Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Характеристика речевых нарушений при ДЦП



Особенности речевого развития при детском церебраль­ном параличе

План

1. Раннее речевое развитие ребенка с ДЦП. Коррекционная работа в доречевой период.

2. Характеристика звукопроизношения, фонематического восприятия, словаря и грамматического строя речи при церебральном параличе.

Характеристика речевых нарушений при ДЦП

 

1.В сложной структуре нарушений у детей с церебральным пара­личом значительное место занимают речевые расстройства, часто­та которых составляет до 80%. Изучению речевых нарушений при ДЦП посвящено много специальных исследований (Л.А.Данилова, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, И.А.Панченко, Е.Ф.Архипова и др.).

Особенности нарушений речи и степень их выраженности зави­сят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждение определенных структур мозга, но и более позднее формирование или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Это онтогенетически молодые отделы мозга, которые наиболее интен­сивно развиваются уже после рождения (премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга). Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объема зна­ний и представлений об окружающем, недостаточностью пред­метно-практической деятельности и социальных контактов. Боль­ные дети имеют сравнительно небольшой жизненный опыт, об­щаются с весьма небольшим кругом людей, как сверстников, так и взрослых. Неблагоприятное влияние на развитие речи оказывают допускаемые родителями ошибки воспитания. Часто родители чрез­мерно опекают ребенка, стремятся многое сделать за него, пре­дупреждают все его желания или выполняют их в ответ на жест или взгляд. При этом у ребенка не формируется потребность в ре­чевом общении, которая является важной предпосылкой развития речи. Отрицательно сказываются на развитии речи, особенно в первые годы жизни, длительное пребывание в различных лечеб­ных учреждениях, а также отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, нередко возникающие у больных детей при отрыве от матери и изменении привычного образа жизни в случае помещения в больницу.

Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова и другие описали особеннос­ти речевого развития ребенка с церебральным параличом, начи­ная с первых месяцев жизни. Они отмечают, что доречевое и рече­вое развитие этих детей идет в замедленном темпе.



Доречевой период ребенка с церебральным параличом отлича­ется от того же периода у нормально развивающегося ребенка. Обычно доречевой период при ДЦП затягивается на 2—3 года и состоит из 4 этапов.

К году у детей с церебральным параличом наблюдается сниже­ние потребности в речевом общении и низкая голосовая актив­ность. Дети часто предпочитают общаться жестом, мимикой, кри­ком. В лучшем случае ребенок может произносить всего одно-два слова. Индивидуальные сроки появления речи у детей с церебраль­ным параличом значительно колеблются. При ДЦП наиболее медленный темп речевого развития наблюдается в раннем возрасте (первые три года жизни). На вто­ром году жизни, даже при самых тяжелых формах заболевания, развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Чаще всего дети начинают произносить первые слова примерно в 2— 3 года. Значительный скачок в развитии речи при проведении коррекционно-логопедических занятий наблюдается к концу тре­тьего года жизни. На этом возрастном этапе темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка. Как правило, фразовая речь формируется к 4—5 годам; в старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) идет ее интенсивное развитие.

При ДЦП отмечается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической.

Почти у всех детей с церебральным параличом в раннем возра­сте крайне медленно увеличивается активный словарь, длина пред­ложения, речь долго остается неразборчивой. Пассивный словарь (понимание обращенной речи) обычно значительно больше активного. Задерживается развитие мелодико-интонационной сторо­ны речи, а также восприятие и воспроизведение ритма. Речевая активность детей низкая, в речи преобладают отдельные слова, реже — простые короткие предложения. С трудом формируется связь между словом, предметом и простейшим действием. Особенно слож­но усваиваются слова, обозначающие действие. Часто они заменя­ются словами, обозначающими предметы. Нередко отмечается недифференцированное употребление слов.



