Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Экономика Советского Союза и Казахстана в 60-70-е гг. XX в. Экономические реформы 60-х гг



 

После прихода к власти нового руководства во главе с Л. И. Брежневым были предприняты попытки придать cоветской экономике новое дыхание. С 1965 г. стала внедряться реформа по переводу предприятий и организаций в новые условия хозяйствования, расширявшая экономический инструментарий воздействия, вместо административных методов. Однако дальнейший ход реформы оказался невозможен по политическим причинам (из-за событий в Чехословакии и Польше), так что с конца 60-х годов наметилась явная тенденция к консерватизму.

Быстрые темпы экономического роста, характерные для 30-50-х годов, сменились периодом постепенного замедления прироста производительности по мере того, как сокращался разрыв уровня жизни с развитыми капиталистическими странами. В современной историографии 60-80-ые годы называют застойными, т.к. в начале 70-х гг. XX века происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х гг. XX века. Поднять эффективность общественного производства не удалось, но вместе с тем, эти годы в советской истории были благополучными, особенно когда дело касалось уровня жизни народа.

Выросли показатели среднего роста промышленности и сельскохозяйственного производства. В 1966-1970 гг народнохозяйственный комплекс достиг наивысших индексов роста со времен введения плановой экономики. За 1965-1985 гг. Республика превратилась в один из крупнейших, промышленных регионов СССР. К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании которых было занято 1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики.

В 1970—.1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. В их числе Казахский газоперерабатывающий завод, Шевченковский завод пластмасс, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате; Экибастузская и Ермаковская ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Чимкентский и Джамбулский фосфорные заводы, Жайремский горно-обогатительный комбинат и др. По объему промышленного производства Казахстан занимал третье место в СССР (после РСФСР и Украины). Сформировались территориально- производственные комплексы—Мангышлакский, Каратау-Джамбулский и Павлодар-Экибастузский.



Если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно заметить ее явно обозначившуюся сырьевую направленность. Преимущественное развитие получили топливно-энергетический комплекс, цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли. В результате сложился относительно высокий удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из республики сырьевые ресурсы и 'получая громадную прибыль, союзные ведомства, в ведении которых находилось около половины промышленности республики, почти не вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие социальной инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану окружающей среды.

Плачевное положение складывалось и в аграрном секторе. Несмотря на постоянное наращивание капитальных вложений в сельское хозяйство, двукратный рост его энергетических мощностей, объемы валовой продукции не только не возрастали, но, напротив обнаруживали устойчивую тенденцию к убывании.

Располагая на своей территории 2/3 мировых черноземов, занимая 1 место в мире по площади сельхозугодий, являясь абсолютным лидером по поголовью крупного рогатого скота, овец, свиней и птицы, обладая стадом товаров, в 10 раз большим, чем Великобритания и 40 с лишним раз, чем Дания, страна оставалась крупнейшим импортером продовольствия.

И хотя в 70-е годы XX века еще не раз предпринимались попытки улучшить механизм хозяйствования, планирования и стимулирования, должного эффекта это не принесло. В нарастании кризисных явлений в 70- 80 гг. виновата прежде всего командно-административная система. Неэкономические методы управления отчуждали труженников от производства, создавали бесхозяйственность и несамостоятельность. Экстенсивная и антинародная по своей сути экономика КПСС в эти годы полностью исчерпала себя и нуждалась в коренной ломке системы.



 

78. Послание Президента Республики Казахстан «20 шагов к обществу всеобщего труда»

 

Программное выступление Президента страны - это важнейший политический документ, каждая строка которого продиктована временем и самой жизнью. В нем Глава государства предложил новаторскую концепцию развития Казахстана, базирующуюся на идее Общества всеобщего труда, в котором труд должен выйти на первый план как решающий национальный фактор социальной модернизации и глобальной конкурентоспособности.

Сегодня цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием страны и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости.
В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами.

Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации.

Сегодня труд – как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции, – должен быть выдвинут на первый план.

Задачи: • Предстоит на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий, как в вопросах информирования граждан, так и укрепления постоянной «обратной связи» государства и населения.

• Важно создать условия непрерывного роста среднего класса, зарождения и развития креативного класса – главных движущих сил инновационной экономики.

• Преодолеть такие явления, как иждивенчество и социальный инфантилизм, внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством.

• Важный аспект модернизации – создание в Казахстане эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти. Именно на решение этих задач должны быть сориентированы все госорганы.

Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться.

Во-первых, это принцип ЭВОЛЮЦИОННОСТИ.

Не должно быть никакого «забегания вперед». Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню развития и возможностям казахстанской экономики.

Во-вторых, принцип ОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации.

В-третьих, принцип ПАРТНЕРСКОГО УЧАСТИЯ.

Вся работа должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Задача власти здесь в том, чтобы обеспечивать рациональный баланс интересов государства, общества и личности.

В-четвертых, принцип СТИМУЛИРОВАНИЯ.

Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности.

В-пятых, принцип ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.

Все принимаемые решения должны быть досконально просчитаны, приниматься с учетом научно проработанной целесообразности на основе изучения мирового опыта.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!