Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература:



а) основная литература:

1. Агапов Е. П. Методика исследований в социальной работе: Учебное пособие / Е. П. Агапов. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Спекр, – 2011. – 224 с.

2. Шевченко О. М. Методика исследований в социальной работе. – Новошахтинск, 2007.

б) дополнительная литература:

1. Аверьянов Л. Я. Контент-анализ. – М., 2009.

2. Андреев Г. И., Смирнов С. А., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности – М., 2003.

3. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М., 2006.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М., 2002.

5. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. – М., 2008.

6. Борикова Л. В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.

7. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002.

8. Добреньков В. И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., 2006.

9. Квале С. Исследовательское интервью. – М., 2003.

10.Копыл В. И. Курсовая работа на компьютере. – М., – 2007.

11.Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. М. – 2004.

12.Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. – М., 2009.

13.Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе. – Кузнецов И. Н.. 2006.

14.Рогожин М. Ю. Как написать курсовую и дипломную работы. – СПб., 2005.

15.Романов П. В., Ярская–Смирнова Е. Р. Исследования в социальной работе: анализ, оценка, экспертиза. – Саратов, 2004.

16.Социологическая энциклопедия / Под ред. А. Н. Данилова. – Минск, 2003.

17.Шалак В. И. Современный контент-анкализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологи. – М., 2009.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.biblioclub.ru/info/; http://socio.rin.ru/

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерная программа Microsoft PowerPoint; ноутбук, проектор.

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

350500 Социальная работа.Квалификация (степень) выпускника: бакалавр социальной работы.



Автор: Золотарева С.А. к.п.н., доц. кафедры Теории и практики социально-гуманитарных технологий

 

Рецензент (ы) _________________________

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

 

Приложение 1

Экзамен

Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической

А) Теоретическая часть

1. Классификация социальных проблем. Сущность понятия «социальный факт».

2. Сущность понятия «наука». Естественные, общественные, гуманитарные науки.

3. Сущность понятий «метод», «методика», «методология», «процедура». Ценность исследовательских методов и необходимость их использования в деятельности социальных работников.

4. Классификация видов исследования.

5. Научный аппарат исследования. Проблемная ситуация социологического исследования, процесс перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы.

6. Сущность понятий «проблема», «задача», «вопрос», их взаимосвязь .

7. Определение объекта и предмета исследования. Необходимые характеристики при описании объекта.

8. Классификация гипотез. Общие требования к гипотезам

9. Сущность понятий «генеральная совокупность», «выборочная совокупность», «репрезентативная выборка».

10.Программа социологического исследования, ее основные части и функции.

11.Общие требования к программе. Принципиальный (стратегический) план исследования. Варианты стратегий исследовательского поиска.

12.Общий и рабочий план исследования, их назначение и содержание.

13.Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования.



14.Виды опроса, достоинства и недостатки.

15.Классификация интервью.

16.Процедура проведения интервью (беседы).

17.Достоинства и недостатки присущие методу интервью. Функции интервьюера в социальной работе.

18.Анкета социологического исследования, ее основные части и содержание.

19.Виды анкетирования.

20.Классификация вопросов анкеты по конструкции ответов

21.Классификация вопросов анкеты по форме. Выбор формы вопроса.

22.Классификация вопросов анкеты по целям и содержанию.

23.Правила проверки формулировок вопросов. Правила проверки композиции анкеты.

24.Классификация документов по источнику информации.

25.Классификация документов по способу фиксирования.

26.Классификация документов с точки зрения подлинности и истинности

27.Сбор биографического материала. Отличие личных и безличных документов от официальных и неофициальных.

28.Приемы качественно-количественного анализа документов.

29.Выбор необходимых видов документов, проблемы с которыми сталкивается исследователь.

30.Основные процедуры контент-анализа.

31.Выбор категорий и единиц контент-анализа.

32.Критерии, предъявляемые к категориям контент-анализа.

33.Достоинства и недостатки метода анализа документов

34.Сущность и особенности метода тестов.

35.Процесс наблюдения в социальных науках и наблюдение в естественных науках: сходство и отличие. Общие черты, присущие социологическому и естественному наблюдению.

36.Контролируемое и неконтролируемое наблюдение.