 

2.У всех детей с церебральным параличом в результате наруше­ния функций артикуляционного аппарата недостаточно развита прежде всего фонетическая сторона речи, стойко нарушено про­изношение звуков. На начальном этапе речевого развития многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них произносится иска­женно либо заменяется близкими по артикуляции, что приводит к общей невнятности речи. Для многих детей с церебральным пара­личом характерно атипичное (патологическое) усвоение фонем, не совпадающее с последовательностью их усвоения при нормаль­ном онтогенезе. Уже на ранних этапах овладения фонетическим строем речи могут появляться дефектные артикуляционные укла­ды, которые закрепляются в дальнейшем по мере формирования патологического речевого стереотипа.

При ДЦП у многих больных отмечаются нарушения фонема­тического восприятия, что вызывает трудности звукового анали­за. В тяжелых случаях дети не различают звуки на слух, не выделя­ют звуки в словах, не могут повторить слоговые ряды. В более лег­ких случаях отмечаются трудности звукового анализа слов лишь с дефектно произносимыми звуками.

В дошкольном возрасте многие дети общаются с окружающими с помощью простых коротких предложений из двух—трех слов. Даже имея достаточный уровень речевого развития, дети не реализуют своих возможностей в общении (на заданные вопросы часто дают стереотипные однословные ответы). У большинства детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются своеобразные наруше­ния лексического строя речи, обусловленные спецификой заболе­вания. Количественное ограничение словаря и медленное его фор­мирование при спонтанном развитии в значительной степени свя­заны с ограничением объема, несистематизированностью, неточ­ностью, а иногда и ошибочностью знаний и представлений об ок­ружающем. Дети обладают ограниченными лексическими возмож­ностями, не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений окружающего мира. Своеобразное формирование словарного запаса находит свое выражение в нарушении усвоения многих языковых категорий. Особен­но ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и ка­чества предметов. Дети испытывают трудности в понимании и упот­реблении предлогов, словосочетаний с предложными конструкци­ями, а также слов, обозначающих пространственно-временные от­ношения, абстрактные понятия. С трудом усваивают лексическое значение слова (при многозначности слова вычленяют в нем только конкретное значение, не понимая его контекстного смысла; пута­ют значения слов, совпадающих по звучанию).

Часто у детей с церебральным параличом отмечаются наруше­ния формирования грамматического строя речи, которые зачас­тую обусловлены лексическими расстройствами. Грамматические формы и категории усваиваются крайне медленно и с большим трудом, что во многом обусловлено ограничением речевого обще­ния, нарушением слухового восприятия, внимания, низкой рече­вой активностью и недоразвитием познавательной деятельности. Дети испытывают трудности при построении предложений, со­гласовании слов в предложении, употреблении правильных па­дежных окончаний. Нередко отмечаются нарушения порядка слов, пропуски слов, незаконченность предложений, многочисленные повторы одного и того же слова (тут, вот и др.). Даже к началу обучения в школе большинство детей с церебральным параличом практически не умеют пользоваться грамматическими средствами оформления предложений. У них отчетливо выявляется недоста­точная сформированность связной речи.

Возрастная динамика речевого развития детей с церебральным параличом во многом зависит от состояния интеллекта. Чем выше интеллект ребенка, тем более благоприятная динамика развития речи, лучше результаты логопедической работы.

 

3.У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия.

При сочетании дизартрического нарушения речи с недоразви­тием других компонентов речевой системы важно выделить не­сколько групп детей с дизартрией: с фонетическими нарушения­ми; с фонетико-фонематическим недоразвитием; с общим недо­развитием речи.

При тяжелом поражении центральной нервной сис­темы у детей отмечаетсяанартрия.

В зависимости от ведущего неврологического синдрома выделя­ют следующие формы дизартрии:

• спастико-паретическая (ведущий синдром — спастический парез),

• спастико-ригидная (ведущие синдромы — спастический па­рез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности),

• гиперкинетическая (ведущий синдром — гиперкинезы);

• атактическая (ведущий синдром — атаксия). Когда в структуру речевого дефекта включаются различные син­дромы, дизартрию характеризуют как смешанную. Это:

• спастико-атактическая дизартрия (ведущие синдромы — спа­стический парез и атаксия),

• спастико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез и гиперкинезы),

• спастико-атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — спастический парез, атаксия, гиперкинезы),

• атактико-гиперкинетическая дизартрия (ведущие синдромы — атаксия и гиперкинезы).

