Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






СОВЕТСКОЕ КИНОИСКУССТВО 1950-1960-х ГОДОВ



Постсталинская «оттепель». Относительная либерализация в области духовной жизни. Активизация творческой инициативы художественной интеллигенции. Увеличение кинопроизводства. Изживание бесконфликтности, схематизма, парадности в творческой практике и догматизма в теории кино и кинокритике. Противоречивость этого процесса, в котором участвуют как известные киномастера, так и молодые кинематографисты «фронтового» поколения: осуждение культа личности Сталина, но романтическая приверженность идеям социализма.

Успехи на пути реалистического изображения на экране повседневной жизни рядового человека, его внутреннего мира. Творческое восприятие позитивного опыта советского киноискусства 1920-1930-х годов и некоторых сТоррн эстетики итальянского


Неореализма.

Приход в кино новой генерации молодых кинематографистов - «детей войны» - в конце 1950-х - в 1960-е годы.

Процесс обновления выразительных средств в советском и мировом киноискусстве. Освоение новых принципов сюжетосложения, монтажа, способов съемки с целью более углубленного художественного исследования внутреннего, духовного мира человека. Усиление авторского начала в киноискусстве.

Два основных направления жанрово-стилевых поисков «документальное» и «живописно-поэтическое». Творческие обретения и просчеты.

Развитие вертовских принципов («киноправда», «жизнь врасплох») в кинодокументалистике. Обогащение выразительных средств научно-популярного кино. Отказ от натурализма, тематическое и жанровое разнообразие мультипликационного кино.

Синтез традиционных жанров, освоение и формирование новых жанровых форм. Обогащение проблемно-тематического и жанрово-стилевого потенциала различных видов киноискусства.

Влияние на развитие киноискусства 60-х годов эстетики и философских идей итальянского постнеореалистического кино, французской «новой волны», польской школы и ряда других направлений западного кинематографа. Свойственное многим фильмам этого периода преодоление идеологических рамок соцреализма, выход к утверждению общечеловеческих ценностей.

Широта проблемно-тематического диапазона, активизация аналитического начала в экранном воплощении материала современной действительности. Новый уровень постижения героики и трагизма войны в фильмах о Великой Отечественной войне, их антивоенный гуманистический пафос. Поиски новых подходов к разработке историко-революционной темы. Актуальность нравственной проблематики в экранизациях литературной классики.



Интенсивное развитие киноискусства союзных республик. Успехи национальных кинематографий на международных кинофестивалях.

Создание Союза кинематографистов СССР. Техническое обновление кинематографа Существенное отставание в этой области от мирового уровня. Достижения и потери Московских международных кинофестивалей.

Становление новых форм пропаганды киноискусства: народные университеты культуры, киноклубы. Зарождение кинолюбительского движения. Общественная роль кино, его взаимоотношения с телевидением.

Противоречия кинопроцесса. Реанимация бюрократических и субъективистских методов руководства искусством в середине и второй половине 1960-х годов. Цензурные трудности на пути становления талантливых, неординарных замыслов. Драматическая судьба фильмов « Застава Ильича» («Мне 20 лет»), «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»), «Комиссар», «История Аси Клячиной...», «Долгие проводы» и др.

Художественные Фильмы о современной действительности

Углубление социально-нравственной проблематики, обращение к художественному анализу значительных, острых жизненных конфликтов. Активизация внимания к личности индивидуальности современника. Расширение типологии героев. Утверждение новых подходов к художественному постижению современности в борьбе с рецидивами дидактики, схематизма, бесконфликтности.

«Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману Г.Николаевой «Жатва», реж. В.Пудовкин, опер. С.Урусевский). Драматизм личных судеб героев. Образы Василия (С.Лукьянов), Авдотьи (Н.Медведева), Степана (Н.Тимофеев). Монтажно-пластическая выразительность фильма. Неубедительное, шаблонное решение навязанной фильму «производственной» сюжетной линии.

Кинотрилогия режиссера И.Хейфица: «Большая семья» (1954, по роману В.Кочетова «Семья Журбиных», авт. сцен. В.Кочетов и С.Кара), «Дело Румянцева» (1956, авт. сцен Ю.Герман, И.Хейфиц), «Дорогой мой человек» (1958, авт. сцен. Ю Герман, И.Хейфиц). Утверждение высоких моральных принципов, обличение гражданской пассивности,




трусости. Образы молодых героев в исполнении А.Баталова.

«Урок жизни» (1955, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. Ю.Райзман). Отражение общественных противоречий в «семейной» проблематике фильма. Нравственный смысл конфликта между Сергеем Ромашко (И.Переверзев) и Наташей (В.Калинина). Элементы дидактики в сюжете картины.

«Весна на Заречной улице» (1956, авт. сцен. Ф.Миронер, реж. М.Хуциев и Ф.Миронер). Лиричность, тонкий психологизм в развертывании этического конфликта Образы Саши Савченко (Н.Рыбников) и Тани Левченко (Н.Иванова). Обыденность житейских ситуаций и поэтический пафос фильма. Правдивый показ повседневного быта рядовых людей. Операторская работа П.Тодоровского и Р.Василевского.

Современная тема в фильмах М.Калатозова «Первый эшелон» (1956, авт. сцен. Н.Погодин) и «Неотправленное письмо» (1960, авт. сцен. Г.Колтунов, В.Осипов, В.Розов). Кинематографическая выразительность ряда режиссерских и операторских (опер. Ю.Екельчик, С.Урусевский) решений и шаблонность драматургии в «Первом эшелоне». Трагедийность основной коллизии и романтический пафос фильма «Неотправленное письмо». Патетический строй, повышенная экспрессия звуко-зрительной образности. Особенности типизации образов героев. Актерский ансамбль: И.Смоктуновский, Е.Урбанский, В.Ливанов, Т.Самойлова. Значение фильма в развитии живописно-поэтического направления.

«Высота» (1957, авт. сцен. М.Папава, по одноименному роману Е.Воробьева, реж. А.Зархи). Личные и общественные конфликты в драматургии фильма. Образы Николая Пасечника (Н.Рыбников) и Кати (И.Макарова). Поверхностное решение некоторых линий фильма.

«Чужая родня» (1956, по повести В.Тендрякова «Не ко двору», реж. М.Швейцер) Реалистическое изображение быта современной деревни. Образы Федора Соловейкова (Н.Рыбников) и Ряшкиных (Н.Сергеев и А.Денисова). Образ Стеши (Н.Мордюкова). Фильм М.Швейцера «Тугой узел» («Саша вступает в жизнь», 1957, ВЭ - 1989, по повести В.Тендрякова). Социальная острота конфликтов. Образы секретаря райкома Мансурова (В.Авдюшко) и председателя колхоза Гмызина (Н.Сергеев). Экранный дебют О.Табакова в роли Саши Комелева. Драматическая судьба фильма.

Фильмы С.Ростоцкого «Земля и люди» (1956, по очерковому циклу Г.Троепольского «Записки агронома»), «Дело было в Пенькове» (1958, по одноименной повести С.Антонова). Тематическое и жанровое различие фильмов. Тракторист Матвей («Дело было в Пенькове») в исполнении В.Тихонова.

Фильмы Л.Кулиджанова «Это начиналось так» (1956, совместно с Я.Сегелем, авт. сцен. С.Гарбузов, Л.Кулиджанов, Я.Сегель). «Отчий дом» (1959, авт. сцен. Б.Метальников), «Когда деревья были большими» (1962, авт. сцен. Н.Фигуровский). Общественная значимость морально-этических конфликтов, психологизм актерского исполнения, достоверность в показе среды и атмосферы действия.

«Поэма о море» (1958) А.Довженко, Ю.Солнцевой. История постановки. Сценарий А.Довженко и фильм, осуществленный Ю.Солнцевой. Жанровые и стилевые особенности. Принцип «внутреннего монолога» и субъективная образность. Образы Зарудного (Б.Андреев), генерала Федорченко (Б.Ливанов), Кравчины (Е.Бондаренко), Голика (Л.Тарабаринов) и др. Декларативность, ложный пафос ряда постановочных и изобразительных решений.

Фильмы режиссера В.Скуйбина «Жестокость» (1959, по одноименной повести и сценарию П.Нилина), «Чудотворная» (1960) и «Суд» (1962, сорежиссер А.Манасарова) по одноименным повестям В.Тендрякова. Проблемы нравственного выбора и гражданской совести.

Художественное осмысление на экране противоречий общественного развития страны, лоследствий культа личности. Выдающаяся роль в этом направлении фильмов «Чистое небо» (1961, авт. сцен. Д.Храбровицкий, реж. Г.Чухрай) и «Председатель» (1964, авт. сцен. Ю.Нагибин, реж. А.Салтыков). Активная гражданственность авторской позиции. Публицистический пафос фильмов. Психологическая разработка характеров и дра­матических судеб героев. Летчик-герой Астахов («Чистое небо») в исполнении Е.Урбанского и председатель колхоза Трубников («Председатель») в исполнении М.Ульянова.


