Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ПРЕРЫВАНИЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА БЕСПОКОЙСТВА



Беспокойство ведет в никуда, и поэтому лучше его остановить. Во-первых, узнайте свою собственную стратегию беспокойства. Наверное,это будет до боли знакомая последовательность шагов, близкая к основнойстратегии или чуть видоизмененная. Чтобы выйти из замкнутого цикла, сначала следует осознать, что вынаходитесь внутри него. Это значит, что вам необходимо выскочить наружу идиссоциироваться. Увидьте его таким, какой он есть. Оказавшись снаружи, посмотрите со стороны на эту до боли знакомуюкартину и отвлекитесь. Подумайте о состоянии своего тела прямо сейчас. Каконо себя чувствует? Заметьте, как это осознание изменяет ваше состояние. Теперь задайте вопрос: "Что необходимо, чтобы это стало реальностью?Существуют ли какие-то доказательства того, что это произойдет?". Часто выбудете обнаруживать целый набор весьма маловероятных ситуаций, которыедолжны произойти все вместе. И беспокоящий вас сценарий имеет такие же шансына существование, как и возможность быть пораженным молнией сразу послевыигрыша в лотерею. Каково позитивное намерение этого беспокойства? Что ценного в том, чтовы пытаетесь совершить в подготовке и планировании неприятных событий? Этоважно, но беспокойство -- не лучший помощник для такого занятия. Беспокойствоможет также привлекать ваше внимание к тому, чего вы избегаете и что насамом деле требует разрешения. Воспользуйтесь этими идеями, чтобы изменить первый вопрос стратегиибеспокойства. Вместо вопроса: "Что будет, если произойдет X?" -- спросите:"Что я буду делать, если произойдет X?". Такое изменение приводит кследующему: * Оно помещает событие в будущее. * Оно диссоциирует вас от события. * Оно переводит внимание с события на ваши действия. Теперь вы можете планировать свои действия, а не застревать в сценариисо всеми сопровождающими его неприятными ощущениями. Спросите себя: "Каковавероятность того, что это произойдет?". Необходимо ли вам подумать о планепрямо сейчас, или это событие настолько маловероятно, что вы можете простопроигнорировать его? Или, может быть, вы верите в свои собственныеспособности действовать наилучшим образом в этот момент времени? Вам действительно необходимо спланировать то, что должно произойти?Поработайте над результатом. Создайте мысленные фильмы о том, что вы моглибы сделать, оставаясь при этом диссоциированным и просматривая фильмы состороны. Прокрутите несколько возможных вариантов. Выберите тот, которыйдоставляет вам самые приятные ощущения. Ассоциируйтесь с этим вариантомфильма и мысленно прорепетируйте его. Если и теперь он вызывает хорошиеощущения, значит, у вас есть план. Может быть, вам захочется создать два илитри варианта плана, тогда прорепетируйте несколько фильмов из тех, которыевам понравились. После этого прервите состояние, измените свою физиологию,перейдя в более ресурсное состояние, и сделайте что-нибудь еще. Известно ли вам то время, когда вы чаще всего начинаете беспокоиться?Возможно, вы выбираете для этой привычки вполне определенное время дня,например, вечер воскресенья, Это может происходить перед сном, когда вылежите в постели и ваша бдительность уже достаточно ослаблена, чтобыбеспокойство могло завладеть вашим вниманием. Если с этим связана проблема,примите решение подумать о ней на следующий день. Сдержите свое обещание,иначе беспокойство вернется на следующий вечер с удвоенной силой. Стратегия прерывания беспокойства 1. Внутренний диалог (Aid): "Что я буду делать, если произойдет X?" 2. Создайте сконструированные, диссоциированные фильмы (Vik) онескольких возможных вариантах своих действий. 3. Выберите вариант, который вызывает у вас приятные ощущения (Кi). 4. Проведите мысленную репетицию этого плана, представив себе, как выпредпринимаете эти действия и получаете желаемый результат, прокручиваясконструированный ассоциированный фильм (Vic). 5. Убедитесь в том, что эта репетиция вызывает у вас хорошие ощущения(Ki). Вернитесь к шагу 2, если вам необходимы дополнительные варианты. 6. Прервите это состояние. Предположим, вы прошли эту последовательность шагов и вам кажется, чтовы ничего не можете сделать. Значит, вы ничего не можете сделать. Примитеситуацию такой, как она есть. Может быть, она еще изменится. Нельзяпредсказать все на свете. Возможно, вам необходимо собрать большеинформации. Если так, подумайте о том, как вы ее получите. В самом крайнемслучае вопрос может звучать так: "Что случится, если я умру?". Если этореальная возможность, то один из вариантов может заключаться в том, чтобыкак можно лучше подготовиться к смерти. Мы вернемся к этому моменту в главе12.

ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЗАМОЛЧАТЬ





Беспокойство обычно начинается с внутреннего диалога. В постоянномвнутреннем диалоге немного пользы, а иногда он может стать причиной стресса.Порой мы разговариваем сами с собой так, как никогда не позволили быобщаться с другими людьми. Любое имеющееся у нас ограничивающее убеждениеили предпосылка будет включать внутренний диалог. Когда мы разговариваем сами с собой, то используем слова точно так же,как в разговоре с другими людьми. Но иногда мы забываем о том, что языкявляется лишь способом представления опыта, а не самим опытом. Одна изпервых моделей НЛП, разработанных Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в1975 году, известна под названием метамодель и представляет собой наборопределяющих вопросов, позволяющих распутать вводящие в заблуждение действияязыка. Эти вопросы оказываются очень полезными в тех случаях, когданеобходимо сделать ясным общение между людьми. В этой книге мы воспользуемсянекоторыми из них, чтобы исследовать то, что вы говорите сами себе. Мы знаем, что наши мысли непосредственно влияют на нашу нервнуюсистему. Мы полагаем, что иммунная система подслушивает наш внутреннийдиалог. Возможно даже, что она подчиняется его указаниям без нашегосведения. Следовательно, прояснение нашего внутреннего диалога могло быоказать самое благоприятное воздействие на внутреннее состояние иустойчивость иммунной системы. Первый шаг -- осознать свой внутренний диалог. У большинства людей естьсвой внутренний голос; у одних он громкий и настойчивый, у других едваслышен. Вы когда-нибудь замечали, откуда он звучит? Каким тоном он говорит?Приятно ли его слушать? Чей это голос? Ваш собственный? Если он принадлежиткому-то другому, то разве вы давали этому человеку разрешение поселиться ввашей голове? Надоедливый обвиняющий тон голоса, звучащего со стороны, можетвызвать стресс, но то же самое может сделать и внутренний голос. Делает ли ваш внутренний голос какие-то сравнения? Сравненияпроявляются в словах типа "лучше", "наилучший", "хуже", "самый плохой","более", "менее". Поищите, нет ли у вас в голове каких-нибудьнереалистичных, лишающих мотивации сравнений. Когда вы слышите, как вашголос сравнивает то, что вы делаете (поведение) или кем вы являетесь(идентичность), убедитесь в том, что вам известно основание, на котором этосравнение производится. Например: "Я поступил плохо". Уместно было быспросить: "В сравнении с чем?". С тем, как вы умеете? С вашим идеалом? Всравнении с экспертом в этом деле? Нереалистические сравнения подавляют, нопервое, что вам следует помнить,-- это то, что они нереалистичны. Чтобымотивировать себя, проводите сравнения с вдохновляющим вас будущим,связанным с вами, а не с другими людьми. А чтобы судить о собственномпрогрессе, сравните себя с тем, каким вы были в начале пути. Мы уже рассматривали, как можно создавать стресс с помощью обобщения.Один из способов обобщения заключается в том, чтобы прислушиваться к словамтипа "все", "никогда", "всегда", "каждый". Такие слова называют"универсалиями". Они подразумевают отсутствие всяких исключений, например:"Я никогда не смог бы этого сделать", "Я всегда подхватываю простуду наРождество", "Все будут смеяться надо мной". Оцените объективно явноенарушение в логике таких рассуждений. Ничто не может быть абсолютным,наверняка существуют исключения. Вспомните их. Если вы совсем не можетенайти ни одного исключения, то устраивает ли вас такое положение дел? Еслинет, то примите решение создать исключение при первой же возможности. Ваш внутренний голос может, кроме того, устанавливать правила ивысказывать суждения. Мы часто высказываем суждения, не опирающиеся надостаточно веские доказательства У врачей есть авторитет, они очень многознают о болезнях и недомогании в целом, но вы являетесь экспертом в том, чтокасается вашего субъективного опыта Когда вы замечаете, что говорите самомусебе о том, что вам следует или не следует делать, спросите себя: "Зачем?"или "Кто сказал, что так должно быть?". Мы устанавливаем правила для самих себя с помощью таких слов, как"следует" и "не следует", "должен" и "обязан", "могу" и "не могу". Влингвистике эти слова называются модальными операторами. Будьте особенновнимательными к появлению таких слов в вашем внутреннем диалоге. Когда мырастем, нас бомбардируют модальные операторы, щедро разбрасываемыеродителями и учителями. Ведь это основной способ удерживать нас вопределенных границах. Но эти границы могут со временем стать устаревшимиили чрезмерно узкими. Когда вы слышите, как ваш внутренний голос говорит,что вы "должны" или "обязаны" сделать что-то, остановитесь и задайте себевопрос: "Что произойдет, если я этого не сделаю?". Может существовать вескоеоснование для того, чтобы сделать это, но может такого основания и не быть.Исследуйте последствия такого решения. Вы не должны слепо подчиняться.Другой вариант заключается в том, чтобы заменить в своем внутреннем диалогевсе "должен" на "могу". Так что "Я должен выздороветь" превратится в "Я могувыздороветь". "Я могу" предоставляет возможность -- я могу сделать это, аможет быть, я и хочу? Аналогичен подход к словам "не должен" и "не обязан". Спросите себя:"Что случится, если я все-таки сделаю это?" -- и тщательно разберите всепоследствия. Каждый раз, когда вы услышите, как ваш внутренний голос говорит"не могу", сразу же ставьте вопрос: "А что меня останавливает?". Этопрепятствие может быть серьезной причиной, а может оказаться иограничивающим убеждением. И как только вы поставите такой вопрос, оннаправит вас на поиски возможных путей преодоления стоящего перед вамипрепятствия. За такими операторами очень часто скрываются убеждения ипредположения, касающиеся здоровья и болезни. И задав этим операторамвопросы, вы можете спросить у самих себя, какие именно убеждения лежат в ихоснове. Мы уже сталкивались с абстрактными существительными(номинализациями). Любое заболевание описывается с помощью номинализаций.Номинализации оказываются замороженными, они не могут изменяться во времени.Но что же происходит? Превратите их в процесс. Найдите, что на самом делепроисходит в вашем теле, И каким бы серьезным ни было заболевание, первымшагом на пути установления контроля над ним является процедураденоминализации. И последнее. Прислушивайтесь в своем внутреннем диалоге к любой попыткесамообвинения. Обвинять самого себя -- значит взять на себя полнуюответственность за происходящее и считать себя причиной случившегося. Мы знаем, что логику причины и следствия нельзя так упрощенно применятьк процессам, связанным с людьми, но наш язык не улавливает столь тонкихразличий. Мы используем одинаковые формы в таких высказываниях, как "Онразозлил меня" и "Он разбил стакан". Когда вы говорите что-то типа: "Онаразбила мое здоровье",-- вы лишаете себя сил и наделяете кого-то другоговластью над своим здоровьем. Столкнувшись с ситуацией, в которой выприписываете свое эмоциональное состояние другим людям или внешнимобстоятельствам, задайте себе вопрос: "Каким именно образом эти люди (илиобстоятельства) вызывают у меня?..". Более прямой вопрос звучит так: "Какимобразом я сам способствую возникновению этого состояния или этой болезни?". Приписывая причину исключительно внешним обстоятельствам, вы оставляетесебе лишь возможность пожинать последствия и лишаете себя всякой власти надсвоим состоянием. Вот несколько вопросов к вашему внутреннему диалогу: "Я должен делать больше физических упражнений". Что случится, если я не буду делать упражнения? "Я не могу бросить курить". Что останавливает меня? "Я не могу найти время для упражнений". Что мешает мне? "Мне необходимо стать более здоровым". Более здоровым по сравнению с чем или с кем? "Я не должен обращаться за помощью". Что случится, если я обращусь? "Он вызывает у меня напряжение". Как именно он это делает? "У меня диабет". Какие конкретно процессы, носящие имя "диабет", происходят в моем теле?

