Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Учебно-методическое обеспечение программы



Базовый учебник

История зарубежной литературы XVII века / Н.А. Жирмунская, З.И. Плавскин, М.В. Разумовская и др.; под ред. М.В. Разумовской. 2-е изд. М., 1999.

История зарубежной литературы XVIII века. / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

Основная литература

1.Разумовская М.В. и др. Литература XVII–XVIII в.в. Минск, 1989.

2.Артамонов С.Ж., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII–XVIII в.в. М., 1973.

3.Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII в.в. М., 1978.

4.История зарубежной литературы XVIII века. / Под ред. В.П. Неустроева. М., 1984.

 

Дополнительная литература

 

1. Абуш А. Шиллер: Величие и трагедия немецкого гения / Пер. с нем. – М., 1964.

2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. –

М., 1996.

3. Азаркин Н.М. Монтескье. – М., 1988.

4. Акимова А.А. Вольтер. – М., 1970.

5. Акимова А. Дидро. – М., 1963.

6. Алпатов М. Синтез искусств в эпоху барокко // Этюды по истории

западноевропейского искусства. – М., 1963.

7. Anglistica. № 5. Жанр и слово в английской поэзии: От Шекспира до

Макферсона / Отв. ред. И.О. Шайтанов. – М., 1997.

8. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. – М., 1987.

9. Андреев М.Л. Комедии Гольдони. – М., 1997.

10. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985.

11. Аникст А.А. Английская драма XVIII века // История английской

литературы. – М.; Л., 1945. Т. 1. Вып. 2.

12. Аникст А. Гете и Фауст: От замысла к завершению. – М., 1983.

13. Аникст А. Даниэль Дефо: Очерк жизни и творчества. – М., 1957.

14. Аникст А.А. История английской литературы. – М., 1956.

15. Аникст А. Творческий путь Гете. – М., 1986.

16. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга: История учений о

драме. – М., 1967.

17. Аникст А. «Фауст» Гете: Литературный комментарий. – М., 1979.

18. Артамонов С.Д. Вольтер. – М., 1954.

19. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. – М., 1980.

20. Артамонов С.Д. Бомарше: Очерк жизни и творчества. – М., 1960.

21. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. – М., 1963.

22. Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по

Франции и Италии». – М., 1988.

23. Ауэрбах Э. Мимесис. – М.; СПб., 2000 (гл. 15, 16, 17).

24. Балашов Н.И. Пьер Корнель. – М., 1956.

25. Барокко в славянских культурах. – М., 1982.



26. Барская Т.Э. Дени Дидро (1713–1784). – Л.; М., 1962.

27. Баскин М.Н. Монтескье. – М., 1975.

28. Бахмутский В. В поисках утраченного. – М., 1994.

29. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

30. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

31. Бент М. «Вертер, мученик, мятежный…» Биография одной книги. –

Челябинск, 1997.

32. Берковский Н.Я. Статьи о литературе. – Л., 1962.

33. Берковский Н.Я. Театр Шиллера. – М., 1962.

34. Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и

Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. – М.,

1980.

35. Бордонов Ж. Мольер / Пер. с франц. – М., 1983.

36. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой

комедии. – М., 1967.

37. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера / Предисл. Г. Бояджиева;

послесл. В. Каверина. – М., 1962.

38. Васильева Т. Александр Поп и его политическая сатира. – Кишинев, 1979.

39. Васкин М. Монтескье. – М., 1965.

40. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб., 1999.

41. Великовский С.И. Поэты французской революции 1789–1848. – М., 1963.

42. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М., 1976.

43. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. – СПб., 1996.

44. Вильмонт Н. Гете: История его жизни и творчества. – М., 1959.

45. Вильмонт Н.Н. Достоевский и Шиллер: Заметки русского германиста. – М., 1984.

46. Винтрих Дж. Приключения знаменитых книг. – М., 1985.

47. Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских

литературах XVII века // Проблема изучения культурного наследия. – М.,

1995.

48. Виппер Ю. Поэзия барокко и классицизма // Европейская поэзия XVII в. –



М., 1977 (БВЛ). С. 5–28.

49. Виппер Ю.С. Творческие судьбы и история. – М., 1990.

50. Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала

XVII века. – М., 1967.

51. Виппер Ю.Б., Самарин М.Н. Курс лекций по истории зарубежной

литературы XVII века. – М., 1954.

52. Волгина Е.И. Эпические произведения Гете 1790-х годов. – Куйбышев,

1981.

53. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.

54. Вольтер. Статьи и материалы. – М., 1948.

55. XVIII век: литература в системе культуры. – М., 1999.

56. Ганин В.Н. Джон Донн в России: открытие, узнавание, первое

осмысление // Anglistica. – Москва; Тамбов, 2000. Вып. 8. Джон Донн и

проблема «метафизического» стиля / Отв. ред. И.О. Шайтанов. С. 101–

112.

