Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Ялтинской музыкальной школы им. А. А. Спендиарова



Постановка проблемы. Всё большую актуальность и практическую значимость приобретают вопросы приобщения дошкольников к творческой деятельности на всех стадиях обучения и воспитания, важным звеном которого является развитие музыкального мышления подрастающей личности.

Музыкальное воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполняемо впоследствии. Человек с детства окружен звуками, восприятие окружающего мира идет не только через осязание, вкус, запах и т.д., но и в первую очередь через слух. Развивая слух, мы помогаем одновременно развивать и остальные способности. Чем раньше родители начинают задумываться о том, что надо развивать музыкальное мышление ребенка, тем лучше.

Цель статьи – понимание воздействия музыки как самого действенного средства развития музыкального мышления дошкольников в процессе обучения игре на фортепиано в ДМШ.

Изложение основного материала. Обладая большой силой эмоционального воздействия, музыкальное искусство воспитывает чувства человека, формирует вкусы, развивает мышление. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Многие музыкальные инструменты (виолончель, скрипка, фортепиано, фагот, тромбон и др.) по своему тембру напоминают человеческий голос. Ребенок должен иметь возможность приобрести опыт восприятия музыкальных инструментов разного тембра, поэтому нет более правильного помощника в этом чем симфонический оркестр. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, для изучения музыки нужно привыкнуть к разным музыкальным интонациям.

Некоторые преподаватели иностранного языка ограничиваются изложением грамматических правил, учат отдельные слова и конструкции наизусть, заставляют прописывать слова по нескольку строчек, при этом спустя несколько лет родители удивляются, почему ребенок, постоянно выполняя задания, до сих пор не разговаривает свободно на иностранном языке.

Безусловно, эти элементы должны присутствовать, но ни в коем случае они не могут заменить живое общение, а так называемый «языковой барьер» многие так и не преодолевают. Точно так же в музыке. Можно много говорить с ребенком о красоте музыки, но не дав ему услышать все слова будут потрачены впустую. Задача педагога на музыкальных уроках – в первую очередь научить слушать и слышать.

Если ребенок попадает в определённую социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития. А те дети, которым пели колыбельные, читали сказки – имеют гораздо больший творческий, креативный потенциал.



Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Музыка развивает ребенка и умственно, и эмоционально. Ребенок познает эталоны красоты. Беседы о музыке имеют познавательное значение, что включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями. Что еще может повлиять на общее развитие ребёнка? Умение воспроизвести звук определённой высоты и длительности, напеть несложную мелодию, повторить за учителем простой ритмический рисунок, сопоставить похожие мелодии и прочее – все это также предполагает определённые умственные усилия.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Порой дети, все «мотающие на ус», слышат взрослые разговоры: «Отдаем его в музыкальную школу, лишь бы по улице не бегал».

Тут же в его голове возникает неприятие этой самой «музыкальной школы», т.к. по всему видно, что из-за неё он гулять на улице больше не будет! Казалось бы, действие родителей – приобщение ребенка к музыке – имеет только положительную сторону. Но подать его можно по-разному.

Очень важно объяснить ребенку вначале: почему именно нужно учиться музыке, получать знания. Далеко не каждый педагог начинает свое общение с ребенком с объяснения того, что музыкальное образование (ровно как и эстетическое образование вообще) делает жизнь человека интересной, более полной, расширяют границы доступного ему мира. Доступного не в плане – «взять и съесть», а в плане – «понять».



Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.

Вообще родители по-разному относятся к музыкальному образованию. И вот почему. Если при словах «музыкальное обучение» вы вспоминаете свои детские страдания, когда родители из-под палки загоняли вас в музыкальную школу, то наверняка вы не захотите повторения этого негативного опыта для вашего ребенка. Но учиться музыке можно совсем по-другому – легко, весело и непринужденно.

Даже если ребенок не станет профессиональным музыкантом, он сможет подобрать на слух любимую мелодию, сыграть по нотам песню, которая ему понравилась, и его не надо будет насильно усаживать за инструмент. Он будет подходить к нему сам, испытывая радость от музицирования. Занятие музыкой – это еще и постоянная тренировка внимания. Корректируется нервная система, подвижные дети становятся более усидчивыми, а рассеянные – более собранными.