ЯЩИК ПАНДОРЫ

Вы когда-нибудь слышали древнегреческий миф о ящике Пандоры? Пандоре --девушке, созданной Гефестом из земли и воды,-- сказали ни в коем случае неоткрывать ящик, но не объяснили, почему этого нельзя было делать. Жизнь еетекла мирно и безмятежно, как в райском саду. Но однажды запретный плодснова оказался непреодолимо притягательным, и Пандора открыла ящик. Внезапновсе несчастья мира вылетели из него в виде тучи жалящих насекомых, повалилииз ящика, искусали Пандору и скрылись с ликованием, разлетевшись по всемусвету подобно сонму злых духов. И лишь одно осталось в ящике -- надежда. Икогда она стала умолять Пандору выпустить ее, испуганная девушка открылаящик еще раз. И надежда утешила ее. У этого мифа очень глубокий смысл. Он говорит нам, что всегдасуществует надежда. Надежда -- как противоположность беспокойству идепрессии. В ней таится намек на лучшее будущее. "Ошибочная надежда" -- этонелепость. Любая надежда является реальной, если она заставляет васдействовать, чтобы приблизить желаемое будущее. Надежда не имеет никакого смысла, если она не побуждает к действиям.Непростительно ждать пассивно, что всё само собой улучшится, вместо того,чтобы самому начать творить стоящее будущее.

ЧЕГО ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ?