57. Ганин В.Н. Донн Джон // Зарубежные писатели: Библиографический

словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1997. Ч. 1.

58. Гачев Д.И. Эстетические взгляды Дидро. – М., 1961.

59. Гетевские чтения. 1984 (М., 1986); 1991 (М., 1991); 1993 (М., 1993).

60. Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. – М.; Л., 1966.

61. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. – М., 1975.

62. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI–XVII веков. – М.,

1990.

63. Горбунов А.Н. Поэзия Джона Донна, Бена Джонсона и их младших

современников // Английская лирика первой половины XVII в. – М.: Изд-

во МГУ, 1988. С. 5–72.

64. Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики в истории

литературы. – Саранск, 1973.

65. Грандель Ф. Бомарше. – М., 1979.

66. Гриб В.Р. Избранные работы. Статьи и лекции по зарубежной литературе.

– М., 1956.

67. Гудков Л., Страда В. Литература и общество. Введение в социологию

литературы. – М., 1998.

68. Гулыга А.В. Гердер. – М., 1975.

69. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. – М., 1980.

70. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. – М., 1998.

71. Дени Дидро и культура его эпохи. – М., 1986.

72. Державин К.Н. Вольтер. – М., 1961.

73. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. – М., 1964. Т. II.

74. Джинория О.Г. Творческий путь Гете. – Тбилиси, 1984.

75. Длугач Т.Б. Дени Дидро. – М., 1975.

76. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла. – М., 1995.

77. Дубашинский И.А. Памфлеты Свифта. – Рига, 1968.

78. Дубашинский И.А. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта. – М.,

1968.

79. Дымшиц В. Джон Донн (1572–1631) // Донн Джон. Песни и песенки.

Элегии. Сатиры / На англ. и рус. яз. Составление В. Дымшица, С.

Степанова. – СПб., 2000. С. 5–18.

80. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. – М., 1966.

81. Елистратова А.А. Роберт Бернс. – М., 1957.

82. Елистратова А.А. Фильдинг: Критико-биографический очерк. – М., 1954.

83. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. – Л., 1982.

84. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. – Л., 1981.

85. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой

литературы. – М., 1972.

86. Жирмунская Н.А. Историко-философская концепция И.Г. Гердера и

историзм Просвещения // Проблемы историзма в русской литературе:

конец XVIII – начало XIX в. – Л., 1981.

87. Жирмунская Н. Творчество Жана Расина // Расин Ж. Сочинения: В 2 т. –

М., 1984. Т. 2. С. 397–439.

88. Житомирская З.В. И.В. Гете. – М., 1972.

89. Забабурова Н.В. Творчество Мари де Лафайет. – Ростов-на-Дону, 1985.

90. Забабурова Н.В. Французский психологический роман (эпоха

Просвещения и романтизм). – Ростов-на-Дону, 1992.

91. Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. – Л., 1978.

92. Западноевропейская художественная культура XVIII века. – М., 1980.

93. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000 / Под ред. Л.Г.

Андреева. – М., 2001.

94. Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. Н.П.

Михальской. – М., 1997.

95. Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Английская литература /

Под общ. ред. Н.П. Михальской. – М., 1980.

96. Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Немецкая литература

XVIII в. / Под общ. ред. Н.П. Михальской. – М., 1980.

97. Золотусский И. Фауст и физики. Книга о старом Фаусте и о новых

физиках – о человеке в искусстве. – М., 1968.

98. Иванов Р.Ф. Франклин. – М., 1972.

99. Йетс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. – М., 1999.

100. Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. – М., 1977.

101. Истоки и формирование американской национальной литературы

XVII–XVIII вв. – М., 1985.

102. История американской литературы: В 2 ч. / Под ред. Н.И.

Самохвалова. – М., 1971. Ч. 1.

103. История английской литературы. – М.; Л., 1945. Т. 1. Вып. 2.

104. История всемирной литературы. – Т.4. – М., 1987.

105. История всемирной литературы. – Т.5. – М., 1988.

106. История западноевропейского театра / Под общ. ред. С.С.

Мокульского. – М., 1956. Т. 1; – М., 1957. Т.2.

107. История немецкой литературы: В 5 т. – М., 1963. Т. 2.

108. История французской литературы. – М.; Л., 1946. Т. 1.

109. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.

Эстетические учения XVII–XVIII веков. – М., 1964. Т. 2.

110. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. – М.,

1987.

111. Кадышев В. Расин. – М., 1990.

112. Кальдерон и мировая культура. – М., 1986.

113. Карсвелл К. Жизнь Роберта Бернса. – М., 2004.