 




Фильмы С.Герасимова «Люди и звери» (1962) и «Журналист» (1967). Проблемы нравственной ответственности в «Людях и зверях», становления личности молодого человека в «Журналисте». Особенности сюжетосложения и композиции. Документальность фактуры. Образы современников в исполнении актеров: Н.Еременко-старшего, Т.Макаровой, Ж.Болотовой («Люди и звери»), Ю.Васильева, Г.Польских («Журналист»).

Фильм М.Хуциева «Мне 20 лет» («Застава Ильича», 1964, авт. сцен. Г.Шпаликов, М.Хуциев). История постановки. Тема становления гражданского и нравственного сознания молодых современников в пору «оттепели». Жанровые особенности фильма. Образы Сергея (В.Попов), Николая (Н.Губенко) и Славы (С.Любшин). Активность лирического авторского начала. Поэтичность документальной изобразительной стилисти­ки фильма (опер. М.Пилихина).

«Июльский дождь» М.Хуциева (1967, авт. сцен. А.Гребнев и М.Хуциев). Эволюция авторского мироощущения. Социальные проблемы и нравственный конфликт. Образы Лены (Е.Уралова) и Володи (А.Белявский). Образ времени в фильме. Своеобразие поэтики и стилистики. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров).

«Девять дней одного года» М.Ромма. (1962, авт. сцен. М.Ромм и Д.Храбровицкий). Тема судеб научного познания, нравственной позиции ученого в современном мире. Образы физиков Гусева (А.Баталов) и Куликова (И.Смоктуновский). Своеобразие драматургической композиции фильма. Особенности изобразительного решения (опер. Г.Лавров, худ. Г.Колганов). Черты нового в творческом стиле М.Ромма.

«Твой современник» Ю.Райзмана (1968, авт. сцен. Е.Габрилович, Ю.Райзман). «Производственный» конфликт и нравственная позиция героя. Образы Губанова (И.Владимиров) и Ниточкина (Н.Плотников). Документальная стилистика фильма (опер. И. Ардашников). Активность выражения гражданской позиции авторов.

Фильмы В.Шукшина (1929-1974) «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970). Национальная самобытность творчества Шукшина -писателя, режиссера, актера. Актерские работы В.Шукшина в фильмах «Два Федора» М.Хуциева, «Простая история» Ю.Егорова, «Когда деревья были большими» Л.Кулиджанова и др. Русская деревня и ее люди в фильмах В.Шукшина. Проблема сохранения духовных и нравственных ценностей. Образы, созданные в фильмах В.Шукшина Л.Куравлевым, С.Никоненко, В.Санаевым и др. актерами. Характерные черты и способы выявления национального характера.

Фильмы Л.Шепитько (1938-1979). «Зной» (1963, по мотивам повести Ч.Айтматова «Верблюжий глаз», авт. сцен. И.Ольшанский). Нравственное противоборство Кемаля (Б.Шамшиев) и Абакира (Н.Жантурин). Документализм изобразительной манеры (опер. Ю.Сокол, В.Архангельской). «Крылья» (1966, авт. сцен. Н.Рязанцева). Драматизм образа героини фильма Надежды Петрухиной (М.Булгакова). Смысл метафорического финала фильма. Особенности режиссерского почерка Л.Шепитько.

Фильмы К.Муратовой. «Наш честный хлеб» (1965, авт. сцен. И.Бондин, реж. К. и А.Муратовы). Критика бюрократизма и волюнтаризма в руководстве сельским хозяйством. Острота драматического конфликта. «Короткие встречи» (1968, авт. сцен. Л.Жуховицкий и К.Муратова) и «Долгие проводы» (1970, ВЭ -1987, авт. сцен. Н.Рязанцева). Особенности драматургии. Психологические и нравственные конфликты. Принципы режиссуры и изобразительного решения. Современные женские характеры, созданные К.Муратовой, Н.Руслановой («Короткие встречи»), З.Шарко («Долгие проводы»). Драматическая судьба фильмов.

Фильм А.Михалкова-Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж, потому что гордая была» (1967, ВЭ -1988, авт. сцен. Ю.Клепиков, опер. Г.Рерберг). Современная деревня на экране. Документальное и игровое начала в образной структуре фильма. Образ Аси (И.Саввина) и образы, созданные «неактерами» Драматическая судьба фильма.

Фильм Т.Океева «Небо нашего детства» (1967, авт. сцен. Т.Омыркулов и Т.Океев). Проблема национальных традиций и научно-технического прогресса в фильме. Образ Бакая в исполнении М.Рыскулова. Поэтичность изобразительного строя (опер. К.Кыдыралиев).

Художественное исследование важных аспектов духовной жизни, нравственного


становления молодого человека в фильмах «Нежность» (1967) и «Влюбленные» (1969) Э.Ишмухамедова по сценариям О.Агишева, «Листопад» О.Иоселиани (1968, авт. сцен. АТигнадзе). «Три дня Виктора Чернышева» М.Осепьяна (1968, авт. сцен. Е.Григорьев). Способы воплощения авторской гражданской позиции. Своеобразие жанровых и стиле­вых решений этих картин.

Фильмы о Великой Отечественной войне

Новые аспекты в художественной трактовке военного материала, в толковании подвига. Пристальное внимание к драматическим судьбам и психологии рядовых уча­стников войны. Новый подход к характеристике образов врагов. Этапное значение фильмов «Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Дом, в котором я живу», «Иваново детство». Выдающийся международный успех этих фильмов.

«Солдаты» (1957, по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда», авт. сцен. В.Некрасов, реж. А.Иванов (1898-1984), опер. В.Фастович). Простота, безыскусственность решения героической темы. Правдивое изображение будней войны, фронтового быта. Рядовые защитники Сталинграда в исполнении В.Сафонова, И.Смоктуновского, В.Соловьева, Н.Погодина, Л.Кмита и др.

«Летят журавли» (1957, авт. сцен. В.Розов, реж. М.Калатозов). Новаторство драматургического замысла и его экранного воплощения. Массовые сцены в композиции фильма. Взаимосвязь внешнего и внутреннего конфликтов. Образы Вероники (Т.Самойлова) и Бориса (А.Баталов). Новаторский характер изобразительного решения (оператор С.Урусевский). Значение фильма в дальнейшем развитии образного языка киноискусства.

«Дом, в котором я живу» Л.Кулиджанова и Я.Сегеля (1957, авт. сцен. И.Ольшанский). Новое в решении военной темы. Образ времени и среды. Актерский ансамбль.

«Судьба человека» (1959, по одноименному рассказу М.Шолохова, авт. сцен. Ю.Лукин, Ф.Шахмагонов, реж. С.Бондарчук). Судьба героя и судьба народа. Образ Андрея Соколова, созданный С.Бондарчуком. Пластическое решение фильма (опер. В.Монахов). «Баллада о солдате» (1959, авт. сцен. В.Ежов, Г.Чухрай, реж. Г.Чухрай). Своеобразие драматургической композиции. Солдат Алеша Скворцов - В. Ивашов. «Балладность» образного строя. Особенности изобразительного решения (опер. В.Николаев, Э.Савельева).

«Мир входящему» А.Алова и В.Наумова (1961, авт. сцен. А.Алов, Л.Зорин, В.Наумов). Напряженность действия. Антивоенный пафос фильма. Образы Ямщикова (В.Авдюшко), Ивлева (А.Демьяненко), Рукавицина (С.Хитров). Выразительность монтажно-изобразительного решения (опер. А.Кузнецов, худ. Е.Черняев).

«Иваново детство» А.Тарковского (1962, по мотивам рассказа В.Богомолова «Иван», авт. сцен. В.Богомолов и М.Папава). Переосмысление жанра и стиля литературного первоисточника. Особенности композиции. Тема трагизма войны. Образ Ивана (Н.Бурляев). Метафоричность образного языка. Экспрессивность изобразительного реше­ния (опер. В.Юсов, худ. Е.Черняев). Новаторство режиссуры.

«Повесть пламенных лет» Ю.Солнцевой (1961, по сценарию А.Довженко). Жанр и стиль. Способы выявления авторского начала. Образ Ивана Орлюка (Н.Винграновский). Изобразительное решение (опер. Ф.ГТроворов, А.Темерин, худ. А.Борисов). Декларативность, внешний пафос некоторых постановочных решений.

«Живые и мертвые» (1964, по роману К.Симонова, реж. А.Столпер). Роман и фильм. Образ народной войны на экране. Трагедия первых дней отступления. Тема стойкости и мужества. Образы Серпилина (А.Папанов) и Синцова (К.Лавров). Документализм изобразительного решения (опер. Н.Олоновский, худ. С.Волков).

Художественно-публицистический фильм «Обыкновенный фашизм» М.Ромма (1965, авт. сцен. М.Ромм, М.Туровская, Ю.Ханютин).

«Отец солдата» (1965, авт. сцен. С.Жгенти, реж. Р.Чхеидзе). Народность и национальность образа Махарашвили (С.Закариадзе).