Люди часто относятся к надеждам, как к продуктам или вещам -- "у васдолжна быть надежда". Но слово "надежда" тоже происходит от глагола, аследовательно, это то, что мы делаем. Когда мы надеемся, мы представляемсебе лучшее будущее. Какое будущее мы хотим? Насколько лучше оно должностать? Лучшее будущее -- это то, что мы создаем сами сначала в своемвоображении, а затем в реальности. И первым шагом в этом направленииявляется первый столп НЛП -- знать то, что вы хотите. Это значит создаватьто, что вы хотите. Вопрос звучит так: "Чего вы хотите?". Он помогает сформулировать терезультаты, которые приведут вас к желаемому состоянию. Вместо этого мычасто спрашиваем: "В чем проблема?". Это вопрос фокусирует наше внимание натом, что не получается в настоящее время, и не подталкивает вас к движениювперед. На самом деле он чаще всего поворачивает вас лицом к прошлому, и тутвозникают такие вопросы как: "Почему у меня возникла такая проблема?", "Какона меня ограничивает?" и "Кто виноват?". Во всех этих вопросах нет никакой пользы. Они не помогают создатьлучшее будущее или построить надежду. Если мы хотим изменить настоящее, тоархеологического исследования проблем оказывается недостаточно. Не помогаети поиск виноватого. Обвинение -- это невкусный коктейль из вины иответственности, и вряд ли он кому-то понравится. Ведь обвинение опять-такиопирается на упрощенную идею причинно-следственных связей. Вы создаете свое будущее тем, что делаете в настоящем, Размышление отом, чего вы хотите -- о ваших целях -- является ключом к созданию такогобудущего, каким вы хотите его видеть. Когда вы ставите цели, имеющие отношение к вашему здоровью или к другимсторонам вашей жизни, следует помнить несколько полезных правил: * Сформулируйте свою цель позитивно. Двигайтесь по направлению к желаемому будущему, а не прочь отнежелательного настоящего. Это не одно и то же, Движение по направлению кжелаемому будущему автоматически вытащит вас из ограничений настоящего. Еслиже вы будете убегать от настоящего, оно будет настигать вас везде. А можетбыть еще хуже. Все, что вы знаете, --это то, что произойдут изменения.Существуют две наиболее распространенные цели, связанные со здоровьем:бросить курить и сбросить вес. Одна из причин, по которой их оказывается тактрудно достичь, заключается в том, что обе они сформулированы негативно. Любая формулировка, содержащая слова типа "отказаться" или "бросить",является негативной. Размышлении о том, чтобы сбросить вес, автоматическифокусируют ваше внимание на том, что у вас есть сейчас -- на весе. Когда выдумаете о том, что вам не следует есть конфеты и бисквиты, перед вашимвзором снова всплывают все эти изысканные сласти. Неудивительно, чтоотказаться от этого оказывается столь трудной задачей, ведь вы постояннодумаете о том, от чего хотите избавиться. Превратите избавление от лишнеговеса в часть более широкой цели, заключающейся в том, чтобы стать здоровым. Чтобы превратить негативный результат в позитивный, поставьте вопрос:"Что этот результат сделает полезного для меня, когда я его достигну?" или"Что я хочу получить вместо этого?". Например, "бросить курить" может статьтакими результатами, как "иметь здоровые легкие", "стать более здоровым","стать более выносливым" или "получать больше денег". * Сделайте свою цель как можно более конкретной и выясните, какая еечасть оказывается в вашей области влияния. Поместите свою цель в определенные временные рамки: когда вы хотите это получить? Где вы хотите это иметь и с кем? Что вы собираетесь сделать, чтобы достичь своей цели? Цель, опирающаяся на то, что другие люди сделают все для вас иликакое-нибудь чудо преподнесет вам на блюдечке все то, что вы хотите, безвсяких усилий с вашей стороны, представляет собой весьма слабую надежду,которая вряд ли принесет серьезные результаты. Какая часть конечногорезультата находится непосредственно в вашей власти, а в чем вам понадобитсяпомощь других людей? Как вы будете убеждать их помочь вам? * Какие ресурсы у вас есть для достижения этой цели? Ресурсы могут быть самыми разными. Это могут быть люди, которые вампомогут, имущество, деньги, ролевые модели. Ресурсами являются личныекачества -- такие, как настойчивость и способности. Ролевые модели могут стать ресурсами для вас: если вы знаете, чтокакой-то человек уже достигал той цели, к которой вы стремитесь, выясните,как он это сделал. Если это оказалось возможным для него, то почему не длявас? * Как вы узнаете, что вы достигли своей цели? Что конкретно вы увидите? Что конкретно вы услышите? Что конкретно вы почувствуете? Какие ощущения запаха и вкуса будут связаны с этой целью? Чем будет та последняя капля, которая окончательно убедит вас в том,что вы достигли того, что хотели? Убедитесь, что эти доказательства достижения опираются на информацию отваших органов чувств. Например, подтверждением вашего здоровья могло бы стать то, что размервашей талии достиг 81 см, что вы просыпаетесь с ощущением бодрости и дышителегко, а не кашляете, что ваш вес уменьшился на 4,3 кг, что улучшился цветлица, что вкус стал более острым, что вы смеетесь по крайней мере шесть разв день и по крайней мере один друг сказал вам о том, что вы стали лучшевыглядеть. Доверяйте своим чувствам. Думая о том, что вы увидите, услышите ипочувствуете, достигнув своей цели, вы создаете образы и звуки, которыепревратят будущее в действительность. Они наполнятся притягательной силой,потому что для вашего мозга они реальны. * Выбрав свою цель окончательно, вы, может быть, захотите разделить еена ряд болев мелких результатов. Например, цель, состоящая в том, чтобы стать более здоровым, может бытьразбита на более мелкие цели, касающиеся здорового питания, составленияплана упражнений, выделения времени для расслабления каждый день, проведениявремени с любимыми и поиска дополнительной информации об интересующем васнаправлении медицины. * Подумайте о последствиях достижения вашей цели. Любые шаги, касающиеся здоровья, оказывают влияние на самые разныестороны вашей жизни. Они даже могут изменить ваше представление о самомсебе. К возможным последствиям относятся переезд в новый дом, приобретениеновой одежды, установление новых взаимоотношений, трата денег, изменениепривычек питания и более ранний подъем по утрам. То, что кажетсязамечательным с вашей точки зрения, может привести вас к конфликту сдругими. Встаньте на позицию тех людей, которые играют важную роль в вашейжизни. Как это повлияет на них? Что они подумают, когда вы достигнете своей цели? Как изменится их поведение по отношению к вам? Что еще может произойти? Чем вам придется пожертвовать? Подумайте о том времени, деньгах иусилиях, как умственных, так и физических, которые вам придется затратить.Стоит ли цель всего этого? Каковы преимущества существующей ситуации? Ведь должны существоватькакие-то преимущества, иначе вы не оказались бы в ней. Убедитесь, что высохраните эти преимущества, или найдите другой способ, который большеподходит вам, чтобы получить их в будущем. * И последнее, но самое важное, -- чувствуете ли вы конгруэнтностьотносительно этой цели? Является ли она выражением вашей сущности? Проверьте неконгруэнтность ипри необходимости измените цель: сделайте ее меньше и проверьте последствияболее тщательно. Когда вы убедитесь, что она конгруэнтна вашемупредставлению о самом себе, постройте план действий. Существует программноеобеспечение, которое поможет вам осуществить весь этот процесс.

