Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Использование разновременных наблюдений ориентиров для определения места судна. Порядок выполнения и оценка погрешности обсерваций



Если с судна виден только один предмет, измерить расстояние от которого по каким-либо причинам невозможно, то место судна определяют по способу крюйс-пеленга. Сущность этого метода заключается в том, что один и тот же предмет пеленгуют несколько раз через определенные промежутки времени.

Пусть в какой-то момент получен истинный пеленг P1 предмета А (рис. 51,а) , а через некоторое время — Р2. За это время судно, следуя в направлении пути П, прошло расстояние 5. Чтобы определить место судна, производят прокладку следующим образом.

1. Из точки С (пересечения линии пути П с линией первого пеленга P1) откладывают расстояние S в сторону движения судна. Получают точку Д из которой проводят прямую DP1 параллельную линии пеленга Pt . Пересечение линии DP1 с линией второго пеленга Р2 даст точку М2 — место судна в момент взятия второго пеленга. Дальнейшее счисление ведут от точки М2 в направлении пути П'.

2. Через видимый с судна предмет А (рис. 51, б) проводят линию АП", параллельную линии П. На линии АП" откладывают расстояние S, пройденное судном за время между наблюдениями. Из полученной точки D проводят прямую ДР1, параллельную пеленгу Р1 Пересечение линии DP' 1 со вторым пеленгом дает место судна М2 в момент взятия второго пеленга. Этот способ особенно удобен, если в промежутке между наблюдениями судно меняло направление движения. Тогда от изображения предмета на карте последовательно прокладывают векторы всех участков пути и из конца суммарного вектора проводят линию, параллельную первому пеленгу.

Пересечение этой линии с линией второго пеленга даст место судна в момент второго наблюдения.

Определенное по методу крюйс-пеленга место судна называют счислимо-обсервованным и отмечают на карте специальным условным знаком Д.

Надежность счислимо-обсервованного места зависит не только от ошибок наблюдений и прокладки на карте, но еще и от ошибок счисления. Поэтому счислимо-обсервованное место менее надежно, чем обсервованное.

Способ крюйс-пеленга имеет ряд частных случаев.

1. Двойной угол. Если при первом наблюдении заметить угол АСП = а (рис. 52), а второе провести в момент, когда истинный пеленг Р2 составит с направлением движения судна угол ADП=2a, то образовавшийся треугольник ACD будет равнобедренным (AD = CD). Поэтому в момент второго наблюдения судно будет находиться на линии второго пеленга и на расстоянии от пеленгуемого предмета, равном величине плавания за промежуток времени между наблюдениями.



2. Траверзное расстояние. При первом наблюдении замечают угол АСП = а (рис. 53), а второе производят в тот момент, когда предмет будет находиться на линии Р2, перпендикулярной линии пути. Тогда из треугольника ACD

где CD=S — плавание, совершенное судном за промежуток времени между наблюдениями.

Если первое наблюдение делать тогда, когда угол а имеет только определенные значения — 45, 63,5 или 76°, то расстояние AD (кратчайшее) будет равно одинарной, удвоенной или учетверенной величине пройденного судном расстояния CD.

При отсутствии сноса от ветра и течения путь судна совпадает с его истинным курсом, а кратчайшим является траверзное расстояние. В связи с этим описываемый способ и получил название траверзный.

3. Прямой угол при предмете. Угол АСП=а (рис. 54), составляемый линией истинного пеленга P1 с направлением движения судна, замечают при первом наблюдении. Второе наблюдение производят в тот момент, когда истинный пеленг Р2 составит с направлением движения судна угол ADП= (90°+а) . В образовавшемся треугольнике A CD

где CD=S — плавание судна за промежуток времени между наблюдениями.

Если условиться делать первое наблюдение тогда, когда угол a = 30°, то расстояние AD будет равно половине плавания CD. Поэтому в момент второго наблюдения судно будет находиться на линии второго пеленга Р2 и на расстоянии от пеленгуемого предмета, равном половине плавания судна за промежуток времени между наблюдениями.

4. Разновременные пеленги двух предметов (рис. 55). Если с судна виден предмет А, который невозможно запеленговать дважды, то перед его скрытием берут пеленг Р1 замечая по судовым часам время и показания лага.

После открытия предмета В на него также берут пеленг Р2 и замечают время и отсчет лага. Рассчитав расстояние, пройденное судном за время между двумя наблюдениями, получают место в момент второго наблюдения.