114. Кастр де Р. Бомарше. – М., 2003 (ЖЗЛ).

115. Кеттл А. Введение в историю английского романа / Пер. с англ. – М.,

1966. С. 57–102.

116. Кирнозе З.И. Страницы французской классики. – М., 1992.

117. Кисунько В.Г., Ревякин А.В. Европейское Просвещение // История

Европы: В 8 т.– М., 1994. Т. 4.

118. Колесников Б.И. Роберт Бернс: Очерк жизни и творчества. – М., 1967.

119. Конради К.О. Гете: Жизнь и творчество: В 2 т. / Пер. с нем. – М., 1987.

120. Копелев Л.З «Фауст» Гете. – М., 1962.

121. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. – М.,

1989.

122. Кржевский Б.А. Статьи о зарубежной литературе. – М.; Л., 1960.

123. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. – М., 1978.

124. Культура Возрождения XVI века. – М., 1997.

125. Культура эпохи Просвещения. – М., 1993.

126. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. – М., 1994.

127. Ланштейн П. Жизнь Шиллера / Пер. с нем. – М., 1984.

128. Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и

чувства Д. Свифта. – М., 1986.

129. Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе, конец XVIII – первая треть

XIX в. – Л., 1980.

130. Лессинг и современность: Сборник статей. – М., 1981.

131. Либинзон З.Е. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. – М., 1969.

132. Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. – М., 1990.

133. Литературная история Соединенных Штатов Америки / Под ред. Р.

Спиллера, У. Торпа, Т.Н. Джонсона, Г.С. Кэнби. – М., 1977. Т. 1.

134. Литературные манифесты западноевропейских классицистов / Под ред.

Н.П. Козловой. – М., 1980.

135. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. –

СПб., 1999.

136. Лобанова М.Н. Принцип репрезентации в поэтике барокко // Контекст

– 1988. – М., 1989.

137. Лозинская Л.Ф. Шиллер. – М., 1990.

138. Лозинская Л. Фридрих Шиллер. – М., 1960.

139. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века //

Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн, 1992. Т. II.

140. Лотман Ю.М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю.М.

Избранные статьи: В 3 т. – Таллинн, 1992. Т. 1.

141. Луков В.А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое

движение). – М., 1984.

142. Луппол И.К. Дидро. – М., 1960.

143. Людвиг Э. Гете. – М., 1965.

144. Маковский М.М. Язык – Миф – Культура: Символы жизни и жизнь

символов. – М., 1996.

145. Макуренкова С.А. Джон Данн: поэтика и риторика. – М., 1994.

146. Маршова Н. Ричард Бринсли Шеридан. – М., 1978.

147. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. –

М., 1986.

148. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. – М., 1961.

149. Михайлов А. Театр Корнеля // Корнель П. Театр: В 2 т. – М., 1984. Т.

2. С. 605–666.

150. Михайлов А.В. Языки культуры. – М., 1997.

151. Мокульский С.С. Бомарше. – Л.; М., 1957.

152. Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и

Просвещение. – М., 1966.

153. Мокульский С.С. Расин. – Л., 1940.

154. Морозов А.А. «Симплициссимус» и его автор. – Л., 1984.

155. Морозов М.М. Р. Бернс // Морозов М. Избранные статьи и переводы. –

М., 1954.

156. Муравьев В.С. Джонатан Свифт. – М., 1967.

157. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. – М., 1986.

158. Надъярных М. Изобретение традиции, или Метаморфозы барокко и

классицизма // Вопросы литературы. 1999. № 4.

159. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. – Киев, 1981.

160. Нарский И.С. Пути английской эстетики XVIII века. – М., 1982.

161. Нерсесова М.А. Даниель Дефо. – М., 1960.

162. Нестеров А. К последнему пределу: Джон Донн: портрет на фоне эпохи

// Литературное обозрение. 1997. № 5. С. 12–26.

163. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. – М., 1958.

164. Обломиевский Д.Д. Литература французской революции 1789–1794 гг.

– М., 1964.

165. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. – М., 1968.

166. Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. – Киев, 1994.

167. От барокко до постмодернизма. – Днепропетровск, 1997.

168. Павлова Т.А. Мильтон. – М., 1997.

169. Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского

романа 1690-х – 1960-х годов. – Днепропетровск, 1996.

170. Пинский Л.Е. Бальтасар Грасиан и его произведения // Грасиан Б.

Карманный Оракул. Критикон. – М., 1981.

171. Плавскин З.И. Испанская литература XVII – середины XIX века. – М.,

1978. С. 7–93.

172. Плавскин З.И. Лопе де Вега. – Л.; М., 1960.

173. Потемкина Л.Я., Пахсарьян Н.Т. Осмысление «донкихотовской

ситуации» в романе Ш. Сореля «Сумасбродный пастух» //

Сервантесовские чтения. – Л., 1985. С. 179–190.