ВОПРОСЫ К ЦЕЛИ

Сформулирована ли ваша цель позитивно, ведет ли она вас к тому, чего выхотите, вместо того, чтобы уводить вас прочь от того, чего вы не хотите? Является ли она конкретной и простой? Имеет ли она определенные временные рамки? Ясно ли вы представляете себе, где, когда и с кем вы хотите достичьсвоей цели? Какие ресурсы у вас есть для достижения своей цели? Например, имущество, личные качества, люди и ролевые модели. Как вы узнаете о том, что вы достигли ее? Что вы ее увидите, услышите и почувствуете? Каковы более отдаленные последствия достижения этой цели? От чего вам придется отказаться? Как это скажется на других людях? Каких денег, умственных и физических усилий это потребует? Стоит ли она всего этого? Как вы могли бы включить преимущества существующей ситуации в своюцель? Это ваша сущность? Тогда действуйте!

ПОБУЖДАЮЩЕЕ БУДУЩЕЕ

Теперь вы можете начать строить побуждающее будущее, помещая свою цельна линию времени. Этот процесс стал синтезом идей Джона Гриндера, РичардаБендлера и Тэда Джеймса. Вы можете использовать этот процесс для помещенияконкретной цели в свое будущее. Сначала возьмите любую цель из следующих областей: -- физической; -- профессиональной; -- социальной; -- эмоциональной; -- духовной. Это ваша жизнь. Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, какимвы хотите стать. Какие качества вы хотели бы иметь? Вообразите свою временную линию, протянувшуюся от прошлого к будущему.Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на полу,чтобы ходить по линии времени. Подходит все, что сделает эту процедуру болеереальной. Отметьте на временной линии то место, которое будет обозначатьнастоящее (1). Перейдите вдоль по вашей временной линии в прошлое на такое жерасстояние, какое отделяет вас от вашей будущей цели. Если вы строитепобуждающее будущее, которое состоится через пять лет, то и в прошлоенеобходимо отойти на пять лет (2). Посмотрите вперед в то место, которое вы обозначили как "настоящее". Выпостроили это "настоящее" теми действиями, которые совершили в своемпрошлом. Пойдите вперед к "настоящему" и почувствуйте, как много вы изменили заэто время. Вам могут прийти в голову определенные ключевые события (3). Сойдите с временной линии (4), представьте себе диссоциированнуюкартинку самого себя, двигающегося к своей цели в будущем. Увидьте себятаким, каким вы хотели бы стать. Добавьте принадлежащие картинке звуки иголоса. Теперь ассоциируйтесь с картинкой. Какие ощущения у вас возникают при этом? Настройте субмодальности этой картинки, увеличивая ее и делая болееяркой и цветной до тех пор, пока ваши приятные ощущения не достигнут пикаинтенсивности. Сделайте то же самое с аудиальными субмодальностями. Когда вы будете полностью удовлетворены, выйдите из картинки идиссоциируйтесь. Поместите эту картинку в то место в будущем, где вы хотите достичьсвоей цели. Пусть она встанет прямо на вашу линию времени (5). Теперь посмотрите из этой будущей позиции на настоящее. Какие шаги вам предстоит предпринять, чтобы превратить это будущее вреальность? Какие препятствия могут возникнуть у вас на пути и как вы можете обойтиих? Что должно произойти в этот промежуток времени между настоящим ибудущим? Отметьте шаги и этапы этого процесса. Вернитесь в настоящее (6). Вы поймете, что существует ряд конкретных результатов, через которыепридется пройти, чтобы достичь желаемой цели. Пусть всегда цель находится впереди. Когда вы пройдете ее, создайтеновую. Если цель потеряла в ваших глазах всякую привлекательность, создайтедругую. Пусть всегда у вас будет мечта, выходящая за рамки той фантазии, вкоторой вы живете.

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

"Главная причина здоровья -- любовь". Парацвльс "Хаос -- самое привлекательное из всех известных оправданий для лени". Брюс Стерлинг "Надежда хороша на завтрак, а не на ужин". Френсис Бекон "В жизни только две трагедии. Первая -- когда вы не достигаете своегозаветного желания. Вторая -- когда вы достигаете его". Джордж Бернард Шоу