5. Крюйс-расстояние — определение места судна по измерению двух расстояний до одного и того же предмета. Теория и практическое выполнение аналогичны определению по крюйс-пеленгу.

  1. Определение места судна по двум пеленгам. Порядок выполнения. Оценка точности обсервации.

Практическое выполнение такого способа заключается в под­боре двух, хорошо видимых ориентиров с расчетом, чтобы угол между направлениями на них был по возможности близким к 90°, но, во всяком случае, не меньше 30 и не больше 150°. Берут по компасу пеленги ориентиров. Время и ол замечают в момент вторых наблюдений. Компасные пеленги исправляют поправкой компаса в истинные и прокладывают на карте (рис. 2). Обсер-

s
Рис.
  1. Определение места по
двум пеленгам

вованное место получают в пересе­чении линий истинных пеленгов. Так как одновременно пеленгование двух ориентиров одним наблюдате­лем невозможно, то для уменьше­ния ошибки из-за неодновременнос­ти пеленгования первым пеленгуют ориентир, расположенный ближе к диаметральной плоскости судна, т.е. находящийся на более остром курсовом угле. При скорости судна более 15 — 18. уз измеренные пелен­ги необходимо приводить к одному моменту. Для этого берут компас­ный пеленг первого ориентира, за­тем второго, после чего вновь пе­ленгуют первый ориентир. Значе­ния двух пеленгов первого ориентира осредняют, приводя тем самым средний пеленг к моменту пеленгования второго ориентира, Время и показания лага замечают при взятии второго пеленга.

Точность полученного обсервованного места, если исключено влияние ошибок от неодновременного взятия пеленгов, зависит от случайных ошибок при пеленговании, а также от ошибок в принятой поправке компаса. Влияние их будет наименьшим, ког­да угол между пеленгами равен или близок 90°. Если угол между направлениями на ориентиры меньше 30 или больше 150°, то полученному по двум пеленгам обсервованному месту доверять нельзя.

При незначительных случайных ошибках наблюдений и уве­ренности в правильности учитываемой поправки компаса точ­ность определения места судна по двум пеленгам вполне удов­летворительная..

 

 

  1. Определение места судна комбинированными способами (пеленг и горизонтальный угол, пеленг и расстояние и др.). Порядок выполнения и оценка погрешности обсерваций.

Определение места судна по пеленгу и вертикальному углу.

Сущность способа. Данный способ реализуется в двух вари­антах:

• пеленг и вертикальный угол измеряются относительно одного ориентира;

• пеленг измеряется относительно одного ориентира, а верти­кальный угол — относительно другого.

Первый вариант находит применение в том случае, когда виден один ориентир с известной высотой h. Измеряя пеленг на ориен­тир и определяя расстояние до него по измеренному вертикально­му углу, получаем две навигационные изолинии — изоазимуту и изостадию. При относительно небольших расстояниях, что свой­ственно всем визуальным способам определения места судна, эти изолинии пересекаются практически под прямым углом. На карте в проекции Меркатора изоазимута изображается отрезком пря­мой, проведенной по направлению О ИЛ от ориентира. Изостадия изображается окружностью, проведенной из места ориентира ра­диусом, равным определенному расстоянию (рис. 21.1, а).

Если определение места производится по отдаленному ориен­тиру, то при плавании в высоких широтах измеренный пеленг до­полнительно исправляется ортодромической поправкой.

Точность способа. Точность обсервации определяется точностью измерения пеленга и определения расстояния до ориентира. Она оценивается СКП места, которая рассчитывается по формуле

 

Определение места судна по пеленгу и горизонтальному углу

Данный способ находит применение в том случае, когда один из двух находящихся в поле зрения ориен­тиров невозможно запеленговать (например, ориентир не наблю­дается с места установки пеленгатора).

Измеренному пеленгу наблюдаемого ориентира соответствует навигационный параметр — изоазимута, измеренному горизон­тальному углу между направлениями на ориентиры — изогона. Обсервованное место — в точке пересечения изолиний (рис; 21.2).

На карте, выполненной в проекции Меркатора, это место мо­жет быть получено тремя способами:

1) построением навигационных изолиний;

2) переходом к определению места по двум пеленгам;

3) с помощью кальки с нанесением на нее измеренного гори­зонтального угла.

