Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Эмпирического психолого-педагогического исследования



Пояснительная записка

 

В рамках контрольной работы по дисциплине «Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях» мы предлагаем самостоятельную работу по планированию и проведению эмпи­рического психолого-педагогического исследования. Под последним условимся понимать – нормативную процедуру получения научного знания о тех или иных особенностях психической реальности, в основу которого положен опыт.

Контрольная работа призвана помочь студентам взглянуть на мир с пози­ций исследователя, познакомить с технологией его научного познания, включающей формулирование исследовательского вопроса (проблемы), по­становку эмпирической гипотезы, определение исследовательского дизайна для ее проверки, грамотное планирование и проведение исследования, обра­ботку и представление полученных результатов.

Выбор подобного характера контрольной работы обусловлен необходимо­стью повышения психологической культуры будущего педагога через при­общение к процедуре эмпирического получения знаний о психической ре­альности; активизации его интереса к собственному внутреннему миру и миру другого человека.

Предлагаемое учебно-методическое издание содержит поэтапные ме­тодические указания по процедуре планирования и проведения студентом эмпирического психологического исследования, требования к его описанию и оформлению в тексте контрольной работы.

 


Структура контрольной работы и технология ее выполнения

Структура и логика

эмпирического психолого-педагогического исследования

Великий французский философ, математик, физик и физиолог Р. Декарт (1596-1650) предлагал разделять любую сложную “…проблему на много частей, так, чтобы каждая была реально выполнимой…”. Подобной проблемой можно назвать контрольную работу по дисциплине “Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях”, предполагающую самостоятельное планирование и проведение студен­том эмпирического научного исследования.

Научное исследование – “…процесс выработки новых знаний, харак­теризующихся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический (греч. empeiría – опыт) и теоретический. На первом в ходе опыта устанавли­ваются новые факты и на основе их обобщения формулируются эмпириче­ские закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются об­щие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяс­нить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также пред­сказать и предвидеть будущие события и факты”[1].



Знакомство с процедурой научного исследования в рамках дисцип­лины “Интегративные технологии в психолого-педагогических исследованиях” преследует цель не только получения знаний о психической реальности, механизмах и закономерностях ее функционирова­ния и развития, сколько формирование исследовательской, рефлексивной позиции по отношению к ней. Знакомство не только с основами психологи­ческой науки, но и с законами ее развития; не только с “готовым” психоло­гическим зна­нием, но и с операциональной спецификой его получения.

Структура любого научного исследования нормативна и включает в себя ряд обязательных этапов. Исследование начинается с постановки про­блемы (исследовательского вопроса):что неизвестно? Далее осуществляется теоретический поиск, включающий анализ доступной информации по изу­чаемой проблеме. Следующий этап – формулировка гипотез, предпосылками которых выступают результаты литературного по­иска.Для их проверки строится план научного исследования. Проведение ис­следования по намечен­ному плану дает эмпирические данные, математическая обработка кото­рых, позволяет оценить достоверность исходной гипотезы.

В современной психологии выделяют три базовых исследовательских плана (дизайна) проведения эмпирического научного исследования[2]:

· введение какого-либо элемента в контролируемые условия, напри­мер, в лабораторные, и измерение эффекта его влияния на мысли или дейст­вия уча­стников (экспериментальный дизайн);

· наблюдение поведения людей в естественных условиях и фиксирова­ние эмпирических показателей психологических характеристик (исследование с применением метода наблюдения);



· выбор группы, обладающей определенными свойствами, напри­мер, группу подростков с асоциальным поведением, и измерение психологи­че­ских ха­рактеристик этой группы, сравнение их с аналогичными харак­тери­стиками контрольной группы – группы подростков с просоциальным пове­дением (дизайн сравнения групп).

Именно последний план исследования, предлагается реализовать в рам­ках данной контрольной работы. Выполнение сравнительного эмпирического исследования требует от студента реализации ряда последовательных эта­пов, согласующихся с приведенной выше нормативной процедурой научного поиска:

Выбор и формулирование темы

Литературный обзор

Планирование эмпирического исследования

Проведение эмпирического исследования

Обработка эмпирических данных и описание результатов

Написание текста работы

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!