Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Общая характеристика научного исследования



Жарикова, Л.И., Поротникова Е.В.

Научно-исследовательская работа студентов[Текст] :учебное пособие. – Барнаул: БГПК, 2013. – 80 с.

 

Учитывая современные требования к подготовке юристов, опираясь на опыт практической деятельности и имеющиеся разработки в сфере научно-исследовательской работы, автор предлагает курс «Научно-исследовательская работа студентов» для студентов отделения «Правоохранительная деятельность». В работе представлены основы методологии, методики и техники написания курсовой и дипломной работы, правила ее оформления. Пособие призвано помочь понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических колледжей и вузов.

 

 

  © Барнаульский государственный педагогический колледж, 2013 © Л.И. Жарикова, 2013 © Е. В. Поротникова, 2013  

 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………….  
  1. Общая характеристика исследования…………………......
Вопросы и задания для самоконтроля………………………...  
  1. Логическая структура курсовой работы по юриспруденции……………………………………………
Вопросы и задания для самоконтроля………………………...  
  1. Требования и правила оформления дипломной работы…
Вопросы и задания для самоконтроля………………………...  
     
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ:
  1. Примерная тематика дипломных работ………………….
  2. Образец оформления титульного листа………………….
  3. Пример оформления оглавления (содержания)…………..
  4. Пример оформления списка литературы…………………
  5. Пример оформления ссылки………………………………
 
 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Неумение студента писать научные труды, курсовую и дипломную работы не обязательно приводит к его неуспеваемости, и поэтому не всегда обращает на себя внимание преподавателя. Чаще оно бывает причиной того, что студенты учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. В ряде случаев студенты учатся этому стихийно, неуправляемо, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы написания научных работ у студентов старших курсов, а иногда используют примитивные методы, такие, как заказ работы в частных фирмах или самостоятельное скачивание подобных работ из Интернета. Написание научных работ – это трудоемкий процесс, который требует от студентов повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы. Если студент воспользовался одним из примитивных методов подготовки научных работ, то у него не вырабатываются умения и навыки научно-исследовательской работы, которые являются неотъемлемой частью личности современного специалиста.



Изменения, происходящие в российской системе образования, расширили возможности для проявления инициативы, свободного выбора и инноваций, основательно изменив цели, содержание и функции образования, раздвинули его границы.

В последние годы у образовательных учреждений появилась новая функция – поисково-исследовательская. Обновление содержания и методов обучения, умение вести научную исследовательскую работу официально закреплены в документах об образовательных учреждениях, в том числе в российском Законе «Об образовании» и в Примерном положении о средней общеобразовательной школе.

Это определяет необходимость овладения принципами и методами научного исследования не только учеными, но и широким кругом специалистов. Это позволит лучше осознать новые цели и задачи образования, освоить инновационные технологии, найти способы взаимосвязи научно-исследовательских методов.

В настоящее время для всех студентов университетов и колледжей необходимы знания методологии и методов научного исследования. Будущим специалистам необходимо будет вести наблюдение, составлять анкеты и проводить эксперименты, анализировать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовывать рекомендации. Исследовательские подходы и умения должны быть неотъемлемой частью их профессиональной подготовки.

Данное пособие предназначается студентам очного и заочного отделений Барнаульского государственного педагогического колледжа, обучающимся по специальности «Правоохранительная деятельность» для подготовки, написания и защиты научных работ.



Издание призвано помочь студентам в овладении системой знаний об особенностях организации и оформления научных работ, анализе и обработке результатов исследования, оценке выводов.

Теоретическими и практическими задачами пособия являются:

1. Ознакомление студентов с методологическими основаниями научной работы.

2. Формирование у студентов умений и навыков проведения, интерпретации и анализа эмпирических данных.

3. Организация помощи студентам при оформлении научных работ и при подготовке дипломной работы к публичной защите (выступление, наглядные материалы, ответы на замечания рецензента и пр.)

Таким образом, учебное пособие может использоваться при изучении теоретических курсов, для практических занятий по разным дисциплинам и для подготовки курсовых и дипломных работ.

Особенностями данного пособия являются его конкретное предназначение, изложение теоретических вопросов в сжатой и доступной форме, практическая направленность.

Учебное пособие целесообразно использовать при конспектировании лекций и подготовке к практическим занятиям. Особое внимание следует обратить на основные понятия, выделенные в начале каждой темы пособия. Они являются теоретической основой научно-исследовательской работы, и знание их обязательно.