«Никто не хотел умирать» (1966, авт. сцен, и реж. В.Жалакявичюс). Особенности жанрового решения. События и характеры. Актерский ансамбль: Д.Банионис, Р.Адомайтис, Ю.Будрайтис, Б.Оя и др. Изобразительное решение (опер. И.Грицюс).


 




Значение этих и других фильмов о Великой Отечественной войне в развитии киноискусства в республиках.

Историко-революционная тема

Героико-романтическое звучание дебютных фильмов середины 50-х годов о гражданской войне, о судьбах молодежи первых послереволюционных лет, новизна ситуаций и конфликтов: «Школа мужества» (1954, авт. сцен. С.Розен, К.Семенов, реж. В.Басов и М.Корчагин), «Они были первыми» (1956, авт. сцен. Ю.Принцев, реж. Ю.Егоров), «Тревожная молодость» (1955, авт. сцен. В.Беляев и М.Блейман), «Павел Корчагин» (1956, авт. сцен. У.Исаев, по роману Н.Островского) и «Ветер» (1958) режиссеров А.Алова и В.Наумова.

Новаторское значение фильмов «Сорок первый» (1956) и «Коммунист» (1958). Отказ от стереотипов, стремление к осмыслению некоторых реальных драматических конфликтов революции. Обогащение гуманистического потенциала фильмов.

«Сорок первый» Г.Чухрая (авт. сцен. Г.Колтунов, по одноименному рассказу Б.Лавренева). Социально-психологический конфликт фильма. Образы Марютки (И.Извицкая) и Говорухи-Отрока (О.Стриженов). Поэтичность изобразительно-музыкального строя (опер. С.Урусевский, комп. Н.Крюков).

«Коммунист» Ю.Райзмана (авт. сцен. Е.Габрилович). Бытовое и героическое в драматургии фильма. Новое в трактовке традиционного героя. Василий Губанов в исполнении Е.Урбанского.

Интерес кинематографистов к личности В.И.Ленина. Стремление осветить на экране новые факты его биографии. Трактовка личности и деятельности Ленина в рамках официальной мифологии и злободневных идеологических установок. Иллюстративность, идеологическая заданность большинства фильмов ленинианы. Наиболее интересные с художественной точки зрения фильмы этой тематической группы.

«Рассказы о Ленине» (1958) С.Юткевича. Неравновценность двух новелл, составляющих фильм. Новизна биографического материала, попытка раскрытия внутреннего мира Ленина во второй новелле - «Последняя осень» (авт сцен. Е.Габрилович). Образ Ленина, созданный М.Штраухом. Роль изобразительного решения (опер. Е.Андриканис, худ. А.Бергер, П.Киселев) и музыки Рахманинова и Танеева в создании эмоциональной атмосферы фильма.

«Ленин в Польше» (1966, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. С.Юткевич, производство «Мосфильм», СССР и «Студио», Польша). Особенности художественного строения фильма. Оригинальное воплощение принципа «внутреннего монолога».

«Шестое июля» (1966, авт. сцен. М.Шатров, реж. Ю.Карасик). Фильм как политическая документальная драма. Новый подход к трактовке политических оппонентов Ленина. Образы Ленина (Ю.Каюров) и Марии Спиридоновой (А.Демидова). Эстетика кинохроники 20-х годов в изобразительной стилистике фильма (худ. Б.Бланк, опер. М.Суслов).

Постижение диалектики революционных процессов и трагизма гражданской войны в киноискусстве второй половины 60-х годов. Поиски нового художественного языка.

«Первый учитель» (1965, по одноименной повести Ч.Айтматова, авт. сцен. Ч.Айтматов и Б.Добродеев при участии А.Михалкова-Кончаловского, реж. А.Михалков-Кончаловский). Образы Дюйшена (Б.Бейшеналиев) и Толганай (Н.Аринбасарова). Трактовка среды. Особенности изобразительного решения фильма (опер. Г.Рерберг).

«Начало неведомого века» - киноальманах (1967, ВЭ - 1987). «Ангел» (по мотивам новеллы Ю.Олеши, авт. сцен. Б.Ермолаев, И.Суслов, М.Суслов, реж. А.Смирнов, опер П.Лебешев). Трагедийный пафос киноновеллы. Притчевая природа ее сюжетной структуры. Жизненная достоверность и символика персонажей. Актерский ансамбль: Л.Кулагин, Н.Губенко, Г.Бурков и др. «Родина электричества» (по мотивам рассказа А.Платонова, авт. сцен, и реж. Л.Шепитько, опер. Д.Коржихин). Поиски экранных эквивалентов стиля писателя. Переосмысление финала рассказа. Образ Жаренова (Е.Горюнов). Повышенная экспрессия образного строя.

«Комиссар» (1967, ВЭ -1987, по мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве», авт. сцен, и реж. А.Аскольдов, опер. В.Гинзбург, худ. С.Серебряков, комп. А.Шнитке). Нравственная проблематика фильма и его гуманистический пафос. Образы,


составляющих фильм. Новизна биографического материала, попытка раскрытия внутреннего мира Ленина во второй новелле - «Последняя осень» (авт. сцен. Е.Габрилович). Образ Ленина, созданный М.Штраухом. Роль изобразительного решения (опер. Е.Андриканис, худ. А.Бергер, П.Киселев) и музыки Рахманинова и Танеева в создании эмоциональной атмосферы фильма.

«Ленин в Польше» (1966, авт. сцен. Е.Габрилович, реж. С-Юткевич, производство «Мосфильм», СССР и «Студио», Польша). Особенности художественного строения фильма. Оригинальное воплощение принципа «внутреннего монолога».

«Шестое июля» (1966, авт. сцен. М.Шатров, реж. Ю.Карасик). Фильм как политическая документальная драма. Новый подход к трактовке политических оппонентов Ленина. Образы Ленина (Ю.Каюров) и Марии Спиридоновой (А.Демидова). Эстетика кинохроники 20-х годов в изобразительной стилистике фильма (худ. Б.Бланк, опер. М.Суслов).

Постижение диалектики революционных процессов и трагизма гражданской войны в киноискусстве второй половины 60-х годов. Поиски нового художественного языка.

«Первый учитель» (1965, по одноименной повести Ч.Айтматова, авт. сцен. Ч.Айтматов и Б.Добродеев при участии А.Михалкова-Кончаловского, реж. А.Михалков-Кончаловский). Образы Дюйшена (Б.Бейшеналиев) и Толганай (Н.Аринбасарова). Трактовка среды. Особенности изобразительного решения фильма (опер. Г.Рерберг).

«Начало неведомого века» - киноальманах (1967, ВЭ - 1987). «Ангел» (по мотивам новеллы Ю.Олеши, авт. сцен. Б.Ермолаев, И.Суслов, М.Суслов, реж. А.Смирнов, опер. П.Лебешев). Трагедийный пафос киноновеллы. Притчевая природа ее сюжетной структуры. Жизненная достоверность и символика персонажей. Актерский ансамбль: Л.Кулагин, Н.Губенко, Г.Бурков и др. «Родина электричества»- (по мотивам рассказа А.Платонова, авт. сцен, и реж Л.Шепитько, опер. Д.Коржихин). Поиски экранных эквивалентов стиля писателя. Переосмысление финала рассказа. Образ Жаренова (Е.Горюнов). Повышенная экспрессия образного строя.

«Комиссар» (1967, ВЭ- 1987, по мотивам рассказа В.Гроссмана «В городе Бердичеве», авт. сцен, и реж. А.Аскольдов, опер. В.Гинзбург, худ. С.Серебряков, комп. А.Шнитке). Нравственная проблематика фильма и его гуманистический пафос. Образы, созданные в фильме Н.Мордюковой, Р.Быковым, Р.Недашковской, В.Шукшиным. Лаконизм й метафоричность образного строя фильма. Запрет фильма.

«В огне брода нет» (1967, авт. сцен. Е.Габрилович и Г.Панфилов, реж. Г.Панфилов). Особенности драматургии. Притчевое начало. Юная художница Таня Теткина в исполнении И.Чуриковой. Нравственный смысл спора комиссара (А.Солоницин) и Фокича (М.Глузский). Особенности изобразительного решения (опер. ДДолинин, худ. М.Гаухман-Свердлов).

Наследие национальной культуры на экране

Активный интерес киноискусства к интерпретации литературной классики. Дискуссии об экранизации. Стремление воплотить содержательные аспекты литературного источ­ника, отвечающие духовным запросам современности. Новый уровень постижения наследия А.П.Чехова в ряде экранизаций. Обращение кинематофафистов к крупнейшим эпическим произведениям Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского и к романам классиков советской литературы (М.Шолохова, А.Толстого, Л.Леонова и др.).

Наиболее значительные экранизации этого периода: «Попрыгунья» (1955, авт. сцен, и реж. С.Самсонов). Истолкование идеи и стиля рассказа А.П.Чехова. Образы Дымова (С.Бондарчук) и Ольги Ивановны (Л.Целиковская).

