Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Новые тенденции в игровом кино второй половины 1990-х



Отечественный кинематограф в условиях новой культурной реальности: массового распространения видео и доминирование зарубежной коммерческой кинопродукции в нашем прокате.

Принятие в 1996 году Государственной думой федерального закона «О государственной поддержке кинематографии Российского Федерации». Позитивное значение закона для развития отечественной киноиндустрии при всех противоречиях практики его применения.

Проект малобюджетного кино на Киностудии им. Горького: создание пакета дебютных фильмов при минимальном финансировании.

Освоение меняющейся действительности. Более широкий спектр возможностей в отображении реальности.

Путешествие во времени и пространстве, сплетение реальности с романтическими воспоминаниями в фильме К.Шахназарова «День полнолуния» (1998, авт. сцен. АБородянский, К.Шахназаров).

«В той стране» (1997) Л.Бобровой - воскрешение классических киномоделей, наследующих опыт отечественной деревенской литературы, прозы В.Шукшина.

Обращение к острым проблемам действительности, к судьбам конкретных, людей, их разочарованиям, ошибкам и заблуждениям, вызванным неустроенностью, бедностью, беззащитностью («Цирк сгорел, и клоуны разбежались», 1998, авт. сцен, и реж. В.Бортко, диалоги Н.Бортко; «Ворошиловский стрелок», 1999, авт. сцен. А.Бородянский, С.Говорухин, С.Поляков, реж. С.Говорухин), диагоностика состояния молодого поколения, оказавшегося перед непонятной ему, разочаровывающей и обманывающей реальностью («Страна глухих», 1998, по мотивам повести Р.Литвиновой, авт. сцен. Ю.Коротков, В.Тодоровский, реж. В.Тодоровский; «Нежный возраст», 2000, авт. сцен. Д.Соловьев, С.Соловьев, реж. С.Соловьев).

«С днем рождения» (1998) Л. Садиловой, принципиально черно-белое кино, снятое методом пристального, полудокументального кинонаблюдения.

Трагизм восприятия современности в абсурдистски-гротескных авторских фильмах Киры Муратовой: «Чувствительный милиционер» (1992, авт. сцен. К. Муратова при уч. Е. Голубенко), «Увлеченья» (1994, авт. сцен. К. Муратова при уч. Е. Голубенко, монологи Р. Литвиновой), «Три истории» (1997, авт. сцен. И. Божко, Р. Литвинова, В. Сторожева, при уч. К. Муратовой и Е. Голубенко).

Обращение к проблематике чеченской войны в ряде фильмов конца 90-х гг. («Кавказский пленник», 1996, авт. сцен. А. Алиев, С. Бодров, реж. С.Бодров; «Время танцора», 1997, авт. сцен. А. Миндадзе, реж. В.Абдрашитов; «Блокпост», 1998, авт. сцен, и реж. А.Рогожкин; «Две луны, три солнца», 1998, авт. сцен. М. Мареева, реж. Р.Балаян; и



др.)-

Прощание с уходящим веком, начатое в фильме М.Хуциева «Бесконечность» (1991). Расчеты с драматическим прошлым в кинороманах «Железный занавес» (1994, авт. сцен, и


реж. С.Кулиш, комп. О.Каравайчук) и «Тоталитарный роман» (1998, авт. сцен. М.Мареева, реж. В.Сорокин).

Продолжение размышления о российской истории, о трагических событиях начала XX века в фильме Г.Панфилова «Романовы - венценосная семья» (1999).

Трагические противоречия эпохи, агония сталинского режима в фильме А.Германа «Хрусталев, машину» (1998, авт. сцен. С. Кармалита, А. Герман), снятое в жесткой манере, с обилием шоковых деталей и подробностей.

Разнообразие позиций и подходов к материалу драматического прошлого.

Образ послеовенной российской провинции в фильме «Барак» (1999, авт. сцен. В.Петров, В.Огородников, реж. В.Огородников).