Общая характеристика научного исследования

Основные понятия: методология, философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни методологического знания, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, объект и предмет исследования, проблема исследования, гипотеза.

 

Для успешной подготовки и написания научных работ студенту необходимо знать основные положения, характеризующие научные исследования, а также иметь представление о методологии и методике научной деятельности. Практика показывает, что часть трудностей обучения в колледже связана именно с незнанием этих вопросов, с отсутствием навыка в этой области.

В современной науке под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень – конкретно-научная методология, то есть совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, так, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Методология представляет собой непрерывно развивающуюся область науки, имеющую собственную проблематику.

Научное исследование предполагает разработку программы исследования, которая представляет собой специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного исследования.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела: теоретико-методологический и процедурно-методический. Первый включает нахождение максимально четкой формулировки темы исследования, фиксируемой в самом названии исследовательского проекта (курсовой работы); обоснование актуальности темы; описание проблемного поля и формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования; постановку целей и задач исследования; интерпретацию основных понятий (категориального аппарата), выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования; обоснование опытно-экспериментальной базы исследования; обозначение методик; отбор теоретических и практических методов исследования; подготовка инструментария получения информации; составление рабочего плана исследования.

Основными критериями качества научного исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Термин «актуальность» имеет позднелатинское происхождение: actualis – фактически существующий, настоящий, современный. Актуальность темы научного исследования обусловлена его важностью, значительностью для настоящего момента, современностью, злободневностью проблемы. Если проблема носит долговременный характер, то темы научного исследования могут повторяться. Например, законодательство и иные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность, кассационная коллегия, ее полномочия и многие другие проблемы требуют для своего решения учета разных факторов и не могут быть решены раз и навсегда. Однако, каждый исследователь, опираясь на свой индивидуальный опыт научно-практической деятельности, предлагает какое-то новое решение, новый подход, новые способы и средства решения проблемы. То есть, критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.

Можно выделить ряд актуальных проблем, которые мы можем отнести к долговременным:

- Адвокат, его правовой статус.

- Арбитражные заседатели. Порядок наделения полномочиями, круг их прав и обязанностей.

- Арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Порядок формирования.

- Военные суды в судебной системе Российской Федерации. Особенности задач военных судов, их полномочия.

- Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, его полномочия.

- Государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей и т.д.

Проблемы, не получившие глубокого внимания ученых, также требуют решения, но для неопытного исследователя могут возникнуть непреодолимые трудности в их изучении. При подготовке и написании научной работы в данном случае необходимой и своевременной окажется помощь научного руководителя и самостоятельная упорная работа над темой исследования.

В научной работе обоснование актуальностивключает указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития юридической теории и практики.

Научная новизна – еще один критерий качества научного исследования. От научной работы студента колледжа не требуется решения новой научной задачи или новых разработок, расширяющих существующие границы знаний в юриспруденции. Новизна научной работы может выражаться в углублении уже существующих идей, конкретизации, дополнительной аргументации, в новых идеях, выдвигаемых студентом.

С.Г. Селетков разработал критерии для выявления и определения новизны научного исследования. Мы попытались их адаптировать для исследователя, работающего над научной работой по юриспруденции.

1. Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования, с анализом его исторического развития. Распространенная ошибка исследователя заключается в том, что за новое выдается известное, но не оказавшееся в их поле зрения.

2. Рассмотрение существующих точек зрения, их критический анализ и сопоставление в свете новых задач часто приводят к новым или компромиссным решениям.

3. Представление в работе нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эмпирического исследования.

4. Детализация известного юридического процесса, явления. Подробный анализ выбранного объекта, приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Также он вычленяет и другие элементы новизны, которые могут быть представлены в научной работе:

· новый объект исследования, то есть задача поставлена и рассматривается впервые;

· новая постановка известных юридических проблем или задач (например, в новых условиях);

· новый метод решения юридической проблемы;

· новое применение известного решения или метода;

· новые результаты теории и эксперимента, их следствия;

· новые или усовершенствованные критерии, показатели;

· разработка оригинальных моделей различных процессов и явлений [].

Следующими критериями качества научного исследования являются его теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость научной работы обусловлена ее новизной и может заключаться в следующем:

· в постановке и решении важной для юриспруденции проблемы;

· в приращении теоретического знания в области исследования различных юридических процессов и явлений;

· в развитии теоретического уровня современных юридических исследований;

· в расширении основы для теоретического анализа комплекса юридических проблем;

· в получении новых эмпирических данных для развития юридических направлений и др.

