Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Школа и педагогика России во второй половине ХIХ века



Социальные противоречия в России привели к возникновению революционной ситуации. До крайности обострился крестьянский вопрос. После поражения в Крымской войне всем мыслящим людям России стала очевидной необходимость коренных реформ во всех сферах общественной жизни. Отмена крепостного права в 1861 году положила начало разрешению этих проблем.

После отмены крепостного права вопросы образования становятся общественно значимыми. На педагогические темы стали писать даже в тех газетах и журналах, которые раньше выступали против образования народа. Этот период характерен началом общественно-педагогического движения, направленного:

• на расширение сети народных школ;

• против сословно- крепостнической школы;

• против догматизма и схоластики в обучении;

• за общее образование светского характера;

• за уважение личности ребёнка;

• на разработку дидактических основ, облегчающих процесс обучения;

• на возвращение автономии высшей школе.

Это период деятельности Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, педагогические идеи которых находили широкое освещение в педагогических и общественных периодических изданиях, таких как «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Педагогический сборник», «Ясная Поляна» и др.

В Пензенской губернии наиболее известными деятелями народного образования были В.Х. Хохряков — директор Пензенской учительской семинарии, В.П. Ладыженский, П.Ф. Орёлкин и др. Здесь издавались «Беседы по вопросам воспитания и обучения в народных школах», «Помощь народного учителя внешкольному образованию», «О книгах и сочинителях».

Преподаватели Пензенской учительской семинарии Н.Барсов и Ф.Кечин в 1879 году разработали учебники по русскому языку для мордовских народных школ: «Азбука для мордовских школ Пензенской губернии», и «Первоначальные уроки русского языка для мордвы». Эти книги получили положительную оценку Российской Академии Наук и были рекомендованы для обучения в мордовских школах.

Учитель Кузьмин И.Ф. из Нижнее-Ломовского уезда написал книгу «Пензенская губерния». Книга содержала сведения по географии, истории, культуре губернии, основных вероисповеданиях населения и сведения о выдающихся людях губернии — М.М.Сперанском, М.Н.Загоскине, И.И.Лажечникове, М.Ю.Лермонтове, Ф.И.Буслаеве, А.Н. и Н.Н.Бекетовых и др.

Результатом общественно-педагогического движения стал период реформ в образовании.



Десятого мая 1860 года издано «Положение о женских училищах», согласно которому женские училища объявляются вне сословными учебными заведениями, дающими среднее образование. Были открыты училища первого и второго разряда.

I разряд (6 лет обучения) — Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, всеобщая и русская история, естествознание, физика и рукоделие.

II разряд (3 года обучения) — Закон Божий, русский язык, география, русская история, арифметика, рукоделие.

 

Реформа высшей школы определялась «Уставом 1863 года», согласно которому высшим учебным заведениям были возвращены:

• право выборов учёных советов университетов, выборы ректора и проректоров (на 4 года);

• избрание преподавателей по конкурсу;

• избрание деканов учёным советом факультета;

• увеличение числа кафедр и увеличение количества преподавателей;

• право ведения научной работы, издания научных трудов.

1864 год — «Положение о начальных народных училищах». Согласно «Положению ...» народные училища открывались с целью «утверждения в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Эти училища объявлялись внесословными, бесплатными, с совместным обучением мальчиков и девочек. Право преподавания в этих училищах имели как светские, так и духовные лица. Основные предметы — Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение.

Руководство и контроль за народными училищами осуществлялись губернскими и уездными училищными советами.

19 ноября 1864 года вступил в силу новый «Устав гимназий и прогимназий», установивший два типа гимназий: классические и реальные. В гимназиях были отменены телесные наказания. В «Уставе ...» содержалось требование открытия библиотек при гимназиях, использование наглядных пособий при изучении естествознания, физики, математики.



Классические гимназии давали право выпускникам поступать в университет. 40% учебного времени в классических гимназиях отводилось на изучение древних языков (латынь, греческий). Кроме этого изучались русский язык и литература, история (отечественная, всемирная, священная), география (отечественная и всеобщая), естествознание, физика, черчение, французский или немецкие языки.

Реальные гимназии осуществляли подготовку к обучению в высших учебных заведениях специального типа. Особое внимание уделялось изучению математики (22-26 часов в неделю) при продолжительности урока 1 час 15 минут. Кроме этого изучались естествознание, черчение, русский язык и литература, география, история, иностранные языки.

