Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!



1. Алиф. Лам. Мим. Сад. المص
2. Тебе ниспослано Писание, которое не должно сжимать твою грудь, дабы ты увещевал им и наставлял верующих. كِتَابٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ فَلاَ يَكُن فِي صَدْرِكَ حَرَجٌ مِّنْهُ لِتُنذِرَ بِهِ وَذِكْرَى لِلْمُؤْمِنِينَ

Всевышний разъяснил Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, величие Корана. Это славное писание содержит все, в чем нуждаются рабы Божьи. В нем подробно разъясняются все божественные требования и религиозные предписания.

О Мухаммад! Это писание не угнетает человека и не порождает сомнения. Напротив, оно является Откровением Мудрого и Достохвального Господа и самой правдивой речью, подступиться к которой ложь не может ни спереди, ни сзади. Посему раскрой для него свою грудь, обрети уверенность и придерживайся его повелений и запретов и не опасайся тех, кто станет порицать тебя или противиться тебе. Увещевай посредством него творения и давай им наставления. Доноси истину до тех, кто упорствует в неверии, и читай проповеди правоверным.

По этому поводу Всевышний также сказал:

وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَى تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ

«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (51:55). Благодаря этому наставлению они вспоминают о необходимости следовать прямым путем, вспоминают о праведных деяниях, совершать которые следует душой и телом, а также вспоминают о том, что мешает рабам следовать прямым путем. Затем Аллах обратился к Своим рабам и велел им руководствоваться Небесным Писанием.

Всевышний сказал:



3.Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными помощниками, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание! اتَّبِعُواْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكُم مِّن رَّبِّكُمْ وَلاَ تَتَّبِعُواْ مِن دُونِهِ أَوْلِيَاء قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ

Руководствуйтесь писанием, которое было ниспослано ради вас. Ваш Господь пожелал ниспослать его, дабы завершить оказанную вам милость. И если теперь, когда оно ниспослано, вы будете следовать его заповедям, то насладитесь величайшей милостью своего Господа и станете на путь праведных деяний и превосходного нрава. Не признавайте своими возлюбленными и покровителями кого-либо, помимо Аллаха, не потакайте их желаниям и не отказывайтесь ради них от истины. Но как же редко вы прислушиваетесь к наставлениям! А если бы вы прислушались к ним и поняли, что может принести вам пользу, то не стали бы отдавать предпочтение тому, что причиняет вред, и отказываться от того, что приносит пользу, и не стали бы отдавать предпочтение врагу перед благодетелем.

4. Сколько же селений Мы погубили! Наше наказание поражало их ночью или во время полуденного отдыха وَكَم مِّن قَرْيَةٍ أَهْلَكْنَاهَا فَجَاءهَا بَأْسُنَا بَيَاتًا أَوْ هُمْ قَآئِلُونَ

Аллах пригрозил людям наказанием, постигшим народы, которые отказались уверовать, когда к ним явились посланники. Аллах запретил походить на таких неверующих, поскольку лютая кара постигала неверующих, когда они беспечно отдыхали и даже не помышляли о погибели. Когда же их постигало наказание, они уже не могли избавиться от него. Божества, на которых они надеялись, не принесли им никакой пользы, и они не могли отречься от несправедливостей и злодеяний, которые они совершили.



5. А когда Наше наказание поражало их, они лишь говорили: «Воистину, мы были несправедливы!» فَمَا كَانَ دَعْوَاهُمْ إِذْ جَاءهُمْ بَأْسُنَا إِلاَّ أَن قَالُواْ إِنَّا كُنَّا ظَالِمِينَ

Всевышний также сказал:

وَكَمْ قَصَمْنَا مِن قَرْيَةٍ كَانَتْ ظَالِمَةً وَأَنشَأْنَا بَعْدَهَا قَوْمًا آخَرِينَ فَلَمَّا أَحَسُّوا بَأْسَنَا إِذَا هُم مِّنْهَا يَرْكُضُونَ لَا تَرْكُضُوا وَارْجِعُوا إِلَى مَا أُتْرِفْتُمْ فِيهِ وَمَسَاكِنِكُمْ لَعَلَّكُمْ تُسْأَلُونَ قَالُوا يَا وَيْلَنَا إِنَّا كُنَّا ظَالِمِينَ فَمَا زَالَت تِّلْكَ دَعْوَاهُمْ حَتَّى جَعَلْنَاهُمْ حَصِيدًا خَامِدِينَ

«Сколько Мы разрушили селений, которые были несправедливы, сотворив после них другие народы! Когда они чувствовали Наше наказание, то бросались бежать от него. Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь, и в свои жилища, быть может, к вам будут обращаться с просьбами! Они говорили: «О горе нам! Воистину, мы были несправедливы!» Они продолжали так взывать, пока Мы не превратили их в затухшее жнивье» (21:11-15).

6. Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников. فَلَنَسْأَلَنَّ الَّذِينَ أُرْسِلَ إِلَيْهِمْ وَلَنَسْأَلَنَّ الْمُرْسَلِينَ

Народы, к которым Аллах отправил посланников, непременно будут спрошены о том, как они ответили на призыв Божьих посланников. Всевышний сказал:

وَيَوْمَ يُنَادِيهِمْ فَيَقُولُ مَاذَا أَجَبْتُمُ الْمُرْسَلِينَفَعَمِيَتْ عَلَيْهِمُ الْأَنبَاء يَوْمَئِذٍ فَهُمْ لَا يَتَسَاءلُونَ

«В тот день Он воззовет к ним и скажет: «Что вы ответили посланникам?»&В тот день известия будут сокрыты от них, и они не будут расспрашивать друг друга» (28:65-66). Аллах также призовет к ответу посланников, которые будут спрошены о том, донесли ли они до людей послания своего Господа и что им ответили их народы.

7. Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания. Мы никогда не отсутствовали. فَلَنَقُصَّنَّ عَلَيْهِم بِعِلْمٍ وَمَا كُنَّا غَآئِبِينَ

Мы непременно расскажем творениям обо всем, что они совершили, поскольку нам прекрасно известно об их поступках. Мы были всегда и никогда не отсутствовали. Всевышний также сказал: وَلَقَدْ خَلَقْنَا فَوْقَكُمْ سَبْعَ طَرَائِقَ وَمَا كُنَّا عَنِ الْخَلْقِ غَافِلِينَ

«Воистину, Мы создали над вами семь небес одно над другим. Мы никогда не находились в неведении о творениях» (23:17).

8. В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими. وَالْوَزْنُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ فَمَن ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
9. Те же, чья чаша Весов окажется легче, потеряют самих себя, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям. وَمَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ فَأُوْلَـئِكَ الَّذِينَ خَسِرُواْ أَنفُسَهُم بِمَا كَانُواْ بِآيَاتِنَا يِظْلِمُونَ

Всевышний поведал о воздаянии за совершенные деяния и сообщил, что в День воскресения взвешивать деяния будут справедливо и беспристрастно. Ни с кем не поступят несправедливо, и поэтому праведники, чьи праведные деяния перевесят дурные, окажутся преуспевшими. Они смогут спастись от всего неприятного и обретут все заветное и желанное. Они получат великую выгоду и обретут вечное счастье. А грешники, чаша дурных деяний которых на весах окажется тяжелее, окажутся потерпевшими убыток. Они лишатся вечного блаженства и получат мучительное наказание, поскольку отказывались выполнять свои обязанности и повиноваться Божьим знамениям.

10. Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность! وَلَقَدْ مَكَّنَّاكُمْ فِي الأَرْضِ وَجَعَلْنَا لَكُمْ فِيهَا مَعَايِشَ قَلِيلاً مَّا تَشْكُرُونَ

Всевышний напомнил Своим рабам о милости, которую Он оказал им, когда обеспечил жильем и средствами к существованию.

Аллах приспособил землю для того, чтобы люди могли строить на ней дома и засеивать поля, а также использовать землю в других полезных целях. Аллах взрастил на земле деревья и растения, создал в ней полезные ископаемые и всевозможные вещи, которые люди используют или продают. Он сделал землю пригодной для жизни и научил людей пользоваться этими благами. Но люди лишь изредка благодарят Аллаха, который одарил их многочисленными щедротами и уберег их от всевозможных несчастий.

11. Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. وَلَقَدْ خَلَقْنَاكُمْ ثُمَّ صَوَّرْنَاكُمْ ثُمَّ قُلْنَا لِلْمَلآئِكَةِ اسْجُدُواْ لآدَمَ فَسَجَدُواْ إِلاَّ إِبْلِيسَ لَمْ يَكُن مِّنَ السَّاجِدِينَ

Всевышний поведал потомкам Адама о сотворении того, кто стал прародителем рода человеческого. Аллах создал Адама и наделил его прекрасным обликом и стройным сложением. Всевышний также наделил его знаниями о названиях окружающих вещей и явлений, благодаря чему усовершенствовал его внутренний облик. Затем Всевышний Аллах повелел благородным ангелам поклониться Адаму, выразив ему почтение и признав его превосходство. Ангелы повиновались приказу своего Господа, и только Иблик отказался пасть ниц перед Адамом, поскольку он был высокомерным и самодовольным созданием.

12. Аллах сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины». قَالَ مَا مَنَعَكَ أَلاَّ تَسْجُدَ إِذْ أَمَرْتُكَ قَالَ أَنَاْ خَيْرٌ مِّنْهُ خَلَقْتَنِي مِن نَّارٍ وَخَلَقْتَهُ مِن طِينٍ

Аллах сказал: "Почему ты отказался пасть ниц перед тем, кого Я сотворил своими двумя руками? Я оказал ему великую честь, которой не были удостоены другие творения. Почему же ты ослушался Моего повеления и пренебрег Мною?" Иблис возразил своему Господу и сказал: "Я лучше него, поскольку Ты сотворил меня из огня, а его – из глины". Однако его довод был ошибочным. Он предположил, что творение, созданное из огня, лучше творения, созданного из глины, потому что огонь лучше глины. Однако подобное суждение по аналогии является одним из самых ошибочных суждений, что подтверждается несколькими доводами.

Во-первых, Иблис опирался на суждение по аналогии, которое противоречило Божьему повелению поклониться перед Адамом, и если суждение по аналогии противоречит однозначному предписанию, то оно является ошибочным. Опираться на суждение по аналогии можно в тех случаях, когда нет однозначного предписания Аллаха, и тогда обсуждаемый вопрос можно сравнивать с вопросом, относительно которого есть однозначное предписание Аллаха, и выносить соответствующее суждение. Но если суждение по аналогии противоречит однозначному Божьему предписанию, то признание такого суждения правомочным подразумевает отказ от Божьему предписания. И поэтому такое суждение по аналогии является одним из самых скверных суждений.

Во-вторых, одного только утверждения Иблиса о том, что он лучше Адама, вполне достаточно для того, чтобы изобличить порочность этого создания. Он говорил о своем превосходстве по причине своего высокомерия и самодовольства и наговаривал на Аллаха то, о чем у него не было никакого знания. А что может быть еще большим недостатком?!!

В-третьих, он солгал, когда заявил о превосходстве огня над глиной и землей, потому что земля является смиренным и спокойным созданием, пригодным для земледелия. Она приносит много благ, на ней растут деревья и всевозможные растения, тогда как огонь является неугомонным и безрассудным созданием, которое сжигает и уничтожает.

13. Аллах сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты – один из униженных». قَالَ فَاهْبِطْ مِنْهَا فَمَا يَكُونُ لَكَ أَن تَتَكَبَّرَ فِيهَا فَاخْرُجْ إِنَّكَ مِنَ الصَّاغِرِينَ

Совершив свой гнусный поступок, Иблис пал так низко, что Всевышний Аллах сказал ему: "Низвергнись из рая! Никому не подобает превозноситься здесь, поскольку рай является обителью чистых и благородных творений. Здесь не место скверным и ничтожным тварям". Унижение и презрение стали ему воздаянием за то, что он возгордился и был доволен собой.

14. Иблис сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». قَالَ فَأَنظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ
15. Аллах сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка». قَالَ إِنَّكَ مِنَ المُنظَرِينَ

Когда враг Аллаха открыто заявил о своей ненависти к Аллаху, Адаму и его потомкам, он попросил Аллаха предоставить ему отсрочку до наступления Дня воскресения. Он горел желанием ввести в заблуждение столько потомков Адама, сколько ему удастся. Мудрость Аллаха также требовала, чтобы его рабы были подвергнуты испытанию, поскольку только так можно было отличить правдивых людей от лжецов, а покорных Аллаху праведников – от приспешников врага Аллаха. И поэтому Аллах удовлетворил просьбу Иблиса и предоставил ему отсрочку.

