Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Кроме как если того пожелает Аллах, и вспомни твоего Господа, когда забудешь, и скажи: "Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому, чем это, по прямоте"



Здесь Аллаха указывает Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, на манеру намерения сделать что-то в будущем. То ему следует возвращать это дело к воле Аллаха Могущественного и Величественного, Ведающего о сокрытом. Который знает, что было и что будет, и как будет, а также о том, чего не будет. В двух «Сахихах» приводится хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«قَالَ سُلَيْمَانُ بْنُ دَاوُدَ عَلَيْهِمَا السَّلَامُ: لَأَطُوفَنَّ اللَّيْلَةَ عَلَى سَبْعِينَ امْرَأَةً وَفِي رِوَايَةٍ: تِسْعِينَ امْرَأَةً،

وَفِي رِوَايَةٍ: مِائَةِ امْرَأَةٍ تَلِدُ كُلُّ امْرَأَةٍ مِنْهُنَّ غُلَامًا يُقَاتِلُ فِي سَبِيلِ اللهِ، فَقِيلَ لَهُ وَفِي رِوَايَةٍ قَالَ لَهُ الْمَلَكُ:

قُلْ إِنْ شَاءَ اللهُ، فَلَمْ يَقُلْ، فَطَافَ بِهِنَّ فَلَمْ تَلِدْ مِنْهُنَّ إِلَّا امْرَأَةٌ وَاحِدَةٌ نِصْفَ إِنْسَانٍ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلّم: وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ، لَوْ قَالَ إِنْ شَاءَ اللهُ لَمْ يَحْنَثْ، وَكَانَ دَرَكًا لِحَاجَتِه»



وَفِي رِوَايَةٍ:

«وَلَقَاتَلُوا فِي سَبِيلِ اللهِ فُرْسَانًا أَجْمَعُون»



«Однажды Сулейман ибн Дауд сказал: “Я непременно войду этой ночью к семидесяти женам (по другой версии к ста) каждая из которых, родит ребёнка, который будет сражаться на пути Аллаха”. Ангел сказал ему: “Скажи: “Если Аллах пожелает”. Но он не сказал и вошёл к семидесяти женам, и ни (одна) из них не родила ребёнка, кроме одной женщины, родившей половину человека. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы он сказал “Если пожелает Аллах”, то достиг бы того, чего хотел». В другой версии добавлено: «И они стали бы сражаться на Пути Аллаха». (Бухари 5242, Муслим 1654). И как было упомянуто в начале данной суры, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил курайшитам, задававшим ему вопросы: «Я вам отвечу завтра», - не добавив, если Аллах пожелает. И откровение ему было дано лишь через пятнадцать дней. Мы упоминали всю эту историю в начале суры, и нет нужды повторять её

﴿وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ﴾ «и вспомни твоего Господа, когда забудешь» – т.е. если забыл сделать оговорку (слова «Если пожелает Аллах»), то скажи это как вспомнишь. Это мнение Абу аль-Алия и Хасана аль-Басри. Хашим ибн аль-А’маш передаёт со слов Муджахида, что Ибн Аббас сказал по поводу человека, который клянётся, что сделает что-то: «Он может сказать: “Если этого пожелает Аллах, даже если это будет через год”».

﴿وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ﴾ «и вспомни твоего Господа, когда забудешь». Ибн аль-А’маша спросили: «Слышал ли ты это от Муджахида?» Он ответил: «Лайс ибн Абу Салим сказал мне это».

Смысл слов Ибн Аббаса в том, что если человек поклялся, что сделает что-то в будущем, но забыл сделать оговорку «Ин ша Аллах» (если пожелает Аллах), то он может сказать это как только вспомнит о ней, даже если это будет через год. Сделать же оговорку, даже если и после клятвы, будет Сунной. Ибн Джарир сказал, что оставление оговорки не снимает ответственности за клятву и не спасает от искупления за нарушение клятвы. Мнение ибн Джарира более корректно и более подходит по смыслу к словам Ибн Аббаса. Аллах знает лучше. Ат-Табарани (12/12817) передаёт, что ибн Аббас прокомментировал слова Аллаха:

﴿وَلاَ تَقْولَنَّ لِشَىْءٍ إِنِّى فَاعِلٌ ذلِكَ غَداً إِلاَّ أَن يَشَآءَ اللَّهُ وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ﴾

«И не говори ни о чем: "Я это сделаю завтра" Кроме как если того пожелает Аллах, и вспомни твоего Господа, когда (если) забудешь» – т.е. скажи: «Ин ша Аллах (если пожелает Аллах)».

Слова Аллаха: ﴿وَقُلْ عَسَى أَن يَهْدِيَنِ رَبِّى لاًّقْرَبَ مِنْ هَـذَا رَشَدًا﴾ «И скажи: "Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому, чем это, по прямоте"» – т.е. если тебя спросят о том, о чём у тебя нет знания, то проси у Аллаха, чтобы Он указал тебе на правильное мнение в этом вопросе. Есть и другие толкования этого аята. Аллах знает лучше.