В небольших городах открывались прогимназии, соответствующие первым 4 классам гимназии.

Общественно-педагогическое движение и разработки К.Д.Ушинского способствовали тому, что с 1865 года — момента образования земств – при их содействии (и частичном финансировании) стали открываться земские школы, учительские семинарии и учительские школы. В 1870 году было издано «Положение об учительских семинариях» и «Положение о женских гимназиях», согласно котором в женских гимназиях дополнительно открывались 8-е педагогические классы. В Пензе учительская семинария была открыта в 1872 году.

После покушения на царя наступил период реакции и контрреформ в образовании. В противовес открывшимся за период реформ земским школам правительство стало усиленно способствовать открытию церковно-приходских школ.

Реакция распространилась и на гимназии. В 1871 году был принят «Устав гимназий и прогимназий», согласно которому все гимназии преобразовывались в классические. Было рекомендовано углубленное изучение древних языков и формальный подход к естественным наукам. Курс истории был заменён на историю царей.

По «Уставу реальным училищам» 1872 года реальные гимназии превратились фактически в неполные средние школы (7 лет обучения) с профессиональным уклоном (механико-технический, химико-технический, общеобразовательный).

«Положение о начальных народных училищах» 1874 года также содержало изменения реакционного характера, устанавливало усиленный надзор полиции и духовенства в учебных заведениях.

Циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 года предписывал воздержаться от приёма детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников в гимназии и устанавливал более высокую плату за обучение.

Анализ этих событий позволяет сделать вывод о том, что во второй половине Х1Х века в развитии образования России выделилось два направления – правительственное и общественное. Правительство стремилось установить контроль церкви и полиции за деятельностью учебных заведений и финансировало открытие церковно-приходских школ. Общественность, представленная земскими органами самоуправления, настойчиво обновляла и создавала новые земские школы, разрабатывала вопросы введения всеобщего обучения.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Перечислите основные требования общественно-педагогического движения в России второй половины XIX в.

2. Назовите деятелей общественно-педагогического движения Пензенской губернии.

3. Какова цель обучения девушек в училищах согласно «Положению о женских училищах» 1860 г.

4. Дайте сравнительный анализ цели и содержания образования в классических и реальных гимназиях России второй половины XIX в.

5. Охарактеризуйте деятельность земств в области образования.

6. Педагогические идеи и деятельность К. Д. Ушинского.

7. Роль К. Д. Ушинского в создании системы подготовки учителей. В чем сущность антропологического принципа?

8. Педагогические идеи Л. Н. Толстого. Особенности обучения в Яснополянской школе.

 

Тема № 15

Становление и развитие системы образовательных учреждений в Пензенской губернии (XIX- нач. XX вв.)

Российская государственность в 19 веке строилась на централизованных началах управления, опираясь на многочисленные сословия, представляющие социально-классовую структуру тогдашнего общества, на собственность и самоуправление этих сословий. Сословия российского общества имели и свои учебные заведения. Дети крестьян учились в народных училищах, дворян – в гимназиях, мещан – в реальных училищах, священников – в духовных семинариях и епархиальных училищах.

Пензенская губерния 19 века принадлежала к числу сельскохозяйственных губерний России и поэтому, говоря о системе народного образования здесь, необходимо представить прежде всего сельские народные училища, где обучались дети крестьянского сословия.

Начальное образование можно было получить в приходских, уездных училищах и школах грамоты. Приходские училища согласно, Устава учебных заведений 1804 года, открывались в губерниях, уездных городах и в селениях при каждом церковном приходе. Срок обучения – 1 год. Цель – распространение первоначальных общеобразовательных знаний, подготовка к обучению в уездных училищах. Основными предметами обучения были Закон Божий, чтение, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение.

Школы грамоты создавались в основном самими крестьянами или помещиком (при его желании). Функцию учителя там выполняли дьячки, отставные солдаты либо грамотные дворовые. В большинстве случаев образование сводилось к обучению грамоте. Причем, лишь небольшое число учащихся выучивалось читать, а с пониманием читали лишь немногие из них.

В результате просветительских реформ в России начала 19 века в Пензенской губернии стали появляться начальные училища для детей крестьян. Одной из первых была открыта школа в Чембарском уезде (1834 г.), потом в Инсарском и Краснослободском. В 1853 году в Пензенской губернии насчитывалось уже 46 таких училищ.