37.Возможные направления наблюдения при проведении неструктурализованного наблюдения. Направления структурализованного наблюдения.

38.Виды наблюдения в зависимости от «роли» наблюдателя в исследуемой ситуации.

39.Основные этапы процесса наблюдения. Работа, осуществляемая на каждом этапе. Типичные ошибки, допускаемые при проведении наблюдения.

40.Место и роль эксперимента в социальной работе.

41.Классификация экспериментов по специфике поставленных задач и по характеру экспериментальной ситуации.

42.Классификация экспериментов по характеру объекта и предмета исследования.

43.Виды графического изображения статистических данных используемых в ходе интерпретации социологической информации.

44.Пути и формы внедрения результатов исследований в социальной работе.

45.Структура, язык и стиль дипломного исследования.

46.Основные требования к оформлению отчетов о результатах исследований.

 

Б) Практическая часть

1. Представить и охарактеризовать (по выбору студента) таблицу, тест или презентацию: «Классификация исследований в социальной работе».

2. Представить и раскрыть схему: «Этапы научного исследования в социальной работе».

3. Представить макет программы исследования по теме: «Социальная работа с многодетной семьей».

4. Обосновать выборку (понятие, классификация, вид) своем курсовом исследовании.

5. Разработать, провести и представить результаты анкетирования студенческой аудитории на тему: «Ценностные установки молодежи».

6. Составить план проведения фокус-группы с волонтерами группы «Мириады» по проблеме социального милосердия.

7. Разработать план проведения опроса экспертов на период практики в социальном учреждении по теме своего исследования

8. Провести (по выбору студента): психологическое тестирование на выявление уровня тревожности у студентов 1-го курса или социометрию на выявление лидера у студентов 2-го курса ИПиУ.

9. Составить схему: «Виды документов». Создать папку документов различного вида для традиционного анализа документов по теме своего исследования.

10.Выбрать единицу и провести контент-анализа по теме своего исследования.

11.Представить и защитить программу наблюдения по теме своего курсового исследования.

12.Составить программу научного эксперимента по теме своего исследования.

13.Разработать схему «Виды моделирования в исследовании по социальной работе». Обосновать применение метода моделирования применительно к своему исследованию

14.Представить научный материал по теме своего исследования с примерами его теоретического анализа и синтеза как на основе применения индукции, так и дедукции.

15.Составить схемы: «Количественный анализ данных», «Качественный анализ данных».

16.Привести примеры количественного и качественного анализа данных в своем исследовании.

17.Составить тест или презентацию: «Основные требования к оформлению итогов исследования в социальной работе».

18.Предоставление глоссария по предмету.

19. Написание реферата (см. приложение 3).

20.Написание отзыва на статью ж. «Социс» (2009-2011гг.) по теме своего исследования (см. приложение 5).

21.Написание аннотации на статью ж. «Социс» (2009-2011гг.) по теме своего исследования (см. приложение 2).

22.Написание рецензии на статью ж. «Социс» (2009-2011гг.) по теме своего исследования (см. приложение (4).

Темы рефератов

1. Особенности научных исследований в социальной работе.

2. Виды исследований в социальной работе.

3. Методика подготовки и проведения анкетного опроса в социологическом исследовании.

4. Методика подготовки и проведения интервью в социологии.

5. Методика подготовки и проведения наблюдения в социологическом исследовании.

6. Методика подготовки и проведения эксперимента в социологическом исследовании.

7. Количественный анализ данных в социальных исследованиях.

8. Качественный анализ данных в социальных исследованиях.

9. Графические методы предоставления эмпирических данных в социологическом исследовании.

10.Применение математических методов в социологическом исследовании.

11. Применение статистических методов в социологическом исследовании.

 

Приложение 2

Рекомендации при работе над аннотацией

Прочтите текст, составьте план (разбейте текст на смысловые части, выделите в каждой главную мысль и сформулируйте ее своими словами). Перечислите ведущие положения, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.

В аннотации применяйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.п.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание; важный вопрос; актуальный вопрос; убедительно доказывает; детально анализирует и т.п.).