174. Проблемы Просвещения в мировой литературе. – М., 1970.

175. Пронин В.А. Гете, Иоганн Вольфганг // Зарубежные писатели:

Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. – М.,

1997. Ч. 1.

176. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV–XVII веков. – М.,

1955. С. 256–389.

177. Разумовская М.В. Ларошфуко, автор «Максим». – Л., 1971.

178. Разумовская М.В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». Роман

и наука во Франции в XVIII веке. – СПб., 1994.

179. Разумовская М.В. Становление нового романа во Франции и запрет на

роман 1730-х годов. – Л., 1981.

180. Райт-Ковалева Р.Я. Роберт Бернс. 3-е изд. – М., 1965.

181. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

– СПб., 1996.

182. Реизов Б. Итальянская литература XVIII века. – Л., 1966.

183. Реизов Б. Карло Гольдони. – Л.; М., 1957.

184. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в

западноевропейском искусстве XV–XVII веков / Сб. ст. – М., 1966.

185. Роджерс П. Генри Филдинг: Биография / Пер. с англ. – М., 1984.

186. Русский и западноевропейский классицизм: Проза. – М., 1982.

187. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. – М., 1964.

188. Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. – М., 1989.

189. Севостьянов Г.Н., Уткин А.И. Томас Джефферсон. – М., 1976.

190. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.

191. Сигал Н. Вольтер. – М.; Л., 1959.

192. Сигал Н.А. Пьер Корнель. 1606–1684. – Л.; М., 1957.

193. Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в

английской литературе первой четверти XVIII века. – СПб., 1992.

194. Силюнас В. Испанский театр XVI–XVII веков. – М., 1995.

195. Скир А.Я. Предмет искусства в эстетике Дидро. – Минск, 1979.

196. Словарь литературных персонажей. – М., 1997.

197. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков. – М., 1984.

198. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения.

Проблемы типологии. – Киев; Одесса, 1983.

199. Соколянский М.Г. Творчество Генри Фильдинга: Книга очерков. –

Киев, 1975.

200. Соловьева Н.А. Английский предромантизм и формирование

романтического метода. – М., 1984.

201. Соловьева Н.А. Новые тенденции в освоении историко-культурных

эпох: век XVIII в Англии // Ломоносовские чтения 1994. – М., 1994.

202. Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. – М., 1988.

203. Софронова Л. Миф и драма барокко // Миф – фольклор – литература. –

Л., 1978.

204. Софронова Л.А. Человек и картина мира в поэтике барокко и

романтизма // Человек в контексте культуры. Славянский мир. – М.,

1995.

205. Спор о древних и новых / Сост. В.Я. Бахмутского; Пер. с фр. Н.В.

Наумова. – М., 1985.

206. Стадников Г.В. Лессинг: Литературная критика и художественное

творчество. – Л., 1987.

207. Томашевский Б.В. Пушкин и Лафонтен // Томашевский Б.В. Пушкин и

Франция. – Л., 1960.

208. Тронская М.Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. – Л., 1962.

209. Тронская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман

эпохи Просвещения. – Л., 1965.

210. Тураев С. Введение в западноевропейскую литературу XVIII в. – М.,

1962.

211. Тураев С.В. И.В. Гете. – М., 1957.

212. Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. –

М., 1989.

213. Тураев С.В. «Дон Карлос» Шиллера: проблема власти // Монархия и

народовластие в культуре Просвещения. – М., 1995.

214. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. – М., 1983.

215. Узин В.С. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и

Лопе де Веги. – М., 1963.

216. Урнов Д.М. Дефо. – М., 1990.

217. Урнов Д. Робинзон Крузо и Гулливер: Судьба двух литературных

героев. – М., 1973.

218. Финкельштейн Е. Бомарше. – Л.; М., 1957.

219. Фридлендер Г.М. История и историзм в век Просвещения // Проблемы

историзма в русской литературе: Конец XVIII – начало XIX в. – Л.,

1981.

220. Фридлендер Г.М. Лессинг: Очерк творчества. – М., 1957.

221. Фридрих Шиллер. Статьи и материалы. – М., 1966.

222. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб., 1997.

223. Харитонов В. Разный Филдинг // Генри Филдинг. Избранные

сочинения. – М., 1989. С. 653–686.

224. Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo

ludens. – М., 1992.

225. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – М.; СПб., 1997.

226. Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай». – Л., 1986.

227. Человек эпохи Просвещения. – М., 1999.

228. Чечельницкая Г.Я. Шиллер. – М.; Л., 1959.

229. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. – М., 1989.

230. Шайтанов И.О. Уравнение с двумя неизвестными: Поэты-метафизики

Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. 1998. Вып. 6. С.