Однако большинство крестьян не проявляли стремления к обучению своих детей. Это объяснялось бедностью большинства населения, в результате которой ребенок в семье с ранних лет был занят трудом.

Реформа 1861 года, в ходе которой крестьяне получили свободу от крепостной зависимости, актуализировала необходимость подготовки крестьянских детей к новым условиям жизни, предполагающим овладение основами грамоты и первоначальными знаниями.

Темпы возникновения народных школ в Пензенской губернии заметно ускорились после создания земских органов самоуправления. Согласно Положению о земских учреждениях от 1 января 1864 года предполагалось участие земств «преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных в попечении о народном образовании». Но земства часто выходили за эти рамки и принимали активное участие в открытии и финансировании начальных училищ. Земские учреждения в Пензенской губернии были созданы в 1865 году. С 1865 года по 1870 год сельскими обществами и земскими учреждениями было открыто 49 народных школ.

После 1910 года, в связи с принятием земством концепции всеобщего начального образования, открытие земских школ стало осуществляться в невиданных масштабах, а рост числа церковно-приходских школ приостановился. Однако, по сравнению с Россией, в Пензенской губернии этот процесс проходил более медленными темпами. Если по России количество земских школ с 1877 по 1911 год выросло в 3,5 раза, то за этот период в губернии этот показатель составил 1,7 раза. Пензенская губерния продолжала оставаться одной из самых малограмотных губерний России. В 1897 году, здесь по данным переписи населения, только 19% лиц обоего пола оказались грамотными. Для сравнения: в Петербургской губернии были грамотными 62% населения, Московской – 49%, Саратовской – 29%, Тамбовской – 21%. Тем не менее, и эти замедленные темпы развития народного образования оказали влияние на состояние школьной сети губернии. Если учесть, что в Пензенской губернии в 1914 году был 1881 населенный пункт и 966 сельских школ, то можно заключить, что более половины селений имели свои школы. Это был значительный прогресс по сравнению с серединой 19 века.

Значительное место в истории образования Пензенской губернии занимают гимназии. 10 апреля 1804 года народное училище, открытое при императрице Екатерине II в 1786 году, было преобразовано в гимназию. В гимназии изучали математику и физику, политическую экономию и коммерцию, естественную историю, всеобщую географию и историю, логику, риторику и поэзию, нравственную философию, словесность (русскую и иностранную), языки (латинский, французский, немецкий), чистописание и рисование. Кроме этого гимназисты занимались музыкой, танцами и гимнастическими упражнениями. Преподавание Закона Божьего было введено позже (1819 год).

В 1835 (по Уставу 1828 года) гимназия была преобразована из четырехклассного учебного заведения в семиклассное.

15 августа 1871 года в Пензе была открыта мужская прогимназия, выпускники которой могли продолжить обучение в гимназии.

В 1871-1972 уч. году при Пензенской гимназии был открыт приготовительный класс. Туда зачисляли детей восьми- десяти лет, умеющих читать, писать, считать и производить сложение и вычитание.

1 сентября 1884 года на базе шестиклассной прогимназии в Пензе была открыта вторая мужская гимназия.

15 сентября 1907 года открылось частное училище второго разряда с курсом мужской классической прогимназии. Впоследствии было преобразовано в мужскую гимназию С.А. Пономарева со сроком обучения восемь лет.

В середине 19 века в Пензе было 2 женских учебных заведения – «дворянский пансион» (открыт в 1842 году) и частный пансион Гофман (открыт в 1852 году). В 1859 году они были объединены в одно учебное заведение – женское училище первого разряда с шестилетним курсом обучения (просуществовало недолго в связи с проблемами его финансирования).

Под влиянием общественно-педагогического движения 60-х годов по всей России стали открываться новые учебные заведения. Одним из них стало женское училище первого разряда. В 1870 году оно было преобразовано в женскую гимназию. Кроме этой гимназии в Пензе действовала с 1902 года вторая женская гимназия. В 1906 году частное четырехклассное женское училище Е.А. Сердобольской было преобразовано в семиклассную гимназию, приравненную в правах с гимназиями Министерства народного просвещения.