Демифологизация и анатомия власти в дилогии А.Сокурова по сценариям Ю. Арабова «Молох» (1999) и «Телец» (2001), обращенных к истории Германии и России.

Их тяготение к метафорическим решениям, к жанру притчи, к интеллектуальному, духовном исследованию мира человека двадцатого века, к философскому осмыслению форм бытия в фильме «Круг второй» (1990), «Камень» (1992), «Мать и сын» (1997), «Отец и сын» (2002).

«Возвращение броненосца» Г.Полоки по повести А.Каплера (1996, авт. сцен. В.Брагин, Г.Полока) - комментарий к реальности двадцатых годов, в которые происходили съемки классического фильма С.Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"».

Поиски новых контактов со зрителем

Фантасмагоричность явленной на экране действительности, новые актерские типажи, невероятность происшествий, парадоксальная организация экранного материала в фильмах, адресованных в первую очередь молодежным аудиториям.



Преодоление «постперестроечного» кризиса в репертуаре отечественного кино второй половины 90-х годов. Опыт иронического, смехового подхода к серьезной проблематике: «Мама не горюй» (1997, авт. сцен. К. Мурзенко, М. Пежемский, реж. М. Пежемский»), «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1998, авт. сцен. К. Мурзенко, реж. И. Макаров), «8 Уг долларов» (1999, авт. сцен. Г.Константинопольский, Д. Смирнова при уч. С. Крылова, реж. Г.Константинопольский), «Апрель» (2001, К.Мурзенко), «Даун хауз» - парафраз романа Достоевского «Идиот» (2001, Р.Качанов).

Зрительский успех фильмов А.Балабанова «Брат» (1997) и «Брат-2» (2000), доказавший реальность возвращения зрителя в кинотеатры на отечественное кино.

Совмещение сентиментального, эксцентрического и комического в фильме «Лунный папа» (1999, авт. сцен. И. Квирикадзе, реж. Б.Худойназаров).

Обращение молодых режиссеров к собственному, частному опыту, возводимому в ранг более широкого опыта («С новым годом, Москва!», 1993, авт. сцен. Н.Пьянкова при уч. Ю.Дамскер, и «Странное время», 1997, оба - реж. Н.Пьянкова; «Лимита», 1994, авт. сцен. И.Квирикадзе, П.Луцик, А.Саморядов, реж. Д.Евстигнеев; «Принципиальный и жалостливый взгляд», 1995, А.Сухочев, «Музыка для декабря», 1995, авт. сцен. И.Дыховичный, М.Шептунова, реж. И.Дыховичный; «Кризис среднего возраста», 1997, авт. сцен. И. Охлобыстин при уч. Г. Сукачева и Ю. Разумовского, реж. Г.Сукачев; «ДМБ», 2000, авт. сцен. И. Охлобыстин, Р. Качанов, реж. Р.Качанов; «ДМБ-002», 2000, авт. сцен. И. Охлобыстин, А.Басов, М. Рафиков, реж. Р.Качанов).

«Небо в алмазах» (1999, авт. сцен. М. Хмелик, реж. В.Пичул) - поиск нового жанрового-стилевого ключа к роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок».

Эпико-драматический сказ «Окраина» (1998, авт. сцен. П.Луцик, А.Саморядов, реж. П. Луцик, главн. консультант Л.Рыбаков). Ироническое остранение поэтики и мотивов советского кино 1-930-х годов. Пересмешническая апелляция к отечественной киноклассике в социальной феерии А.Баширова «Железная пята олигархии» (1998, фильм посвящен мастерам советского кино Эйзенштейну, Довженко, Кулешову, Пудовкину, Барнету).

«Про уродов и людей» (1998) А.Балабанова - эстетизированное зрелище на тему причин и следствий всевозможных искушений и самой сущности кино, обращенное прежде всего к почитателям этого искусства.


