Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО



Кинематограф, развиваясь по своим специфическим, относительно самостоятельным законам, в то же время неразрывно связан с историей государства, развитием общества, с общекультурным процессом. Это определяет подходы к периодизации истории кино.

Курс «История отечественного кино» включает три раздела.

В первом из них (1896-1919), определяемом сегодня историками как «раннее русское кино», рассматривается развитие кино в дореволюционной России, в условиях рыночной конкуренции и относительной свободы от идеологических регламентации со стороны государства и политических партий, конец которой положила осуществленная большевистской властью национализация кинодела. Во втором разделе (1919-1985) освещается история отечественного кино после национализации, когда кинопромышлен­ность и прокат становятся государственными, и развитие кино происходит в условиях партийно-государственного идеологического диктата. С основанием СССР советская кинематография включает в свою структуру кинематографии вошедших в Союз национальных республик и приобретает многонациональный, но предельно централизованный характер. В третьем разделе рассматривается новейший этап развития отечественного кино. Начало ему положили политические реформы в середине 1980-х годов, за которыми последовали перемены в жизни самого кинематографа: освобождение от партийно-государственного контроля, разгосударствление кинопроизводства и проката, а с развалом в 1991 году Советского Союза отпадение национальных кинематографий и возвращение постсоветскому кинематографу статуса исключительно российского.

В раннем российском кино современное киноведение выделяет три основных периода.

Первый период (1896-1907) - кинематограф в России до начала собственного кинопроизводства. Российский кинорынок представлен фильмами исключительно зарубежного производства или лентами, снятыми в России представительствами иностранных кинофирм.

Второй период (1908-1914) - от рождения собственного кинопроизводства до начала первой мировой войны. В эти годы возникают первые отечественные кинофирмы.



формируются технические и творческие кадры, намечаются основные тематические и жанровые пристрастия отечественного кинорепертуара. Идет поиск и освоение элементарных средств кинематографической выразительности, накопление элементов нового искусства.

Третий период (1914-1919) - начало первой мировой войны - национализация кинодела. Это годы бурного количественного и качественного роста отечественного кино. Более интенсивными и плодотворными становятся поиски специфических средств экранной выразительности. В кино приходят талантливые представители театра, живописи, литературы. Появляются значительные в художественном отношении кинопроизведения. Русское кино занимает достойное место среди других кинематографически развитых стран, не обладая еще, правда, собственным производством киноаппаратуры и пленки. Февральская революция открывала перед отечественным кинематографом перспективы существования в условиях демократи­ческого государства. Однако после октября 1917 года развитие отечественного кино пошло по пути «социализации» искусства.



В истории советского кино с некоторой долей условности можно выделить семь периодов:

Первый период (1919-1921) - становление советского кино в годы гражданской войны. Уже в самом начале периода создаются первые советские государственные киноорганизации, стремящиеся использовать агитационно-пропагандистские и просве­тительские возможности кино в интересах новой власти. После национализации советской властью кинематографической промышленности и проката (кстати, еще царское правительство в 1916 году выдвигало проект национализации кинематографа) завершает свое существование отечественное кинопредпринимательство. Многие кинопредприниматели вместе со значительной частью видных режиссеров и актеров продолжают снимать фильмы в Крыму, а после занятия Крыма Красной Армией эмигрируют за границу. Большевистская партия и советское государство определяют в общих чертах цели и задачи советской кинематографии. Осуществляются первые шаги по пути развития советского государственного кинопроизводства, главным образом, в области кинохроники и агитфильмов. Создаются руководящие организации.



Второй период - двадцатые годы (1922-1929). В этот период в условиях НЭПа расширяется кинопроизводство, растет киносеть. Возрождается производство фильмов популярных жанров. Осуществляя идеологический контроль в области кино, большевистская партия и советское государство предоставляют кинематографистам относительную свободу в выборе художественных средств, в области творческого эксперимента. В кино приходят молодые талантливые художники, искренне увлеченные идеями социалистической революции. Процесс художественного воплощения рево­люционных событий сочетается в их творчестве со смелыми экспериментами и новаторскими открытиями в области языка кино, теоретическим осмыслением специфики кино как искусства.

Период двадцатых годов делится на два этапа. В 1921-1924 годах налаживается кинопроизводство в РСФСР и других республиках, в кино приходят новые творческие силы, продолжается освоение новой тематики. В 1925-1930 годах значительно расширяется производство фильмов, повышается их эстетическая ценность, происходит качественный скачок в становлении кино как искусства. Появляются такие классические произведения немого экрана, как «Броненосец "Потемкин"», «Мать», «Земля», выдвинувшие в те годы советское кино в авангард мирового искусства.