В женских гимназиях преподавались в основном те же предметы, что и в мужских, отличие было лишь в объеме изучаемого материала: русский язык и словесность, математика, физика, география, история, естественная история, чистописание, языки (немецкий, французский, латинский), рисование и Закон Божий. Кроме этого, преподавались рукоделие и педагогика.

Внешкольная жизнь гимназисток строго регламентировалась. За учебой и поведением гимназисток наблюдала прикрепленная к каждому классу надзирательница (классная дама). Надзор за воспитанницами гимназии, проживающими на квартирах, был возложен на хозяек. Причем квартиры для гимназисток подбирались исключительно начальницей гимназии.

Согласно «Положению о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения» от 24 мая 1870 года женские гимназии предназначались «для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий». Однако из-за довольно высокой платы за обучение учились там преимущественно девушки из состоятельных сословий. После окончания семи классов выпускницы имели право поступать на высшие женские курсы или продолжить обучение в восьмом педагогическом классе. Успешно окончившим педагогическим класс ученицам выдавалось свидетельство «достойной звания домашней учительницы с правом быть преподавательницей избранного ею предмета и воспитательницей в женских учебных заведениях». Так, например, известно, что в начале 70-х годов в педагогическом классе первой женской гимназии обучалось 20 девочек. В 1912 году гимназия подготовила 47 учительниц, а в 1915 - 56.

Таким образом, женское образование в России с 70-х годов 19 века получило практическую направленность – окончание восьмого педагогического класса предполагало дальнейшую педагогическую деятельность.

Важно заметить, что в структуре руководства гимназий было два совета: педагогический и попечительский. Педагогический – «для обсуждения вопросов по учебной и воспитательной части», куда входили преподаватели. Попечительский совет – «для ближайшего содействия успешному со стороны общества развитию гимназии», членами которого выбирались «особо значимые граждане» (чиновники, дворяне, купцы и другие).

В 19 веке в Пензенской губернии действовали учебные заведения и специального образования, которые заложили традиции профессиональной подготовки. Так как Пензенская губерния была одной из сельскохозяйственных губерний России с низким уровнем социально-экономического развития и образования, то общественный социальный заказ на специальное образования пока находился в стадии формирования.

Одним из первых учебных заведений специального типа было Пензенское училище садоводства, открытое в 1820 году с целью подготовки специалистов для сельского хозяйства. В этом училище могли обучаться мальчики всех сословий и вероисповеданий с 15-летнего возраста. Для поступления необходимо было сдать вступительные экзамены в объеме программы двухклассного училища. В училище изучали основы грамоты, четыре действия арифметики, латынь, черчение и рисование. Преподавание этих предметов носило практический характер. На уроках решались задачи, имеющие отношение к садоводству и огородничеству. После 1861 года было расширено количество общеобразовательных предметов из гимназического курса, но в меньшем объеме.

В училище была введена летняя практика с апреля по октябрь. Учащиеся закрепляли на практике полученные теоретические знания по садоводству, огородничеству, плодоводству, пчеловодству. Работали на отрытом грунте и в оранжереях.

В 1867 году при Пензенской губернской больнице была открыта фельдшерская школа с целью подготовки среднего медицинского персонала (фельдшеров и акушеров) для работы в губернии, а также ротных фельдшеров, направлявшихся в армию. Обучение проходило в течение двух лет, а с 1901/02 учебного года – в течение трех лет и было платным. Плата за обучение составляла от двух с половиной до пяти рублей в год. Но многие учащиеся освобождались от платы за обучение ввиду затруднительного материального положения. В первые годы там обучалось около 20 мальчиков, окончивших начальное училище и успешно сдавших экзамены по русскому языку и арифметике.

В школе преподавали Закон Божий, латинский язык, физику, анатомию, физиологию, гигиену, фармакологию, рецептуру, токсикологию, массаж, врачебную гимнастику, детские и глазные болезни, хирургию и другие специальные предметы.

Ежегодно училище выпускало около 25-30 специалистов. Все выпускники были обязаны в течение определенного времени проработать в больницах губернии. В начале 20 века на базе фельдшерской школы были созданы фельдшерская и акушерская школа, а в феврале 1922 года они были объединены в фельдшерско-акушерский техникум (в настоящее время – медицинское училище №1).