 




И - как альтернатива исканиям этого рода - попытки в новых условиях вернуться к стилистике «народного фильма» в трилогии режиссера Е.Матвеева и кинодраматурга В.Черныха «Любить по-русски» (1995-1999), в фильмах «Все будет хорошо» (1995, авт. сцен. О.Данилов, реж. Д.Астрахан), «Ворошиловский стрелок» (1999, авт. сцен. А.Бородянский, С.Говорухин, реж. С.Говорухин).

Первые опыты в новом для российского кино жанре психологического триллера. Картины Н.Лебедева «Змеиный источник» (1997) и «Поклонник» (1999), фильмы «Упырь» (1997, авт. сцен. С.Добротворский, реж. С.Винокуров), фильмы А.Хвана «Дрянь хорошая, дрянь плохая...» (1998, авт. сцен. А. Петросян), и «Умирать легко» (1999, авт. сцен. И.Бирюков при уч. Л.Улицкой), «Затворник» (1999, авт. сцен. М.Стишов, реж. Е.Кончаловский).

Возвращение жанрового кино к еще недавно вызывавшим иронию, зрительским, утешительным моделям.

Разнообразные варианты претворения мелодраматического на этом этапе: «Американская дочь» (1995, авт. сцен. А.Бородянский, К.Шахназаров, реж. К.Шахназаров), «President и его женщина» (1996, авт. сцен. Е.Райская при уч. О. Сарфаралиева, реж. Е.Райская), «Привет, дуралеи!» (1996, авт. сцен. А.Тимм, Э.Рязанов, реж. Э.Рязанов), «Принципиальный и жалостливый взгляд» (1996, авт. сцен. Р.Литвинова, реж. А.Сухочев), «Вор» (1997, авт. сцен, и реж. П.Чухрай), «Принцесса на бобах» (1997, авт. сцен. М. Мареева, реж. В.Новак), «Мытарь» (1997, авт. сцен.И. Охлобыстин, реж. О.Фомин), «Дети понедельника» (1997, авт. сцен. А. Тимм, реж. А.Сурикова), «Женская собственность» (1998, авт. сцен. Ю. Короткое - по рассказу В.Черных, реж. Д.Месхиев), «Сочинение ко дню Победы» (1998, авт. сцен. Г.Островский, А.Зернов, реж. С.Урсуляк), «Женщин обижать не рекомендуется» (1999, авт. сцен. В. Черных, реж. В.Ахадов) («Луной был полон сад», 2000, авт. сцен. Ю. Дамскер, реж. В.Мельников).

Расширение источников комического за счет парадокса, легкого анекдота и эротической эксцентрики: «Ехай!» (1995, авт. сцен. А.Тимм, по одноим. Пьесе Н.Садур, реж. Г.Шенгелия), «Бомба» (1997, авт. сцен. С.Радлов, реж. Д.Месхиев), «Не валяй дурака...» (1997, авт. сцен, и реж. В.Чиков) и «Не послать ли нам гонца» (1998, авт. сцен. В.Чиков, И.Киасашвили, реж. В.Чиков), «Горько!» (1998, авт. сцен. В.Вардунас, Ю.Мамин, А.Тигай, реж. Ю.Мамин, А.Тягай), «Хочу в тюрьму» (1998, авт. сцен. В.Еремин, реж. А.Сурикова).

Коммерческий расчет в вольных интерпретациях русской литературной классики: «Ревизор» по Гоголю (1996, авт. сцен. А. Дементьев, С.Газаров, реж. С.Газаров), «Му-му» по Тургеневу (1998, авт. сцен. Ю.Грымов, С.Андреева, Т.Егерева, реж. Ю.Грымов).

Возрождение персонажей-масок с опорой на традиции русского фольклора в комедийном цикле А.Рогожкина «Особенности национальной охоты» (1995), «Особенности национальной рыбалки» (1998), «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000) и в картине «Ширли-мырли» (1995, авт. сцен. В.Меньшов, В.Москаленко, А.Самсонов, реж. В.Меньшов).

