевы Матильды, Байё. Нормандия.

ИСПАНИЯ

Романское искусство Испании раз­вивалось под влиянием арабской и французской культуры. Города Кор­дова, Гранада, Севилья, Валенсия, находящиеся в арабских владениях, славились прекрасными дворцами, мечетями, фонтанами. Арабы при­внесли в искусство Испании затей­ливые восточные орнаменты, неко­торые архитектурные детали, в частности тонкие витые колонки.

*В первой половине X в. норманны (скандинавские племена) завоевали область на севере Франции, получившую название Нормандия. В 1066 г. они высадились в Англии и разгромили англосаксонское войско в битве при Гастингсе. Нор­мандский герцог Вильгельм Завоеватель (1035-1087 гг.) стал королём Англии.

 

XI—XII вв. для Испании были вре­менем Реконкисты — войны за осво­бождение территории страны, захва­ченной арабами в 711 —718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того периода, но прежде всего на архитектуру.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. На­стоящей страной замков стало коро­левство Кастилия (Центральная Ис­пания) — её название произошло от испанского слова «Castillo, что озна­чает «замок». Один из самых ранних замков романского периода — коро­левский дворец Алькасар был по­строен в IX в. в Сеговии. Он сохра­нился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окружённой толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным же обра­зом возводили города.

В церковных постройках Ис­пании романского периода прак­тически отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик не­приступных крепостей. В испанской культуре того времени большую роль играла монументальная живо­пись. В стране сложилась своеобраз­ная школа фрески: росписи выпол­нялись яркими красками с чётким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны.

Замок Алькасар. IX в.

Сеговия. Испания.

Первые произведения монумен­тальной скульптуры появились в Испании в XI в. Это были украше­ния капителей, колонн, дверей. Вы­дающимся памятником романской скульптуры Испании считается «Портик Славы» (1168—1188 гг.), выполненный мастером Матео в церкви Сант-Яго де Компостелла. Здесь особенно явно ощущается влияние французской культуры.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico — «готский», по назва­нию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим на­зывали искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников. «Упаси, Боже, любую страну от од­ной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано» — эти слова итальянского историка искусства Джорджо Вазари (1511 — 1574) показывают отношение к готике, сложившееся в эпо­ху Возрождения в Италии. Подобные представления изменились лишь в XIX в., когда эпоху Средневековья перестали считать «тёмными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах го­тика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, по её

Готический храм.

Портал готического храма.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!