В 1875 году в Пензе открылось еще одно учебное заведение сельскохозяйственного профиля – землемерное училище с целью подготовки землемеров, так называемых межевых инженеров, которых называли еще «юристами на земле». Так как потребность в таких специалистах была чрезвычайно велика, то выпускники землемерного училища по льготам, например, по отбыванию воинской повинности или при поступлении на государственную службу, приравнивались к выпускникам средних учебных заведений. Если ученик с отличием заканчивал землемерное училище, то при поступлении на государственную службу ему сразу присваивался четырнадцатый классный чин, как и окончившему гимназию с золотой медалью.

В училище поступали мальчики не моложе 15 лет после окончания гимназии, реального училища, городского или уездного училища, и успешно сдавшие экзамены по русскому языку и арифметике. Первоначально училище было двухклассным, с 1881 года – трехклассным, а с 1904 – четырехклассным. В училище преподавались топография, геометрия, алгебра, тригонометрия, физика, межевые законы, законоведение, каллиграфия, черчение, Закон Божий, русский язык и рисование. Ежегодно по всем изучавшимся предметам устраивались переводные экзамены. Успешно сдавшие их переводились на следующий курс, а получившие неудовлетворительные оценки оставались на повторный год обучения. В учебном плане была летняя производственная практика, проходившая в уездах губернии под руководством преподавателей. По окончанию практики ученики составляли отчет о проделанной работе.

С 1880 года в Пензе действовало железнодорожное училище с целью подготовки машинистов паровозов, дорожных мастеров и телеграфистов.

В 1898 году в Пензе было открыто художественное училище, которое «имеет целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков, преимущественно для надобностей художественных и художественно-промышленных производств и вообще должно содействовать художественному развитию местного населения».

В специальных учебных заведениях Пензенской губернии, как и во всей России, на изучение общеобразовательных предметов отводилось минимальное количество часов. Большая часть учебных часов была отведена специальным предметам и практике. Соотношение общеобразовательных, специальных предметов и производственной практики, номенклатура предметов и время их изучения в различных училищах одного типа были разными по России. Причем, наименования специальных предметов были столь обширными, что их перечисление занимало почти весь аттестат. Например, в садоводческом училище в программе 1904 года было 16 специальных предметов. В землемерном – 10 (1908 г.), в железнодорожном – 10 (1909 г.) Однако можно указать на общие положения, определявшие содержание образования в специальных учебных заведениях:

- второстепенная роль общеобразовательных предметов и профессиональная направленность всего процесса обучения;

- учебные программы составлялись педагогическими коллективами училищ и были адаптированы для нужд регионов и возможностей училища;

- все учебные планы подлежали утверждению Министерством народного просвещения, либо соответствующими министерствами.

К числу учебных заведений специального образования следует отнести и открытие при Пензенском отделении Русского музыкального общества в 1882 г. музыкальных классов: теории музыки, скрипки, виолончели. В январе 1883 г. дирекция Пензенского отделения ходатайствовала об открытии в Пензе музыкального училища, однако получила отказ. Поэтому пензенские музыкальные классы существовали за свой счет. Для этого они устраивали музыкальные собрания, платные концерты, вечера, лотереи и т.д. В них могли учиться в большинстве своем только дети дворян и зажиточных слоев населения.

Кроме перечисленных учебных заведений профессионального образования, в Пензенской губернии при уездных училищах открывались мастерские для обучения ремеслу. В отчете директора народных училищ Бобровского за 1887 г. сообщалось, что дополнительные курсы для обучения ремеслу существуют в семи городах губернии: Пензе, Мокшане, Инсаре, Краснослободске, Наровчате, Нижнем Ломове, Чембаре. На них обучаются сапожному, башмачному, столярному, токарному и портняжному ремеслам.

Профессиональные курсы содержались на средства, выделяемые земством, казной и частными пожертвованиями. Занятия на них проходили в послеобеденное время, после изучения общеобразовательных предметов. Своей цели – подготовки мастеров соответствующего профиля – курсы достигали только частично. Ученики на них занимались ремеслом по два часа в учебные дни. Это позволяло ученику приобрести навыки того или иного ремесла для ведения домашнего хозяйства, но для работы на производстве таких навыков было недостаточно. Поэтому в начале ХХ в. ремесленные курсы стали закрываться из-за недостатка средств и невостребованности.

2 мая 1873 года в Пензе была открыта ремесленная школа для девочек с целью подготовки портних. Там обучались девочки всех сословий не моложе 12 лет. Срок обучения – 5 лет. Кроме специальных предметов девочки изучали Закон Божий, русскую грамоту, арифметику, счетоводство, пение.