16. Иблис сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ
17. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными». ثُمَّ لآتِيَنَّهُم مِّن بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَن شَمَآئِلِهِمْ وَلاَ تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ

Когда Иблис потерял надежду на милость Аллаха, он сказал: "Я непременно засяду на прямом пути и сделаю все возможное для того, чтобы помешать людям следовать прямым путем! Я буду подходить к ним со всех сторон и использовать любую попытку достичь хотя бы части желаемого". Сатана понимал, что потомки Адама слабы и что многие из них будут пренебрегать своими обязанностями. Наряду с этим он был уверен, что сделает все возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение. Именно поэтому он предположил, что большинство людей будут неблагодарны, и его предположение оказалось правильным. Благодарить надлежащим образом могут те, которые следуют прямым путем. Однако сатана вознамерился сбить людей с этого пути и помешать им стать благодарными рабами.

Всевышний сказал:

إِنَّ الشَّيْطَانَ لَكُمْ عَدُوٌّ فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا إِنَّمَا يَدْعُو حِزْبَهُ لِيَكُونُوا مِنْ أَصْحَابِ السَّعِيرِ

«Воистину, сатана является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями Пламени» (35:6).

Аллах сообщил нам о словах и намерениях Иблиса, дабы мы приняли меры предосторожности и подготовились к встрече с нашим врагом. Аллах пожелал, чтобы мы убереглись от него благодаря познанию путей, по которым следует сатана, и дверей, через которые он входит. Все это является одной из величайших милостей, которую Всевышний Аллах оказал нам.

18. Аллах сказал: «Изыди презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами. قَالَ اخْرُجْ مِنْهَا مَذْؤُومًا مَّدْحُورًا لَّمَن تَبِعَكَ مِنْهُمْ لأَمْلأنَّ جَهَنَّمَ مِنكُمْ أَجْمَعِينَ

Когда Иблис закончил свою речь, Аллах сказал ему: "Ты покинешь Райские сады так, как это подобает ничтожным и презренным творениям. Тебе не будут оказаны почести. Напротив, ты будешь унижен и отвергнут Аллахом. Ты лишишься Божьей милости и всякого добра. А если кто-нибудь из людей последует за тобой, то Преисподняя будет заполнена тобой и всеми твоими последователями". Всевышний поклялся, что Преисподняя станет обителью ослушников и будет заполнена Иблисом и его приспешниками из числа джиннов и людей.

19.О Адам! Поселись в раю вместе со своей супругой. Ешьте, где (или когда) пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь беззаконниками». وَيَا آدَمُ اسْكُنْ أَنتَ وَزَوْجُكَ الْجَنَّةَ فَكُلاَ مِنْ حَيْثُ شِئْتُمَا وَلاَ تَقْرَبَا هَـذِهِ الشَّجَرَةَ فَتَكُونَا مِنَ الظَّالِمِينَ

Аллах предостерег Адама от зла, которое ему мог причинить сатана. Всевышний Аллах также повелел Адаму и его супруге Хавве, сотворение которой было Божьей милостью по отношению к нему, поселиться в райских садах, питаться любыми райскими благами и наслаждаться прелестями, но не приближаться к определенному дереву – питаться его плодами им было запрещено. Аллаху лучше известно, что это было за дерево, и упоминание его названия не принесло бы нам никакой пользы. Адаму и Хавве было запрещено питаться плодами этого дерева, поскольку Аллах сообщил, что в противном случае они окажутся беззаконниками.

20. Дьявол стал наущать их, чтобы обнажить их срамные места, которые были сокрыты от них. Он сказал им: «Ваш Господь запретил вам это дерево только для того, чтобы вы не стали ангелами или бессмертными». فَوَسْوَسَ لَهُمَا الشَّيْطَانُ لِيُبْدِيَ لَهُمَا مَا وُورِيَ عَنْهُمَا مِن سَوْءَاتِهِمَا وَقَالَ مَا نَهَاكُمَا رَبُّكُمَا عَنْ هَـذِهِ الشَّجَرَةِ إِلاَّ أَن تَكُونَا مَلَكَيْنِ أَوْ تَكُونَا مِنَ الْخَالِدِينَ
21. Он поклялся им: «Воистину, я для вас – искренний доброжелатель». وَقَاسَمَهُمَا إِنِّي لَكُمَا لَمِنَ النَّاصِحِينَ

Адам и Хавва исправно выполняли предписание Аллаха до тех пор, пока к ним не явился их заклятый враг. Он принялся наущать их, обманул их и ввел в заблуждение. Он сказал: "Господь запретил вам питаться плодами этого дерева для того, чтобы вы никогда не смогли уподобиться ангелам и обрести вечную жизнь. Поверьте мне, поскольку я искренне желаю вам добра. Именно поэтому я открыл вам эту тайну". Слова сатаны обольстили людей, и в этот момент страстное желание ослепило их разум.

