Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Западно-Европейское средневековое храмовое зодчество. Религиозная символика архитектурных форм



Романский стиль

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.

 

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

 

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

 

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

 

В 962 году Оттоном I была основана "Священная Римская империя германской нации", но это политическое объединение носило недостаточно прочный характер. В условиях междоусобиц, войн, слухи о предстоящем "конце света", распространявшиеся перед 1000 годом, отрицательно сказывались на различных сторонах общественно-политической и экономической жизни. Но этот "роковой рубеж" был пройден, и началось интенсивное строительство. Автор исторической хроники тех лет Рауль Глабер писал: "Приблизительно через три года после 1000 года были отстроены заново базилики почти во всем мире... Можно сказать, что весь мир единодушно сбросил древнее рубище, чтобы облечься в белоснежные одежды церквей". Большое строительство обусловливалось необходимостью восстановить сооружения после иноземных вторжений, сделать их более вместительными для приема увеличившегося притока паломников, а также заменой деревянных сгораемых перекрытий каменными сводами. Применение сводов требовало усиления стен. их большей массивности.



Когда мы говорим о шедеврах древнего зодчества, нельзя не вспомнить о потоке архитектурного искусства — готике. Многие считают, что сам термин «готика» появился в Средние века, но это не так. Он был введен в эпоху Возрождения для обобщения всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». В первых годах XIX века, после рождения в искусстве термина «романский стиль», обозначились некоторые хронологические рамки Готики. Её разделили на три временные ветви: ранняя, зрелая, поздняя.

Основное место в готической архитектуре занимают религиозные постройки — соборы. Готический собор представляет собой слияние множества шедевров. Именно здесь соединяются непостижимое архитектурное мастерство, грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи. Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто теряются в небесах, поглощенные дымкой облаков. Гигантские размеры фасада создают ощущение космического пространства. Острость, тонкость и грациозность форм придают постройке особенную легкость и воздушность. Силуэт здания будто готов оторваться от земли и воспарить.

Все это великолепие дополнено «каменной библией». Каменные изваяния святых рисуют нам картины библейских историй. Кроме библейских героев, фасад здания украшен мифическими существами. Особенно частым украшением служили мрачные фигуры горгулий. Скульптура — неотъемлемая часть готического искусства. Четкие и реалистичные черты фигур сливаются с великолепными узорами, создавая неделимый неподражаемый ансамбль. Скульптура готики, в отличии от скульптуры романского периода, не подчинена плоскости стен собора и обрамлениям. Она пишет самостоятельные картины и в то же время является архитектурной частью собора. На фигурах ярко выражена игра света и тени, что оживляет стены собора, придавая им фантастические очертания. Резко развивается монументальная пластика. А скульптура поздней готики ощутило влияние итальянского искусства.



Особенными и самыми прекрасными украшениями соборов служили витражи. Великолепие этих произведений живописи бесспорно. Переливающиеся всеми цветами радуги, сверкающие под светом солнца они играют роль драгоценных камней. «Роза» — так называют большое круглое окно в центре собора. Название подобрано не случайно. Нежными лепестками служит круговой узор, исходящий из центра окна. Конечно стекло «розы» являет собой бесподобное сочетание сверкающих красок. Секрет долговечной яркости и сияния витражных окон не разгадан до сих пор, что окутывает их легкой таинственной дымкой.

Основа здания строится из прямоугольных ячеек, называемых травями. Трави ограниченны четырьмя столбами и арками, вместе с арками-нервюрами образующие остов крестового свода, который в свою очередь заполняется небольшими легкими сводами.

Вообще готическая архитектура стала развиваться на основе бургундского стиля. Готическая архитектура характерно отличается от романской. Округлые формы сменились на более строгие и заостренные. Самая характерная черта готического искусства — все элементы здания должны подчеркивать вертикаль.

Родиной готической архитектуры считается Франция. Первой готической постройкой стала церковь при монастыре Сен-Дени. Она была построена по проекту аббата Сугерия. Именно эта церковь приобрела великолепный грациозный готический вид и стала не похожа на романские «крепости Божьи». Воздушность здания достигнута, так как при ее постройке были убраны все лишние опоры и внутренние стены. А самая известная на сегодняшний день французская готическая постройка — собор Парижской Богоматери.

Из Франции готический стиль ворвался в Англию и в Германию. А после распространилась по множеству католических стран Европы. Но основную роль в истории готической архитектуры сыграли именно Франция, Англия и Германия. Готика Франции поражает своей роскошью. Англия признала ее национальным стилем, со временем дополняя, но не изменяя основных принципов. Немецкая готическая архитектура не уступает ни на шаг готике Франции. Она шикарна и легка. Прекрасным тому примером является Кёльнский собор — один из самых крупных красивых готических соборов мира.

 

Символика:

· Крест в плане – символ поклонения Иисусу Христу.

· Центральный неф – корабль спасения (ковчег)

· Верхний свет из окон центрального нефа – божественный свет (призван завораживать прихожан)

· Росписи на стенах – сюжеты из библии (немая проповедь)

· Трехчастное деление главного фасада как по вертикали, так и по горизонтали – триединство Бога.

· Массивные стены романского стиля – защита.

· Легкость готики – небесная благодать.

· Храм всегда выше общей застройки, всегда доминанта – величие Бога и церкви, а так же связь с небом.

· Пламенеющая готика – порыв души в небеса.

· Витражи – возможность проникновения света Господнего в храм и «немая проповедь» в одном.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!