При применении первого способа используются приемы нанесе­ния на карту навигационных изолиний

При применении второго способа рассчитывается обратный истинный пеленг не наблюдаемого в пеленгатор ориентира

ОИЩ = ОИЩ + а.

Третий способ получения места на морской навигационной карте предусматривает следующие действия:

• на кальку наносятся две прямые, пересекающиеся под углом, равным суммарному горизонтальному углу а;

• на карту наносится линия обратного истинного пеленга наблю­даемого ориентира;

• калька накладывается на карту так, чтобы вершина горизон­тального угла помещалась на линии ОИП;

• перемещением вершины горизонтального угла по линии ОИП добиваются такого ее положения, при котором лучи, образую­щие угол, проходят через первый и второй ориентиры; вершина угла — обсервованное место

Точность обсервованного места зависит как от точности пеленгования, так и от точности измерения горизонталь­ного угла

Модуль смещения может быть рассчитан по формуле

Где ‘b’ расстояние между ориентирами

Его удобно использовать, когда требуется знать направление вероятного распределения погреш­ностей места.

Определение места судна по горизонтальному и вертикальному углам

Данный способ находит применение в том случае, когда в видимости наблюдателя находятся два ориен­тира, однако возможно измерение вертикального угла только од­ного ориентира, а проблемы измерения горизонтального угла меж­ду ориентирами нет.

Оба навигационных параметра измеряются одновременно дву­мя наблюдателями. Если наблюдатель один, то первый навигаци­онный параметр измеряется дважды — до измерения второго нави­гационного параметра и после. В расчет принимается среднее арифметическое значение из результатов этих измерений. Время и отсчет лага фиксируются в момент измерения второго навигаци­онного параметра. Первым измеряется тот параметр, который при данном расположении ориентиров изменяется медленней, чем другой.

Измеренному вертикальному углу соответствует навигацион­ная изолиния — изостадия, измеренному горизонтальному углу — изогона. Градиенты навигационных параметров направлены из обсервованного места в сторону центров изолиний.

Обсервованное место на морской навигационной карте может быть получено двумя способами:

1) построением навигационных изолиний;

2) использованием кальки с нанесенным на нее горизонталь­ным углом.

Первый способ — построение изогон и изостадий . Обсервованное место находится в точке пере­сечения изолиний.

Второй способ реализуется практически так же, как и определе­ние места судна по пеленгу и горизонтальному углу. Различие — на карте проводится изостадия, по которой перемещают вершину го­ризонтального угла

Оценка точности обсервованного места произ­водится по формуле

где т'а и средние квадратические погрешности горизонталь­ного и вертикального углов, соответственно;

 

  1. Определение места судна с помощью судовой РЛС (по 2-3 расстояниям, пеленгу и расстоянию, расстояниями до берега с плавными очертаниями). Порядок выполнения, оценка погрешности.

Определение места судна по расстояниям, измеренным до нескольких ориентиров. Намечают перед определением места ориен­тиры на карте и быстро последовательно измеряют расстояния до них. При необходимости измеренные расстояния приводятся к од­ному моменту времени.

В момент последнего измерения замечается время и отсчет ла­га. На карте находится обсервованное место, которое является точ­кой пересечения дут окружностей, проведенных из ориентиров (с учетом приведения их к одному моменту времени), как из центров с радиусами, равными измеренным расстояниям.

При выборе ориентиров необходимо следить за тем, чтобы ли­нии положения пересекались под углом в пределах от 30 до 150°, причем сначала измеряется расстояние до ориентира, который близок к курсовому углу, равному 90°, а затем на ориентиры, кур­совые углы которых близки к 0 или 180°.

На карте находится счислимая точка, указывается невязка, про­кладывается линия пути, оформляются надписи.

Если при определении по трем расстояниям окружности не пе­ресекаются в одной точке, то за обсервованное место принимается середина треугольника погрешностей. Если треугольник велик, то необходимо проверить правильность опознавания ориентиров, из­мерений и прокладки.

Радиальная средняя квадратическая погрешность определения места судна по расстояниям, кбт:

а) при двух ориентирах

Определение места судна по радиолокационному пеленгу и расстоя­нию до одного ориентира. Способ применяется, если в пределах действия PJIC находится один ориентир. Для этого необ­ходимо одновременно взять пеленг на ориентир и измерить до не­го расстояние, заметить время и отсчет лага. Затем проложить об­ратный пеленг (ШП±180°) от ориентира на карте.