Попытка создания комедийного римейка («Полицейские и воры» (1997, авт. сцен. Г.Николаев, Н.Досталь, реж. Н.Досталь) и воплощения литературной классики в жанре мюзикла («Барышня-крестьянка», 1995, авт. сцен. А.Житинский, реж. А.Сахаров).

Создание отечественных блокбастеров, сложнопостановочных картин. Зрелищность и использование новых технологий как путь для оспоривания господства американских блокбастеров и размежевания с отечественной телевизионной продукцией.

«Сибирский цирюльник» (1998, авт. сцен. Р.Ибрагимбеков, Н.Михалков, при уч. Р.Палленберга, реж. Н.Михалков, оп. П.Лебешев, в главн. ролях О. Меньшиков, Д.Ормонд, А.Петренко,) - коммерческий вариант фильма-колосса на историческом материале, в котором соединяются патриотический пафос и мелодрама, частная жизнь и парадная российская история.

Эпопея «Русский бунт» (1999, авт. сцен. Г.Арбузова, С.Говорухин, В.Железников, реж А.Прошкин, оп. С.Юриздицкий, в главн. ролях В.Машков, М.Даменцки, С.Маковецкий): соединение двух самостоятельных пушкинских произведений - «Капитанской дочки» и «Истории Пугаческого бунта» - и двух задач: достижения зрелищности и попытки проникновения в сущность пушкинского взгляда на русскую историю.

Медленное возобновление производства фильмов для детей и молодежи.


Фильмы Волшебник изумрудного города» (1994, авт. сцен. В.Коростылев, реж. П.Арсенов), «Маша и звери» (1995, реж. М.Юзовский), «Котенок» (1996, авт. сцен. И.Попов при уч. А.Марьямова, реж. И.Попов), «Маленькая принцесса» (1997, авт. сцен. В.Железников, Г.Арбузова, реж. В.Грамматиков), и др.

Заключение

Итоги и перспективы первого этапа перестройки отечественного кино. Освобождение кинематографа от партийно-государственного диктата, но вместе с тем от гарантированного финансово-производственного обеспечения. Разработка новой экономической модели кино.

Ревизия эстетических канонов кино советского периода. Развитие эстетических принципов. Освоение новой реальности, расчет с историческим прошлым.

Преодоление негативизма. Проблема выживания отечественного кино. Поиск утраченных контактов со зрителем, обращение к испытанным жанровым моделям и выработка новых. Первые признаки возрождения российской кинематографии к концу 90-х годов. Создание современной системы бюджетной поддержки производства и проката российских фильмов.

Стабилизация кинопроизводства и развитие киносети на основе современных технологий показа фильмов и обслуживания зрителей.

Появление картин, вызывающих широкий зрительский резонанс.

Место кинематографа в современной аудиовизуальной культуре.

В начале нового века в отечественном кино получили продолжение и развитие тенденции к возрождению и качественному обновлению, наметившиеся в конце 90-х годов. Фильмы, которые оказались в последние годы в центре внимания кинематографической общественности и кинокритики, а также снискавшие успех у зрителей, становятся - как часть текущего кинопроцесса - материалом обсуждения и осмысления в рамках курса «Мастерство кинокритика».

ЛИТЕРАТУРА Основная:

Аннинский Л. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: ВПТО «Киноцентр», 1991.

Блейман МО кино - свидетельские показания. М.: «Искусство», 1973.

Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: «Искусство», 1966.

Вертов Д. Из наследия. Том 1: Драматургические опыты. М.: Эйзенштейн-центр, 2004

Васильевы Г. и С. Собрание сочинений в 3-хтомах. М.: «Искусство», 1981-1983

Великий Кинем о. Каталог сохранившихся игровых фильмов России. 1908-1919. М.: «Новое литературное обозрение», 2002.