Спастико-паретическая дизартрия. При спастико-паретической дизартрии ведущим синдромом является спастический па­рез речевой мускулатуры (имеет место при спастической диплегии и гемипарезе). Это наиболее часто встречающаяся форма дизартрии.

Нарушение артикуляционной моторики может проявляться в виде изменения тонуса артикуляционных мышц по типу спастичности (повышение тонуса мышц языка, губ, лица). У некоторых детей отмечается смешанный характер. Объем артикуляционных движений мышц языка и губ ограничен в разной степени. В артикуляционной моторике проявление спастического пареза может быть различным:

невозможность или затруднение выполнения нужной артику­ляционной позы,

трудности удержания нужной артикуляционной позы,

невозможность быстрого переключения с одной позиции на другую,

увеличение латентного периода при включении в движение.

Почти у всех детей выражена гиперсаливация. Отмечается уси­ление глоточного и нёбного рефлексов. Часто имеют место синкинезии, наиболее характерной синкинезией является движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке приподнять кончик языка. У детей раннего возраста наблюдаются оральные синкинезии. В ряде случаев сохраняются рефлексы орального авто­матизма. Акт приема пищи замедлен, но координирован. Наруше­ны процессы жевания, откусывания, глотания.

Голос недостаточной силы и звонкости, истощаемы все пара­метры голосовых возможностей (слабый, истощающийся, глухова­тый, нередко назализованный). Речевой выдох истощаем, вдох не­глубокий. Снижена амплитуда голосовых модуляций; нет темпо-ритмических перебоев, необходимых для живой интонации. Отсутствие интонационного оформления несколько снижает разборчивость речи. Часто ребенок с помощью средств интонации не умеет выделять смысловые отрезки в целом высказывании. Темп речи замедлен.

В фонетическом отношении нарушено прежде всего произно­шение звуков, требующих наиболее точных дифференцированных движений языка. Звуки речи лишены четкого фонетического офор­мления; часто наблюдается легкая смазанность по всем группам звуков (больше в группе свистящих, шипящих и сонорных). Про­изношение губно-губных звуков нарушается при поражении кру­говой мышцы рта. Отмечается редуцированность (усредненность) гласных. Часто стерта разница между глухими и звонкими, твер­дыми и мягкими звуками. Иногда изолированно все звуки произ­носятся правильно (сохранны все фонемные признаки звуков), но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. В тяжелых случаях нарушается произношение всех звуков.

При стертой спастико-паретической дизартрии отмечаются не­значительные нарушения речевого дыхания, голоса, темпа речи, межзубный или боковой характер щелевых звуков (свистящих и шипящих).

В ряде случаев спастико-паретическая дизартрия осложняется нарушением кинестетического восприятия в речевых мышцах, т. е. артикуляционной апраксией.

Спастико-ригидная дизартрия. Спастико-ригидная дизартрия наблюдается при двойной гемиплегии. Ведущим синдромом явля­ется спастический парез речевой мускулатуры и нарушения тони­ческого управления речевой деятельностью по типу экстрапира­мидного расстройства (ригидности).

Процесс речепроизводства нарушен из-за максимального на­рушения тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Не бы­вает длительного фона покоя в речевой мускулатуре, повышен порог чувствительности к разного рода раздражителям. Резко повышен тонус мышц верхнего плечевого пояса, мышц шеи, что сказыва­ется на фонаторных усилиях.

У детей отмечаются выраженные расстройства акта приема пищи (жевания, глотания). Нарушена координация между жеванием, глотанием и дыханием. Жевание большей частью заменяется соса­нием или присасыванием. Глотание происходит с паузами, перед глотанием дыхание останавливается. Параллельно наблюдаются синкинезии (опускается голова, пронируются плечи). Часто зат­руднено откусывание от куска, питье из чашки.