3–39.

231. Шервин О. Шеридан / Пер. с англ. – М., 1978.

232. Шиллер Ф. Статьи и материалы. – М., 1966.

233. Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. – М., 1955.

234. XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969.

235. Штейн А.Л. История испанской литературы. – М., 1976.

236. Штейн А.А. Литература испанского барокко. – М., 1983.

237. Штейн А. На вершинах мировой литературы. – М., 1988.

238. Штейн А.Л., Черневич М.Н., Яхонтова М.А. История французской

литературы. 2-е изд. – М., 1988.

239. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / Пер. с

нем. – М., 1981.

240. Энциклопедия литературных героев: Возрождение. Барокко.

Классицизм / Общ. ред. И.О. Шайтанова. – М., 1998.

241. Эпштейн М. Фауст и Петр на берегу моря // Эпштейн М. Парадоксы

новизны: о литературном развитии XIX–XX веков. – М., 1988. С. 41–64.

242. Эстетика Дидро и современность: Сборник статей. – М., 1989.

243. Якимович А.Я. Барокко и духовная культура XVII века // Советское

искусствознание: Сб. статей. – М., 1976.

244. Якимович А.К. Просвещение и искусство эпохи Просвещения // Век

Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции

«Випперовские чтения – 1987». Вып. XX. – М., 1989.

 

Словари

 

1. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. П.А. Николаева, В.М. Кожевникова. М., 1987.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Гл. ред. А.А. Сурков. М., 1962–1978.

Реестры электронных библиотечных ресурсов.

 

POETRY. HUT. RU

MIR-SLOVA.BOOM.RU

POET.CLUB.CHAT.RU

MP4.NAROD.RU/KLASS/DA-ZZOO.HTM

Ссылка на ПТК «УМКа».

УМКа «История зарубежной литературы XVII–XVIII веков»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Критериями оценивания степени освоения дисциплины являются: качество выполнения аудиторных самостоятельных работ (тестов) и контрольных работ, качество выполнения рефератов и индивидуальных заданий, ответ на зачете.

Практические занятия

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

ПОЭЗИЯ ДЖОНА ДОННА

 

ПЛАН

 

1. Личность Дж. Донна и биографизм его стихотворного творчества. «Метафизический» характер его мирочувствования и творчества. Поэтическое «я» и особенности лиризма.

2. Жанровое своеобразие поэзии Дж. Донна и ее связь с предшествующей поэтической традицией.

3. Основные мотивы и образность «Благочестивых сонетов» Дж. Донна.

4. Поэтическое новаторство Дж. Донна: барочное «остроумие», художественные функции метафор-концептов.

5. Дж. Донн в литературе нового и новейшего времени (Т.С. Элиот).

6. Дж. Донн и Россия: русские поэты о личности и творчестве Донна (к истории перевода, изучения и издания стихов Дж. Донна в России).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Донн Джон. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1973.

2. Европейская поэзия XVII в. М.: Художественная литература, 1977 (БВЛ).

3. Английская лирика первой половины XVII в. М.: Изд-во МГУ, 1988.

4. Донн Джон. Избранное. М.: Московский рабочий, 1994.

5. Донн Джон. Песни и песенки. Элегии. Сатиры / На англ. и рус. яз. Составление В. Дымшица, С. Степанова. СПб.: «Symposium», 2000.

6. Виппер Ю. Поэзия барокко и классицизма // Европейская поэзия XVII в. М.: Художественная литература, 1977. С. 5–28 (БВЛ).

7. Ганин В.Н. Донн Джон // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1997. Ч. 1.

8. Ганин В.Н. Джон Донн в России: открытие, узнавание, первое осмысление // Anglistica. Москва; Тамбов, 2000. Вып. 8. Джон Донн и проблема «метафизического» стиля / Отв. ред. И.О. Шайтанов. С. 101–112.

9. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI–XVII веков. М., 1993.

10.Горбунов А.Н. Поэзия Джона Донна, Бена Джонсона и их младших современников // Английская лирика первой половины XVII в. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 5–72.

11.Дымшиц В. Джон Донн (1572–1631) // Донн Джон. Песни и

песенки. Элегии. Сатиры / На англ. и рус. яз. Составление В. Дымшица, С.

Степанова. СПб.: «Symposium», 2000. С. 5–18.

12.Макуренкова С.А. Джон Данн: поэтика и риторика. М., 1994.

13.Нестеров А.К. К последнему пределу: Джон Донн: портрет на фоне эпохи // Литературное обозрение. 1997. № 5. С. 12–26.

14.Самарин Р.М. Донн и «поэты-метафизики» // История всемирной

литературы: В 8 т. М., 1987. Т. 4.