Третий период - тридцатые годы (1930-1940). Этот период включает два этапа. рождение звукового кино (1930-1934) и развитие кинематографа во второй половине тридцатых годов (1935-1940). Первый из них характеризуется активными поисками и обретениями в области творческого освоения звука. Завершается этот этап появлением фильма «Чапаев», отчетливо воплотившего стремление экрана к синтезу эстетического опыта монтажно-типажного кинематографа и возможностей звукового кино в создании сюжетных структур, основанных на драматических столкновениях характеров. В киноискусстве второй половины тридцатых годов эта тенденция становится главенствующей. Кинематограф этого времени имеет определенные достижения в


области режиссуры, изобразительного решения фильма, актерского мастерства, киномузыки. Многие фильмы пользуются широчайшей зрительской популярностью. Вместе с тем именно в эти годы единым для всех деятелей искусства творческим мето­дом объявляется социалистический реализм, нормы которого предписывают художникам строгое следование официальным идеологическим постулатам, ограничивают свободу творчества, поиски в области формы. В условиях стабилизации тоталитаризма власти стараются использовать кинематограф для утверждения в массовом сознании идеологических мифов.

Четвертый период - годы Великой Отечественной войны (1941-1945), когда идеология и искусство были подчинены задачам военного времени, мобилизации духовных сил народа на разгром оккупантов. Это обусловило своеобразные черты в идейно-художественном облике кинематографа той поры, прежде всего - его агитационность, публицистичность, расширение рамок в изображении на экране человеческого страдания. Такие фильмы военных лет, как «Радуга», «Нашествие», «Она защищает Родину», некоторые документальные фильмы получили международное признание, оказав, в частности, влияние на формирование итальянского неореализма

Пятый период - годы послевоенного восстановления (1946-1952) - один из самых трудных в истории многонационального кинематографа. В эти годы развитие киноискусства было осложнено как экономическими трудностями, так и новым ужесточением тоталитарного режима, усилением культа личности Сталина, волюнтаризмом партийно-государственного руководства кинематографом, жесткой регламентацией кинопроизводства в свете Постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам идеологии (1946-1948 гг.). В эти годы принимается решение о предельном сокращении кинопроизводства, вводится жесточайшее тематическое планирование, утверждаются бесконфликтность, схематизм, парадность в творчестве и догматизм в теории и критике. Кинематограф находится в состоянии глубочайшего кризиса.

Шестой период - развитие кино в пятидесятые-шестидесятые годы. В этот период после смерти Сталина и особенно после XX съезда КПСС наступает пора «оттепели» Партийно-государственное руководство духовной сферой становится в известной, весьма относительной, степени более мягким, либеральным. Повышается творческая активность художественной интеллигенции. В кинематографе завершается период «малокартинья», динамично расширяется кинопроизводство, к самостоятельному творчеству приходят новые поколения кинематографистов, обретают творческую зрелость все республиканские кинематографии. Обновляется и обогащается гуманистический потенциал экрана, его образный язык и жанрово-стилевая палитра. Повышается роль критики и теоретических исследований в формировании новых тенденций кинопроцесса Разумеется, и в этот период кинематограф не свободен от сложностей развития, однако на первый план выступают позитивные тенденции.

Седьмой период - это киноискусство семидесятых - первой половины восьмидесятых годов, когда в жизни страны все явственнее проступают кризисные, застойные явления. Многие талантливые мастера кино разных поколений продолжают развивать лучшие традиции предыдущего периода, сталкиваясь при этом со стремлением властей превратить кинематограф в рупор официальных идеологических установок. Перемены начинаются с вступлением страны в полосу перестройки, начатой М.С.Горбачевым в апреле 1985 года.

Третий раздел курса «История отечественного кино» охватывает постсоветский период его развития: процессы и явления в киноискусстве последних полутора десятилетий двадцатого века (1986-й -1990-е годы).

На состоявшемся в мае 1986 года V съезде Союза кинематографистов СССР, ставшем началом нового периода, резкой критике подверглись бюрократическая централизация кинопроизводства, идеологический контроль за процессом творчества и другие пороки системы государственной кинематографии. Этому периоду свойственны черты переходности, неустойчивости. Позже с достаточной определенностью проявились его негативные тенденции. В 1991 году прекратил свое существование СССР и, соответственно, советское многонациональное кино. Реформирующийся российский кинематограф начинает с активной конфронтации с наследием советского кино, его


 




идеологией и его приоритетами. Экран почти безразличен к зрительскому отклику, решает полемические внутрикинематографические задачи, ведет борьбу с прошлым на своей территории. Происходит разгосударствление кинопроизводства и проката При сохранении определенной государственной поддержки кинематограф в России пытается идти по пути частного и кооперативного предпринимательства. Это оборачивается сначала коротким период «многокартинья» за счет продукции многочисленных кооперативных студий, а затем - общим сокращением кинопроизводства вследствие сокращения государственного финансирования. Со всей остротой встает проблема выживания отечественного кино. Предпринимаются попытки преодолеть производственный и творческий кризис. К концу 1990-х годов появляются признаки возрождения отечественного кинопроизводства. На экраны выходят картины, вызывающие широкий зрительский интерес. Со второй половины 90-х годов происходит становление продюсерского кинематографа, что привело к смене образной выразительности, традиционной для отечественного фильма. Усилилось влияние других экранных искусств.