Власов М. Советское киноискусство 50 - 60-х годов. Учебное пособие. ВГИК. Кафедра киноведения. М.: ВГИК, 1993.

Гинзбург С. Кинематография в дореволюционной России. М.: «Искусство», 1963.

Громов Е. Лев Кулешов. М.: «Искусство», 1984.

Довженко А. Избранные произведения. В 4-х томах. М.: «Искусство», 1966-1969.

Д о б и н Е. Козинцев и Трауберг. Л.: «Искусство», Ленингр. отд., 1963.

За большое киноискусство. Стенограмма Всесоюзного творческого совещания работников советской кинематографии (8-13 января 1935 г.) М.: Кинофотоиздат, 1935.

Зайцева Л. А. Рождение российского кино. Учебное пособие. М.: ВГИК, 1999.

Зайцева Л. Эволюция образной системы советского фильма 60-80-х годов.


Учебное пособие. М.: ВГИК, 1991.

3 а к М. Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры. М.: «Искусство», 1975. Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 М.: «Наука», 1976.

Исаева К. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. М.: ВГИК, 1992.

История советского кино (1917-1967). В 4-х томах. М.: «Искусство», 1969-1978. Караганов А. Всеволод Пудовкин. М.: «Искусство», 1984. Кинематограф оттепели. /НИИ киноискусства. Книга первая. М.: «Материк», 1996; Книга вторая. М.: «Материк», 2002.

Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). Учебное пособие. М.: ВГИК, 1992.

Козинцев Г. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Л.: «Искусство», Ленингр. отд., 1982-1986.

Кулешов Л. Собрание сочинений. В 3-х томах, тома I и II. М.: «Искусство», 1987-1988.

Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино. М.: «Искусство», 1975. Лебедев Н. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: «Искусство», 1965. Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и телевидении. Статьи, исследова­ния, выступления, М.: «Искусство», 1974.

Лебедев Н., Смирнова Е., Зайцева Л. Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930 . Учебное пособие. М.: ВГИК, 1992.

Летопись российского кино. 1863-1929. /НИИ киноискусства. Госфильмофонд РФ. Музей кино. М.: «Материк», 2004.

Мачерет А. Художественные течкения в советском кино. М.: «Искусство», 1963. Марголит Е. Я. Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития (краткий очерк истории художественного кино). Учебное пособие. М.: ВЗНУИ, 1988; переиздание - «Киноведческие записки», № 64 (2004).

Марголит Е., Ш м ы р о в В. Из'ятое кино: Каталог советских игровых картин, не выпущенных во всесоюзный прокат по завершении в производстве или изъятых из действующего фильмофонда в год выпуска на экран (1924-1953). М.: «Дубль-Д», 1995. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000. Том IV. Кино и контекст. 1986-1988. СПб.: «Сеанс», 2002; Том V. Кино и контекст. 1988-1990. СПб.: «Сеанс», 2004. Писаревский Д. Братья Васильевы. М.: «Искусство», 1982 Пудовкин В. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: «Искусство», 1974-1976. Пырьев И. Избранные произведения. В 2-х томах. М.: «Искусство», 1980-1982. Ромм М. Избранные произведения. В 3-х томах. М.: «Искусство», 1978. Шедевры российского кино. /НИИ киноискусства. М.: «Андреевский флаг», 2000 Рошаль Л. Дзига Вертов. М.: «Искусство», 1982

Селезнева Т. Киномысль 1920-хгодов. Л.: «Искусство», Ленингр. отд., 1972 Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М.: «Искусство», 1961 Советское кино. 70-е годы. Основные тенденции развития. М.: «Искусство», 1984. Трауберг Л. Избранные произведения. В 2-х томах. М.: «Искусство», 1988. Туровская М. 71/2, или фильмы Андрея Тарковского. М.: «Искусство», 1991. Фридрих Эрмлер. Документы, статьи, воспоминания. М.-Л.: «Искусство», 1974 Ханютин Ю. Предупреждение из прошлого. М.: «Искусство», 1968 Ц и в ь я н Ю. Г. Историческая рецепция кино. Кинематограф в России, 1896-1930. Рига: «Зинатне», 1991.