15.Томашевский Б.В. Поэзия Джона Донна // Донн Джон. Стихотворения. Л.:

Художественная литература, 1973. С. 5–16.

16.Шайтанов И.О. Уравнение с двумя неизвестными: Поэты-метафизики

Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. 1998. Вып. 6. С. 3–39.

 

Работа по освоению

теоретических и историко-литературных понятий

 

СПИСОК:

Аллегория, ауто, баллада, барокко, басня, «Буря и натиск» (штюрмерство), гипербола, гротеск, ирои-комическая поэма, классицизм, комедия (высокая комедия, комедия дель арте, комедия характеров), мещанская драма, мадригал, максима, масочность, метафизическая поэзия, ода, поэтика, предромантизм, Просветительство, рококо, роман (плутовской, нравоописательный, семейно-бытовой, готический, эпистолярный, роман воспитания), сатира, сентиментализм, символ, сонет, трагедия, философская повесть, элегия, эпиграмма, эпистола, эпическая поэма.

 

ЗАДАНИЕ:

1.Выписать определения выделенныхпонятий из новейшей

справочной литературы

2.«Проиллюстрировать» специфическое содержание и функцию

понятий (где это возможно) примерами из обязательных для

прочтения художественных текстов.

 

ИСТОЧНИКИ:

 

1. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Под ред. А.А. Суркова. М., 1962–1978.

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

3. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. П.А. Николаева, В.М. Кожевникова. М., 1987.

Список литературы для конспектирования

Примечание:

Конспекты монографий и статей должны быть выполнены в отдельной тетради. Каждый конспект следует правильно оформить: выходные данные конспектируемых работ указать полностью, страницы тетради для конспектов пронумеровать, в начале тетради поместить аккуратно оформленное оглавление.

 

Из книги:

 

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАНИФЕСТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ КЛАССИЦИСТОВ» / Под ред. Н.П. Козловой. М., 1980 законспектировать

следующие работы:

 

Юлий Цезарь Скалигер. Поэтика

 

Джон Мильтон. О том роде драматической поэзии, который называется трагедией

 

Пьер Корнель. Рассуждения о трагедии и о способах трактовать ее согласно законам правдоподобия или необходимости

 

Пьер Корнель. Рассуждения о трех единствах – действия, времени и места

 

Жан Расин. Предисловие к трагедии «Британник»

 

– Жан Расин. Предисловие к трагедии «Береника»

 

Мартин Опиц. Книга о немецкой поэзии

МОДУЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа № 1

Историко-литературные и теоретические понятия*

 

 

ВАРИАНТ 1. Классицизм. Высокая комедия. Стихотворные жанры (ода, элегия, мадригал)

ВАРИАНТ 2. Барокко. Ауто. Стихотворные жанры (эпиграмма, баллада, сонет).

ВАРИАНТ 3. Просветительство. Поэтика. Философская повесть.

ВАРИАНТ 4. Сентиментализм. Жанры романа (нравоописательный, семейно-бытовой, эпистолярный). Мещанская драма.

ВАРИАНТ 5. «Буря и натиск» (штюрмерство). Поэтика. Комедия характеров.

 

ИСТОЧНИКИ:

 

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / Под ред. А.А. Суркова. М., 1962–1978.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. П.А. Николаева, В.М. Кожевникова. М., 1987.

*

Студенты пишут один из 5-х вариантов, составленных из списка историко-литературных и теоретических понятий по дисциплине

 

Контрольная работа № 2

Комедии Ж.-Б. Мольера

 

Вариант 1

Проблема художественного метода Ж.-Б. Мольера.

 

Вариант 2

Поэтика «высокой» комедии как выражение классицистической природы творчества Ж.-Б. Мольера.

 

Вариант 3

Конфликт пьесы «Тартюф» Ж.-Б. Мольера и его соотношение с сюжетно-композиционными особенностями этого драматургического произведения.

 

Вариант 4

Отражение общественно-социальных проблем современной эпохи в пьесах «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера.

 

Вариант 5

Своеобразие жанра комедии «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера.

 

Вариант 6

Сатира на светское общество в комедии Ж.-Б. Мольера «Мизантроп».

 

Вариант 7

Сатирико-комические типы героев и персонажей в комедиях Ж.-Б. Мольера («Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной»).

 

Вариант 8

Фарсовый и «высокий» комизм в драматургии Ж.-Б. Мольера.

 

Вариант 9

Роль Ж.-Б. Мольера в становлении комедиографии Нового времени.

Вариант 10

Ж.-Б. Мольер и русская культура.

 

ИСТОЧНИКИ:

ТЕКСТЫ

1. Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 3 т. М., 1985–1987.

2. Мольер Ж.-Б. Полн. собр. соч.: В 4 т. М., 1965–1967.

3. Мольер Ж.-Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957.

