Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Тире между подлежащим и сказуемым



Тире ставится Примеры Тире не ставится Примеры
1.   1.  
2.   2.  
3.   3*  
4.      
5*      
Примечание:   Примечание:  
1.   1.  

*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.

Примечание: слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.

 

III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.

В ходе работы учащиеся заполняют в «Тетради – справочнике» таблицу.

Проверочная карточка (выполняется на доске или проектируется на экран):

 

Тире ставится Примеры Тире не ставится Примеры
1.сущ.-сущ. Поэзия – судьба. 1.П.- личн.мест. Я поэт.
2.инф.-сущ.; сущ-инф. Светить – задача мудреца. 2. П. не +Ск. Я не учёный.
3.числит-числит. Дважды два – четыре. 3*П. ср..союз+Ск.  
4.инф – инф. Слагать стихи – нести свой крест Творца.    
5*сущ-числ; числ-сущ.      
Примечание:   Примечание:  
1.П. – это (вот, значит) Ск. Поэма, ода и сонет – вот лирики светила. К п.1:если на личн.мест.падает логич.ударение, то тире может ставиться Он – светофор.

IV. Закрепление нового материала. Диктант «Проверяю себя».

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

(К.Г.Паустовский)

Работа над деформированными предложениями.

Пунктограмма «Тире между подлежащим и сказуемым» часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках).

Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Бедность не поро...

2. М..лчать потворств..вать злому делу.

3. Учен..е свет а неучен..е тьма.

4. Знания в юности это мудр..сть в старост...

5. Ж..знь как страшный сон.

6. Ж..знь прож..ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению «лапти», а не к сказуемому «сплести»).



V. Развитие речи.(Творческая работа выполняется обучающимися дома).

Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему любой из указанных пословиц.

- Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение).

- Какова композиция текста-рассуждения? (тезис-доказательства-вывод).

 

VI. Рефлексия.

Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы из серии «Заморочки из бочки»:

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а запятая не поставлена. Почему? (есть частица НЕ или сравнительный союз).
  2. Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему? (логическое ударение падает на местоимение).

 

Подведение итога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по «Тетради- справочнику», сочинение – миниатюра (тема по выбору обучающегося).

Примечание: оцениваются все конспекты (таблицы), выставляется отметка за лабораторную работу каждому ученику, за сочинения-миниатюры выставляются только отличные и хорошие отметки.

 

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе

«О скверном и святом»

Цель:

 

  1. Показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке).
  2. Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения.
  3. Воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.

 

Оборудование:

Сборник стихов Э. Асадова, раздаточный материал (тексты стихотворения Асадова «О скверном и святом»), запись темы и эпиграфа урока на доске.

 

Тип урока:урок-диспут.

 

До урока учащимся предлагается определиться с точкой зрения по вопросу, можно ли употреблять нецензурные выражения. В связи с этим класс делится на группы единомышленников.



 

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Начать наше занятие мне хотелось бы с одной легенды о языке. (Пересказ легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе

- Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

- Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?

Данная легенда свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Обращение к теме занятия – «О скверном и святом…»

- К какой категории слов относятся подобные слова? (антонимы)

В названии темы представлено сочетание лексически не сочетаемых, взаимоисключающих друг друга понятий: «святое» и «скверное». Занятие мы проведём в форме диспута или дискуссии, позволяющих высказывать и отстаивать противоположные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы):

- Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории «святых» (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2 – 10 слов из разряда «скверных» (затем учащиеся оглашают списки слов).

- Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и «стушевались», называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую «сниженную» лексику, в т.ч. и нецензурную).

Звучит аудиозапись

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова «Дикарь», мы встречаем повсеместно. ( Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).

 

Анатолий Лысов

Дикарь.

Я видел нынче дикаря Пусть лексикон дикарский пуст,-

И говорил с ним даже, Зато как речь цветиста:

Но, откровенно говоря, Что шаг, то мат слетает с уст

О нём всего не скажешь. Такого «шаг-матиста».