«Дама с собачкой» (1960, авт. сцен, и реж. И.Хейфиц). Гуров и Анна Сергеевна в исполнении А.Баталова и И.Саввиной. Чеховская атмосфера в фильме. Изобразительное (опер. А.Москвин) и музыкальное (комп. И.Симонян) решения,

«Идиот» (1-я сер. «Настасья Филипповна», 1958, авт. сцен, и реж. И.Пырьев, опер. В.Павлов). Принцип прочтения романа. Образы князя Мышкина (Ю.Яковлев) и Настасьи Филипповны (Ю.Борисова). Элементы театрализации. Упрощенная трактовка некоторых образов.

«Братья Карамазовы» (1969) - последний фильм И.Пырьева. Сценарий И.Пырьева и роман Ф.Достоевского. Основная проблематика фильма. Отеци братья Карамазовы в


 




исполнении М.Прудкина, М.Ульянова, К.Лаврова, А.Мягкова, В.Никулина.

«Преступление и наказание» (1970, авт. сцен. Н.Фигуровс'кий, Л.Кулиджанов, реж Л.Кулиджанов). Идейно-художественная концепция фильма. Стилистика фильма и поэтика Ф.Достоевского. Нравственная проблема в романе и фильме. Г.Тараторкин в роли Раскольникова. И.Смоктуновский - Порфирий Петрович, М.Булгакова - Катерина Ивановна.

«Скверный анекдот» реж. А.Алова и В.Наумова (1966, авт. сцен. А.Алов, В.Наумов, Л.Зорин). Экспрессивность и гротеск в образном языке фильма. Образы генерала Пралинского (Е.Евстигнеев) и Пселдонимова (В.Сергачев). Спорность авторского истолкования рассказа Ф.Достоевского. Драматическая судьба фильма.

«Война и мир» (1966-1967, авт. сцен. В.Соловьев, реж. С.Бондарчук). Четыре серии фильма - «Андрей Болконский», «Наташа Ростова», «1812-й год», «Пьер Безухое». Изобразительное решение (опер. А.Петрицкий, худ. М.Богданов, Т.Мясников). Поиски звуко-зрительных эквивалентов литературной образности. Актерские работы С.Бондарчука (Пьер Безухое), Л.Савельевой (Наташа Ростова), А.Кторова (старик Болконский), В.Тихонова (Андрей Болконский), Н.Трофимова (капитан Тушин) и др.

Кинотрилогия «Тихий Дон» (1957-1958, авт. сцен, и реж. С.Герасимов). Отражение судеб донского казачества. Эпичность повествования и психологический анализ характеров. Изображение эпохи, среды, быта в фильме. Трагедийность образа Григория (П.Глебов). Образ Аксиньи в исполнении Э. Быстрицкой.

«Тени забытых предков» С.Параджанова (1964, по мотивам одноименной повести М.Коцюбинского). Фольклорно-поэтический строй фильма. Образы Ивана (И.Миколайчук) и Марички (Л.Кадочникова). Образная выразительность изображения (опер. Ю.Ильенко, худ. М.Раковский, Г.Якубович).

Поверхностное, иллюстративное истолкование классики («Анна на шее», «Княжна Мери», «Герой нашего времени», «Накануне», «Три сестры», «Назар Стодоля» и др.).

Обращение советских кинематографистов к мировой литературе, экранизация ее шедевров.

«Отелло» (1956, авт. сцен, и реж. С.Юткевич). Традиции и новаторство в истолковании трагедии. Драматургическое и изобразительное решение фильма (опер. ЕАндриканис, худ. А.Вайсфельд, В.Доррер, М.Карякин). Отелло в исполнении -С.Бондарчука.' Музыка А.Хачатуряна в фильме.

«Дон Кихот» (1957, авт. сцен. Е.Шварц, реж. Г.Козинцев). Драматургические и режиссерские принципы экранизации. Изобразительное решение (опер. А.Москвин, А.Дудко, Й.Грицюс, Э.Розовский, худ. Е.Еней). Дон Кихот и Санчо Панса в исполнении Н.Черкасова и Ю.Толубеева.

«Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) реж. Г.Козинцева. Шекспир в творческой биографии Г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки «Гамлета». Изобразительное решение фильма (опер. Й.Грицюс, худ. Е.Еней). Гамлет в исполнении И.Смоктуновского.

Гуманистическая концепция фильма «Король Лир». Образы Лира (Ю.Ярвет), Гонерильи (Э.Радзиня), Реганы (Г.Волчек), Корделии (В.Шенд'рикова), Шута (О.Даль). Изобразительное решение фильма (опер. Й.Грицюс, худ. Е.Еней, В.Улитко, С.Вирсаладзе). Использование традиций классической живописи. Роль музыки Д.Шостаковича в этих экранизациях.

Поиски новых принципов кинематографической интерпретации духовного наследия прошлого в фильмах о выдающихся деятелях национальной культуры.

«Андрей Рублев» («Страсти по Андрею», 1966, ВЭ- 1971,.авт. сцен. А.Михалков-Кончаловский, А.Тарковский, реж. А.Тарковский). Философско-нравственная проблематика. Особенности композиции, жанра и стиля фильма и традиции русской национальной культуры Образ Руси XIV-XV веков и образ Рублева (А.Солоницын). Спор Рублева и Феофана Грека (Н.Сергеев). Значение новеллы «Колокол», образа Бориски (Н.Бурляев) в идейно-художественной концепции фильма. Новаторство режиссуры, изо­бразительного решения (опер. В.Юсов, худ. П.Черняев, при участии И.Новодережкина и С.Воронкова) и музыкального решения (комп. В.Овчинников). Статья А.Тарковского «Запечатленное время» и специфика образности фильма «Андрей Рублев». Значение фильма в развитии киноискусства, в творческой биографии мастера.


осмеяния. Использование эксцентрических приемов немой «комической». Серийные характеры-маски. Актерское трио-Ю.Никулин, Е.Моргунов, Г.Вицин. «Бриллиантовая рука» (1969). Пародийно-сатирические и приключенческие элементы сюжета. Разнооб­разие комедийных приемов.

Кинокомедии режиссера ПДанелия: лирическая «Я шагаю по Москве» (1964, авт. сцен. Г.Шпаликов); сатирическая «Тридцать три» (1866, авт. сцен. В.Ежов, В.Конецкий); трагикомедия «Не горюй!» по мотивам романа К.Тилье «Мой дядя Бенджамен» (1969, авт. сцен. Р.Габриадзе). Своеобразие комедийного почерка Г.Данелия.

Организация Всесоюзного сатирического киножурнала «Фитиль» (1962). Расширение круга сатирических персонажей. Многообразие короткометражных сюжетных форм -игровых, документальных, мультипликационных.

Фильмы для детей и юношества

Увеличение выпуска фильмов для детей. Экранизация книг популярных детских писателей.

«Чук и Гек» (1953, по одноименной повести А.Гайдара, авт. сцен. В.Шкловский, реж. И.Лукинский), «Кортик» (1954, по одноименной повести А.Рыбакова, авт. сцен. А.Рыбаков, И.Гомелло, реж. В.Венгеров, М.Швейцер), «На графских развалинах» (1958, по одноименной повести А.Гайдара, авт. сцен. И.Болгарин, реж. В.Скуйбин), «Армия Трясогузки (1964) и «Армия Трясогузки снова а бою» (1968, авт. сцен. А.Власов, А.Млодик, реж. А.Лейманис), «Неуловимые мстители» (1968, авт. сцен. С.Ермолинский, Э.Кеосаян, реж. Э.Кеосаян).

Обращение к острым проблемам жизни школы. Протест против равнодушия, казенщины, ханжества в деле воспитания. Утверждение бережного отношения к внутреннему миру, духовным запросам детей и подростков в фильмах «А если это любовь?» (1961, авт. сцен. И.Ольшанский, Н.Руднева, реж. Ю.Райзман), «Друг мой, Колька» (1961, авт. сцен. А.Хмелик, реж. А.Митта и А.Салтыков), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964, авт. сцен. С.Лунгин и Н.Нусинов, реж. Э.Климов), «Звонят, откройте дверь» (1966, авт. сцен. А.Володин, А.Митта, реж. А.Митта).

«Доживем до понедельника» С.Ростоцкого (1968, авт. сцен. Г.Полонский), Проблематика фильма. Психологизм в раскрытии характеров старшеклассников и их воспитателей. Учитель Мельников в исполнении В.Тихонова. Драматизм конфликтов и лирическая атмосфера. Значение фильма как произведения, противостоящего традиционным решениям школьной темы.

Эксцентрическая музыкальная комедия Р.Быкова «Айболит - 66» (1967, авт. сцен. В.Коростелев, Р.Быков). «Многоадресность» фильма. Сказочность и пародийность. Образы Айболита (О.Ефремов) и Бармалея (Р.Быков). Творческое использование театральной условности.

Проблема современной интерпретации фольклорного материала.

Фильмы-сказки реж. А.Роу: «Марья-искусница» (1960, авт. сцен. М.Чуприн), «Морозко» (1965, авт. сцен. М.Вольпин и Н.Эрдман), «Варвара краса - длинная коса» (1970, авт. сцен. М.Чуприн) и реж. А.Птушко: «Сказка о царе Салтане» (1966, авт. сцен. А.Птушко при участии И.Гелейна), «Руслан и Людмила» (1973, авт. сцен. А.Птушко при участии С.Болотина).

