Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Система эстетических категорий и понятий. Категории возвышенного, трагического и комического



 

1. Категория возвышенного. Возвышенное в природе, религии и искусстве. Соотношение возвышенного и прекрасного.

2. Категория трагического. Изменение природы трагического в разные периоды общественного развития.

3. Категория комического. Многообразие форм выражения комического в искусстве (юмор, ирония, сатира, сарказм).

4. Соотношение комического и трагического. Комическое, трагическое и эстетический идеал.

ЛИТЕРАТУРА:

Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970.

Жижек С. Возвышенный объект идеологии (с. 192-215). М., 1999.

Кант И. Критика способности суждения (с. 95-115) // Сочинения в 8 т.т. Т. 5 – М., 1994.

Карасев Л. В. Мифология смеха. // Вопросы философии № 7, 1992.

Карасев Л. В. Философия смеха. М., 1996.

Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард // Ракурс, № 1, 2002; № 2, 2002.

Любимова Т. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985.

Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. – СПб.; 1999.

 

Вопрос для обсуждения:

Проинтерпретируйте высказывания И. Канта о категории возвышенного:

«Возвышенно то, одна возможность мыслить которое, доказывает способность души, превосходящую любой масштаб чувств».

«Возвышенное можно описать таким образом: оно – предмет, представление о котором побуждает душу мыслить недосягаемость природы как изображения вещей».

«Чувство возвышенного есть чувство неудовольствия от несоответствия воображения в эстетическом определении величины определению посредством разума и вместе с тем чувство удовольствия от соответствия именно этого суждения о несоразмерности величайшей чувственной способности идеям разума, ибо стремление к ним все же служит нам законом».

 

 

СЕМИНАР 5.

Художественное сознание Древней Греции

 

I. КОНЦЕПЦИИ ПРЕКРАСНОГО И ИСКУССТВА У ПЛАТОНА

1. Концепции прекрасного и искусства у Платона. Проблема определения прекрасного в "Гиппии Большем".

2. Экстатическое вещание поэта и эротическое восхождение к прекрасному в диалогах Платона "Ион" и "Пир".

3. Демиургическая миметология в "Государстве" Платона.

II. ЭСТЕТИКА АРИСТОТЕЛЯ

1. Понятие "подражание" у Аристотеля.

2. Теория трагедии.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЛОТИНА

1. Критика Плотиным греко-римских определений красоты.

2. Учение о "внутреннем эйдосе" и иерархичности красоты в трактате "О прекрасном".



3. "Умная идея красоты" Плотина в трактате "Об умной красоте".

 

ЛИТЕРАТУРА:

Аристотель об искусстве поэзии. - М.,1957.

Аристотель. Поэтика // Сочинение в четырех томах. - М.,1983. - Т.4.

Ауэрбах Э. Мимесис. - М.,1976.

Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура. - М.,1990.

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М., 1977. - С.228-242.

Гильберт К., Кун Г. История эстетики. - М., 1960.

Ингарден Р. Заметки по поводу "Поэтики" Аристотеля // Он же. Исследования по эстетике. - М.,1962.

Коллингвуд Р. Дж. Платон и Аристотель о подражании // Принципы искусства. - М., 1999.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. - М.,1974. - С.16-32, 64-104, 358-394.

Платон. Сочинения в трех томах. - М.,1968-1972. - Т.1, 2, 3 (1).

Татаркевич В. Античная эстетика. - М.,1977. - С.101-128; С.128-158.

Тахо-Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. - М.,1966.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие мании поэта от одержимости философа, которое отмечает Платон?

2. Чему учит Диотима Сократа в своей знаменитой речи о прекрасном в диалоге "Пир"?

3. Почему поэт, являясь "инструментом божества", должен быть изгнан из государства? В чем вина поэта?

4. В чем заключается критика Плотином стоических определений красоты (симметричность, соразмерность, сложность, целостность)? Что такое красота "простых" вещей?

5. Что Плотин подразумевает под "красотой души"? Чем для него является "душа безобразная"?

 

 

СЕМИНАР 6.



Эстетические представления средневековья

1. Новая эстетическая проблематика в раннехристианской философии.

2. Учение о прекрасном Августина.

3. Основные проблемы византийской эстетики.

4. Педагогические аспекты эстетики христианства.

 

ЛИТЕРАТУРА

Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство: (Зарубежные связи). - М.,1975.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М.,1984.

Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов церкви. - СПб.-М.,1995.

Бычков В.В. Эстетика поздней античности. - М.,1981.

Бычков В.В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма // Философия искусства в прошлом и настоящем. - М.,1981.

Бычков В.В. Эстетика Филона Александрийского // Вестник Древней истории. - 1975, 3.

Бычков В.В. Эстетические взгляды Климента Александрийского // ВДИ - 1977, 3.

Кошленко Г.А. Из истории становления эстетических воззрений раннего христианства // ВДИ - 1964, 3.

Кошленко Г.А. Развитие христианской эстетической теории в конце III в. н. э // ВДИ - 1970, 3.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I- II вв. н.э. - М.,1979.

Бычков В.В. Византийская эстетика: Теоретические проблемы. - М.,1977.

Малков Ю.Г. Некоторые аспекты развития восточно-христианского искусства в контексте средневековой гносеологии // Советское искусствознание-77. - М.,1978. - Вып.2.

Идеи эстетического воспитания: Антология. - М.,1973 (См. вступительную статью Аверинцева С.С. к разделу, посвященному средневековью).

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как система христианских религиозных принципов изменила эстетическую проблематику?

2. За счет чего идея Творения и Творца приобретают эстетический смысл в период ранней патристики?

3. Почему красота в раннем христианстве была связана со стремлением к простоте и естественности?

4. В чем специфика системы условностей в христианском искусстве и как это повлияло на развитие эстетической теории?

5. Как соотносится идея филокалии и идея любви к мудрости у Августина? Почему мудрость приобретает эстетический смысл?

6. Как связана идея порядка и идея прекрасного у Августина? Почему такое большое значение Августин придавал ритму?

 

 

СЕМИНАР 7.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!