 

Сказать лишь можно, что с лица Дикарь на площади. Он рад

И не дикарь он вовсе: стать мастером особым,

Не носит он в носу кольца Чтоб сделать трёхэтажный мат

Монет в ушах не носит. Скабрёзным небоскрёбом.

 

Его одежду описать И дикарей вокруг щадят,

Словами можно тоже: Обходят стороною,

Он по одёжке, так сказать, Как будто речь на площадях

На всех на нас похожий. Должна стать площадною.

 

Но передать его язык А надо, что ни говори,

Поэт не правомочен: Пресечь их брань вначале –

В таком бы случае мой стих Пресечь, покуда дикари

Был сплошь из многоточий. Совсем не одичали!

 

Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный «мате-матик».

 

Словарно-семантическая работа: подбор слов - синонимов к слову «скабрёзный» (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный).

- Как относиться к тому, что «язык подонков и блатарей» грозит стать нормой?

- Каково отношение учащихся школы к нецензурной лексике? (Выступление учащегося с анализом анкетирования школьников по данной проблеме).

Дискуссия на тему: «Можно ли употреблять нецензурные выражения?»

Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

  1. Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры (50% учащихся)
  2. Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять (30%)
  3. Сквернословить нельзя, т.к это великий грех (20 %).

- Чьи аргументы показались вам более убедительными?

- Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.

 

Чтение и анализ стихотворения Э. Асадова «О скверном и святом».

Э.Асадов.

О скверном и святом.

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

 

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

 

Тот пращур был и тёмный, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

 

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли подхватили

И понесли сквозь годы и века…

 

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?

 

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идёт от слова «мать»,

Сквернейшее – от самого святого!

 

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

 

Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

 

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

1970 г.

В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.

- Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: «самое святое», «сквернейшее»? («мать» - «мат»)

- Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова ).

- Что вызывает особый гнев поэта? (оскорбление имени и чести матерей)

- На каких исторических фактах оно базируется?

Лекция: «Из истории русского мата» .

Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: «Народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире,- и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».

Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа?

Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным их содержанием (матерщинные слова в основе своей имеют ярко выраженную сексуальную семантику).

Матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения или написания – нецензурная лексика – даже и в том случае, когда она воспроизводится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий или пишущий, вообще говоря, не может нести ответственности.

Вот как об этом говорится в первом духовном (церковном) стихе «Пьяница»:

Который человек хоть однажды

По матерну взбранится,

В шутках или не в шутках,

Господь почтёт за едино.

Разгадка подобного отношения к матерщине объясняется тем, что матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве.

Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных так или иначе с плодородием.

В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством. Матерщинник считался не христианином, а язычником.

В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – «то есть жидовское слово» – т.е. речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца.

Помимо языческой этимологии, существует также представление и о татарском происхождении матерной брани (появление целой группы нецензурных слов, сниженной лексики во время татаро-монгольского ига).

Для выяснения роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – «Повесть святой отец о пользе душевной всем православным христианам», приписываемое Иоанну Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» – Мать-Земля:

-Не подобает православным христианом матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом…

-Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

-Третия мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, которые, по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: «…и за то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби».

В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятием, проклятием. (обратиться к эпиграфу урока – словам Я. Козловского:

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.) Таким образом, слова «проклятие» и «заклинание» - слова однокоренные, говорящие о том, что творить добро или зло на земле можно и с помощью магии слова.

Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мёртвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом предков. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле «родителей».

В древнерусских текстах подчёркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его самого как представителя и продолжателя рода.

Подведение итогов занятия.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – «это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное». (Л.И. Скворцов).

Чтение учителем стихотворения «Слова» (автор не известен)

Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой, с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова пьянящие, как розы,

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слёзы, -

Горькие слова, слова – полынь.

Словом можно душу искалечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегитесь ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

 

- Давайте дарить букеты из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.

 

Домашнее задание: изложить в письменном виде свою систему борьбы с нецензурной бранью на разных уровнях, включая государственный.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!