Чернышев А. А. Русская дооктябрьская киножурналистика. М.: МГУ, 1987. Шедевры российского кино. /НИИ киноискусства. М.: «Андреевский флаг», 2000. Шилова И. М. ...И мое кино. Пятидесятые. Шестидесятые. Семидесятые. М.: НИИ киноискусства, «Киноведческие записки», 1993.

Шкловский В. Б. За сорок лет. Статьи о кино. М.: «Искусство», 1965. Шкловский В. Б. За шестьдесят лет. Работы о кино. М.: «Искусство», 1985. Шкловский В. Эйзенштейн. М.: «Искусство», 1973


Ш у б Э. Жизнь моя - кинематограф. Крупным планом. Статьи, выступления. Неосуществленные замыслы. Переписка. М.: «Искусство», 1972

Ю р е н е в Р. Александр Довженко. М.: «Искусство», 1959

Ю р е н е в Р. Советская кинокомедия. М.: «Наука», 1964

Ю р е н е в Р.Н.Советское киноискусство тридцатых годов. Учебное пособие. М.: ВГИК, 1997

Ю р е н е в Р.Н. Краткая история киноискусства'. М.: Изд. центр «Академия», 1997

Ю ре н е в Р. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод. Часть I. 1898-1929. М.: «Искусство», 1985, часть II, 1930-1948. М.: «Искусство», 1989

Юткевич СИ. Собр. соч. в 3 томах. Том 1.^Память. М.: «Искусство», 1990; Том 2: Путь. М.: «Искусство», 1991

Эйзенштейн СМ. Избранные произведения в шести томах. Т. 1. М.: «Искусство», 1964.

Эйзенштейн СМ. Мемуары. В 2-х томах. М.: Музей кино, газета «Труд», 1997.

Яков Протазанов. О творческом пути режиссера. М.: «Искусство», 1957.

Дополнительная.

Александров Г. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1976.

А л п е р с Б.В. Дневник кинокритика: 1928-1937: М.: Фонд «Тысячелетие», 1995

Взрыв: бытие и быт документального кино в конце восьмидесятых. М.: ВНИИ киноискусства, 1991.

Герасимов С. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: «Искусство», 1982-1984.

Документальное кино эпохи реформаторства. Сборник статей. М.: Материк, 2001

Живые голоса кино: говорят выдающиеся мастера отечественного киноискусства (30-40-е годы). Из неопубликованного. М.: Белый берег, 1999. • •

3 а к М. Кино как искусство, или Настоящее кино. /НИИ киноискусства. М.: «Материк», 2004.

3 а к. М. Кинолроцесс. М.: ВНИИ киноискусства, 1990.

Зайцева Л. Киноязык: возвращение к истокам. М.: ВГИК, 1997.

Зайцева Л. Киноязык: искусство контекста. М.: ВГИК, 2004:

Зайцева Л. Киноязык: освоение речевой природы. М.; ВГИК, 2001.

Зоркая Н. М. Крутится, вертится шар голубой... Десять шедевров советского кино ( серия «Мир искусств»). М.: «Знание», 1998.

Зоркая Н. Портреты. М.: «Искусство», 1966.

Зоркая Н. Советский историко-революционный фильм. .М.: Изд. АН СССР, 1962.

Из прошлого в будущее: Проверка на дорогах. Об историзме в кино. М.: ВНИИ киноискусства, 1990.

История отечественного кино: Документы. Мемуары. Письма. Вып. I. /НИИ киноискусства. М.: «Материк», 1996

Итсория отечественного кино. Учебник по истории отечественного кино. Федеральное агенство по культуре и кинематографии - НИИ искусствознания РФ - ВГИК. «Прогресс -традиция», 2005

История страны. История кино. Сборник статей: М.: «Знак», 2004.