22. Он низвел их (вывел из Рая или воодушевил на грех) обманом, и когда они вкусили от этого дерева, то обнажились их срамные места, и они стали прилеплять на себя райские листья. Тогда Господь их воззвал к ним: «Разве Я не запретил вам это дерево и не сказал вам, что дьявол для вас – явный враг?» فَدَلاَّهُمَا بِغُرُورٍ فَلَمَّا ذَاقَا الشَّجَرَةَ بَدَتْ لَهُمَا سَوْءَاتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ عَلَيْهِمَا مِن وَرَقِ الْجَنَّةِ وَنَادَاهُمَا رَبُّهُمَا أَلَمْ أَنْهَكُمَا عَن تِلْكُمَا الشَّجَرَةِ وَأَقُل لَّكُمَا إِنَّ الشَّيْطَآنَ لَكُمَا عَدُوٌّ مُّبِينٌ

Сатана низвел Адама и Хавву с той высокой ступени, которую они занимали благодаря тому, что целомудренно сторонились грехов и ослушания. Он окунул их в скверну грехов, и они стали есть плоды запретного дерева. Но стоило им вкусить этих плодов, как обнажились их срамные места, которые прежде были сокрыты от их взоров. Богобоязненность, которая была их духовным одеянием, оказывала влияние на их внешний облик, но после совершения греха их срамные места обнажились, и они стали стыдиться друг друга и прилеплять на себя листья райских деревьев, чтобы прикрыть свои срамные места. Тогда Господь обратился к ним с укором и порицанием. Он сказал: "Разве вам не было запрещено питаться плодами этого дерева? Разве вам не было сказано, что сатана является вашим заклятым врагом? Почему же вы совершили запрещенное и послушались своего врага?"

23. Они сказали: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон». قَالاَ رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

Аллах смилостивился над Адамом и Хаввой, позволил им принести покаяние и принял его. Они признали свое прегрешение, попросили Аллаха о прощении и сказали: "Господь наш! Мы совершили греховный поступок, совершать который нам было запрещено, и причинили вред самим себе. Мы совершили грех, который может повлечь за собой великий убыток, если Ты не простишь нас. Смой же наше прегрешение, избавь нас от наказания, прими наше покаяние и убереги нас от подобных поступков".

Аллах простил их, и кораническое откровение гласит:

فَأَكَلَا مِنْهَا فَبَدَتْ لَهُمَا سَوْآتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ عَلَيْهِمَا مِن وَرَقِ الْجَنَّةِ وَعَصَى آدَمُ رَبَّهُ فَغَوَى ثُمَّ اجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَى

«Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение. Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь» (20:121-122). Что же касается Иблиса, то он не перестал грешить и творить беззаконие. Если люди уподобляются Адаму, признают свои прегрешения, просят прощения, сожалеют о содеянном и перестают ослушаться своего Господа, то Господь делает их своими избранниками и наставляет на прямой путь. Но если они уподобляются Иблису, совершают грехи и продолжают приумножать собственное нечестие, то Аллах отдаляет их от себя.

24. Аллах сказал: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования на некоторое время». قَالَ اهْبِطُواْ بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ

Аллах обратился к Адаму и Хавве и велел им покинуть Райские сады. И хотя в этом аяте глагол стоит во множественном числе, повеление покинуть распространялось только на Адама и Хавву, поскольку Иблис был низвергнут на небеса еще раньше. Затем Аллах велел им снизойти на землю вместе с Иблисом, дабы всем стало ясно, что дьяволы будут неразлучно следовать за людьми. Иблис действительно не отлучается от человека, следует за ним по пятам и делает все возможное для того, чтобы ввести в заблуждение потомков Адама.