4. Театр французского классицизма. М., 1970.

5. Французский театр XVII – XVIII вв. / Сост. Т.И. Сафронова. М., 1995.

 

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев Л.Г., Козлова Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987.

2. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

3. Бояджиев Г.Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой

комедии. М., 1967.

4. Гликман И.Д. Мольер: Критико-биографический очерк. М.; Л., 1966.

5. Гриб В.Р. Мольер // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956. С. 356–390.

6. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1987. Т. 4. С. 146–152.

7. История западноевропейского театра / Под общ. ред. С.С. Мокульского. М., 1956. Т. 1; М., 1957. Т.2.

8. Луков В. Мольер // Зарубежные писатели. Библиогр. слов. В 2 ч. / Под ред.

Н.П. Михальской. М., 1997. Ч. 2. С. 63–69.

9. Мультатули В.М. Мольер. М., 1988.

10. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

11. Штейн А.Л., Черневич М.Н., Яхонтова М.А. История французской

литературы. 2-е изд. М., 1988.

Контрольная № 3

Философско-драматургическая поэма И.В. Гете «Фауст»

ВАРИАНТ 1. Творческая история «Фауста» И.В. Гете: замысел и его воплощение.

 

ВАРИАНТ 2. Сюжет и композиция поэмы «Фауст» И.В. Гете.

 

ВАРИАНТ 3. Реалистическая и условно-обобщенная форма изображения в поэме «Фауст» И.В. Гете.

 

ВАРИАНТ 4. Фауст-ученый и человек в поисках своей истины (на материале поэмы И.В. Гете «Фауст»).

 

ВАРИАНТ 5. Фауст и Вагнер как два типа ученых (на материале поэмы И.В. Гете «Фауст»).

 

ВАРИАНТ 6. Смысл сделки Фауста с дьяволом. Роль Мефистофеля в исканиях Фауста (на материале поэмы И.В. Гете «Фауст»).

 

ВАРИАНТ 7. Любовь к Маргарите – духовно-нравственный облик Фауста (на материале поэмы И.В. Гете «Фауст»).

ИСТОЧНИКИ:

ТЕКСТЫ

 

1. Гете И.В. Фауст / Пер. Б.Л. Пастернака // Гете И.В. Стихотворения. Фауст / Вступ. ст. А.В. Михайлова. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.

2. Гете И.В. Фауст / Перевод Н.А. Холодковского // Гете И.В. Избранное:

Страдания юного Вертера; Фауст. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001.

 

КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аникст А. «Фауст» Гете. Литературный комментарий. М., 1979.

2. Аникст А. Гете и «Фауст». От замысла к завершению. М., 1983.

3. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

4. Вильмонт М. Гете. М., 1959.

5. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

6. Джинория О.Г. Творческий путь Гете. Тбилиси, 1984.

7. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1981.

8. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. М., 1972.

9. Жирмунский В.М. Творческая история «Фауста» Гете // Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

10. Житомирская З.В. И.В. Гете. М., 1972.

11. Золотусский И. Фауст и физики. Книга о старом Фаусте и о новых физиках – о человеке в искусстве. М., 1968.

12. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987. Т. 1–2.

13. Копелев Л.З «Фауст» Гете. М., 1962.

14. Людвиг В. Гете. М., 1965.

15. Пронин В.А. Гете, Иоганн Вольфганг // Зарубежные писатели:

Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. М., 1997.

Ч. 1. С. 182–187.

16. Свасьян К.А. Иоганн Вольфганг Гете. М., 1989.

17. Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М.,

1989.

18. Тураев С.В. Иоганн Вольфганг Гете. Очерк жизни и творчества. М., 1957.

19. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1981.

20. Эпштейн М. Фауст и Петр на берегу моря // Эпштейн М. Парадоксы

новизны: о литературном развитии XIX–XX веков. М., 1988. С. 41–64.

 

Индивидуальные задания

(могут быть выполнены виде рефератов, эссе, устных сообщений)

 

1. Барокко в литературе XVII века.

2. «Поэтическое искусство» Н.Д. Буало.

3. Творческий путь Ж.-Б. Мольера.

4. Антибуржуазная комедия Ж.-Б. Мольера «Скупой». Приемы сатирического обличения в комедии.

5. Сатира в баснях Ж. де Лафонтена.

6. Личность и творчество Дж. Мильтона

7. Английская поэзия XVII века («метафизики» и «кавалеры»).

8. Поэтика барокко в романе в романе Г.Я.К. Гриммельсгаузена

«Симплиций Симплициссимус».

9. Художественное своеобразие прозы Д. Дефо.

10. Публицистическое творчество Дж. Свифта.

11. Поэтика рококо в «Истории Тома Джонса» Г. Филдинга.