 

Аллах сказал далее:

وَلَبِثُواْ فِى كَهْفِهِمْ ثَلاثَ مِئَةٍ سِنِينَ وَازْدَادُواْ تِسْعًا

И оставались они в пещере своей триста лет и прибавили ещё девять.

قُلِ اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا لَبِثُواْ لَهُ غَيْبُ السَّمَـوَتِ وَالاٌّرْضِ أَبْصِرْ بِهِ وَأَسْمِعْ مَا لَهُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِىٍّ وَلاَ يُشْرِكُ فِى حُكْمِهِ أَحَدًا

Скажи: "Аллах лучше знает, сколько они пробыли. У Него сокровенное небес и земли. Как Он видит и слышит! Нет у них помимо Него пособника, и никого Он не делает соучастником Своего решения".

 

В этом аяте Всевышний сообщает Своему посланнику о том, сколько времени прошло с того момента, как Он усыпил, разбудил и сообщил людям того времени об обитателях пещеры. Это триста лет и плюс девять лет по лунному календарю, т.е. триста лет по солнечному календарю. Ибо разница между солнечным и лунным календарём составляет примерно три года каждые сто лет, и поэтому: ﴿وَازْدَادُواْ تِسْعًا﴾ «и прибавили ещё девять».

Слова Аллаха: ﴿قُلِ اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا لَبِثُواْ﴾ «Скажи: "Аллах лучше знает, сколько они пробыли"» -- когда тебя, Мухаммад, спрашивают об их пребывании, а у тебя нет об этом знания, и задержалось Откровение от Аллаха. Лучше скажи им:

﴿اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا لَبِثُواْ لَهُ غَيْبُ السَّمَـوَتِ وَالاٌّرْضِ﴾ «Аллах лучше знает, сколько они пробыли. У Него сокровенное небес и земли» – т.е. никто не знает этого , кроме Него или тех, кому Он дал знать об этом. И это наше мнение, как и мнение многих толкователей, таких, как Муджахид и других из числа ранних и поздних учёных. Катада сказал, что слова:

﴿وَلَبِثُواْ فِى كَهْفِهِمْ ثَلاثَ مِئَةٍ سِنِينَ﴾ «и оставались они в пещере своей триста лет» – это мнение обладателей Писания . Однако это мнение опровергается словами Аллаха:

﴿قُلِ اللَّهُ أَعْلَمُ بِمَا لَبِثُواْ﴾ «Скажи: "Аллах лучше знает, сколько они пробыли"» - т.е. Аллах лучше знает об этом, чем то, что говорят люди. И это же мнение Мутаррифа ибн Абдуллы. Так или иначе мнение Катады о том, что это всего лишь утверждение обладателей Писания – спорное, т.к. обладатели Писания сообщают, что обитатели Пещеры находились там триста лет без добавления девяти лет, т.е. по солнечному календарю. И если бы Аллах просто пересказывал их слова, то не сказал бы: ﴿وَازْدَادُواْ تِسْعًا﴾ «и прибавили ещё девять». Скорее всего, аят сообщает о том, сколько лет прошло на самом деле, а не пересказывает утверждения обладателей Писания на этот счёт. И это мнение ибн Джарира. Аллах знает лучше.

﴿أَبْصِرْ بِهِ وَأَسْمِعْ﴾ «Как (прекрасно) Он видит их и слышит!» – т.е. Он конечно же видит их и слышит. Ибн Джарир сказал, что это проявление красноречия в похвале. Можно сказать: «Кто лучше Аллаха видит и слышит?». Смысл этого: «Кто может лучше Аллаха видеть всё, что существует, и слышать, всё, что можно слышать? Ничто не может быть скрыто от Него». Передают, что Катада прокомментировал слова Аллаха: ﴿أَبْصِرْ بِهِ وَأَسْمِعْ﴾ «Как (прекрасно) Он видит и слышит!» – т.е. никто не видит и не слышит лучше Него.

Ибн Зейд прокомментировал: ﴿أَبْصِرْ بِهِ وَأَسْمِعْ﴾ «Как (прекрасно) Он видит и слышит!» – т.е. Он видит их дела и слышит как Видящий и Слышащий.

Слова Аллаха: ﴿مَا لَهُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِىٍّ وَلاَ يُشْرِكُ فِى حُكْمِهِ أَحَدًا﴾ «Нет у них помимо Него пособника, и никого Он не делает соучастником Своего решения» – т.е. Он Всевышний, Тот, кому принадлежит творение и повеление. Нет никого, кто мог бы обратить вспять Его решение. И нет у Него ни министра, ни помощника, ни соучастника, ни советника. Свят Он и Всевышен.

 

Аллах сказал:

وَاتْلُ مَآ أُوْحِىَ إِلَيْكَ مِن كِتَـبِ رَبِّكَ لاَ مُبَدِّلَ لِكَلِمَـتِهِ وَلَن تَجِدَ مِن دُونِهِ مُلْتَحَدًا


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!