Из всего сказанного можно заключить, что Аллах изгнал Адама, Хавву и Иблиса из райских садов на землю, где им суждено оставаться врагами друг другу. Земля стала для них временной обителью, в которой они получили возможность наслаждаться и пользоваться мирскими благами до определенного времени.

25. Аллах сказал: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из нее будете выведены». قَالَ فِيهَا تَحْيَوْنَ وَفِيهَا تَمُوتُونَ وَمِنْهَا تُخْرَجُونَ

После низведения Адама, его супруги и потомков на землю, Всевышний Аллах поведал о том, что произойдет с ними на земле. Он сообщил, что на земле им предстоит провести жизнь, преисполненную искушений и испытаний. К ним будут отправлены посланники и ниспосланы писания, после чего они умрут и будут преданы земле. А когда все потомки Адама проживут отведенный для них срок, Аллах воскресит людей, выведет их из земли и поселит в обители, которая станет для них последним пристанищем.

26. О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности – лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание. يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ ذَلِكَ مِنْ آيَاتِ اللّهِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُونَ

Аллах напомнил людям о милости, которую Он оказал им, когда наделил их всем необходимым для одеяния. Под одеянием подразумевается не только красивое убранство, но и яства, напитки, верховые животные, красивые женщины и многое другое. Аллах наделил Своих рабов всем, что им необходимо и даже более того, и разъяснил, что мирские блага не являются смыслом человеческой жизни. Аллах ниспослал их для того, чтобы люди использовали их для поклонения и повиновения своему Господу. Именно поэтому далее Всевышний сообщил, что богобоязненность является самым лучшим одеянием. Это одеяние лучше мирской одежды, поскольку оно остается с человеком навсегда. Оно не стареет и не изнашивается, всегда оставаясь украшением сердца и души. Что же касается мирской одежды, то ею можно прикрыть срамные места в определенное время либо в нее можно принарядиться, однако она не может принести человеку иную пользу. Кроме того, если человек лишен одежды, то его срамные места обнажаются, но это не причиняет ему вреда, поскольку он стеснен обстоятельствами. Если же он лишен богобоязненности, то обнажаются его духовные пороки, что навлекает на него позор и бесчестие. Вот почему одеяние является одним из знамений Аллаха, благодаря которому люди могут отличить то, что может принести им пользу, от того, что может причинить им вред, и воспользоваться внешним одеянием для того, чтобы привести в порядок свое духовное одеяние.

Затем Всевышний предостерег потомков Адама от повиновения сатане, дабы он не смог поступить с ними так, как он поступил с прародителем рода человеческого.

Всевышний сказал:

27. О сыны Адама! Не позволяйте дьяволу совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют. يَا بَنِي آدَمَ لاَ يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْءَاتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لاَ تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاء لِلَّذِينَ لاَ يُؤْمِنُونَ

О потомки Адама! Сатана приукрашивает в ваших глазах ослушание, призывает вас совершать грехи и вдохновляет вас на неповиновение. Но не повинуйтесь ему, поскольку так ему удалось вывести из рая ваших прародителей. Он лишил их высокого положения и низверг их на более низкую ступень. А теперь он стремится таким же образом обойтись с вами. Он не оставляет вас в покое и делает все возможное для того, чтобы ввергнуть вас в искушение. Посему остерегайтесь его, ведите с ним войну и не забывайте о путях, по которым сатана может приблизиться к вам. Воистину, сатана и дьяволы из числа джиннов преследует вас без устали и наблюдают за вами оттуда, где вы их не видите. Им угодны только неверующие, поскольку отсутствие веры является залогом близкой связи между человеком и дьяволом. По этому поводу Всевышний сказал:

إِنَّهُ لَيْسَ لَهُ سُلْطَانٌ عَلَى الَّذِينَ آمَنُواْ وَعَلَى رَبِّهِمْ يَتَوَكَّلُونَ إِنَّمَا سُلْطَانُهُ عَلَى الَّذِينَ يَتَوَلَّوْنَهُ وَالَّذِينَ هُم بِهِ مُشْرِكُونَ

«Воистину, он не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа. Ему подвластны только те, которые считают его (дьявола) своим помощником и покровителем и которые приобщают к Нему сотоварищей» (16:99-100).

