Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Увеличение хора или восточной алтарной части храма



Увеличение высоты храма

Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые

Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны

Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

Тяжесть романского собора «угнетает» пространство

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

 

Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь.

 

Аббатство Мария Лаах, Германия

 

 

Пизанский собор и Пизанская башня.

 

 

 

церковь Сен Мартен в Туре

 

 

церковь Нотр-Дам в Клермоне

 

 

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье

 

Романские храмы изнутри покрывались росписями. Краски наносились на свежую, еще не просохшую штукатурку, отсюда и название этого вида живописи — фреска («свежая»).


Процессия осуждённых грешников. Фрагмент рельефа собора Сен-Лазар

Очень важную роль во многих романских храмах играла скульптура. Самые большие композиции размещались над главным порталом. Чаще всего там изображали пугающую картину конца света и Страшного суда. И это не случайно: прихожан, среди которых, кстати, было немало вчерашних язычников, нужно было предостеречь от греха. Пусть люди ежедневно воочию убеждаются в том, что их ждет, если они будут нарушать христианские заповеди,и что, если будут добросовестно их соблюдать.

Десять лет жизни потратил мастер Гизлеберт, чтобы украсить скульптурой храм св. Лазаря в бургундском городке Отен неподалеку от знаменитого аббатства Клюни.


Ангел и дьявол взвешивают души умерших. Фрагмент рельефа собора Сен-Лазар

Работа мастера Гизлеберта

Вид сцены Страшного суда, изваянной над главным порталом мастером Гизлебертом, внушал настоящий ужас не только его современникам, но и отдаленным потомкам. В центре рельефа — суровый, непреклонный Христос. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран». Все фигуры, окружающие неподвижного и величественного Христа, исполнены невероятного волнения. Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков». И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе. Ангел с мечом в руке гонит в левую от Христа сторону тех, кто уже обречен за проступки в земной жизни на вечные страдания. Они словно трясутся от ужаса, их жалкие тела мучительно изломаны. Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. А рядом грешницу обвивают змеи... Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями, ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные. Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом... И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни, и для него без конца будет светить свет дня».




Валаам на своей ослице и ангел с мечом. Кентавр. Смерть в виде чудовища, пожирающего христианина. Древнее кельтское божество. Романские капители (Франция)

Демоны в храме

Потрясают воображение и частые в романских церквах скульптурные изображения на верхних частях колонн — капителях. Там можно увидеть и красивые узоры, и иллюстрации к Библии, и назидательные сценки. Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек — кентавр. Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Удивительное дело — в стенах христианских храмов нашли себе прибежище существа из мира язычества! Возможно, именно поэтому строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи». По той же причине орден цистерцианцев, славившийся особенно суровым уставом, запрещал украшать свои храмы и монастыри скульптурами.




Собор в Шпайере - место захоронения германских императоров (XI-XII вв)

 

·

Аббатство Мария Лаах, Германия

 

·

Либмургский собор, Германия

 

·

Церковь св. Якоба в Регенсбурге, Германия

 

·

Приорат Серрабоны, Франция

 

·

Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция

 

·

Пизанский собор, Италия

 

·

Церковь Богородицы, Дания

 

·

Уинчестерский собор, Англия

 

Романский стиль господствовал в архитектуре примерно в XI — XIII веках. Для романского стиля в архитектуре характерны следующие черты: продольная организация пространства, массивные стены, полукруглые арки, каменные своды.

Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. В большинстве случаев главными заказчиками строительства были монастырские ордена, в частности бенедиктинский, а строителями и рабочими — монахи. Лишь в конце XI в. появились артели каменотесов — одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ. Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания некоторую творческую свободу. Камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Монастырь святой Одиллии в Эльзасе

Романские церкви представляли собой базилику, т.е. вытянутое сооружение, внутреннее пространство которого (неф) разделен на три части столбами (колоннами). Центральный неф возвышался над боковыми.

Внутреннее помещение, пересекалось одним, а иногда и двумя трансептами (трансепт — поперечное вытянутое помещение пересекающее основное). Освещение осуществлялось при помощи ряда окон в верхней части стен главного нефа, возвышавшейся над боковыми.

В больших соборах может быть и пять нефов. Каждый неф завершается полукруглой апсидой ( 13). В апсиде располагаются алтарь (13) или капеллы (11). Базилика, как и любой христианский храм, всегда ориентирована на восток.

Вход в храм всегда располагается с западной стороны, он обозначается двумя башнями — этот комплекс называется вестверком (3,4).

Первоначально перекрытия были деревянные. Деревянные конструкции часто страдали от пожаров. Тогда стали использовать цилиндрический свод.

Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

По своему назначению и размерам романские соборы можно разделить на три группы: монастырские, паломнические и кафедральные. Монастырские церкви были как правило небольшие.

 

Первой паломнической базиликой был собор Святого Мартина в Туре. Паломнические церкви расчитаны на большое скопление народа. В этих церквях появляется хор (алтарная часть храма), который окружен галереей обходом, что обеспечивало непрерывный поток паломников. К таким паломническим церквям относится базилика Сен-Сернен в Тулузе.

Кафедральные соборы также были достаточно массивны — ведь там располагалась кафедра епископа. Помимо богослужений в кафедральных соборах проходили и светские мероприятия. В этих соборах к каждому пролету центрального нефа собора соответствуют два пролета боковых нефов. Такая система получила название связанной. Подобные соборы освещены гораздо лучше монастырских, поскольку применяются крестовые своды

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!