Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ



 

Самостоятельная отработка задания. Основной мето­дический прием в организованном занятии при отсутствующем партнере — самостоятельная отработка зада­ния под контролем тренера. Тренер после ознакомления группы с приемом дает задание приступить к его само­стоятельной отшлифовке. Наблюдая за учениками, он по ходу выполнения упражнения исправляет индивидуаль­ные ошибки, а при возникновении общих ошибок преры­вает самостоятельную работу и вносит необходимые кор­рективы.

Этот методический прием позволяет занимающимся сконцентрировать свое внимание на сути изучаемого действия в темпе, соответствующем уровню его подготов­ленности, не отвлекаясь на такие побочные и нехарак­терные для фехтования категории, как команды и услов­ные сигналы, определяющие начало выполнения.

Самостоятельная отработка под контролем тренера воспитывает сознательное, активное отношение к процес­су обучения, развивает самостоятельное мышление, волю и целеустремленность.

Одновременное выполнение приема по команде или сигналу. Этот методический прием, заимствованный из гимнастики, применяется, если необходимы регламенти­рованная повторность или расчлененное выполнение. Команда должна быть интонирована так, чтобы зани­мающийся мог до ее исполнения мысленно представить себе структуру выполнения будущего действия. Напри­мер: «Двойной шаг на-а-зад!», «С выпадом ко-о-ли!» и т. д.

Позже команду заменяют сигналом, причем предпоч­тение отдается зрительному сигналу, а не слуховому. Не следует обременять новичка выполнением приемов по условному сигналу, не встречающемуся в боевой прак­тике.

Серийное выполнение. Этот методический прием сос­тоит в непрерывном выполнении изучаемого движения всей группой в произвольном ритме или под счет (сигна­лы) тренера в течение 10 с — 1 мин. Прием создает большую плотность в учебной работе, развивает вынос­ливость и форсирует благодаря большой повторяемости в короткое время овладение новой координацией движе­ния. Кроме того, такое выполнение позволяет тренеру заметить устойчивые ошибки отдельных учеников и вно­сить поправки по ходу выполнения.

Например: обучаемые, находясь перед чучелами, не­прерывно из 5-й позиции с выпадом наносят удар по лево­му боку с последующим закрытием назад в 5-ю позицию; скачок вперед — скачок назад; выпад — закрыться впе­ред, шаг назад и т. д.

Взаимоинструктаж. Методический прием, предполага­ющий поочередную взаимную помощь обучающихся. Прием как бы расширяет объем внимания преподавателя, с одной стороны, а с другой — повышает заинтересован­ность занимающегося, временно выступающего в роли инструктора. Возможность такой взаимопомощи основы­вается на известном разрыве между знанием, как надо выполнять прием, и умением его выполнить, естественно возникающем в начале освоения нового материала.



Положительными чертами приема являются вдумчи­вое отношение занимающихся к процессу обучения, взаимное устранение своих недостатков, воспитание чувств товарищеской солидарности. Этот методический прием одновременно предусматривает начальное озна­комление с так называемой инструкторской практикой, необходимой будущему общественному помощнику тре­нера и в других формах выполнения упражнений.

Например: в одношереножном строю первые номера выполняют условную атаку: обман ударом по маске, удар правого бока; вторые («инструкторы») указывают первым на их ошибки в ведении клинка, поправляют начальную боевую стойку и конечное положение на выпа­де и уходе с него. После определенного количества повто­рений фехтовальщики меняются ролями.

Комплексный метод. Этот метод помогает связывать отдельные приемы фехтования в логическую цепь дей­ствий фехтовальщика. Количество действий не должно превышать 3—6 приемов в определенной последователь­ности. Разучиваемый прием в зависимости от его труд­ности дается в начале, середине или конце комплекса. Этот метод в некоторой степени тренирует оперативную память фехтовальщика. Отдельные комплексы выполня­ются по распоряжению тренера. Например: ученик перед мишенью из 3-й позиции берет 5-ю защиту и наносит ответ по правому боку; в одношереножном строю делает двойной шаг вперед, шаг назад, колет с выпадом и за­крывается назад и т. п.