Явления и тенденции, наблюдаемые в начале нового века, истоки которых уходят в 1990-е годы, еще далеки от завершения, они не стали историей - это сегодняшний и завтрашний день отечественного кино. Поэтому киноискусство данного периода пока целесообразно рассматривать не в курсе истории отечественного кино, а в рамках курса «Мастерство кинокритика» и семинара «Современный фильм», опирающихся на материалы текущего кинопроцесса.

Изложенная выше периодизация лежит в основе курса «История отечественного кино», читаемого во ВГИКе, она, в основном, принята также во многих других учебных и научно-исследовательских учреждениях, отражена в исследованиях по истории кино

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ КУРСА

По окончании курса студенты должны обладать конкретными знаниями об основных закономерностях и тенденциях исторического развития отечественного киноискусства и его отдельных периодах, о своеобразии и творческой эволюции ведущих мастеров. Студенты должны уметь квалифицированно анализировать и оценивать явления и процессы, характеризующие развитие отечественного киноискусства на протяжении его истории. Знания, полученные в процессе изучения курса, студенты должны использовать в своей будущей профессиональной деятельности в качестве киноведа, критика, редактора киностудий и телеканалов, методиста в системе кинофикации и проката, лектора и т.п.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

В обобщенном виде методологические и теоретические основы курса истории отечественного кино представлены во Введении. Проблемно-тематический анализ кинопроцесса в рамках отдельных периодов истории отечественного кино сочетается в курсе с исследованием творчества наиболее значительных мастеров кино, их теоретических взглядов и созданных ими фильмов. Синтетическая природа кино и коллективный характер кинотворчества предопределяют необходимость анализировать при этом не только работу режиссера, но и других ведущих участников создания кинопроизведения.

В курсе рассматривается главным образом история игрового кино. Лишь в разделах «Рождение советского кино», «Киноискусство 20-х годов», «Киноискусство в годы Великой Отечественной войны» речь идет также и о развитии хроникально-документального кино, которое в эти периоды оказывало особое влияние на художественно-игровой кинематограф. Более полно развитие документального и научно-популярного кино изучается в рамках курса «История и теория неигровых видов кино» История отечественного анимационного фильма изучается в рамках курса «История и


теория художественной мультипликации».

«История отечественного кино» читается на киноведческом отделении ВГИКа на I-V

I курсах..Основные виды занятий - лекции, семинары, консультации, учебные просмотры

фильмов, индивидуальная работа студентов.

j В лекциях освещаются важнейшие проблемы истории кино, характеризуются

отдельные периоды его развития, особенности и эволюция творчества ведущих мастеров, идейно-художественное своеобразие фильмов.

На семинарских занятиях закрепляется пройденный материал, обсуждаются подготовленные студентами учебные и курсовые работы.

Учебные просмотры знакомят студентов с наиболее значительными и характерными произведениями отечественного кино. Просмотры предваряются вступительным словом педагога.

) Кроме аудиторных занятий по истории кино, учебным планом предусмотрены также

индивидуальные консультации, в процессе которых педагог может оказать методическую помощь студентам в подготовке к семинарским занятиям, дополнительно разъяснить материал курса, ориентировать студентов в выборе темы курсовых работ, консультировать в процессе их написания. Индивидуальные консультации, так же, как и семинарские занятия, являются одной из форм контроля за усвоением студентами материала курса и их самостоятельной работой.

В процессе обучения студенты пишут курсовые работы по истории отечественного кино. Эти работы имеют целью самостоятельное научно-творческое осмысление конкретных вопросов истории отечественного киноискусства, развитие навыков научного исследования в области киноведения. Они являются необходимым этапом, предваряющим работу студентов над дипломными сочинениями. Курсовая работа должна быть написана на основе просмотренных фильмов, изучения соответствующей киноведческой, общеэстетической литературы и архивных материалов. Темы курсовых

| работ утверждаются педагогом, исходя из содержания программы курса и с учетом

индивидуальных возможностей и научных интересов студента. Курсовые работы, как правило, оцениваются зачетом с дифференцированной оценкой. В конце каждого семестра студенты сдают зачеты или экзамены.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!