По окончанию учебного года проводились экзамены по итогам пройденных курсов, на которых каждая ученица должна была представить изготовленные ею образцы работ.

После окончания пятилетнего курса обучения выпускницы могли работать закройщицами, учительницами рукоделия, белошвейками и вышивальщицами.

Особое развитие эта школа получила с 1880 года. Назначенная новая смотрительница училища К.А. Ранцлер имела большую практику в этом деле и содержала собственную мастерскую и модный магазин. По ее предложению воспитанницы, имевшие отличные показатели в учебе, поведении и рукоделии получали при выпуске кроме аттестатов и некоторые суммы денег в качестве награды.

Работы воспитанниц школы были отмечены на выставке изящных работ в Санкт-Петербурге (1889 г.), Императорской русской технической выставке, Всероссийской промышленно-художественной выставке. Эта школа действовала до 1917 года.

Пензенская учительская семинария, открытая 12 сентября 1874 года, была основным учебным заведением по подготовке учителей для народных школ губернии. Срок обучения – 3 года. Согласно условиям приема в семинарию принимались «молодые люди в возрасте 16-18 лет, здорового телосложения и не имеющие физических недостатков, могущих служить препятствием к выполнению учительских обязанностей». Все поступающие обязаны были представить свидетельство «о своей доброй нравственности» от инспектора или учителя народного училища и сдать испытание за курс двухклассного народного училища Министерства народного просвещения по Закону Божьему, арифметике, географии , истории, чистописанию.

В учебном плане учительской семинарии были педагогика и психология, методика преподавания русского языка и арифметики в начальной школе, дидактика, училищеведение и другие предметы. В программу по педагогике входили сведения по физиологии, дошкольному воспитанию, воспитанию и обучению в школе, функциональные обязанности учителя. Основательно изучалась методика преподавания русского языка, включая методики объяснительного чтения, грамматики, письменных упражнений. Полученные теоретические знания семинаристы отрабатывали на практике. Педагогическая практика предусматривала проведение уроков в начальной школе в присутствии наставников и своих товарищей, экскурсии в школы, посещение уроков учителей и методистов образцовых училищ, проведение внеклассной работы, составление планов и конспектов уроков, изготовление наглядных пособий.

В семинарии был открыт физический кабинет и кабинет естественных наук. В 1876 году при семинарии открылось начальное народное училище, где семинаристы проходили педагогическую практику. В библиотеке учительской семинарии были учебники по педагогике, дидактике, методике преподавания предметов, журналы «Семья и школа», «Народная школа», «Школьная жизнь», «Детское чтение», газета «Педагогический вестник».

В первый год после открытия в гимназии обучалось 33 человека. Позже количество учащихся постоянно росло: в 1877 году в семинарии обучалось 77 учащихся, в 1914 – свыше 90 человек. Однако это не могло удовлетворить возрастающие потребности школ в новых учителях. Поэтому в 1915 и 1916 гг. в Саранске и Инсаре были открыты еще 2 учительские семинарии.

Культура и общественная жизнь в Пензенской губернии в 19 веке во многом определялись деятельностью воспитанников и преподавателей Пензенской духовной семинарии, открытой в 1880 году сразу после учреждения Пензенской епархии.

Общий порядок и состав учебных курсов был характерным для семинарий того времени и определялся духовным регламентом. Предметы разделялись на главные и второстепенные. В семинарии выделялись высшие, низшие и средние классы, а также был приготовительный класс. В низшем классе (информатории) обучали чтению (славянскому и русскому), письму, элементарным сведениям из российской грамматики и Закону Божьему. Следующий класс – латинский. Основным предметом был латинский язык. Углубленное изучение и знание латыни было необходимо, так как в следующих классах преподавание велось на этом языке, и учебники для духовной семинарии были изданы на латыни.

В высших классах семинарии изучались риторика, философия и богословие, греческий, еврейский и французский языки, пространный Катехизис, математика, геометрия, церковная и гражданская история.

В 1858 году в семинарии на добровольные пожертвования учеников была открыта библиотека для учащихся. Позже она имела 2 отделения: фундаментальная и ученическая библиотеки. В фундаментальной библиотеке было более 15 000 книг, в ученической – свыше 4 000 книг и учебников. В 1886 году при Пензенской духовной семинарии открылась начальная образцовая школа для практических занятий воспитанников семинарии, изучающих дидактику.