Заключение

Борьба в киноискусстве 1950 - 1960-х годов идейно-художественных тенденций, рожденных атмосферой «оттепели», и рецидивов схематизма, парадности, бесконфликтности. Основные сюжетно-обраэные мотивы кинематографа периода «оттепели». Достижения всех видов многонационального советского кино на пути постижения жизненной правды, внутреннего мира личности. Обновление художественного языка киноискусства, расширение его жанровых и стилевых возможностей. Трудности и потери, связанные с идеологической регламентацией и цензурой.


 




КИНОИСКУССТВО 1970-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1980-хГОДОВ

Нарастание кризисных явлений в социально-экономическом развитии страны, в сфере культуры, литературы и искусства.

Противоречивость развития киноискусства 1970-х- первой половины 1980-х годов. Свойственные лучшим фильмам этого периода гражданский пафос, критика общественных недугов, смелые поиски в области киноязыка.

Приход на кинопроизводство нового поколения творческой молодежи, выпусников ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов, кинофакультетов Тбилисского и Киевского театральных институтов.

Организация Всесоюзного научно-исследовательского института киноискусства. Выпуск 4-томной «Истории советского кино». Публикация теоретического наследия классиков советского кино.

Мелочная опека киностудий со стороны Госкино, бюрократизм и перестраховка в оценке сценариев и фильмов, цензурные препятствия на пути талантливых кинопроизведений.

Отсутствие гласности в оценке фильмов, произвол в решении судеб картин. Увеличение потока «серых» фильмов. Резкое падение числа кинопосещений в середине 70-х годов. Низкий художественный уровень многих фильмов. Ориентация на закупку и широкий прокат западной киномакулатуры. Отсутствие на экранах значительных произведений мастеров западного кино.

Серьезные недостатки в развитии кинокритики. Свойственный многим критическим выступлениям ведомственный подход, благодушие в оценке кинопроцесса. Снижение эстетических критериев по отношению к художественно слабым, но идеологически «правильным» фильмам.

Характеристика основных тенденций в кинематографе этого периода.

Современность и современник на экране

Попытки художественного осмысления исторического опыта страны и ее научно-технических достижений в фильмах «Укрощение огня» (1972, авт. сцен, и реж. Д.Храбровицкий), «Сибириада» (1979, авт. сцен. В.Ежов, реж. А.Михалков-Кончаловский), «Вкус хлеба» (1979, авт. сцен. А.Лапшин, Р.Тюрин, В.Черных, реж. А.Сахаров). Трактовка истории в рамках официальных идеологических и политических установок. Иллюст­ративный подход к жизненному материалу. Образы Башкирцева (арт. К.Лавров, «Укрощение огня»), Сечкина (арт. С.Шакуров, «Вкус хлеба»), Алексея Устюжанина (Н.Михалков, «Сибириада»),

Жанровые особенности «Сибириады», поиски ярких экспрессивных решений в сфере пластики, монтажа, цвета (опер. Л.Пааташвили, худ. Н.Двигубский, А.Адабашьян).

Активный интерес киноискусства к «производственной теме». Фильмы «Здесь наш дом» (1974, по пьесе Н.Дворецкого «Человек со стороны», реж. В.Соколов), «Человек на своем месте» (1973, авт. сцен. В.Черных, реж. А.Сахаров), «Самый жаркий месяц» (1974, авт. сцен. Г.Бокарев, Ю.Карасик, реж. Ю.Карасик), «Премия» (1975, авт. сцен. А.Гельман, реж. С.Микаэлян), «Обратная связь» (1978, авт. сцен. А.Гельман, реж. В.Трегубович), «Надежда и опора» (1982, авт. сцен. Ю.Черниченко, реж. В.Кольцов) и др.

Публицистичность в постановке производственно-экономических, хозйственно-управленческих и т.п. проблем. Ограниченность возможностей социальной критики. «Производственное» и нравственное в художественной структуре фильмов. Образы «деловых людей» - Чешков (В.Заманский), Семен Бобров (В.Меньшов), Виктор Лагутин (Л.Дьячков), Курков (Ю.Демич) и др.

«Премия» - наиболее значительный фильм «производственной» темы. Острота социально-нравственного конфликта. Своеобразие сюжетной структуры и режиссерского решения. Образ бригадира Потапова (Е.Леонов). Образы начальника стройтреста Батарцева (В.Самойлов), главбуха (М.Глузский), главного инженера (А.Джигарханян), секретаря парткома (О.Янковский).

Эксплуатация сложившихся сюжетных схем в многочисленных «производственных» фильмах конца 70-х начала 80-х годов. Исчерпанность старых подходов, угасание


интереса кинематографистов к «производственной» теме.

Социально-нравственная проблематика фильмов С.Герасимова «У озера» (1970) и «Любить человека» (1973).

Дальнейшая разработка жанровой формы «фильма-размышления» в картине «У озера». Публицистическое начало фильма. Образы Бармина (О.Жаков), Лены (Н.Белохвостикова), Черных (В.Шукшин). Особенности сюжетной композиции, актерского исполнения и изобразительного решения (худ. П.Галаджев, опер. В.Рапопорт, В.Архангельский). Документальный материал в образном строе картины.

«Любить человека». Нравственный смысл личных взаимоотношений Марии (Л.Виролайнен) и Калмыкова (А.Солоницын). Иллюстративное решение «производственной» сюжетной линии.

Последние фильмы В.Шукшина - «Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1974).

Лирико-комедийный тон повествования. Общественная значимость проблематики в фильме «Печки-лавочки». Комедийное и драматическое в образе тракториста Ивана Расторгуева (В.Шукшин). Принципы изобразительного решения (опер. А.Заболоцкий, худ. П.Галаджев).

Трагедийность образа Егора Проедина («Калина красная») в исполнении В.Шукшина. Образы, созданные в фильме актерами Л.Федосеевой-Шукшиной, И.Рыжовым, А.Ваниным. Идейно-художественные особенности фильма и опыт национальной культуры и фольклора. Изобразительное (худ. И.Новодережкин, опер. А.Заболоцкий) и музыкальное (комп. П.Чекалов) решение. Всенародный успех фильма.

Фильмы А.Тарковского «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1980). Глубина художественного постижения важных философско-нравственных проблем. Творческое наследование гуманистических духовных ценностей национальной русской и мировой культуры. Новаторство кинорежиссуры.

«Солярис» (по одноименному роману С.Лема, авт. сцен. Ф.Горенштейн, А.Тарковский, опер. В.Юсов, худ. М.Ромадин, комп. Э.Артемьев). Оригинальность режиссерской интерпретации литературного источника. Научно-фантастическая фабула и нравственная проблематика фильма. Основные темы и мотивы фильма. Образы Криса Кельвина (Д.Банионис), Сарториуса (А.Солоницын), Снаута (Ю.Ярвет), Хари (Н.Бондарчук). Особенности изобразительного и музыкально-звукового решения.

«Зеркало» (авт. сцен. А.Мишарин, А.Тарковский, опер. Г.Рерберг, худ. Н.Двигубский). Автобиографические мотивы и глубина художественных обобщений. Многосложность композиционной структуры фильма. Образ лирического героя и образ исторического времени. Образы матери и жены в исполнении М.Тереховой. Документальное и условно-метафорическое начало в образном строе фильма.

«Сталкер» (по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине», авт. сцен. А. и Б.Стругацкие, опер. А.Княжинский, худ. А.Тарковский). Фильм как философская притча. Нравственная проблематика. Образы Сталкера (А.Кайдановский), Писателя (А.Солоницын), Ученого (Н.Гринько). Пластическая выразительность образа Зоны. Особенности ритмического строя фильма.

Продолжение философских, психологических и этических поисков А.Тарковского в его фильмах периода эмиграции- «Ностальгия» (1983, Италия) и «Жертвоприношение» (1985, Швеция).

Вклад художника в мировую кинематографическую культуру.

«Белорусский вокзал» (1972, авт. сцен. В.Трунин, реж. А.Смирнов). Традиционность драматургического и пластического решения и значительность нравственного смысла. Психологическая правда характеров. Актерский ансамбль: Е.Леонов, А.Папанов, А.Глазырин, В.Сафонов, Н.Ургант. Драматургическая роль песни Б.Окуджавы. Режиссерское решение финала картины. «Осень» (1974, авт. сцен, и реж. А.Смирнов).

Фильм режиссера Э.Климова «Прощание» (1982, по мотивам повести В.Распутина «Прощание с Матерой», авт. сцен. Л.Шепитько, Р.Тюрин, Г.Климов). Книга В.Распутина и фильм «Прощание». Гражданская страстность авторских раздумий об отношении к духовному и нравственному опыту предыдущих поколений, к родной природе. Дарья в исполнении С.Станюты. Мотивы русского фольклора в образном строе фильма, экспрессивность и метафоричность изобразительного (опер. А.Родионов, худ. Ю.Схиртладзе) и музыкального (комп. В.Артемов, А.Шнитке) решения.