Поточный метод. Он предусматривает последователь­ное проведение действий, причем окончание приема лево­фланговым служит сигналом для начала выполнения упражнения его партнером, стоящим рядом в шеренге. Этот прием ценен тем, что позволяет тренеру заметить индивидуальные ошибки учеников. Кроме того, зависимость начала выполнения приема от партнера и возника­ющие при этом неожиданности вносят в групповое обу­чение определенное оживление. Пример: стоя в шеренге, левофланговый рапирист выполняет последовательно шаг вперед с показом укола, закрытие в 6—4-ю позиции на месте, полувыпад, выпад, закрытие вперед, служащее сигналом для начала того же упражнения его соседом, и т. д. до правофлангового.

Существует и другой метод поточного выполнения упражнений в колонне по одному, дающий возможность апробировать один и тот же прием наступления во вза­имодействии с различными партнерами и отработать соответствующие защиты против тех же партнеров. На­пример: саблист — направляющий колонны последова­тельно атакует своих партнеров в выпаде обман ударом по маске — удар по левому боку, стоящих в колонне с интервалом 5—6 м. Второй боец, только что делавший попытку защититься 5—4-й защитами, поворачивается кругом и выполняет то же атакующее действие по оче­реди со всеми стоящими в колонне, а затем занимает в конце колонны боевую стойку, встречая следующего упражняющегося уже защитными действиями.

Метод имитаций. Применяется в фехтовании редко, обычно при разучивании сложных, не имеющих непосред­ственно боевой ценности приемов (салюта, сбора и т. д.). Этот прием находит применение при расчленении на эле­менты сложного по структуре действия: тренер, стоя спи­ной к группе, например, меняет позиции, а группа ими­тирует его движения и слушает по ходу выполнения его краткие объяснения.

Тренировка с воображаемым партнером. Тренировка с воображаемым партнером, иногда называемая по ана­логии с боксом «бой с тенью», состоит из приемов манев­рирования с различными наступательными, оборонитель­ными и контратакующими движениями, применяемыми фехтовальщиком в бою с воображаемым противником. Ценность приема — в развитии способности реально представлять себе действия, пути движения клинка про­тивника, «думать за него» и противопоставлять ему свои конкретные, пусть простые, но тактически оправданные приемы. Например, спортсмен, представляя себе манев­рирующего противника и передвигаясь в противополож­ном направлении, должен сохранить «дистанцию»; на один из его воображаемых шагов вперед идти в атаку с обманом удара по маске и одновременно с попыткой воображаемого противника защититься 5-й защитой, выполнять удар по правому боку; продолжать маневриро­вать и делать вызов-приглашение на удар по маске, за­щищаясь 5-й защитой и отвечая ударом по правому боку и т.д.

«На боевое действие тренера». Одновременное выпол­нение приема в ответ на имитацию боевого действия тре­нера позволяет занимающимся ознакомиться с обстанов­кой, приближенной к боевой, т. е. полученную зрительную информацию мысленно переработать и воплотить в соб­ственное действие, вытекающее из сложившейся ситуа­ции.

Этот прием хотя и имеет формальное сходство с выполнением приема по зрительному сигналу, но отли­чается от него по существу, так как на фоне распределен­ного внимания между движениями тренера и своим соб­ственным реагированием у ученика воспитывается эле­ментарное тактическое мышление. На первых порах движения тренера должны быть нарочито широкими, замедленными, с явными признаками предсигналов.

Например, тренер, дав группе задание сохранить условную дистанцию между ним и шеренгой обучаемых, выполняет различные по структуре, ритму и амплитуде передвижения. В процессе этого упражнения тренер имитирует атаку в отдельные секторы туловища, на что занимающиеся реагируют с шагом назад и принятием соответствующих позиций с обусловленными заранее от­ветами, на вызовы (приглашения) тренера атакуют его в открывающийся сектор, на многочисленные финты ата­ки тренера контратакуют его и т. д., т. е. ведут условный бой.

