Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Школа и педагогика России в первой половине ХIХ века



Александр I Манифестом от 12 марта 1801 года провозгласил курс на продолжение просветительских реформ в России. В 1802 году было образовано Министерство народного просвещения и опубликованы «Предварительные правила народного просвещения».

Согласно «Уставу учебных заведений, подведомственных университетов» 1804 года:

• Россия была разделена на 6 учебных округов с университетом во главе: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский.

• Университеты получили полномочия по осуществлению методического и инспекторского контроля и руководства всеми образовательными учреждениями округа.

• Была установлена преемственная связь между всеми звеньями системы образования:

Приходские училища (1 год обуч.) Обучали началам грамоты. Предметы: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика.

Уездные училища (2 года обуч.) Подготавливали к поступлению в гимназии. Предметы: российская грамматика, грамматика родного языка (для национальных районов), всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, рисование.

Гимназии (4 года обуч.) Подготавливали к поступлению в университет. В основном обучались дети дворян и чиновников. Предметы: латинский, немецкий, французский языки, география, история, статистика, логика, нравоучение, курс изящных наук (русская словесность, теория поэзии, эстетика), математический цикл (алгебра, геометрия, тригонометрия), естественно-исторический цикл (минералогия, ботаника, зоология, основы коммерции, технология, рисование).

• Этот Устав положил начало формированию организованной государственной системы образования.

• Университеты - наивысшая ступень образовательной системы. Осуществляли подготовку чиновников высшего звена. Имели автономию, управлялись выборными советами, имели разрешение на открытие научных обществ, издание газет и журналов в своей собственной типографии.

Кроме этих учебных заведений для детей высшего дворянства в 1810 году в Царскосельском императорском дворце был открыт Лицей с шестилетним курсом обучения. В числе первых учеников этого учебного заведения был А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер.

Кроме этого, в 1813 году в Одессе был открыт Ришельевский лицей, в Ярославле - Демидовский.

После Отечественной войны 1812 года в учебных заведениях стали проявляться свободолюбивые настроения и идеи борьбы с тиранами, следствием которых стал аракчеевский режим. На системе образования это отразилось следующим образом:



В 1817 году Министерство просвещения было переименовано в Министерство духовных дел и просвещения, что означало усиление религиозного воспитания на всех ступенях образования.

В 1819 году была введена плата за обучение в гимназиях, что ограничивало возможность обучения детям простых людей.

После восстания декабристов в 1825 году царское правительство организовало новую волну контрреформ в области образования, вследствие которой был издан новый «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» в 1828 году. Этот Устав закрепил сословный замкнутый характер школьной системы: приходские училища открывались для обучения детей из низших слоев, уездные — для детей купцов, мещан, ремесленников, гимназии — для детей дворян, чиновников. Гимназии стали классическими, был установлен полицейский надзор и палочная дисциплина в младших классах гимназий.

Следующий Устав 1835 года ограничивал право автономии университетов. В 1838 году введены физические наказания во всех классах гимназий. В 1845 году была еще раз повышена оплата за обучение в гимназиях.

В период реформ и контрреформ в образовании России первой половины 19 века педагогическая наука имела демократические, антисамодержавные и антикрепостнические тенденции. Эти идеи возникли среди декабристов.

В.Ф. Одоевский (1804-1869 гг.) — писатель, журналист, музыкальный критик, общественных деятель, педагог. Педагогические труды: «Проект об устройстве школ», «Советы наставникам», «Руководство для учителей», «Руководство для начального преподавания». Он сформулировал ведущие научно- методические принципы деятельности учителей, советовал ориентироваться на личный опыт детей в процессе обучения, пробуждать активную познавательную деятельность посредством бесед.



Представители русской революционной демократической мысли (Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов и др.):

• предложили новый идеал человека- революционера, борца с общественным злом;

• высказывались за развитие творческой инициативы и активности детей в процессе воспитания и обучения;

• подчеркивали ведущую роль учителя в процессе обучения и воспитания;

• обосновали идеалы «нового человека и общества»;

• выдвинули проблемы женского образования;

• считали патриотизм и народность основой подготовки молодежи к активной жизнедеятельности.

Поиск самобытного просвещения и общечеловеческих основ воспитания разделил русскую интеллигенцию первой половины 19 века на два лагеря: славянофилов и западников.

Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев и др.) отстаивали идею воспитания цельного человека, сочетающего народно-православные черты с тем, что присуще человеку вообще. Считали, что необходимо согласовывать развитие собственно российского образования с мировыми достижениями.

Западники (А.И. Герцен, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский и др.) выступали за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе.

+-

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Охарактеризуйте образовательную реформу в России согласно «Уставу учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г.

2. Охарактеризуйте контрреформы в образовании России с 1828 по 50-е гг. XIX в.

3. Суть идей представителей революционно-демократической мысли.

4. Проанализируйте педагогические идеи по вопросу развитию образования западников и славянофилом.

5. Дайте характеристику содержания образования в российских гимназиях первой половины XIX в.

ТЕМА №14


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!