 




Социально-нравственная проблематика фильмов Ю.Райзмана «Странная женщина» (1978, авт. сцен. Е.Габрилович, Ю.Райзман), «Частная жизнь» (1982, авт. сцен. А.Гребнев, Ю.Райзман), «Время желаний» (1984, авт. сцен. А.Гребнев, Ю.Райзман).

«Странная женщина». Образ Жени Шевелевой (И.Купченко). Полемическая заостренность авторской позиции. Дискуссия о фильме.

«Частная жизнь». Новый ракурс в художественном анализе традиционного героя. М.Ульянов в роли Абрикосова.

Современность в фильмах Г.Панфилова «Начало» (1970, авт. сцен. Е.Габрилович, Г.Панфилов), «Прошу слова» (1976, авт. сцен. Г.Панфилов), «Тема» (1979, ВЭ - 1986, авт. сцен. А.Червинский, Г.Панфилов). Специфика социального конфликта у Панфилова. Нравственное начало героинь И.Чуриковой фабричная девчонка Паша Строганова («Начало»), мэр города Елизавета Уварова («Прошу слова»), экскурсовод Саша («Тема»),

Своеобразие композиции фильма «Начало». Смысл сопоставления образов Паши и Жанны д'Арк.

Внутренняя драма Кима Есенина («Тема»).

Особенности режиссерского стиля Г.Панфилова.

Образы современных «деловых» женщин. Издержки женской эмансипации - одна из тем в творчестве Ю.Райзмана и Г.Панфилова. Дальнейшая ее разработка в фильмах «Несколько интервью по личным вопросам» (1979), «Москва слезам не верит» (1980), «Зимняя вишня» (1985) и др.

«Несколько интервью по личным вопросам» Л.Гогоберидзе (1979, авт сцен. З.Арсенишвили, Л.Гогоберидзе). Публицистическая острота в постановке социально-нравственных проблем. Тонкий психологизм актерской манеры С.Чиаурели. Своеобразие композиции и стилистики фильма.

«Москва слезам не верит» (1980, авт. сцен. В.Черных, реж. В.Меньшов). Тема и жанр фильма. Образы Людмилы (И.Муравьева), Тони (Е.Рязанова), Кати (ВАлентова), Гоши (А.Баталов). Ностальгическая знаковость Москвы конца 50-х годов (опер. И.Слабневич, худ. С.Меняльщиков). Зрительский успех картины.

Нравственные искания современников в фильмах кинодраматурга А.Миндадзе и режиссера В.Абдрашитова: «Слово для защиты» (1977), «Поворот» (1979), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982). Многомерность характеров и коллизий. Юридический казус как способ выявления жизненных позиций героев. Напряженность нравственных конфликтов. Психологизм актерского исполнения. Подлинность изобрази­тельной фактуры фильмов. Общественная значимость картин.

«Остановился поезд». Публицистическая острота в постановке насущных общественных проблем. Образы Ермакова (О.Борисов) и Малинина (А.Солоницын) Сущность нравственного противоборства. Смысл метафорического финала фильма

Развитие темы нравственных исканий в фильмах «Парад планет» (1984) и «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). Проблематика фильмов. Жанрово-стилевые особенности. Новая мера экранной условности.

Современная тема в фильмах Н.Михалкова: «Пять вечеров» (1979, по мотивам одноименной пьесы А.Володина, авт. сцен. А.Адабашьян, Н.Михалков), «Родня» {1982, авт. сцен. В.Мережко), «Без свидетелей» (1983, по мотивам пьесы С.Прокофьевой «Беседа без свидетелей», авт. сцен. Н.Михалков, С.Прокофьева, Р.Фаталиев).

«Пять вечеров». Камерность картины. Ретро-стиль. Общественно значимые проблемы в пьесе конца пятидесятых и в фильме. Образы, созданные в фильме актерами Л.Гурченко и С.Любшиным.

Образ времени в фильме «Родня». Образы Марии Васильевны (Н.Мордюкова), Нины (С.Крючкова), Стасика (Ю.Богатырев) и др. Элементы гротеска в жанрово-стилевом воплощении жизненного материала. Споры о фильме в печати. Несостоявшиеся люди.

«Без свидетелей». Своеобразие драматургии фильма. Он (М.Ульянов) и Она (И.Купченко). Смысл нравственного противоборства героев.

Сотрудничество Н.Михалкова с группой творческих единомышленников: сценаристом, художником и актером А.Адабашьяном, художником С.Самулекиным, оператором П.Лебешевым, композитором Э.Артемьевым. Широта диапазона изобразительно-выразительных средств. Отношение Н.Михалкова к актеру.


Проблема реализации личности в фильмах «Жил певчий дрозд» О.Иоселиани (1971, авт. сцен. О.Иоселиани, Д.Эристави, О.Мехришвили, И.Нусинов, Ш.Какичашвили, С.Лунгин), «Ты и я» (авт. сцен. Г.Шпаликов, Л.Шепитько, реж. Л. Шепитько»), «Человек, которому везло» (авт. сцен. К.Ершов, Г.Панфилов, реж. К.Ершов), «Послесловие» М.Хуциева (1984, по мотивам рассказа Ю.Раховского «Тесть приехал», авт. сцен. М.Хуциев), «Полеты во сне и наяву» Р.Балаяна (1983, авт. сцен. В.Мережко), «Жил-был доктор» (1984, авт. сцен. Д.Притула, Э.Дубровский, реж. В.Сорокин).

Нравственно-психологический конфликт и тема коррозии личности в фильмах «В четверг и больше никогда» (1977, авт. сцен. А.Битов, реж. А.Эфрос) и «Отпуск в сентябре» (1979 ,ТВ., авт. сцен, и реж. В.Мельников, по мотивам пьесы А. Вампилова «Утиная охота», картина подверглась запрету и была реабилитирована лишь в годы перестройки).

Характеры и судьбы Гии Агладзе (арт. Г.Канделаки, «Жил певчий дрозд»), Швыркова (арт. А.Мягков, «Послесловие»), Сергея Макарова (арт. О.Янковский, «Полеты во сне и наяву»).

Жанровые различия фильмов, индивидуальность авторского стиля.

Фильмы для детей и юношества

Увеличение количества фильмов для детей и юношества при недостаточно высоком идейно-художественном уровне большинства из них. Снижение качества работы Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького. Увлечение низкопробными детективами на материале истории революции и гражданской войны.

Ведущая тема лучших детских и юношеских фильмов этого периода - тема высокой духовности как средства защиты молодого человека от разлагающего влияния конформизма, безнравственности, проявляющихся в обществе.

Фильмы для детей Р.Быкова: «Внимание, черепаха!» (1970, авт. сцен. С.Лунгин, И.Нусинов), «Телеграмма» (1972, авт. сцен. С.Лунгин, И.Нусинов), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975, авт. сцен. А.Ахундова). Острота социально-нравственных проблем в фильме «Чучело» (1984, авт. сцен. В.Железников). Общественное значение фильма.

Появление новых мастеров, последовательно обращающихся к детскому и юношескому кино.

Режиссер С.Соловьев и его фильмы: «Сто дней после детства» (1975, авт. сцен. А.Александров, С.Соловьев), «Спасатель» (1980, авт. сцен. С.Соловьев), «Наследница по прямой» (1982, авт. сцен. С.Соловьев), «Чужая Белая и Рябой» (1985, авт. сцен. С.Соловьев, по повести Б.Ряховского «Детство архитектора Найденова»). Анализ внутреннего мира молодого человека, проблема духовности.

Режиссер Д.Асанова и ее фильмы: «Не болит голова у дятла» (1975, авт. сцен. Ю.Клепиков), «Ключ без права передачи» (1977, авт. сцен. Г.Полонский), «Никудышная» (1980, авт. сцен. В.Приемыхов), «Пацаны» (1983, авт.сцен. Ю.Клепиков), «Милый, дорогой, любимый, единственный» (1985, авт. сцен. В.Приемыхов).

Характерное для Р.Быкова, Д.Асановой, С.Соловьева движение от лирических интонаций ранних фильмов к жесткой постановке проблемы в фильмах «Пацаны», «Чучело», «Чужая Белая и Рябой».

Фильмы о детстве и оторочестве в обстоятельствах войны: «Пятнадцатая весна» (1970, авт. сцен. В.Смирнов, Б.Медовой, реж И.Туманян), «И тогда я сказал - нет» (1974, авт. сцен, и реж. П.Арсенов), «Ореховый хлеб» (1979, авт.сцен. С.Шальтянис, реж. А.Жебрюнас), «Летняя поездка к морю» (1980, авт. сцен. Ю.Клепиков, реж. ОАранович), «Ночь коротка» (1982, авт. сцен. М.Беликов, В.Меньшов, реж. М.Беликов). Разнообразие жанровых и стилевых решений. Тема гражданского и нравственного становления подростка в дни народного бедствия.