Контролем для соблюдения заданной дистанции могут служить линии, нанесенные мелом, от которых ученики и тренер начинают выполнение упражнений.

Каждый цикл упражнений тренер заканчивает на ис­ходном рубеже, выявляя учеников, не сумевших сохра­нить дистанцию.

Далее приведены упражнения с тренером в боевых действиях на реакцию, дистанцию и точность поражения цели:

1. Ученики трусцой перемещаются по кругу. Вначале по командам тренера: «Справа», «Слева», «Сзади», «К бою», затем по сигналу (желательно зрительному) ученик быстро занимает положение «к бою» лицом в ука­занном направлении и проводит заранее заданное действие (к примеру: «трещотка» — закрытие назад в бое­вую позицию).

2. Из бега трусцой по кругу с интервалом 1,5 м по обусловленному сигналу тренера ученик делает флеш (атаку стрелой), стараясь осалить спину впереди бегу­щего партнера. Возможно сочетание с 1-м упражнением.

3. Флеш с низкого старта без оружия; из боевой стой­ки с оружием на внезапно поднятую тренером до гори­зонтального уровня маркированную палку (для сабель­ных ударов по голове), прикрепленную к ней небольшую мишень с кругом диаметром 5 см (для рапирных, шпаж­ных уколов) (рис. 1, I).

4. Из боевой стойки ученик в выпаде или флеше ловит падающую или слегка подброшенную вверх тренером фехтовальную перчатку (рис. 1, II).

5. То же, что упражнения 3 и 4, но дистанция посте­пенно увеличивается.

6. Тренер из-за спины атакующего бросает в защи­щающегося перчатку. Цель атакующего — поразить пер­чатку в проекции поражаемой поверхности уколом (рапи­ра, шпага), ударом (сабля); защищающегося — взять соответствующий парад против оружия нападающего выпадом или флешью (рис. 1, III).

7. Тренер в специальной перчатке — «лапе» на левой руке с кружком диаметром 5 см посередине (рис. 2).
Атакующие, находясь справа от серединной линии, из боевой стойки потоком атакуют внезапно появляющуюся
на прямой руке «лапу» тренера, пытаясь попасть в цвет­ной круг. Тренер, отводя руку горизонтально, вверх,
вниз, меняет дистанцию атаки.

Варианты: атаковать с выпадом, флешью, из серии небольших скачков вперед-назад, из положения выпада, полувыпада, на отступающего или приближающегося тренера.

8. Тренер в маске, и обе руки защищены «лапами». Выполняется предыдущее упражнение, но тренер варь­ирует начало атаки и дистанцию разновременным под­ниманием рук.

9. Тренер в маске, левая рука в «лапе», правая с ору­жием (рапира, шпага, сабля). На вызов тренера ору­жием атакующий ученик делает обман уколом (ударом) с последующим уколом в открывающийся сектор «лапы». На выпрямление вооруженной руки тренера ученик ата­кует с действием на оружие с последующим уколом (уда­ром) в «лапу» (рис. 3). Возможны варианты: дистанцию меняет тренер; ученик после неудавшейся атаки атакует повторно; тренер создает попеременно условия для атаки с финтом и действием на оружие.

Преимущество этого метода: он достаточно эмоцио­нален, обеспечивает контроль за выполнением приемов группы в целом и каждого ученика в отдельности, соз­дает необходимую плотность урока, позволяет проверить концентрацию внимания, включая латентный период реакции занимающегося на боевой сигнал тренера.

В дальнейшем место тренера в этих упражнениях мо­жет занять способный ученик (инструктор-обществен­ник), освобождая время тренера на организацию пар­ной работы и индивидуальные уроки для одаренных уче­ников старшей группы.

