Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Штурманское обеспечение плавания в стесненных условиях



Важнейшим условием безопасного плавания судна в уз-костях является тщательная подготовка к нему всего штурманско­го состава.

Изучение районов узкостей производят по лоциям, наставлени­ям для плавания, картам и атласам течений, а при плавании на подходах к порту и в портах — по специальным наставлениям (пра­вилам порта).

Данные о фарватерах и рекомендованных курсах с соответствую­щими на них глубинами и колебаниями уровня воды при приливах и отливах нужно сопоставлять с действующей осадкой судна. С на­ибольшей точностью рассчитывается время полной воды, если проход узкости лимитирован глубинами.

При несовпадении времени прохода узкости с малыми глубина­ми с временем наступления полной воды заранее выбирают места якорной стоянки для ожидания полной воды.

Если проход узкости возможен при любом уровне воды, то луч­ше проходить данный район или участок в малую воду, так как в этом случае при отливе хорошо видна часть обнаженных навига­ционных опасностей.

При изучении средств навигационного оборудования, обеспечи­вающих безопасное плавание в узкостях, необходимо обратить особое внимание на их окраску, топовые фигуры, сектор освеще­ния, период и цвет огней и различные признаки знаков огражде­ния, мимо которых будет проходить судно; подобрать створы — ве­дущие и секущие (для определения точек поворота). Для определе­ния места судна в первую очередь необходимо использовать штат ное береговое ограждение, во вторую — ориентиры береговой чер­ты и в последнюю очередь — плавучее ограждение.

При проработке гидрометеорологических условий района плава­ния необходимо получить полную информацию о господствую­щих ветрах, течениях, осадках, возможных колебаниях уровня во­ды и образовании льда при низких температурах.

Особое внимание уделяется изучению течений в узкостях. Тече­ние может быть направлено под различными углами к линии ис­тинного курса судна. Встречное течение увеличивает время про­хождения узкости и значительно улучшает управляемость судна, а попутное уменьшает время плавания и ухудшает управляемость.

Если течение действует под некоторым углом к курсу судна, то для корректирования курса необходимо точное знание элементов течения. Такое течение усложняет плавание в узкости и требует от судоводителя особого внимания.

На карте стрелками наносят направление предполагаемого те­чения с указанием его скорости.

Такое всестороннее изучение течения позволяет рассчитать путь судна на всем протяжении узкости, времени его прохода и ис­пользовать эти данные в исполнительной прокладке. При этом не­обходимо учитывать следующие обстоятельства:



• при плавании против течения необходимо быть уверенным в том, что скорость судна больше скорости течения, в противном случае плавание судна невозможно. При расчетах поворотов не­обходимо учитывать снос судна от течения и уклонение судна от оси фарватера или рекомендованного курса с учетом глубин;

• при плавании на попутном течении необходимо рассчитать дей­ствительную скорость судна. Если поворот с помощью руля при таком течении невозможен, то на карте в этом месте делается от­метка о необходимых реверсах машинами или отдаче якоря;

• для течения, действующего под каким-либо углом к истинному курсу судна, рассчитывается угол сноса и об этом делается ука­зание на карте.

Наличие ветра представляет для судна некоторую опасность как при подходе к узкости, так и в самой узкости. Суда с малой осад­кой, большой парусностью и слабой машиной подвержены значи­тельному сносу и поэтому при сильном ветре и волне проход узко­сти для них весьма затруднителен, а иногда и невозможен.

В таких случаях судно должно стать на якорь или, дрейфуя пе­ред входом в узкость, ждать улучшения погоды. Иногда для улуч­шения мореходных качеств судна принимают в танки или трюмы балласт, при этом не следует забывать о влиянии дифферента и крена на управляемость судна.

Волнение моря, возникающее от воздействия ветра в узкостях, заливах, портах, усложняет удержание судна на курсе и в заданном расстоянии от окружающих опасностей.

Готовясь ко входу в узкость, необходимо учесть все неблагопри­ятные условия гидрометеорологической обстановки. Если ухудше­ние гидрометеорологической обстановки происходит в момент плавания в узкости и есть опасение, что возможна авария, реко­мендуется стать на якорь и ждать улучшения обстановки.