Из ориентира, как из центра окружности с радиусом, равным измеренному рас­стоянию, провести дугу окружности. Место судна находится в пе­ресечении пеленга с дугой окружности. Рассчитывается счислимая точка на момент измерения и показывается невязка.

При измерении пеленга его необходимо исправить поправкой гирокомпаса. Если же измерялся радиолокационный курсовой угол (РЛКУ) на ориентир, то истинный пеленг

РСКП определения места судна в этом случае рассчитывается по формуле

где т — СКП радиолокационного пеленга; mD — СКП радиоло­кационного расстояния; D — радиолокационное расстояние.

 

  1. Порядок и правила корректуры морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания. Учет корректуры.

Судовая коллекция карт и руководств для плавания делится на три группы:

Первая группа включает комплекты карт и руководств для плавания, предназначенные для обеспечения плавания:

 

- по судоходной линии, на которой закреплено судно, традиционные районы промысла;

- между определёнными портами, а для нелинейных судов в соответствии с очередным рейсовым заданием. К первой группе относятся также каталоги карт и книги.

Вторая группа включает карты, и руководства для плавания, которые могут быть использованы в предстоящем плавании в случаях отклонения судна от намеченного пути, непредвиденного захода в порт-убежище и т.д.

Третья группа включает все остальные карты и руководства для плавания, входящие в судовую коллекцию.

Комплекты первой группы корректируются с получением ИМ и других корректурных документов. Корректура их должна быть закончена до выхода в рейс.

Если стоянка в порту кратковременная и корректуру невозможно выполнить до выхода судна в рейс, разрешается, по усмотрению капитана, производить корректуру раздельно, по этапам перехода. До выхода из порта необходимо закончить корректуру в таком объёме, чтобы обеспечить плавание судна не менее чем на первые трое суток. Корректура остальных карт первой группы выполняется на переходе и во время стоянки в промежуточных портах.

Комплекты второй группы корректируется после завершения корректуры первой группы. Комплекты третьей группы на судне в рейсе, как правило, не корректируются, однако корректурный материал для них систематизируется в последовательности его поступления, хранится на и используется по необходимости при изменении рейсового задания.

На судах рыбной промышленности в период меж рейсовых стоянок корректуру карт и руководств для плавания производят, как правило, ЭРНК по заявке, подаваемой капитаном судна.

По своему характеру ИМ подразделяются на постоянные, временные и предварительные.

Постоянные ИМ содержат сведения о навигационной обстановке, не подвергающейся частым изменениям.

Временные ИМ содержат сведения о непродолжительных изменениях в навигационной обстановке. В тексте, которых указан срок их действия, автоматически утрачивают своё значение по истечении указанного срока.

Предварительные ИМ содержат сведения о наиболее важных предполагаемых или планируемых в ближайшее время изменений в навигационной обстановке.

Корректуру карт следует начинать с последнего номера ИМ и выполнять её в последовательности убывания номеров.

Из карт, подобранных на предстоящий рейс, в первую очередь корректируются наиболее крупного масштаба.

Корректура на картах выполняется следующим образом:

- по постоянным ИМ новые данные наносятся красной тушью (чернилами) чертёжным пером; прежние перечёркиваются крестиком, а текстовая часть зачёркивается тонкой линией.

- по временным и предварительным ИМ, а также по НАВИП корректура карт выполняется аналогично, но простым карандашом.

Корректура карт первой группы по радионавигационным сообщениям выполняется немедленно.

Журнал учёта корректуры» предназначен для систематизации и учёта вносимых на кар­ты изменений. В «Журнале» перечислены по номерам все карты, входящие в Адмиралтейскую Серию. Карты, входящие в судовую коллекцию, отмечаются в «Журнале» и для каждой из них записывается:

I. номер фолио (Стандартной Адмиралтейской си­стемы фолио или судовой системы, если они различны);

II. дата публикации действующего издания карты;

III. номера извещений, по которым корректировалась карта.

Фрагмент страницы «Журнала учёта корректуры» представлен на рис. 5:

В последней графе в скобках указан год, к которому относятся идущие за ним номера извещений. Записи этой графы должны соответствовать записям левых нижних углов соответствующих откорректированных карт.

Chart No.   Folios in which included   Notices to Mariners affecting chart  
    1992 Jan 12 (NE) - (1992) -1217 2120 -2213 - (1994) - 18  

 

  1. Графический способ учета течения при выполнении навигационной прокладки.