Условные жанровые и стилевые решения

Приключенческий музыкальный фильм «Достояние республики» (1972, авт. сцен. А.Зак, С.Кузнецов, реж. В.Бычков), милицейский детектив «Сыщик» (1980, авт. сцен. В.Кузнецов, реж. В.Фокин).

Киносказки: мюзикл «Король-олень» (1970, по сказке К.Гоцци, авт. сцен.


 




В.Коростылев, реж. П.Арсенов), «Черная курица, или Подземные жители» (1981, по мотивам сказки А.Погорельского, реж. В.Гресь). Высокий уровень кинематографической пластики в этих работах. Утверждение духовности как высшего мерила человеческой ценности.

Научно-фантастические фильмы «Москва - Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам» (1974-1981) - трилогия режиссера Р.Викторова. Проблема «очеловечивания» Вселенной в этих работах.

Обращение к детскому и юношескому кинематографу мастеров «взрослого» кино. «Дочки-матери» (1975, авт. сцен. А.Володин, реж. С.Герасимов), «Чужие письма» (1976, авт. сцен. Н.Рязанцева, реж. И.Авербах), «Белый Бим Черное ухо» (1977, авт. сцен, и реж. С.Ростоцкий, по одноименной повести Г.Троепольского). Этическая проблематика картин.

Историко-революционная тема

Снижение художественного уровня воплощения историко-революционной темы. Поверхностное, облегченное изображение гражданской войны во многих кинопроизведениях.

Творческие поиски и обретения в некоторых фильмах этого периода.

«Бег» (1971, по роману «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» М.Булгакова, авт. сцен, и реж. А.Алов и В.Наумов). Принципы трактовки литературного материала. Особенности композиционного и жанрового решения. Героика и гротеск в образном строе фильма. Актерский ансамбль: М.Ульянов, А.Баталов, В.Дворжецкий, Е.Евстигнеев, В.Басов. Работа оператора Л.Пааташвили.

Фильмы режиссера Н.Мащенко «Комиссары» (1970, по мотивам одноименной повести Ю.Либединского), «Иду к тебе» (1971), «Как закалялась сталь» (1973, многосерийный телевизионный фильм по одноименному роману Н.Островского). Нравственная проблематика фильмов. Образы Громова (И.Миколайчук, «Комиссары»), Леси Украинки (А.Демидова, «Иду к тебе»), Павла Корчагина (В.Конкин, «Как закалялась сталь»). Жанрово-стилевые особенности фильмов Н.Мащенко.

«Чрезвычайный комиссар» (1970, авт. сцен. О.Агишев, А.Хамраев, реж. А. Хамраев). Фильм как публицистическая драма. Образы Кобозева (А.Джигарханян) и Ходжаева (С.Чокморов). Документальное начало в образном строе фильма.

«Цену смерти спроси у мертвых» (1978, авт. сцен. М.Уит, реж. К.Кийск, опер. Ю.Силларт). Нравственный смысл противоборства Соммер (Ю.Кисиелюс) - Бруно (Г.Гирдвайнис). Документальное начало и экпрессивная образность в стилевом решении фильма.

«Агония» (1975, ВЭ- 1981, авт. сцен. С.Лунгин, И.Нусинов, реж. Э.Климов). История замысла и постановки. Новизна исторического материала. Авторская концепция. Принципы жанрового решения. Образы Распутина (А.Петренко), Николая II (А.Ромашин), Вырубовой (А.Фрейндлих), Манусевича-Мануйлова (Л.Броневой) и др. Изобразительное решение фильма (опер. Л. Калашников, худ. С.Воронков, Ш.Абдусаламов).

«Ленин в Париже» (1981, авт, сцен. Е.Габрилович, С.Юткевич, реж. С.Юткевич, опер. Н.Немоляев, худ. Л.Кусакова). Модель политического фильма. Особенности композиции. Метод «коллажа». Экспериментальный характер фильма. Противоречивость художественного итога.

«Красные колокола» (1982, фильм первый «Мексика в огне», фильм второй - «Я видел рождение нового мира», совместное производство СССР, Мексики, Италии, авт. сцен. С.Бондарчук, А.Сатуэра, реж. С.Бондарчук). Попытка обращения к опыту советского эпического кинематографа 1920 - 1930-х годов. Высокий профессионализм изобразительного решения (опер. В.Юсов, худ. Л.Шенгелия). Масштабность массовых эпизодов. Идеологический схематизм общей концепции, плакатность персонажей.

Плодотворное использование жанровых механизмов «вестерна» в фильмах о гражданской войне «Седьмая пуля» (1972) реж. А.Хамраева и «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) реж. Н.Михалкова.

Девальвация историко-революционной темы в фильмах «Ищи ветра» (1978, реж В.Любомудров), «Поговорим, брат» (1978, реж. Ю.Чулюкин), «Шестой» (1981, реж.


С.Гаспаров) и многих других. Поверхностное, облегченное изображение событий гражданской войны.

Исчерпанность традиционных подходов к историко-революционной теме. Необходимость поиска новых идеологических и художественных решений.

Фильмы о Великой Отечественной войне

Развитие военной темы в этот период. Новые художественные решения. Достижения и потери.

Цикл фильмов «Освобождение» («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм» (1970-1972), авт. сцен. .Ю.Бондарев, О.Курганов, Ю.Озеров, реж. Ю.Озеров, опер. М.Слабневич, худ. А.Мягков). Историко-документальная основа цикла и идеологическая корректировка истории Великой Отечест­венной войны. Образы реальных исторических деятелей и вымышленные образы рядовых участников войны в сюжетной структуре цикла. Образы маршала Г.К.Жукова (М.Ульянов), капитана Цветаева (Н.Олялин), санинструктора Зои (Л.Голубкина), солдата Дорожкина (В. Носик) и др. Идеализация личности Сталина. Постановочная масштабность батальных эпизодов, иллюзия документальности в изобразительной манере (опер. И.Слабневич, худ. А.Мягкоа).

Приверженность официальным идеологическим и политическим схемам, поверхностная иллюстративность в фильмах Ю.Озерова «Солдаты свободы» (1977) и «Битва за Москву» (1985).

«Они сражались за Родину» (1975, по одноименному роману М.Шолохова, авт. сцен, и реж. С.Бондарчук). Внешняя «камерность» фабулы и внутренняя эпичность сюжета. Народность и национальное своеобразие образов Лопахина (В.Шукшин), Стрельцова (В.Тихонов), Звягинцева (С.Бондарчук), Копытовского (Г.Бурков), Некрасова (Ю.Никулин), Поприщенко (И.Лапиков). Тщательное, детальное воспроизведение воинских будней (опер. В.Юсов, худ. Ф.Ясюкевич).

«Белая птица с черной отметиной» (1972, авт. сцен. И.Миколайчук, Ю.Ильенко, реж. Ю.Ильенко). Синтез исторического и мифологического в структуре фильма. Тема Великой Отечественной войны в структуре картины. Связь образного языка фильма с опытом украинского национального фольклора. Поэтическая условность изобразительного ре­шения (опер. В.Калюта, худ. А.Мамонтов).

Лирико-драматическое воплощение темы Великой Отечественной войны в фильме режиссера С.Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972, по одноименной повести Б.Васильева, авт. сцен. Б.Васильев, С.Ростоцкий). Сюжет и характеры. Актерский ансамбль: А.Мартынов, Е. Драпеко, О.Остроумова, И.Шевчук и др.

Новые подходы к художественному осмыслению материала Великой Отечественной войны в фильмах А.Германа, Л.Шепитько, Э.Климова и некоторых других мастеров. Разрушение сложившихся стереотипов. Активизация личностного авторского начала. Углубление нравственной проблематики, обогащение гуманистического потенциала. Новые формы синтеза документального и игрового.

«Проверка на дорогах» (1971, ВЭ- 1986, по мотивам военной прозы Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский, реж. А.Герман). Переосмысление канонов «партизанского» фильма. Духовная напряженность сюжета. Нравственный смысл драматического конфликта. Образы Локоткова (Р.Быков), Лазарева (В.Заманский), майора (А.Солоницин), Соломина (О.Борисов). Особенности изобразительной манеры (опер. В.Федосов, худ. В.Юркевич). Драматическая судьба фильма.

«Двадцать дней без войны» (1977, по мотивам повести К.Симонова «Из записок Лопатина», авт. сцен. К.Симонов, реж. А.Герман). Тщательность воссоздания бытовых реалий и образ времени. Образы Лопатина (Ю.Никулин) и Ники (Л.Гурченко).

Фильм А.Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984, по запискам и повестям Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский). Особенности композиции, авторское начало в фильме. Образ предвоенной эпохи и нравственно-психологический облик поколения. Образы Лапшина (А.Болтнев), Адашовой (Н.Русланова), Ханина (А.Миронов). Новый уровень синтеза документального и игрового начал в образной структуре фильма, актерском исполнении, изобразительном строе (опер. В.Федосов, худ. Ю.Пугач) и


 




 


Ю.Ильенко). Синтез исторического и мифологического в структуре фильма. Тема Великой Отечественной войны в структуре картины. Связь образного языка фильма с опытом украинского национального фольклора. Поэтическая условность изобразительного ре­шения (опер. В.Калюта, худ. А.Мамонтов).

