Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика общей культуры общества и места в ней физической культуры (ФК)



Существует несколько определений понятия "физическая куль­тура",это связано с тем, что нет единства в понимании родового понятия "культура".

К ведущим типам культуры относят (рис. 1):

• материальную культуру — характеризует предметно-вещественную сторону деятельности человека и общества;

• социально-политическую культуру —характеризует регулятивные основы деятельности человека, социальные нормы, правовые законы и т.д.;

• духовную культуру — связана с идеальной стороной человеческой дея­тельности: знания, убеждения, потребности, мотивы и др.

Все эти типы культур не существуют в чистом виде, так как они тесно взаимос­вязаны. ФК по преимуществу входит в состав материальной культуры общества, но в то же время, содержит в себе, в меньшей степени, элементы духовной и политической культуры. Таким образом, под физической культуройследует понимать вид материальной культуры, характеризующий степень достижения физического совершенства обществом в целом и человеком в частности.

Социально-педагогические

Развитие физической культуры обусловлено необходимостью формирования гармонично развитой личности как высшей социальной ценности, укрепления здоровья людей, увеличения продолжительности их активной жизни. Однако на протяжении последних десятилетий сложилась тревожная тенденция к ухудшению здоровья, физической подготовленности населения. Это связано не только с проблемами экономики, экологии, условиями труда и быта, но и с недооценкой в обществе социально - экономической, оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что отразилось в остаточном принципе ее финансирования, остром дефиците материальной базы, квалифицированных специалистов, слабой пропаганде, недостаточности нормативно-правового обеспечения. Создавшееся положение и связанное с ним резкое сокращение внешкольных спортивных учреждений привели к проблеме занятости детей и молодежи во внеучебное время, что, в свою очередь, отрицательно повлияло на криминогенную обстановку.

Как известно, отправной точкой любого научного исследования является проблемная ситуация. Она заключается в том, что в новых социально-экономических условиях возрастают роль и значение физической культуры и спорта как действенных факторов укрепления здоровья населения, повышения его работоспособности, организации рационального досуга. На современном этапе развития общества вызывают интерес научные исследования, связанные с поиском новых путей совершенствования системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.



Цель исследования в разработке и обосновании социально-педагогических и организационных основ совершенствования физкультурного движения в эксклавном регионе России, осуществлении комплексных мероприятий по их реализации, а также поиске перспективных направлений его развития в начале XXI века. Прежде всего необходимо выявить специфику политического, социально-экономического и культурного развития в российском обществе в современных условиях. Далее - проанализировать состояние физической культуры и спорта в России. Для теории и практики развития системы физической культуры и спорта определить методологию совершенствования, теоретически обосновать концепцию развития, а также сформировать нормативно-правовую базу развития применительно к эксклавному региону России. На наш взгляд, одной из важнейших задач, решение которой позволит в дальнейшем развивать физическую культуру и спорт в России, является разработка комплексной программы, а также определение и обоснование перспективного направления совершенствования физкультурного движения в эксклавном регионе России.

Теоретическая значимость исследования определяется системным рассмотрением проблем формирования рациональной системы физической культуры и спорта на региональном уровне. Проведенный анализ состояния физической культуры и спорта в эксклавном регионе позволил определить социально-экономические условия развития физкультурного движения различных категорий населения, развить методологическую базу развития массового спорта, физкультурно-оздоровительного движения.

Важное теоретическое значение приобретает разработка нормативно-правовых основ управления физкультурным движением на всех уровнях и во всех звеньях в условиях развития региона.



В ходе исследования осуществлено теоретико - методологическое обоснование концепции развития физической культуры и спорта, раскрыты социально - педагогические аспекты концепции, научно-методическое и кадровое обеспечение развития физкультурного движения в регионе. Теоретически обоснована технология разработки комплексных программ как один из важных инструментов управления развитием физической культуры и спорта.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

Исследование постановки физической культуры и спорта в эксклавном регионе России по основным направлениям показывают, что несмотря на определенные положительные моменты в регионе выявлен ряд обострившихся организационно - управленческих проблем: недостаточная разработка нормативно-правового обеспечения физкультурного движения на региональном уровне; постоянная реорганизация государственной структуры управления физкультурным движением; недооценка со стороны некоторых государственных и финансовых структур социально-экономической значимости физической культуры и спорта в обществе, финансирование по остаточному принципу; снижение качества переподготовки физкультурных работников, низкая оплата их труда и социальная незащищенность; отсутствие индустрии по производству спортивных товаров, инвентаря, оборудования; ухудшение состояния спортивных баз. Сложившееся положение обуславливает необходимость дальнейшего углубленного анализа системы физкультурного движения в регионе и ее совершенствования.

 

 

24. Научно-методические основы системы физической культуры российского общества.

 

Научно-методические основы. Система физической культуры в стране базируется на значительном комплексе достижений науки. Широкое применение в ней получили научные положения естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, медицина), общественных (философия социология, история), педагогических (психология, педагогика).

 

На основе данных всех этих наук дисциплина «Теория физиче­ской культуры и спорта» разрабатывает и обосновывает наиболее общие за­кономерности физической культуры, т.е. закономерности, кото­рые являются базой для разработки частных теорий по конкретным специализациям (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.). По­этому теория физической культуры является своеобразным фунда­ментом и азбукой для всех частных дисциплин в области физиче­ской культуры и спорта.

 

Важная роль общей теории физической культуры заключается также в том, что она разрабатывает не только теоретические, но и методические основы для системы физического воспитания.

 

Методика – это педагогически оправданные предписания, в которых содержится как минимум три взаимосвязанных между со­бой звена: задача – средство – конкретный метод или методический прием.

 

Такой трехзвенной цепочкой пользуются специалисты на прак­тике при проведении любых физкультурных и спортивных занятий для решения той или иной задачи. Поэтому, методика является своеобразным связующим фактором между абстрактной наукой о физическом воспитании и реальной физкультурной практикой. От­сюда научно-методическая грамотность преподавателя, тренера всегда будет определять конечный эффект физического воспита­ния.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!