 

 

 

 

Примерные упражнения данного метода тренировки (шпага)

Действия тренера Действия учеников
Упражнения в одинарных передвижениях
Шаг вперед Шаг назад
Шаг назад Шаг вперед
Скрестный шаг назад Скрестный шаг вперед
Одновременный скачок вперед Одновременный скачок назад
Шаг вправо Шаг влево
Скрестный скачок вперед Скрестный скачок назад и т. д.
Упражнения в комплексных передвижениях
Шаг назад-вперед Шаг вперед-назад
Скрестный шаг вперед — шаг вперед Скрестный шаг назад — шаг назад
Два шага назад Два шага вперед и т. д.
Упражнения в передвижениях со сменой позиций
Шаг вперед — показ укола в 4-й сектор (пауза) — закрытие Шаг назад — позиция — 4-я (пауза) — закрытие
Шаг назад — вызов в 6-ю позицию Шаг вперед — показ укола в 6-ю позицию
Закрытие Закрытие
Скрестный шаг вперед — 2 перевода в 4-й укол во 2-й сектор Скрестный шаг назад — смена позиций 4—8 — закрытие
Упражнения в передвижениях, условных атаках, смене позиций и ответов
Выпад с уколом в 4-й сектор Шаг назад — 4-я позиция, показ укола
Шаг вперед — вызов вниз Выпад с уколом в ногу
Шаг вперед — укол в ногу Шаг назад — контратака в руку
На месте — показывает укол Батман в 4-ю позицию — укол с выпадом и т. д., на каждое закрытие тренера ученики принимают боевую стойку

 

Метод соревнований. Соревнование на лучшее усвое­ние структуры приема, скорость выполнения действий, точность уколов, ударов в объеме пройденного материала вносит в обучение фехтовальному поединку соревнова­тельный дух, повышает старательность и тем самым уско­ряет процесс усвоения «школы» на фоне большей эмо­циональной заинтересованности.

Рекомендуются следующие упражнения: 1. Кто лучше выполнит определенную комбинацию основных положе­ний и передвижений (основная стойка, исходное положе­ние, приветствие, боевая стойка, различные передвижения, всего 6—10 элементов). Упражняющийся выходит из строя и выполняет эти элементы в определенной последователь­ности. Упражнения оцениваются преподавателем на виду всей группы по 10-балльной системе. Объявляется по­бедитель, который повторно демонстрирует свое выпол­нение упражнения.

2. Занимающиеся, четверками передвигаясь вдоль зала, преодолевают заданное расстояние с помощью вы­пада и закрытия вперед. Задача: кто быстрее в четверке или кто с меньшим количеством выпадов преодолеет заданную дистанцию. Победители выходят в финал. То же относится и к другим видам передвижений вперед, назад, их сочетаний. За технические ошибки при выпол­нении приема в цикле тренер начисляет «провинившим­ся» штрафные очки.

3. Ученик сам подбирает логически обоснованный комплекс «боя с тенью». За хорошую технику, правиль­ность и сложность композиции тренер выставляет балл.

4. Из раздела «Упражнения с тренером» проводить соревнования учеников (пункты от «в» до «з») на боль­шее количество пораженных мишеней из 3, 5, 10 попыток.

Контрольные нормативы: 1. На преодоление инерции в передвижениях фехтовальщика: шаг вперед — скачок скрестно назад — шаг назад; атака стрелой — шаг впе­ред, начиная с правой ноги; выпад — закрытие вперед — шаг вперед; из боевой стойки прыжок вверх — призем­ление в положение выпада — шаг назад — вперед; «тре­щотка» — выпад — уход с выпада прыжком назад.

2. Поразить маркированную палку (саблистам) и мишени на палке (рапиристам и шпажистам) с пра­вильной техникой и максимальной быстротой 5 раз из 10 попыток.

3. На точность управления клинком выполняется уп­ражнение на настенной мишени (саблисты по чучелу)
со средней дистанции: из боевой позиции с оптимальной техникой и скоростью поразить круг диаметром 5 см;
5 раз из 10 попыток, предварительно имитировав защиту 8-ю (рапира, шпага); поразить цель 4 раза из 10 попыток (юноши и девушки); саблисты имитируют из 3-й позиции 4-ю защиту, поражают контрольную 5-сантимет­ровую полосу на правом боку чучела — 5 раз.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!