28. Когда они совершают мерзость, они говорят: «Мы видели, что наши отцы поступали таким образом. Аллах повелел нам это». Скажи: «Аллах не велит совершать мерзость. Неужели вы станете наговаривать на Аллаха то, чего не знаете?» وَإِذَا فَعَلُواْ فَاحِشَةً قَالُواْ وَجَدْنَا عَلَيْهَا آبَاءنَا وَاللّهُ أَمَرَنَا بِهَا قُلْ إِنَّ اللّهَ لاَ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاء أَتَقُولُونَ عَلَى اللّهِ مَا لاَ تَعْلَمُونَ

Всевышний поведал о скверном положении многобожников, которые совершали грехи и заявляли, что Аллах велел им поступать таким образом. Они совершали обход вокруг Каабы в обнаженном виде и совершали иные отвратительные поступки, говоря: "Таким образом поступали наши отцы, и поступать так велено самим Аллахом". Их первое утверждение было правдивым, но второе было чудовищной ложью. И для того, чтобы изобличить их ложь, Всевышний Аллах повелел Своему пророку сказать: "Аллах не приказывает совершать мерзость. Божественное совершенство и мудрость несовместимы с повелением совершать мерзкие поступки, будь то ваши омерзительные поступки или другие грехи. Неужели вы станете говорить об Аллахе того, чего не знаете? Что может быть еще более чудовищной клеветой?"

29. Скажи: «Мой Господь велел поступать справедливо». Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены». قُلْ أَمَرَ رَبِّي بِالْقِسْطِ وَأَقِيمُواْ وُجُوهَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ كَمَا بَدَأَكُمْ تَعُودُونَ

Аллах не приказывает творить беззаконие. Он повелевает блюсти справедливость в поклонении Аллаху и во взаимоотношениях с творениями. Он также повелевает всегда устремляться к Нему и усердствовать при совершении обрядов поклонения. В особенности, это относится к намазу, совершать который мусульмане должны душой и телом, избегая любых недостатков и упущений. Он также повелевает искренне взывать к Нему, не приобщая к Нему сотоварищей. Это предписание распространяется как на молитвы, в которых человек обращается к Аллаху с просьбами, так и на молитвы, посредством которых он поклоняется своему Господу. И если человек обращается к Аллаху с молитвой, он не должен преследовать корыстные цели, поскольку его единственной целью должно быть поклонение Аллаху и обретение Его благосклонности.

Аллах сотворил людей в первый раз и непременно воскресит их после смерти, ибо всякий, кто способен создать творение, непременно сможет воссоздать его. Более того, воссоздать творение намного легче, чем сотворить его впервые.

30. Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение. Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем. فَرِيقًا هَدَى وَفَرِيقًا حَقَّ عَلَيْهِمُ الضَّلاَلَةُ إِنَّهُمُ اتَّخَذُوا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاء مِن دُونِ اللّهِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُم مُّهْتَدُونَ

Аллах одних людей наставляет на прямой путь, помогая им совершать соответствующие деяния и устраняя препятствия на их пути, а других людей вводит в заблуждение, поскольку они совершают поступки, обрекающие их на заблуждение и погибель. Они признают дьяволов своими покровителями вместо Аллаха, а ведь всякий, кто признает дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха, тот непременно окажется в явном заблуждении. Они самостоятельно отказываются от покровительства Милостивого и отдают предпочтение покровительству сатаны, и поэтому они лишаются Божьей поддержки. Аллах вверяет их судьбы в их собственные руки, и они оказываются в огромном убытке. Но несмотря на это они полагают, что следуют прямым путем, поскольку мир перевернулся в их глазах, и они решили, что истина является ложью, а ложь – истиной.

Эти коранические откровения свидетельствуют о том, что религиозные повеления и запреты подчинены божественной мудрости и служат интересам рабов. Всевышний сообщил, что Он никогда не приказывает совершать мерзкие поступки, противоречащие здравому смыслу, поскольку Он повелевает блюсти справедливость и исповедовать искренность.

Они также свидетельствуют о том, что человек встает на прямой путь только по милости Аллаха и впадает в заблуждение только тогда, когда Аллах лишает его своей поддержки. А происходит это, когда человек по собственному невежеству признает сатану своим покровителем и совершает поступки, обрекающие его на заблуждение.

