Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ЧИСТОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО И ЧИСТОЕ ЧАСТНОЕ БЛАГО



Чистое общественное благо обладает двумя свойствами:

• неконкурентностью (неизбирательностью);

• неисключаемостью.

Свойство неконкурентностипроявляется в том, что данное бла­го могут потреблять одновременно многие люди и это не вызывает до­полнительных издержек. Предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Например, использование маяка. После того как маяк построен, любое судно может им пользоваться, и это не вызы­вает дополнительных затрат.

Напротив, чистые частные блага являются конкурентными то­варами, т.е. распределяются среди отдельных лиц. Например, если по­требитель приобрел компьютер, то кроме него этот компьютер ку­пить уже никто не может. Чистое частное благо может быть также разделено на отдельные единицы, каждая из которых затем продается.

Общественное благо невозможно разделить на единицы потреб­ления. Скажем, свет от маяка доступен всем, и появление нового пользо­вателя не уменьшает это благо для других и не делает его качество хуже.

 

СВОЙСТВА НЕИСКЛЮЧАЕМОСТИ И КОНКУРЕНТНОСТИ БЛАГ.Свойство неисключаемости означает, что люди не могут быть исключены из сферы потребления блага, даже если они отказываются за это платить.

Например, освещение улиц городов или национальная оборона. Если улица ночью освещается, то этим благом пользуются все — жители и гости данного города. Свой­ство неисключаемости порождает проблему оплаты блага. Кроме чистых общественных благ государство создает другие общественные блага, которые либо конкурентные, либо исключаемые. В качестве неконкурентного, но исключаемого блага может быть рассмотрен телевизионный или радиосигнал. Неконкурентным такое благо является, поскольку сигнал доступен всем и от количества пользо­вателей не возникает дополнительных затрат. Но данное благо может стать исключаемым, если используется кабельное телевидение или за­шифровка сигнала для приема по отношению к тем потребителям, ко­торые за это не заплатили.

Другой пример, когда благо является неисключаемым, но кон­курентным. Богатство мирового океана является неисключаемым бла­гом. Но если одни рыбаки вылавливают слишком много рыбы данного вида, то остальным остается меньше. Примером неисключаемого блага может служить также территория континента Антарктиды, единствен­ная, где нет государственных границ, Но это благо конкурентно, по­скольку на месте российской или американской научной базы никто уже не может построить свою.



Чистые общественные блага при их производстве создают поло­жительные внешние эффекты. Если создано общественное благо хотя бы для небольшого количества потребителей, им могут пользоваться все остальные. Например, если жильцы дома добились закрытия близлежащего экологически грязного предприятия, то пользоваться благом в виде чистого воздуха будут не только они, но и все горожане.

СПРОС НА ЧИСТОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО.Кривая спроса на чистое общественное благо не может отражать зависимость объема блага от цены, поскольку невозможно раз­делить такое благо на отдельные единицы и установить на них цену. Кривая спроса на чистое общественное благо отражает сум­му индивидуальных предельных полезностей для всех потреби­телей при каждой возможной цене.

Потребители чистого общественного блага не имеют возможности корректировать объем этого блага, а должны потреблять имеющийся объем выпуска. Решение о создании общественного блага и его вели­чине принимается государственными органами. Для лучшего понима­ния характера кривой спроса на чистое общественное благо следует провести сравнение с кривой спроса на рынке чистого частного блага. Кривая спроса на чистое частноеблаго получается путем сум­мирования индивидуальных объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественноеблаго получается путем суммирования предельных полезностей для каждого объема вдоль вер­тикальной оси.

В реальной ситуации очень трудно собрать информацию о вели­чине индивидуальной предельной полезности, получаемой от обще­ственного блага. Потребители имеют возможность пользоваться обще­ственным благом независимо от того, участвуют они в оплате его или нет. Каждый из потребителей надеется на то, что общественное благо будет оплачено другими. Возникает желание скрыть реальную ценность для себя общественного блага, чтобы его не оплачивать. Эта ситуация называется проблема «зайца» или безбилетника. Она характерна для больших групп, в которых трудно учесть всех потребителей обществен­ного блага. Если общественное благо финансируется добровольными взносами, то количество «зайцев» возрастает. Поэтому государство производит общественные блага за счет обязательных платежей или налогов, независимо от получаемой индивидуальной пользы.



Особенность производства чистых общественных благ лишает возможности потребителей контролировать их размер и качество. Яр­ким примером может служить военно-промышленный комплекс в Рос­сии. Для того чтобы достичь национальной безопасности, не надо до бесконечности наращивать военные расходы, следует более эффектно использовать приемлемую для общества сумму.

Например, в США расходы на оборону составляют 20% государственного бюджета, а в России 35%. При этом здесь состояние армии ухудшается. Военная ре­форма, настоятельно требующая перехода от количества к качеству, не может быть проконтролирована со стороны налогоплательщиков, а полностью зависит от государственных чиновников.

 

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Во всех странах с разным уровнем экономического развития, к сожалению, существует такое явление, как теневая экономика. Одна­ко в развивающихся странах и странах с переходной экономикой тене­вой сектор гораздо больше. В чем причина?