Приложение 3

Рекомендации по написанию реферата

Реферат – вид самостоятельной научно-исследовательской работы студента. Это письменное изложение имеющихся в научной литературе концепций; содержания научного труда; содержания литературы по заданной теме. Студент должен раскрыть суть исследуемой проблемы. Изложение материала должно иметь проблемно-тематический характер.

Этапы работы над рефератом:

· подбори изучение основных источников, опираясь на предложенный список литературы (5 – 10 источников). Возможно написание по одному источнику (монография).

· составление библиографии;

· обработка и систематизация информации;

· разработка плана реферата;

· написание реферата.

Структура реферата.

· Титульный лист;

· Оглавление, в котором излагаются пункты плана с указанием страницы, с которой начинается пункт.

· Реферат состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется суть проблемы, цель и задачи реферата, дается краткая характеристика используемой литературы.

· В основной части реферата реализуются задачи исследования: в соответствии с планом последовательно и доказательно. В основной части могут быть представлены таблицы, схемы и графики.

· В заключительной части автор делает выводы, исходя из цели и задач работы.

Требования к оформлению реферата.

Объем реферата – 10-15 печатных страниц. Стиль изложения – аналитический (анализ источников, сравнение и сопоставление ведущих положений, обобщение), стиль должен быть литературным. Обязательны построчные ссылки на использованную литературу. Список литературы по правилам библиографического описания должен завершать работу.

Критерии оценки реферата.

- Соответствие содержания теме и оглавлению.

- Глубина проработки материала.

- Логичность изложения.

- Полнота использования источников.

- Наличие ссылок на источники.

- Культура письменной речи.

- Соответствие оформления реферата ГОСТу.

Приложение 4

Рекомендации по написанию рецензии

Рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследованиях, оценивается качество изложения. Объем рецензии должен составлять 2-3 страницы печатного текста

Рецензия на статью/реферат должна включать в себя следующую информацию:

1. полное название работы, должность автора работы, Ф.И.О. автора

2. краткое описание проблемы, которой посвящена работа

3. степень актуальности предоставляемой статьи

4. наиболее важные аспекты, раскрытые автором в работе

5. критическую оценку работы (соответствие содержания работы ее теме; степень достижения целей исследования; полнота, глубина и обоснованность решения поставленных в работе задач)

6. выражение собственного мнения рецензента

7. Ф.И.О. рецензента, специальность, курс, дата, подпись

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на научную статью / реферат:

  • Автор в своей работе дает подробный анализ...
  • Автор грамотно анализирует...
  • Автор данной статьи акцентирует внимание...
  • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
  • Автор на конкретных примерах доказывает...
  • Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
  • Автор обращает внимание на то, что...
  • Автор справедливо отмечает...
  • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
  • Автором предложены оригинальные идеи...
  • Актуальность настоящего исследования заключается в...
  • В качестве основных моментов используемой автором методологии...
  • В статье автор рассматривает...
  • В статье анализируются основные подходы...
  • В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...
  • Важным в статье является рассмотрение...
  • Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
  • Данная статья демонстрирует...
  • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
  • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
  • Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
  • К положительным сторонам работы можно отнести...
  • Как положительный факт можно отметить то, что...
  • Материал статьи основан на детальном анализе...
  • Особо следует подчеркнуть, что...
  • Особое внимание в исследовании ... уделено...
  • Особый интерес представляет вывод о...
  • Отдельного внимания заслуживает...
  • Практическая значимость данной статьи заключается в...
  • Предлагаемый подход к изучению проблемы...
  • Рассмотренная в статье оригинальная концепция...
  • Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...
  • Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
  • Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...
  • Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
  • Статья содержит определенную концепцию...
  • Теоретическая значимость данной статьи заключается в…

Приложение 5

Рекомендации по написанию отзыва на научно-учебную (научную) работу

1. Полное название работы, Ф.И.О. автора

2. Объем работы: количество страниц_______ приложений____,схем ______, рисунков____, таблиц _______, графиков_____ , прочее____

3. Цель и задачи исследования

4. Актуальность: теоретическая, практическая значимость темы исследования

5. Соответствие содержания работы теме полноту, глубину и обоснованность решения поставленных задач

6. Степень самостоятельности (умение отбирать, обобщать, анализировать материал, пользоваться специальной литературой, делать выводы при выполнении работы

7. Общее заключение

8. Дата, подпись

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!