Многие выпускники семинарии работали в учебных заведениях, в науке, искусстве, медицине, на государственных должностях. Назовем лишь некоторые имена: доктор русской истории, академик В.О. Ключевский, выдающийся хирург, первый Президент Академии медицинских наук СССР Н.Н. Бурденко, поэт А.А. Богданов, писатель А.А. Голубев, композитор А.А. Архангельский, профессор хирургии Казанского университета Н.И. Студенский, прокурор Казанского военно-окружного суда генерал-майор И.И. Иллюстратов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И.Г. Троицкий, директор Варшавской классической гимназии П.Г. Веденяпин. Здесь же в свое время учились отец Н.Г. Чернышевского и отец А.Ф. Керенского. Столь длинный список мы привели для того, чтобы показать, какие возможности давала семинария, и насколько широко ее влияние на общественную, политическую и культурную жизнь страны.

За время своей деятельности Пензенская духовная семинария подготовила и выпустила более 4500 священнослужителей, учителей церковноприходских школ.

Вторым по значимости духовным заведением Пензенского края было Пензенское епархиальное женское училище, открытое в 1846 году. До 1857 года оно действовало при Троицком женском монастыре под названием Пензенское училище девиц духовного звания. Открытие женского училища имело целью дать начальное образование малолетним сиротам женского пола из духовного сословия и вместе с тем, приютить их в монастыре.

Обучение и воспитание в училище возлагалось на сестер обители, которые вместе с настоятельницей осуществляли надзор за воспитанницами. Учительницы из среды сестер сообщали девочкам элементарные сведения из букваря, Часослова и Псалтыря. Учили чистописанию, церковному пению, священной истории и краткому Катехизису. Кроме этого, сестры учили воспитанниц рукоделию (шитье, вязание, вышивание) и приготовлению различных блюд.

В 1872 г. училище из трехгодичного преобразовывается в трехклассное с двухгодичном курсом обучения в каждом классе. С 1878 г. училище – шестиклассное с одногодичным обучением в классе. В это же время при всех женских монастырях губернии были открыты женские школы.

Все эти преобразования, проведенные по инициативе пензенской епархии, встречали сопротивление консервативного духовенства, выступающего против женского образования вообще. Так, например, на первом общеепархиальном съезде духовенства в 1869 г. была заявлена позиция о том, что в первую очередь нужно заботиться о благоустройстве мужских училищ как первостепенных. Несмотря на это, училище получило свое развитие; с каждым годом повышалась его роль и значимость в образовательном комплексе губернии. Росла и материальная база. В 1900 г. появляется специальный спальный корпус. Расширилось число обязательных предметов для обучения. Наряду с духовными предметами, здесь преподавались математика, русский язык, всеобщая и отечественная гражданская история, физика, география, естествознание, рисование, теория словесности, дидактика, методика преподавания различных предметов, психология, медицина и гигиена, история иностранной литературы, история искусства, логика.

Таким образом, система образовательных учреждений в Пензенское губернии XIX века была представлена как светскими, так и духовными учебными заведениями.

Наиболее распространённой и многочисленной была система начальных народных училищ, состоящая в основном из земских и церковно-приходских школ. Образование в этих школах заключалось в обучении грамоте.

В гимназиях и реальных училищах губернии учились и получали среднее образование преимущественно дети из состоятельных слоёв населения.

Учебные заведения специального образования были немногочисленны и реализовывали потребности губернии в специалистах для сельского хозяйства и бытовой сферы. Подготовку учителей для народных училищ и церковно-приходских школ осуществляли Пензенская учительская семинария, женские и мужские гимназии, духовная семинария и епархиальное училище.

Значительное влияние на развитие образования в пензенской губернии оказали земские учреждения. Их деятельность состояла в открытии и финансировании народных училищ, создании их учебно-материальной базы, организации подготовки учителей.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Выделите особенности развития земской школы в Пензенской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв.

2. Проанализируйте цель и содержание образования в женских и мужских гимназиях Пензенской губернии.

3. В каких учебных заведениях осуществлялась подготовка учителей в Пензенской губернии? Проанализируйте содержание образования в них.

4. Перечислите учебные заведения профессионального образования в Пензенской губернии.

 

ТЕМА №16

Школа и педагогика в России


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!