Они также свидетельствуют о том, что если человек считает, что следует прямым путем, хотя в действительности он является заблудшим, то это не оправдывает его заблуждение, поскольку он имеет возможность встать на прямой путь, но не делает этого. А его убежденность в собственной правоте является следствием его несправедливости, потому что он сам отказывается искать прямой путь.

31. О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует. يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

После ниспослания потомкам Адама одежды, благодаря которой они могут прикрывать свою наготу, Всевышний Аллах повелел людям прикрывать срамные места во время обязательных и дополнительных намазов. Прикрытие срамных мест является украшением для человеческого тела, тогда как их обнажение делает его безобразным.

Согласно другому толкованию, под украшениями в этом аяте подразумеваются чистые и красивые одеяния. Следовательно, во время намазов мусульманин должен не только прикрывать те части тела, которые следует прикрывать, но и облачаться в чистые и красивые одеяния, не запачканные грязью и нечистотами.

Затем Аллах повелел людям есть и пить дозволенные и чистые блага, которыми Он наделил свои творения. Но при этом нельзя излишествовать, употребляя в пищу излишне много продуктов, которые могут причинить вред организму, либо приобретая очень дорогие и изысканные яства, напитки и одежды, либо употребляя в пищу запрещенные продукты. Аллах не любит расточительных людей, поскольку расточительство вызывает Божий гнев и причиняет вред организму и благосостоянию человека. А в некоторых случаях оно приводит к тому, что человек лишается возможности делать обязательные пожертвования.

Одним словом, этот прекрасный аят велит употреблять в пищу яства и напитки, запрещает отказываться от пищи и питья и запрещает излишествовать в этом.

32. Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим. قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللّهِ الَّتِيَ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالْطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِي لِلَّذِينَ آمَنُواْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

Всевышний упрекнул нечестивцев, которые запрещают использовать блага, наслаждаться которыми позволил Аллах. Кто запретил носить всевозможные прекрасные одеяния и употреблять в пищу всевозможные блюда и напитки? Кто смеет запрещать людям пользоваться тем, чем Аллах одарил Своих рабов? Кто смеет накладывать ограничения, которых не наложил Аллах?!!

Аллах позволил Своим рабам наслаждаться всяческими благами и пользоваться ими для того, чтобы еще лучше поклоняться своему Господу. Однако пользоваться благами позволено только правоверным, поскольку Аллах сообщил, что в мирской жизни блага предназначены для верующих, а в Последней жизни они будут предназначены исключительно для них. В Последней жизни никто не будет разделять удовольствие с правоверными.

Из этого аята следует, что неверующие, которые пользуются благами для того, чтобы совершать грехи, не имеют права пользоваться благами и будут наказаны за то, что наслаждались ими. И когда наступит День воскресения, они будут спрошены обо всех мирских благах. Таким образом Аллах разъясняет свои знамения для людей, обладающих знанием, ибо только они извлекают пользу из Божьих разъяснений и твердо знают, что эти знамения ниспосланы самим Аллахом. Они размышляют над ними и постигают их смысл.

33. Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَن تُشْرِكُواْ بِاللّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَن تَقُولُواْ عَلَى اللّهِ مَا لاَ تَعْلَمُونَ

Аллах сообщил о греховных поступках, совершать которые было запрещено во всех небесных законах. Аллах запретил совершать мерзкие поступки, к которым относятся тяжкие грехи, вызывающие отвращение. К ним можно отнести прелюбодеяние, мужеложство и другие подобные грехи. Среди мерзких поступков есть явные, которые совершаются телом, и скрытые, которые совершаются в душе. К последним можно отнести высокомерие, самодовольство, тщеславие, лицемерие и другие подобные прегрешения. Наряду с этим Аллах запретил грехи, совершая которые человек пренебрегает своими обязанностями перед Аллахом и обрекает себя на наказание. Аллах также запретил покушаться на жизнь, имущество и честь людей. Одним словом, людям всегда было запрещено нарушать свои обязанности перед Аллахом и перед Его рабами.

Людям также было запрещено исповедовать многобожие, в пользу правдивости Аллах не ниспосылал ни одного доказательства. Напротив, Аллах ниспослал доказательства, свидетельствующие о необходимости поклонения одному Аллаху. Под приобщением к Аллаху сотоварищей в этом аяте подразумевается поклонение творениям наряду с Аллахом. Возможно, это также распространяется на показуху, клятвы не именем Аллаха и другие проявления малого многобожия.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!