Итоги строительства кино в СССР и задачи советской кинематографии. Резолюция Первого Всесоюзного партийного киносовещания при ЦК ВКП(б) 15-21 марта 1928 г. - В кн.: КПСС о культуре, просвещении, науке. Сб. документов. М.: Политиздат, 1963, с. 15-17.

Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства. /НИИ киноискусства. М.: Материк, 1998

Кино России 90-е годы. Цена свободы. М.: «Атланта», 2001.

Кино. Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.

К истории ВГИКа: Документы. Пресса. Воспоминания. Исследования. Ч. I: 1919-1934. М.: ВГИК, 2000; Ч. II: 1935-1945. М.: ВГИК, 2004.

К истории ВГИКа: Приложение к ч. I. M.: ВГИК, 2001

Клейман Н. Формула финала. Статьи. Выступления. Беседы. М.: Эйзенштейн-


 




центр, 2004.

Козлов Л. Произведение во времени. М.: Эйзенштейн-центр, 2005.

Листов В. Россия. Революция. Кинематограф../НИИ киноискусства. М.: «Материк», 1995

Луначарский о кино. М.: «Искусство», 1986.

Мигающий cinema: Ранние годы русской кинематографии: Воспоминания, документы, статьи. М.: Родина, Дом Ханжонкова, 1995

Мир и фильмы Андрея Тарковского. Размышления^ Исследования. Воспоминания. Письма. М.: «Искусство», 1991

Михайлов В. П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. /НИИ киноискусства. М.: «Материк», 1998.

Молодые режиссеры советского кино. М.-Л.: «Искусство», 1962.

Нехорошее Л. Временем призванные. О послевоенном поколении кинорежиссеров. М.: «Искусство», 1965

Нусинова Н. «Когда мы в Россию вернемся...» Русское кинематографическое зарубежье (1918-1939). М.: НИИ киноискусства, Эйзенштейн-центр, 2003.

Первый Учредительный съезд Союза кинематографистов СССР. 23-28 ноября 1965 г. Стенографический отчет. М., 1966.

Перестиани И. 75 лет жизни в искусстве. М.: Искусство, 1962

Петербургское «новое кино». Сборник статей. СПб.: РИИ, 1996

После взрыва: Документальное кино 90-х. М.: Андреевский флаг, 1995.

Пудовкин в воспоминаниях современников. М.; «Искусство», I989

Пятый съезд кинематографистов СССР. М.: СКСССР, ВБПК, 1987.

Ржешевский А. Жизнь. Кино (серия «Кинематографическое наследие»). М.: «Искусство», 1982

Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сборник документов и материалов. М.: «Искусство», 1973.

Фильмы. Судьбы. Голоса: Ленинградский экран. Статьи, творческие портреты, интервью, публикации. Л.: «Искусство», Ленингр. отд., 1990

Фомин В. Пересечение параллельных. М.: Искусство, 197©

Фрейлих С. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: «Искусство»; ТПО «Истоки», 1992

Ханжонков А. Первые годы русского кинематографа. М.. «Искусство», 1968.

Херсонский X. Страницы юности кино. Записки критика. М.: «Искусство», 1965

Черкасов Н. Литературное наследие. Черкасов и Эйзенштейн. Воспоминания о Черкасове. М: ВТО, 1976

Шкловский В. Жили-были. Воспоминания. Мемуарные записи, повести о времени с конца XIX века по 1964 год. М.: Советский писатель, 1966

Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М.: «Искусство», 1974

Экранные искусства и литература: Немое кинол/Государственный институт искусствознания. М.: «Наука», 1991.

Ю р е н е в Р. Книга фильмов.М.: «Искусство», 1981.

Зак. 68 100 Тип. ВГИК


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!