ГЛАВА 10

БОЛЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ

Нет никаких средств от рождения и от смерти, а есть средства только длятого, чтобы с удовольствием провести время в промежутке между ними. Джордж Сантаяна Эта глава -- о внимании к своим переживаниям. Это наиболее важная частькниги. Внимание к самому себе является основой самооценки. Оно расширяетваше восприятие самого себя. Оно также является фундаментом вашего здоровья. Наш организм постоянно предоставляет нам обратную связь о нашемсостоянии. Мы склонны разделять события нашей жизни на три категории:удовольствие, к которому мы стремимся, боль, которую мы избегаем, и все то,что находится в промежутке между болью и удовольствием и что мы терпим либоигнорируем. Боль -- это неприятная обратная связь. Испытывая боль, мычувствуем себя одинокими, изолированными и погруженными внутрь себя.Человеческая симпатия смягчает боль, и мы не чувствуем себя столь одинокими.Проявление внимания к боли изменяет ее и может быть первым шагом на пути ктому, чтобы ее ослабить и начать ее лечить. Удовольствие -- приятная обратнаясвязь. Ваши органы чувств -- это врата к физическому удовольствию.Удовольствие -- одно из проявлений здоровья. Оно привлекает наше внимание ктому, что нас окружает. Испытывая боль, мы закрываемся; когда же наспосещает удовольствие, мы становимся открытыми, мы начинаем отчетливоощущать связь с самим собой, с другими людьми и со всем миром. Большая часть нашей жизни протекает скользя по поверхности нашихпереживаний, а поскольку мы уделяем мало внимания тому, что происходит снами здесь и сейчас, мы лишаем себя удовольствия существования. И тогда мывынуждены искать хоть какие-то развлечения, чтобы отвлечься. Мы теряем то,что есть, в пользу того, что могло бы быть или было когда-то. Настоящее --все, что у нас есть, это единственное место, в котором мы можем испытыватьистинное удовольствие, но мы почти не обращаем на него внимания.

БОЛЬ

Существует много проявлений боли -- как физической, так и эмоциональной.Мы сосредоточимся на физической боли, хотя все, что мы скажем, применимо и кэмоциональной. Боль реальна, но ее трудно определить. Она субъективна -- толькочеловек, у которого она есть, может рассказать о ней, хотя у нас не такой ужбогатый запас слов для ее описания. Не существует таких магическихмедицинских инструментов, с помощью которых врач мог бы объективноустановить, какой силы боль вы испытываете; но и такой вещи, каквоображаемая боль, тоже не существует. Боль всегда реальна для ее владельца. Настоящая боль --это то, что вывоспринимаете таковой. Чаще всего игнорируют боль у детей. Дети меньшевзрослых, но их боль от этого не уменьшается. Она может быть даже большеиз-за страха, который они испытывают. Смягчение боли -- это не наслаждение, ипоэтому очень важно верить тому, что люди говорят о своей боли. Отдельные части нашего тела весьма чувствительны, и мы знаем точно, гдеболит. Некоторые причины, вызывающие боль, и такие ее проявления, как кровьили перелом, могут быть видимыми, хотя сама боль не видна. Травма,нанесенная в той области, где болевых рецепторов немного, будет вызыватьболь где-нибудь в другом месте -- произойдет "перенос" боли. Внутренниеорганы имеют небольшое количество болевых рецепторов, поэтому, например, наранних стадиях развития инфаркта боль ощущается в левой руке. Скорее всего, у всех нас один и тот же порог болевой чувствительности,но различная болевая выносливость. Состояния страха, беспомощности иливолнения усугубляют боль. Зубная боль ужасна, но ее причина и лекарственныесредства против нее известны. Мы --знаем, что эта боль когда-нибудь кончится,и это понимание делает ее более сносной. Рождение ребенка весьма болезненно,но оно сопровождается огромной радостью и приятными ожиданиями, которыеослабляют ее действие. Труднее переносить боль, когда мы не находим ейникакого объяснения; неопределенность усугубляет положение. Мы не знаем, чтоделать и как остановить такую боль, поэтому ощущение беспомощности непокидает нас. Ноющая непонятная боль в груди из-за той тревоги, которая еесопровождает, может доставлять даже больше беспокойства, чем зубная. Острая боль оказывается внезапной, сильной и кратковременной. Она либопроходит сама собой, либо мы начинаем действовать, чтобы избавиться от нее,С хронической болью справиться труднее. Она приносит сильные мучения и можетразрушить всю жизнь, вызвав депрессию и состояние беспомощности.

БОЛЬ КАК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Боль заслуживает внимания и уважения. Это сигнал, обратная связь,передаваемая вашим телом: что-то идет не так и требует внимания. Мы пишемздесь об обычной острой боли и симптомах болезни, которые большинство людейиспытывают на протяжении своей жизни. Серьезная хроническая боль можетпотребовать медицинского вмешательства и лечения с помощью лекарственныхсредств, хотя многое можно сделать в дополнение к такому лечению. Управлениехронической болью -- это быстро развивающаяся область медицины.Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельноуправлять своей болью, что в конце концов приводит к пониманию того факта,что стандартные дозы не подходят всем одинаково. Хотя слово боль (pain) происходит от латинского слова роепа, у котороготот же корень, что и у слова "наказание" (punishment), боль являетсянеотъемлемой и существенной частью жизни. Если бы боли не было, нам пришлосьбы сознательно обращать внимание на все то, что мы делаем, чтобы непораниться, а это сделало бы нашу жизнь невыносимой. Если бы мы нечувствовали боли, поднося руку к открытому пламени, мы могли бы серьезноповредить ее. Боль говорит нам о том, чтобы мы прекратили делать то, что мыделаем. Зачастую рефлекторная реакция даже не дает нам времени опомниться.Боль заставляет нас предпринимать решительные действия. Боль от воспаленногоаппендикса подталкивает нас к тому, чтобы искать помощи или умереть. Мы нехотели бы, чтобы болезненные сигналы исчезли совершенно. Боль -- это признакздоровья. Просто наше тело говорит нам. "Я живо!". Лишь когда боль непрекращается, а мы не можем предпринять никаких действий, чтобы ееостановить, -- вот тогда она превращается в проблему.