 

ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ.Причин несколько. Государство воздействует на процесс специ­фикации прав собственности, но в рамках закона не всегда уда­ется наделить правомочиями эффективных собственников. Люди начинают самостоятельно перераспределять правовые полномо­чия и защищать свои права, но выясняется, что осуществление этого в рамках закона или невозможно, или связано с высокими трансакционными издержками. Находится выход — отказаться от использования законодательно установленных норм и перей­ти к нелегальным нормам разрешения конфликтов по защите своих прав собственности.

Поскольку в развивающихся странах правовая и судебная сис­темы находятся на стадии становления и государство не в силах в пол­ной мере защитить права и интересы граждан, теневой или нелегаль­ный сектор экономики особенно велик.

Другой причиной, порождающей рост теневой экономики, явля­ется слишком высокая цена подчинения закону. Эта цена складывает­ся, во-первых, из трансакционных издержек, связанных с расходами по оформлению своего бизнеса, получению лицензий, а также юриди­ческому оформлению контрактов, разрешению конфликтов; во-вторых, она связана с расходами по уплате налогов государству и выполнению законодательства в сфере труда, экологии, социальных программ и др. Когда издержки, вызванные подчинением закону, настолько ве­лики, что не дают возможности развиваться бизнесу, фирмы уходят в теневой сектор.

Деятельность криминального бизнеса, запрещенного законом, может осуществляться только в теневом секторе.

Так называемая неофициальная экономика может существовать как в легальной, так и в нелегальной сфере. Выбор зависит от уровня издержек, которые возникают при подчинении закону или в условиях теневой экономики. Бизнес, сравнивая те и другие издержки, выбира­ет предпочтительную для себя зону действия.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ.Теневая экономика пагубно сказывается на всем макроэкономи­ческом развитии страны.

Уход участников теневой экономики от уплаты налогов перекла­дывает бремя по производству общественных благ на меньшее число налогоплательщиков. Государство вынуждено повышать налоги для выполнения своих программ. А это, в свою очередь, подталкивает к раз­растанию теневого сектора:

• занятые в теневом секторе люди по найму лишены правовой защиты со стороны государства и социальных гарантий. Работа в тене­вых структурах не идет в стаж, их руководители не делают пенсион­ных отчислений, работники полностью бесправны;

• разросшийся теневой сектор не позволяет государству прово­дить эффективную экономическую политику, регулировать макроэко­номические процессы;

• теневой сектор нацелен на получение быстрой прибыли, по­этому связан с хищническим использованием ресурсов;

• наличие криминального бизнеса, связанного с производством
наркотиков, оружием и др., служит фактором дестабилизации в об­ществе и источником насилия. Крайним случаем теневой экономики
является экономика организованной преступности. В этом сегменте из-за невозможности закрепления прав собственности трансакционные издержки огромны. Здесь существуют специфические, отсутствующие в легальном бизнесе, издержки. Издержки коррупции включают рас­ходы на подкуп должностных лиц, на что уходит до 2/3 валового дохода
мафиозных организаций. Имеет место крайне жестокая кровавая кон­куренция, например гангстерские «войны». В результате, хотя валовой доход в мафиозном бизнесе велик, чистый доход не очень сильно отли­чается от ситуации в легальном бизнесе.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: почему теневой бизнес в России получил такой размах?

В России масштабы теневой экономики за годы реформ значительно уве­личились. По различным опенкам они составляют от 20 до 50% ВВП.

Существенно, что «в тень» уходят не традиционно нелегальные товары — оружие и наркотики, но практически все виды производимой продукции.

Реально действующих механизмов вытеснения фирм в сферу тене­вой экономики несколько. Одной из важнейших форм теневой активно­сти и уклонения от уплаты налогов является наличный оборот. Подобная схема получила широкое распространение в 1993—1994 гг. В России в последние годы помимо традиционных, используемых на Западе схем по­лучили распространение другие варианты. Отечественная изобретатель­ность, не знающая границ, породила вариант минимизации налогов с ис­пользованием неучтенного оборота. Это предполагает обязательное проведение фиктивных сделок не только по изъятию части дохода, полу­ченного в наличной форме, но и замещение одних видов затрат другими. Классическим примером этого служит замещение зарплаты фиктивными материальными издержками. Применение подобного варианта делает воз­можным включение в схему предприятий, которые непосредственно не получают наличных денег за свои товары и услуги. Вся эта схема способствует увеличению количества участников операции.

При использовании этого варианта одна из компаний является под­ставной фирмой-однодневкой. Эта фирма существует всего несколько месяцев, а потом исчезает из правового поля, не предоставляя ни одного отчета налоговым органам. На этой фирме замыкаются все возможные нестыковки финансовых и товарных потоков, которые возникают у ле­гальных предприятий, участвующих в этой схеме. Риск разоблачения ле­гальных предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов, существенно сни­жается, а масштабы ухода от налогов в стране увеличиваются. Такие схемы могут применяться на всех типах предприятий, однако на крупных пред­приятиях, когда в курсе дела большое количество людей, следовать этой схеме труднее. Также в малых городах эту схему применяют реже, по­скольку фирме-однодневке затеряться в крупном городе гораздо легче.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!