Нарушения артикуляционной моторики при спастико-ригидной дизартрии имеют следующие особенности:

включение в артикуляционное движение происходит с удли­ненным латентным периодом (до нескольких минут),

при включении в артикуляционное движение происходит рез­кое повышение тонуса во всей скелетной и речевой мускулатуре,

язык напряжен, отодвинут назад, чуть приподнят к нёбу, не всегда его удается пассивно вывести из полости рта. Объем артику­ляционных движений языка и губ строго ограничен,

недифференцированность губных и язычных движений (смешан­ная губно-язычная артикуляция),

мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное).

Голос глухой, тихий, сдавленный, напряженный, почти немо­дулированный. Тембр бедный. Темп речи чуть убыстренный, речь отрывистая.

Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фоне­тического оформления. Нарушено произношение всех гласных и согласных звуков (слабость дифференциации губных, призубных, твердых и мягких звуков).

Гиперкинетическая дизартрия. Гиперкинетическая дизартрия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Ведущим синд­ромом являются гиперкинезы мышц языка и лица, которые на­блюдаются на фоне дистонии, реже гипотонии. Объем артикуляционных движений при данной форме может быть достаточным.

Особые трудности ребенок испытывает в удержании и ощущении артикуляционных поз. Вследствие этого характерно отсутствие ста­бильных и однотипных нарушений звукопроизношения (искаже­ния, замены и смешения звуков непостоянны). Множественные искажения звуков отмечаются в группе щелевых и соноров. Харак­терна большая сложность в автоматизации звуков. Часто отмечают­ся различные фонематические нарушения. Разборчивость речи сни­жена (речь невнятная, порой малопонятная для окружающих). При гиперкинетической дизартрии акт приема пищи нарушен: процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы. Слюнотече­ния при чистом гиперкинетическом синдроме обычно не наблю­дается.

Выражены тяжелые нарушения дыхания, голосообразования и просодики. Голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте и силе. Модуляции возможны только в ограниченных пределах.

Атактическая дизартрия. Атактическая дизартрия наблюда­ется при атонически-астатической форме ДЦП. В чистом виде встре­чается редко. Чаще всего это сопутствующий синдром на фоне спа­стического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия.

Атаксия проявляется в гиперметрических, асинергических на­рушениях артикуляционных движений и в скандированности рит­ма речи. Гиперметрия — это несоразмерность, неточность произ­вольных артикуляционных усилий, когда нужное движение реали­зуется более размашистым движением, чем это необходимо. Со­кращение мышц не соответствует требуемому. Ребенок не может точно выполнить артикуляционное действие; он теряет его траек­торию, амплитуду (амплитуда увеличивается), скорость размаха, точность попадания в место смыкания. Так, раскрытие рта у детей во время речи, губные и язычные движения при произнесении смычных звуков утрированы, сама смычка замедлена. Выражена асинергия — асинхронность дыхательной, артикуляционной и фонаторной мускулатуры. Ритм речи всегда скандированный. Темп замедленный. Модуляций голоса почти нет. Интонация практичес­ки отсутствует.

При тяжелых поражениях центральной нервной системы на­блюдается анартрия.

По тяжести проявлений анартрия может быть различной:

1) полное отсутствие речи и голоса; 2) наличие только голосо­вых реакций; 3) наличие звуко-слоговой активности (И.И.Панченко, 1979).

Гораздо реже, чем дизартрия, у детей с церебральным парали­чом встречается алалия.При ДЦП алалия чаще всего сочетается с дизартрией.