ЛЕКАРСТВА

Когда мы думаем о смягчении боли, обычно в голову приходят мысли олекарствах. Даже эндорфины -- вещества, которые наш организм производитестественным образом для ослабления боли,-- и те называют "естественнымиобезболивающими лекарствами" организма. В этой метафоре скрывается несколькочуждых нам предпосылок! Эндорфины оккупируют рецепторы, не позволяямедиаторам передать сигнал о боли. Кокаин действует точно так же. Реклама лекарственных средств провозглашает их "убийцами боли"(painkillers). И это тоже метафора. Медицина поддерживает болеубийственныйподход: принимайте лекарство при первом же приступе острой боли! Лекарства занимают важное место в лечении боли, и в настоящее время впродаже имеется несколько десятков безопасных и эффективных лекарств. Такпочему бы их не использовать? Но в действительности, чем меньшеболеутоляющих средств вы принимаете; тем лучше по многим причинам. Во-первых, вы пренебрегаете при этом собственными внутреннимиресурсами. Вместо того чтобы принимать как должное, что вы неспособныконтролировать боль и нуждаетесь в помощи извне, определите, какие средствауправления болью у вас уже есть. Во-вторых, чем больше вы принимаете их, тем сильнее к ним привыкаете итем менее эффективными они становятся. И чем меньше вы их принимаете, темсильнее будет их действие, когда они действительно вам понадобятся. В-третьих, боль является предвестником, симптомом, а не причиной.Необходимо услышать и понять, о чем же боль пытается сообщить нам, преждечем убивать гонца. Когда вы принимаете болеутоляющие средства, вы можетеизбавиться от боли, но ее источник останется при этом нетронутым. С уходомболи, возможно, вы продолжите делать те же самые вещи, которые послужили еепричиной, только теперь вы не будете этого осознавать. Хотели бы выобезболить свою руку, чтобы еще дольше держать ее в пламени? Еще один пример: аллергия и мускульное напряжение являются обычнойпричиной головной боли. Аспирин ослабит эту боль, но ничем не поможет влечении аллергии и стресса, которые ее вызвали. Он может привести к ещеболее сильной головной боли, и так до тех пор, пока аспирин совсем неперестанет действовать. Другим примером может служить длительное употребление стероидов дляослабления воспалительных процессов и боли в мускулах или при растяжениисухожилий, особенно в спорте. Стероиды -- сильнодействующие лекарства,похожие на естественный гормон кортизол. Они подавляют иммунную систему имогут иметь другие серьезные побочные эффекты. Боль сообщает вам о том, чтов мускулах появилось повреждение, требующее лечения. Лекарство останавливаетэтот сигнал, но мускулы остаются поврежденными. Дальше -- более серьезныенарушения. Цена таких игр может быть слишком высокой -- боли в спине отповреждения позвоночника или артрит. По отношению к эмоциональной боли те же самые доводы остаются в силе.Врачи предпочитают выписывать транквилизаторы с самыми добрыми намерениями.Но транквилизаторы не устраняют причину и не разрешают проблему, они лишьпритупляют ощущения, лишают вас способности чувствовать. Например, гореявляется естественным процессом смягчения боли утраты, и этот процесстребует некоторого времени для своего завершения. Транквилизаторы могутблокировать горе. В НЛП существует много техник, помогающих снимать чувствастраха, вины, утраты и лечить прошлые травмы. Эти техники работают, неподавляя симптомы, а предлагая средства для разрешения тех проблем, которыеони создают. В применении лекарственных средств есть свой смысл. Приемтранквилизаторов или анальгетиков может оказаться вполне уместным. Они могутпорой спасти жизнь, а для многих людей служат надежной опорой. Если уж высоберетесь принимать лекарства, тщательно изучите их свойства, какую функциюони выполняют, какими побочными эффектами обладают. Действуйте в согласии сосвоим доктором. Если и он не знает о каком-либо лекарстве, получитеинформацию в местной библиотеке. Обязательно получите ответ на очень важныйвопрос: "Как я узнаю о том, что в этом лекарстве я больше не нуждаюсь?".

