Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Этап. Капиталистическая промышленность



В начале XIX в. из ярославских городов на внутренний и внешний рынки вывозились разнообразные товары. Но в целом, экономика имела еще черты патриархальности.

Сельское хозяйство Ярославской губернии отличалось натуральностью и крайне низкой товарностью. Естественная природная специфика территории прямо воздействовала на аграрную деятельность.

Рост отходничества среди крестьян в конце XIX – начале XX вв. связан с несколькими причинами: увеличение численности населения, ограничения размеров участков земли, находящихся в крестьянском пользовании, низкий уровень жизни сельского населения и зависимость сельскохозяйственного труда от внешних условий, транспортная доступность двух российских столиц, в экономике того времени наблюдался экономический подъем

В событие для губернии превратилось строительство железных дорог. Первые железные дороги на территории губернии начали создаваться в 60-е гг. XIX в. Хронология железнодорожного строительства свидетельствует о заинтересованности властей в развитии этого вида транспорта и о его важной роли в объединении районовогромной страны

По степени концентрации промышленности Ярославская губерния на начало XX в. относилась к ведущим регионам в Центре страны. Более 30% предприятий относились к числу крупных.

На начало XX в. текстильные и пищевкусовые предприятия совместно давали более 80% всей промышленной продукции губернии.(рис. 66).

 

       
   
 


Текстильная 44,0

Пищевкусовая 40,3

Обработка химических веществ 6,8

Обработка металлов и древесины 6,0

Другие производства 2,9

 

 

Рис.66. Доля в суммарном производстве Ярославской губернии отдельных отраслей промышленности в 1913 г. (в %)

 

 

Среди предприятий других отраслей отметим нефтеперерабатывающий завод, основанный в 1897 г. в сельце Константиново Романов-Борисоглебского уезда товариществом «В.И. Рагозин и К°». Он организован по инициативе выдающегося русского химика Д.И. Менделеева. В селе Песочное Романово-Борисоглебского уезда работала фарфоро-фаянсовая фабрика.

Территория Верхневолжья оказалась в составе Центральной России – развитого ареала обрабатывающей промышленности. Период с начала XX в. и до первой мировой войны назывался «золотым веком» российской промышленности (но с высокой монополизацией производства).

На берега Волги интенсивно проникал иностранный капитал. При бельгийском участии строился трамвай в Ярославле. «Товарищество братьев Нобель» владело нефтяными резервуарами в Ярославле и Рыбинске.



Этап. Советский период.

Советское время известно быстрыми темпами промышленного строительства.

Чрезмерный рост, развитие, увеличение удельного веса в структуре экономики отраслей тяжелой промышленности (топливно-энергетического комплекса, машиностроения, химической и нефтехимической отраслей) было следствием сталинского проекта индустриализации хозяйства, стремления превратить отсталую, аграрную страну в современную промышленную державу.

Быстрыми темпами строились промышленные предприятия, которые впоследствии стали основой экономического фундамента области. Вместе с тем следует учитывать, что отечественная промышленность строилась в условиях изоляции от других стран

Так, были преобразованы из небольших дореволюционных производств или создавались на новом месте в 30-е гг. фабрика кордной ткани, заводы: шинный и синтетического каучука в Ярославле, Переславль-Залесская фабрика кинопленки. Рыбинские предприятия – моторостроительный завод и судоверфь, ярославские - полиграфический комбинат, завод резинотехнических изделий, нефтеперерабатывающий завод, сажевый завод вступили в строй в последующие годы и десятилетия. Ярославль по праву относится к пионерам отечественного автомобилестроения. Первый грузовой автомобиль на автомобильном заводе выпустили в 1925 г.

Для их успешной деятельности требовалось значительное количество электроэнергии, что в свою очередь стимулировало создание ряда тепловых и гидравлических электростанций. Строились Ярославская ГРЭС (на основе Ляпинских торфоразработок под Ярославлем). Позднее создавалить теплоэлектроцентрали. Тепловая энергетика первоначально использовала главным образом торф. В военное время дали ток Рыбинская и Угличская гидравлические электростанции на Волге.



В середине XX – го в. на долю предприятий тяжелой промышленности приходилось 75 % производства промышленной продукции области.

Ускоренный перевод аграрной экономики на индустриальные «рельсы» потребовал привлечения в массовом масштабе рабочих рук. Единственным резервом получения трудоспособного населения стала сельская местность.

Областные власти, следуя указаниям из Москвы, всячески стремились к ежегодному росту объемов производства и увеличению показателей экономической и социальной деятельности, не всегда основываясь на объективных предпосылках. Экономика стала развиваться по типично экстенсивному сценарию, всячески игнорируя возможности интенсивного пути.

 

Промышленность области в структурном отношении представляла в 1970 г. следующую картину (рис. 67).

 

Машиностроение и металлообработка 27,7

Легкая промышленность 20,8

Пищевая 13,8

Топливная 7,3

Лесная и деревообрабатывающая 2,3

Производство электроэнергии 2,2

Производство строительных материалов 2,0

Прочие отрасли 23,9

 

Рис.67. Отраслевая структура промышленности Ярославской области в 1970 г. (в %)

 

Исходя из логики эволюции экономики, в 60-70-е гг. XX в. следовало всесторонне развивать, опираясь на отрасли тяжелой промышленности, производство товаров народного потребления (что происходило в других странах «новой индустриализации»). Этого не было сделано. Специализация промышленности усилилась. Экономика перестала воспринимать новые тенденции и направления, не происходило замены устаревшего оборудования. Стремление к выполнению количественных показателей приводило к игнорированию качественных параметров изделий.

В аграрном секторе, начиная с 40-х и до конца 90-х гг. прошлого века происходило неуклонное сокращение посевных площадей зерновых и технических сельскохозяйственных культур. Наблюдалось уменьшение сборов продукции растениеводства. На уровне первых послевоенных лет в конце века оказалось поголовье продуктивного скота.

Все указанные причины привели к кризисным явлениям, принявшим системный характер в конце 80-х – начале 90-х гг

 

Вопросы и задания

1. Назовите исходные положения для выявления этапов экономики области.

2. Сформулируйте основные черты хозяйства региона в XII- XVI вв.

3. Объясните преобладание торговой деятельности в XVI- XVII вв.

4. Почему мануфактурное производство стало преобладать в XVIII в.?

5. Назовите основные черты капиталистической промышленности.

6. Каким образом повлияло на развитие края строительство железных дорог?

7. Какие ведущие предприятия были построены в области в советское время?

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!