Моторная алалия чаще всего встречается у детей со спастической диплегией и правосторонним гемипарезом. Ребе­нок испытывает затруднения в построении фраз, искажает сло­говую структуру слов (переставляет и пропускает звуки и слоги). Отмечается бедность активного словаря (особенно предикатив­ного), аграмматизмы. В отличие от дизартрии артикуляционные возможности для правильного произношения большинства зву­ков сохранны. Обычно ребенок может выполнить артикуляцион­ные движения на неречевом уровне, но затрудняется реализовать эти возможности в речи (на речевом знаковом уровне). Часто при моторной алалии наблюдается недостаточность артикуляционно­го праксиса.

Сенсорная алалия наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. При этом для детей характерны повышенная эмоциональная возбудимость, дви­гательное беспокойство, неустойчивость слухового внимания. Из­вестно, что при гиперкинетической форме ДЦП также часто встре­чаются нарушения слуха. Очень важно правильно дифференциро­вать сенсорную алалию и нарушение речевого развития из-за на­рушения слуха, так как логопедическая работа будет определяться причиной, вызвавшей недоразвитие речи у ребенка с гиперкине­тической формой ДЦП.

Дети с церебральным параличом с трудом овладевают навы­ками чтения и письма. Нарушения письменной речи —дислек­сия и дисграфия обычно сочетаются с недоразвитием устной речи. При ДЦП трудности овладения навыками чтения и письма связаны также с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием оптико-пространственных представ­лений, фонематического восприятия, с нарушениями мелкой моторики.

При дислексии у детей с церебральным параличом наблюдают­ся своеобразные затруднения в усвоении навыка чтения: пропуски и перестановки букв, смешение сходных по начертанию букв (зв). Дети забывают, как читается та или иная буква, пропускают строчки. Длительное время они читают медленно, по слогам, час­то пытаются угадать слово. Даже в среднем школьном возрасте при чтении про себя дети часто не могут понять смысл прочитанного, так как иногда не узнают буквы и целые слова.

Одновременно с нарушениями чтения у детей, страдающих церебральным параличом, отмечаются трудности в овладении письмом. При дисграфии дети долго не запоминают начертания букв, нередко забывают их. Они заменяют буквы или их элементы другими по признаку графического сходства, искажают гра­фический образ букв (неправильно сочетают элементы в изобра­жении отдельных букв). Характерной особенностью нарушений письма при ДЦП является его зеркальность, особенно на начальных этапах обучения. Зеркальность письма наиболее часто наблюдается у детей с правосторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметрич­ные буквы изображают зеркально. В тех случаях, когда нарушения письма обусловлены недоразвитием фонематического слуха и дефектами произношения, в письменных работах встречаются такие ошибки, как замена фонем, близких по звучанию, про­пуск букв в слове, перестановка букв и слогов, недописывание окончаний в словах.

Нарушения чтения и письма носят стойкий характер и с возра­стом меняются не качественно, а количественно. Снижается число дислексических и дисграфических ошибок, но характер их сохра­няется.

У некоторых детей с церебральным параличом может отмечать­сязаикание. В возникновении заикания при ДЦП играют роль пси­хические травмы (испуг, различные волнения и переживания, из­менение привычного жизненного стереотипа, разлука с близкими и др.), ошибки воспитания, органические нарушения речедвигательной функции. Заикание может возникнуть у детей, имеющих такие особенности личностного развития, как повышенная рани­мость, глубокое переживание дефекта, страх общения с окружаю­щими. Особенностью заикания при церебральном параличе явля­ется преобладание клонико-тонических судорог в дыхательной и артикуляционной мускулатуре. Заикание обычно носит стойкий характер, сопровождается выраженными сомато-вегетативными расстройствами, усиливается в подростковом возрасте. У детей с ДЦП заикание чаще всего возникает на фоне гиперкинетической дизартрии. При этом у детей выражены насильственные движения в артикуляционных и скелетных мышцах. Для этих движений ха­рактерна стойкость проявлений, они трудно поддаются коррекционному воздействию.

Итак, для детей с церебральным параличом характерны раз­личные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержки доречевого и речевого раз­вития), так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (общего недоразвития речи). Характер нарушений речевого развития определяет задачи и методы логопедической работы.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!