12. Личность и творчество Р.Б. Шеридана.

13. Английская сентиментальная поэзия (Д. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей).

14. Поэтическое творчество Р. Бернса.

15. Просвещение во Франции.

16. Философская проза Вольтера.

17. Вольтер и Россия.

18. «Энциклопедия» как высшее выражение французского Просвещения.

19. Руссо и руссоизм.

20. Комедии П. Бомарше.

21. Г.Э. Лессинг – теоретик искусства.

22. Гете и Россия.

23. Историческая драматургия Ф. Шиллера («Мария Стюарт», «Орлеанская дева»): особенности проблематики.

Тесты

(примеры тестовых заданий)

ТЕСТ 1

 

Кому принадлежат данные отрывки:

1.

«ЭНОНА

Царица, ложный страх ты от себя отбрось. / Все ошибаются, так в мире повелось. / Напрасно на себя ты призываешь кары. / Ты любишь. Что ж, судьба! Любви всевластны чары. / Иль не слыхала ты о волшебстве любви? <…>.

ХХХ

Что слышу? О каких мне гнусностях твердят? / Ты долго ли в меня вливать свой будешь яд? / Несчастная! Меня ты искушаешь снова? / Уже была уйти из жизни я готова, – / Ты помешала мне. Сказала я прости / Своей любви, но ты пыталась нас свести. / Зачем вмешалась ты? <…>».

2.

«Местность была пересечена длинными рядами деревьев, которые, по-видимому, были посажены здесь не рукою человека, а природой; между деревьями расстилались большие луга и поля, засеянные овсом. Я осторожно подвигался вперед, оглядываясь по сторонам из боязни, как бы кто-нибудь не напал на меня врасплох или не подстрелил сзади или сбоку из лука. Через несколько времени я вышел на проезжую дорогу, на которой заметил много следов человеческих ног, несколько коровьих, но больше всего лошадиных. Наконец я увидел в поле каких-то животных; два или три таких же животных сидели на деревьях. Их крайне странная и безобразная внешность несколько смутила меня, и я прилег за кустом, чтобы лучше их разглядеть. <…> Голова и грудь у них были покрыты густыми волосами – у одних вьющимися, у других гладкими; бороды их напоминали козлиные; вдоль спины и передней части лап тянулись узкие полоски шерсти; но остальные части их тела были голые, так что я мог видеть кожу темно-коричневого цвета. Хвоста у них не было <…>».

3.

«К политике будь слеп и глух, / Коль ходишь ты в заплатах. / Запомни: зрение и слух – / Удел одних богатых!»

4.

«Я тем скорее дозволил себя в том уверить, что меня томил голод, а не для того только, что я сам довольно уже видел, как частию люди здесь были грязнее свиней, свирепее львов, похотливее козлов, завистливее собак, необузданнее кобыл, бесстыжее ослов, невоздержаннее в питии быков, хитрее лисиц, прожорливее волков, дурачливее обезьян и ядовитее змей и жаб, однако ж все вкушали человеческую пищу и только обликом своим отличались от зверей, наипаче же не доставало им невинности теляти».

5.

«Надеются люди, мечтают весь век / Судьбу покорить роковую, / И хочет поставить себе человек / Цель счастия – цель золотую. / За днями несчастий дни счастья идут; / А люди все лучшего, лучшего ждут».

Ключи

1. Свифт

2. Шиллер

3. Расин

4. Бернс

5. Гриммельсгаузен.

 

ТЕСТ 2

Назовите соответствующие предложенным отрывкам

историко-литературные понятия:

1. «ХХХ – литературное движение в Германии 1770-80-х, противопоставившее классицистскому рационализму идеал непосредственного, не стесненного правилами творчества, а феодальной сословной морали – образ свободной личности, не признающей «неестественных» общественных установлений. <…> Центральное понятие «ХХХ» – «природа» как средоточие всех жизненных и творческих сил мира, и «гений», соединяющий в себе всемирную творческую энергию и личную внутреннюю свободу <…>».

2.«ХХХ – литературный жанр, возникший и получивший распространение в 18 в. в Англии (Дж. Лило, Э. Мур), Франции (Д. Дидро, М. Седен, Л.С. Мерсье, П. Бомарше), Германии (Г.Э. Лессинг, Я.М.Р. Ленц, Г.Л. Вагнер). «ХХХ» воспроизводит жизнь «нетитулованных», буржуазно-мещанских кругов, раскрывая серьезные, исполненные драматизма конфликты морального и социально-бытового характера. <…> «ХХХ» воссоздает не сами по себе идеи и страсти, добродетели и пороки, а «общественные положения» – быт и нравы определенной социальной среды».

 

Ключи

1. сонет

2. «буря и натиск»

3. роман

4. баллада

5. мещанская драма


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!