Если ребенок исполняет что-то перед другими – будь то пьеса, песня или танец – тренируются также и волевые качества, умение собираться в нужную минуту и делать что-то наилучшем образом.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей. Важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.

Б. М. Теплов в своих работах дал всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Но способности он рассматривает как продукт, создаваемый деятельностью, которая находится в постоянной динамике.

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения.

В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Также и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. Важно формировать именно музыкальное восприятие. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Детям, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Знаменитый скрипач С. В. Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Музыкальное исполнительство – как к нему подойти? Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Самое главное в деле обучения игры на инструменте - делать это с доброжелательностью.

Педагог открывает перед ребенком дверь в страну музыки. От него зависит – что там, за этой дверью. Интересно там или нет, холодно там или тепло, комфортно ли там будет нашему ученику, даже если у него что-то на первых порах будет «не получаться». Процесс постановки игрового аппарата у пианистов, например, очень длителен. Порой не так уж интересно ученику повторять без конца свои первые упражнения на фортепиано. А когда ребенок начинает играть гамму двумя руками и оказывается, что аппликатура в обеих руках неодинакова – это же просто катастрофа! Как важно на заре знакомства с музыкой не настроить Ребенка и Музыку друг против друга.

Опытный педагог умело чередует род деятельности на уроке, может выстроить урок таким образом, что ученик уходит домой с сознанием получения новых понятий и навыков, и с хорошим впечатлением от своего успеха на уроке. «Сыграем это упражнение», «вспомним это ощущение – ощутим свободную руку», «прохлопаем ритм этой песенки», «я сыграю тебе эту пьесу – какая она, грустная или веселая? что б ты нарисовал, слушая её?», «спой мотив этой песни», «сыграй мне только правой рукой, а я подыграю левой». Таким образом постоянная смена деятельности помогает сосредоточиться даже самым неусидчивым детям. Нужно постоянно помнить: ребенок слушает вас до тех пор, пока ему интересно. Что касается похвалы, то она имеет огромное значение в воспитании. Обязательно нужно похвалить ребенка за преодоление какой-то трудности. Причем сразу, а не через какое-то время.

Если дети различают смену характера музыки, могут сравнивать музыкальные образы с образами в окружающем мире – они используют это при исполнении пьес и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Детское исполнительство необходимо им самим для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Для развития музыкального мышления детям необходимы определенные знания. Необходимо рассказать ребенку о некоторых средствах музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.), которые создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев.

Выводы. Итак, важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально – дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

Резюме. В статье затронуты некоторые аспекты развития музыкального мышления дошкольников в процессе обучения игре на фортепиано. Рассматриваются пути приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному образованию, а также на что именно следует обратить внимание педагогу в самом начале музыкального обучения, как сделать занятия музыкой интересными. Данная методика применима в младших классах детской музыкальной школы.

Ключевые слова: музыкальная школа, фортепиано, музыкальное мышление.

Резюме. У статті розглядаються деякі аспекти розвитку музичного мислення дошкільників у процесі навчання гри на фортепіано. Розглядаються шляхи залучення дітей дошкільного віку до музичній освіті, а також на що саме слід звернути увагу викладачів на самому початку музичного навчання, як зробити музичне навчання більш цікавим. Ця методика може бути застосована в молодших класах дитячої музичної школи.

Ключові слова: музичне мислення, музична школа, фортепіано.

Resume.These are some aspects of development of preschool children in the course of playing on a piano in this work. We have considered ways of familiarizing of children of preschool age to music education and to what it is necessary to pay special attention to the teacher in the beginning of musical training as we can make employment by music interesting. We recommend this technique in elementary grades of children's music school.

Keywords: music school, piano, musical thinking.

Литература

1. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. Сборник статей / Ред.-сост. В. Н. Максимов. – М.: Педагогика, 1980. – С. 145-149.

2. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – С.31-34.

УДК 378.013+370.711+780


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!