СОМАТИЧЕСКАЯ ПОДСТРОЙКА

Боль может оказаться последним сигналом, предшествующим болезни, илипервым признаком заболевания. Как же следует на него реагировать? На практике мы чаще всего реагируем одним из следующих способов: гасимболь обезболивающими лекарствами или вовсе ее игнорируем. Попыткиигнорировать боль не приводят к желаемому результату. Чем усерднее выпытаетесь не думать о ней, тем сильнее вы сосредоточиваете на ней своевнимание и тем больше попадаете в ее власть. Лучше займитесь чем-то другим.Порой удивительно, как быстро пропадает всякая боль, когда мы увлекаемсячем-то приятным. Когда мы с головой уходим в какое-нибудь дело, мы незамечаем боли. Например, спортсмены могут закончить игру -- и лишь после ееокончания заметить, какую сильную травму они получили. Но перед тем, какпереключиться на другой вид деятельности, отнеситесь к боли как к сигналу,который требует вашего внимания. Сначала остановимся на том, как не стоит обращать внимание. Пусть боль возникла, например, в голове. И на вашей личнойдесятибалльной шкале болевой интенсивности пусть она оценивается в 1. Вывстревожены и обеспокоены. Вы беспокоитесь по поводу боли, опасаясь, чтобыона не усилилась. Это беспокойство и предположение о том, что боль можетусилиться, делают ее более сильной. Интенсивность поднимается к метке 2.Опасения и тревога приводят к выбросу в кровь адреналина, который усиливаетнервное напряжение. Боль подскакивает, например, к метке 4. Это можетпривести к возникновению порочного круга или спиралевидного развития боли. Вследующий раз при возникновении головной боли вы можете подумать: "Янадеюсь, она не будет такой же ужасной, как в прошлый раз". А это уже началонового витка спирали. Вместо того, чтобы продолжать по инерции двигаться по спирали, простоуделите боли некоторое внимание, подумав о ней, как об ощущении в настоящиймомент. Отстранитесь от прошлого опыта и будущих ожиданий. Сам процессобращения внимания едва уловимо изменит ваше восприятие боли. Ян разработалпроцесс под названием "соматическая подстройка". Цель заключается в том,чтобы признать ваше переживание боли и дискомфорта и, сделав это, позволитьим развиваться дальше. Вместо того, чтобы убегать от этого ощущения, обратите на него своевнимание. При этом заметьте, что будет происходить с первоначальнымиощущениями. Они почти наверняка начнут изменяться. Обращая внимание на боль, вы изменяете свое отношение к этому ощущению-- и у вас появляется возможность непосредственно воздействовать на него.Возьмем худший случай, предположим, что боль начнет усиливаться -- значит, выможете оказывать на нее влияние. И ваша цель теперь -- воздействовать на неежелательным для себя образом. Вы поймете, что, хотя боль и составляет некоторую часть вашего опыта,она не захватывает его целиком. Вы испытываете боль, но она лишь часть вашейличности. Кроме того, вы можете обратиться к этому симптому непосредственно-- спросите его, какое сообщение для вас содержится в нем. Удивительно, какчасто люди получают ответ, который оказывается очень важным для них. После этого можно сделать множество других вещей. Одна из них, весьмаполезная, заключается в том, чтобы построить собственную шкалу боли.Например: 0 -- это отсутствие всякой боли; 1 -- дискомфорт; 2 -- слабая боль; 3 -- умеренная боль; 4 -- сильная боль; 5 -- самая сильная боль, которую вы когда-либо испытывали. Проградуируйте интенсивность ощущения. На выбранной вами шкале можетбыть столько точек, сколько вы пожелаете. Важно, чтобы они имели для васопределенный смысл. Даже если вы просто задумаетесь над тем, какие это могутбыть точки, это поможет лучше разобраться в своих собственных переживаниях. Отметьте уровень своей боли на шкале. Тщательно разберитесь в ней. Отметьте субмодальности боли. Где она расположена? Насколько она интенсивна? Какая у нее температура? Какой у нее размер? Какую поверхность она захватывает? Если бы эта боль превратилась в звук, то на что он был бы похож? Если бы у нее был цвет, то какого цвета была бы боль? Это подстройка к самому себе -- соматическая подстройка. Она изменитваши переживания. Она может ослабить боль. И теперь вы сможете перевестисебя к другому переживанию. Прислушайтесь к внутреннему звуку боли. Теперьпостепенно изменяйте этот звук. Обратите внимание, как изменение звукаменяет восприятие боли. Поэкспериментируйте с другими звуками. Возможно, вамудастся полностью поменять этот звук на звучание комфорта, снижая громкостьи ритм, делая его более музыкальным и мягким или перемещая источник звука. Вы можете также работать с картинкой, изменяя яркость, плотность ицветность. Заметьте, как это влияет на боль. Разные цвета будут создаватьразличные ощущения. Найдите лучший для себя. Когда вы работаете свизуальными и аудиальными субмодальностями, не совершайте сильных измененийслишком резко, исследуйте сначала последствия постепенного сдвигасубмодальностей. Зачастую простого обращения внимания бывает достаточно,чтобы, не выполняя никаких превращений звуков и картинок, позволитьсовершиться процессу изменений.

МЕТАФОРЫ БОЛИ

Ваша метафора боли оказывает влияние на ваше восприятие этого ощущения. Исследуйте свое отношение к физической и эмоциональной боли с помощьюследующих вопросов: "Когда я испытываю боль, я не могу..." "Меня пугает в боли то, что..." "Стонать и ныть от боли бывает нормальным, когда..." "Стонать и ныть от боли неестественно, когда..." "Я признаю, что у меня боль, когда..." "Я не признаю, что у меня боль, когда..." "Самая сильная боль из тех, которые я когда-то испытывал, это..." "Обычно я обращаюсь с болью следующим образом..." "Я никогда не обращался с болью так..." Вы можете воспользоваться следующими вопросами, чтобы исследовать боль,которую испытываете сейчас, или ваше восприятие боли вообще:

БОЛЬ ПОХОЖА НА...

ПОТОМУ ЧТО...


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!