Одновременно с детальным изучением района узкости произ­водится подбор и подъем карт.

На карте отмечают приметные береговые ориентиры, необхо­димые для визуальных обсерваций и обсерваций с помощью ра­диотехнических средств. Наносят дуги дальности видимости мая­ков для высоты глаза наблюдателя, выделяют опасные секторы ви­димости и освещения, которые штрихуются. Наносят на свобод­ных местах карт данные об огнях и ориентирах, изменении при-ливно-отливных явлений и глубин. Наносят ограждающие изоли­нии (пеленги, расстояния, окружности, вмещающие горизонталь­ные углы), ограничивающие участки акваторий, заходить за кото­рые судну опасно.

Ограждающие изолинии должны быть по возможности парал­лельны направлению движения судна.

На особо опасные участки плавания в узкостях рекомендуется заблаговременно нанести сетки изолиний, если нет специальных карт с нанесенными сетками.

В зависимости от предполагаемых способов определения места судна сетки могут быть:

гониометрические — для определения места судна по горизон­тальным углам;

азимутальные — для определения места по пеленгам;

стадиометрические — для определения места по измеренным расстояниям;

азимуталъно-стадиометрические — для определения места суд­на комбинированными способами.

Если плавание будет осуществляться по створам, намечают ес­тественные и искусственные створы с соответствующими указани­ями их направлений и использования в процессе плавания.

Все эти данные, собранные заранее, дают судоводителю в лю­бой момент четкую интересующую его информацию о производ стве обсерваций, счисления и управления судном при плавании в узкости.

На базе изученного и подобранного материала с особой тща­тельностью выполняется предварительная прокладка для данного стесненного района плавания. Намеченные направления линии пути должны соответствовать курсам, рекомендованным лоциями, или совпадать с курсами, которые указываются створами, распо­ложенными в узкостях. Над линией пути или под ней пишутся зна­чения ПУ.

Точки начала и конца поворотов необходимо наносить с учетом на­личия течения, возможного дрейфа и маневренных элементов судна.

Необходимо установить скорость судна на различных участках, руководствуясь шириной, глубиной и извилистостью фарватера, а также местными правилами плавания, рассчитать продолжитель­ность плавания на каждом курсе.

На берегу выбираются приметные ориентиры, на траверзе ко­торых начинают и заканчивают повороты с учетом радиуса цирку­ляции судна.

Если узкость в местах поворота не позволяет описывать цирку­ляцию, то прибегают к реверсам машин или «отдаче якоря для осу­ществления поворота на новый курс.

При проходе узкости якорное устройство должно быть приведе­но к немедленному действию, а машина — к изменению режима работы или немедленной остановке. В районах, где судну придет­ся следовать уменьшенным ходом, на карте делается пометка с указанием режима работы машины.

Особой пометкой выделяется плавучее ограждение опасностей, служащее не для обсерваций, а лишь для общей ориентации.

При перемене курсов на границе секторов освещения цветных огней не следует полагаться на то, что можно будет легко и быстро уловить момент перехода освещения огня от одного цвета к друго­му. Ввиду этого для таких поворотов нужно заранее проложить пе­ленги границ секторов освещения и записать их компасное значе­ние. Поворот на новый курс необходимо начинать в момент при­хода судна на данный пеленг.

В случаях невозможности прохода узкости в ночное время должно быть заранее предусмотрено место якорной стоянки. Вы­бор места ночной якорной стоянки может производиться в соот­ветствии с указаниями лоции и с таким расчетом, чтобы до него можно было подойти до наступления темного времени суток.

Места якорных стоянок следует отметить пеленгами или рас­стояниями до ориентиров и сделать об этом отметку на карте.

При выполнении предварительной прокладки необходимо по­мнить, что чем тщательнее и подробнее она выполнена, тем на­дежнее и безопаснее будет осуществлен проход узкости или стес­ненного участка.

Перед проходом узкости (стесненного района) усиливают ходо­вую вахту, проверяют рулевое управление, исправность навигаци­онных огней и средств сигнализации, якорное устройство изготав­ливают к немедленному действию, а машину переводят в манев­ренный режим.

Во время плавания на мостике, как правило, находится капи­тан. По его указанию судовождение может осуществлять также старший помощник капитана.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!