Лирико-драматическое воплощение темы Великой Отечественной войны в фильме режиссера С.Ростоцкого «А зори здесь тихие» (1972, по одноименной повести Б.Васильева, авт. сцен. Б.Васильев, С.Ростоцкий) Сюжет и характеры. Актерский ансамбль: А.Мартынов, Е. Драпеко, О.Остроумова, И Шевчуки др.

Новые подходы к художественному осмыслению материала Великой Отечественной войны в фильмах А.Германа, Л.Шепитько, Э.Климова и некоторых других мастеров. Разрушение сложившихся стереотипов. Активизация личностного авторского начала. Углубление нравственной проблематики, обогащение гуманистического потенциала. Новые формы синтеза документального и игрового.

«Проверка на дорогах» (1971, ВЭ - 1986, по мотивам военной прозы Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский, реж. АГерман). Переосмысление канонов «партизанского» фильма. Духовная напряженность сюжета. Нравственный смысл драматического конфликта. Образы Локоткова (Р.Быков), Лазарева (В.Заманский), майора (А.Солоницин), Соломина (О.Борисов). Особенности изобразительной манеры (опер. В.Федосов, худ. В.Юркевич). Драматическая судьба фильма.

«Двадцать дней без войны» (1977, по мотивам повести К.Симонова «Из записок Лопатина», авт. сцен. К.Симонов, реж. А.Герман). Тщательность воссоздания бытовых реалий и образ времени. Образы Лопатина (Ю.Никулин) и Ники (Л.Гурченко).

Фильм А.Германа «Мой друг Иван Лапшин» (1984, по запискам и повестям Ю.Германа, авт. сцен. Э.Володарский). Особенности композиции, авторское начало в фильме. Образ предвоенной эпохи и нравственно-психологический облик поколения. Образы Лапшина (А.Болтнев), Адашовой (Н.Русланова), Ханина (А.Миронов). Новый уровень синтеза документального и игрового начал в образной структуре фильма, актерском исполнении, изобразительном строе (опер. В.Федосов, худ. Ю.Пугач) и музыкально-звуковом решении (комп. А.Гагуашвили).

Творческий опыт А.Германа и воплощение темы Великой Отечественной войны в фильмах «ленинградской школы» - «Торпедоносцы» (1983, по мотивам военных рассказов Ю.Германа, авт. сцен. С. Кармалита, реж. С. Аранович), «Порох» (1985, авт. сцен. В.Аристов, А.Макаров, реж. В.Аристов), «Соло» (1980, авт. сцен. А.Шульгина, реж. К.Лопушанский).

Проза Василя Быкова на экране. «Восхождение» (1977, по повести «Сотников», авт. сцен. Ю.Клепиков, Л.Шепитько, худ. Ю.Ракша, опер. В.Чухнов, реж. Л.Шепитько; «Знак беды», 1986, авт. сцен. Е. Григорьев, О. Никич, по одноименной повести, реж. М.Пташук.

«Восхождение». Притча как жанровая основа картины. Библейские мотивы в образном строе фильма и его философско-нравственная проблематика. Образы Сотникова (Б.Плотников), Рыбака (В.Гостюхин), Портнова (АСолоницин). Эстетический потенциал черно-белого изображения и изобразительная стилистика фильма.

Начало работы над фильмом по роману В.Распутина «Прощание с Матерой». Трагическая гибель в 1979 году. Вклад Л.Шепитько в развитие киноискусства.

«Факт» (1982, авт. сцен. В.Жалакявичюс, реж. А.Грикявичюс, опер. Д.Печюра). Документальность сюжетной основы. Особенности композиций и стиля. Актерский ансамбль: А.Кайдановский, Р.Адомайтис, Д.Банионис, Ю.Будрайтис, В.Майнелите, Е.Соловей и др.

«Иди и смотри» (1985, по «Хатынской повести» А.Адамовйча, авт. сцен. А.Адамович, реж. Э.Климов, опер. А.Родионов, худ. В.Петров, комп. О.Янченко, звукооператор В.Морс). Эпическое и драматическое в композиции фильма и его трагедийный пафос. Образ Флёры (А.Кравченко) и образ народа в фильме. Философское осмысление феномена фашизма, психологии коллективного преступления. Документальное и игровое в образной структуре картины. Теория «монтажа аттракционов» С.Эйзенштейна и монтаж «эмоциональных ударов» в фильме. Особенности звукового решения. Антифашистский гуманистический пафос фильма, его международный успех.

Тема духовных, нравственных последствий войны в фильмах режиссера Н.Губенко «Пришел солдат с фронта» (1972, авт. сцен. В.Шукшин), «Подранки» (1977, авт. сцен.


Изобразительное решение фильмов (худ. А.Адабашьян, опер. П.Лебешев).

«Васса» (1983, реж. Г.Панфилов). Сценическая традиция постановки пьесы М.Горького «Васса Железнова» и трагедийная трактовка заглавного образа на экране (И.Чурикова). Воссоздание быта и метафорическая образность.

Истооизм как характерная особенность современного экранного мышления

Обращение В.Шукшина к исторической теме. Судьба замысла фильма о Степане Разине, роман В.Шукшина «Я пришел дать вам волю».

Продолжение традиции «объективного» стиля воссоздания истории. Многочисленные просчеты и неудачи («Емельян Пугачев», «Ярослав Мудрый» и др.).

Попытка авторской интерпретации исторических событий, разработка «субъективного» стиля; поиски яркого экранного образа, жанровое своеобразие некоторых фильмов на историческую тему. Интерес к историко-биографическому материалу.

Последние работы С.Герасимова - «Юность Петра», «В начале славных дел» (1980) и «Лев Толстой» (1984). Проблема «герой и эпоха», решаемая на биографическом материале. Поэтизация образа «юности», «начала» России. Тема трагического противостояния прогрессивных начинаний и реакции.

Нравственная проблематика фильма «Лев Толстой». Особенности композиции и стиля. Л.Н.Толстой в исполнении С.Герасимова. Иллюстративность некоторых персонажей из окружения писателя.

«Юность гения» (1983, реж. Э.Ишмухамедов). Исторический герой и авторская интерпретация событий далекого прошлого. Незаурядная личность и общество -оригинальность трактовки известной проблемы. Национальный колорит картины. Эпический сюжет и поэтическая интерпретация.

Относительный успех фильмов, осмысляющих историю с позиций современности. Исторический материал и автор. Жанровое своеобразие исторического фильма (сказание, легенда, баллада) и другие способы реализации исторической темы.

Кинокомедия и музыкальный Фильм

Трудности кинокомедии на новом этапе. Традиции и поиски новых решений

Дальнейшее развитие творческого содружества Э.Рязанова и Э.Брагинского. Успех лирических комедий «Ирония судьбы» (1975), «Служебный роман» (1977). Особенности их жанровой структуры. Трудная судьба сатирической комедии «Гараж» (1980). Возвращение к лирической комедии в фильме «Вокзал для двоих» (1983).

Своеобразие комедийного дара Г.Данелии. «Афоня» (1975), «Мимино» (1978), трагикомедия «Осенний марафон» (1980). Антигерой эпохи Бузыкин (О.Басилашвили).

Появление новых режиссеров комедийного фильма.

В.Титов и его комедии «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1972) и «Здравствуйте, я ваша тетя» (1975).

Комедии режиссера С.Овчарова «Нескладуха», «Небывальщина» (1984), «Левша» (1985). Обращение к мотивам и образам русского фольклора, активное использование новых средств киновыразительности.

Комедийное начало в драматургии В.Мережко. Сложности реализации его комедийных сценариев. Социальные и нравственные аспекты творчества кинодраматурга. Наиболее удачные комедийные фильмы по сценариям В.Мережко: «Здравствуй и прощай» (1973, реж. В.Мельников), «Родня» (1982, реж. Н.Михалков).

Традиции комедий 30-50-х годов в фильме В.Меньшова «Любовь и голуби» (1984, авт. сцен. В. Гуркин).

Активное развитие грузинской кинокомедии. Комедийные короткометражки. Комедия И.Квирикадзе «Городок Анара» (1977). Трудная судьба его сатирической комедии на историческом материале «Пловец» (1982).

Кинокомедии Э.Шенгелая «Чудаки» (1974, авт. сцен. Р.Габриадзе) и «Голубые горы, или Необыкновенная история» (1984, авт. сцен. Р.Чейшвили). Жанровые особенности


 




фильмов. Яркое социальное звучание и оригинальная кинематографическая форма.

Комедийное решение современной темы в белорусском фильме «Белые росы» (1984, авт. сцен. А Дударев, реж. И.Добролюбов).

Увеличение количества комедийных фильмов и низкий художественный уровень многих из них. Изменение лица комедии: кризис нарядной, праздничной комедии и ее вытеснение бытовой, сатирической, фольклорной, комедией-притчей.

Ориентация на яркие зрелищные формы, способные привлечь внимание массового зрителя.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!