Учет постоянного течения при графическом счислении. При графи­ческом счислении по относительному лагу решают две типовые за­дачи.

Задача 1 (прямая). Расчет пути и путевой скорости при учете те­чения.

По истинному курсу ИК, скорости судна V0 и элементам течения Кт и VT необходимо определить путь судна и путевую скорость V.

Из точки К, начала учета постоянного течения, прокладывается линия истинного курса ИК (рис. 15.19).

На этой линии от точки К откладывается вектор скорости судна V0. Из конца вектора скорости судна (точка А) прокладывается линия Кт направления течения, по которой откладывается вектор скорости течения VT. Соединив точку К с концом вектора скорости течения (точкой В), получают линию пути. Измерив направление линии пути KB транспортиром, получают путь судна с учетом тече­ния ПУβ. Величина отрезка KB является вектором путевой скоро­сти V. Угол сноса рассчитывается по формуле

Задача 2 (обратная). Расчет компасного курса для следования по заданной линии пути при течении.

По заданному пути с учетом течения ПУβ, известным скорости судна V0, элементам течения Кt, VT и поправке компаса ΔГК сле­дует определить необходимый компасный курс.

Из точки K начала учета течения прокладывается заданная линия пути ПУβ (рис. 15.20). Из этой же точки прокладывается линия по направлению течения Кт, по которой откладывается величина ско­рости течения Vt. Из конца вектора течения (точка А) радиусом, рав­ным скорости судна V0, делается засечка на линии пути (точка В). Линия АВ параллельна направлению истинного курса ИК. С помо­щью параллельной линейки по направлению линии АВ из точки К проводится линия истинного курса. Направление ИК этой линии измеряется с помощью транспортира. Угол β рассчитывается по формуле (15.5). Рассчитанное далее значение компасного курса КК= ИК— ΔГК задается рулевому.

Как видно из построений при решении рассмотренных задач, далее графически решается выражение V= V0 + Vt.

 

Относительный лаг измеряет пройденное судном расстояние по направлению истинного курса и течения не учитывает. Поэтому при ведении графического счисления с учетом течения, пройден­ное судном расстояние откладывается по линии истинного курса, а затем полученное место переносится на линию пути по направ­лению течения. При этом решаются следующие типовые задачи.

Задача 3. Расчет координат текущего места судна.

Исходная точка А на момент T1, отсчет лага олх, истинный курс ИК, скорость судна V0, элементы течения Кт и VT известны.

При необходимости определить координаты судна следует за­метить время Т2 по морским часам, а по репитеру лага заметить его отсчет ол2.

Рассчитывается пройденное судном расстояние

Для контроля рассчитывается расстояние и по времени плава­ния

Расстояния, рассчитанные по лагу и по времени, должны схо­диться. При получении расхождения в расстояниях следует прове­рить расчеты и исключить возможную ошибку.

Полученное расстояние S0 откладывается по линии истинного курса (рис. 15.21). Из полученной вспомогательной точки В прово­дится линия, параллельная направлению течения, до пересечения с линией пути. Точка пересечения С и будет искомой точкой теку­щего места судна С. Возле нее записывают время Т2 и ол2. При не­обходимости с карты могут быть измерены счислимые географиче­ские координаты φc и λс этой точки

Аналогичным образом решается задача предвычисления коор­динат на любой заданный момент времени. Так как в этом случае отсчет лага неизвестен, пройденное расстояние рассчитывают по времени и назначенной скорости плавания:

Задача 4. Предвычисление отсчета лага и времени прибытия судна в заданную точку.

Исходное место А на момент времени Т1 и отсчет лага ол1, ис­тинный курс ИК и скорость V0, а также элементы течения Кт и VT известны.

Для решения из заданной точки С проводится линия, парал­лельная вектору течения, в противоположную сторону до пересе­чения с линией истинного курса в точке В (рис. 15.22).

Далее с помощью циркуля измеряется длина отрезка АВ, которая соответствует относительному расстоянию S0. Именно это расстоя­ние предстоит пройти судну, чтобы с учетом течения оказаться в за­данной точке С. Далее рассчитываются время плавания t момент Т2:

Рассчитываются разность отсчетов лага рол и отсчет лага ол2:

При фактическом прибытии судна в точку С зафиксированные время и отсчет лага сличаются с расчетными.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!