Практическая значимость юридического исследования может состоять:

· в методологическом значении работы для юридических исследований;

· в возможности использования выводов юридического исследования в других учебных заведениях, другими специалистами;

· результаты исследования могут быть востребованы администрацией учреждения, на базе которого была подготовлена научная работа, и другими органами власти разных уровней, организациями гражданского общества;

· исследование позволит обогатить теоретическим и эмпирическим материалом учебные курсы по юриспруденции для студентов вузов и колледжей др.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, от времени появления нового научного знания.

Таким образом, научная работа по юриспруденции – это научное исследование, целью которого является изучение конкретного процесса или явления. Оно должно осуществляться индивидуально и соответствовать названным критериям.

При подготовке и написании научной работы желательно выполнять определенную последовательность действий, при соблюдении которой научная деятельность студента будет более эффективной.

На подготовительном этапе происходит определение методологических основ проблемы исследования, подготовка к организационному этапу.

Любое исследование начинается с постановки проблемы. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. В научной работе проблема – это задача, которую должен решить исследователь. Проблема может быть описана как противоречие между тем, что уже есть в юридической практике и тем, чего нужно достичь. Также проблема может быть выражена в форме вопроса.

Студент вместе с научным руководителем определяют тематическое поле, которое вызывает интерес исследователя и является перспективным по мнению руководителя. На основе изучения литературы происходит предварительный выбор темы исследования, которая может корректироваться в процессе написания работы по согласованию с научным руководителем.

Формулируя тему исследования необходимо помнить, что в ней должна просматриваться проблемная ситуация. В своей работе студент не просто описывает какой-то объект, а ведет исследовательский поиск. Примерную тематику курсовых и дипломных работ по юриспруденции (см. в приложении 1).

Далее определяется объект и предмет исследования. Объектом исследования в широком смысле выступает носитель той или иной проблемы. Им могут быть процесс или какое-либо явление, содержащие в себе противоречие. Объект – это то, на что направлен процесс познания. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Предмет включает те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследовательскую проблему и подлежат изучению. Предмет исследования предстает как концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования и по смыслу тождественен теме исследования.

Для уточнения темы исследования, формулирования цели, задач и гипотезы исследования, выбора наиболее эффективных методов исследования и конкретной эмпирической базы, студенту необходимо провести анализ специальной философской, юридической, нормативной, методической литературы по теме исследования, осуществить интерпретацию основных понятий. На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации.

Результатом работы с литературой может быть конспекты основных трудов по теме исследования, система карточек, на которых указаны полные выходные данные издания, цитата из текста и указание страницы, и другие формы.

Цель работы – это предполагаемый результат проведенного исследования. Если работа больше теоретическая, то ее цель – изучить тему, если прикладная – разработать какие-то практические рекомендации. Зачастую эта цель комплексная, так как научная работа по юриспруденции должна включать изучение и анализ научной, нормативной, учебно-методической литературы и периодических изданий по теме исследования и проведение самостоятельного исследования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи. Под задачами исследования подразумевается тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.

Проверить необходимость и достаточность задач психолого-педагогического исследования можно, сравнив их с названием глав и параграфов работы, так как каждый параграф решает одну из задач исследования.

Выбор методов – это одна из важных составляющих подготовительного этапа научного исследования. Он напрямую зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования.

Второй этаписследования можно назвать организационным или эмпирическим. Содержанием этого этапа является разработка плана работы по теме исследования; выбор методики анализа результатов исследования; анализ полученных данных, подведение итогов.

На заключительном этапе происходит завершение исследования: написание и оформление текста, составление и оформление библиографического списка, приложений, оглавления и титульного листа. Правила оформления научной работы представлены в пятом разделе.

Работа студента над методологическим аппаратом исследования позволяет получить в итоге обоснованные и конкретные рекомендации, расширяет кругозор, позволяет повысить эффективность обучения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что является главной целью методологии как отрасли научного знания?

2. Как называется тот структурный уровень науки, на котором знания являются результатом непосредственного контакта с «живой» реальностью в наблюдении или эксперименте?

3. Как называются научные теории, которые оперируют наиболее абстрактными идеальными объектами?

4. Выберите тему для курсовой (дипломной) работы. Опишите ее актуальность, предполагаемую научную новизну, теоретическую и практическую значимость.

5. Определите и опишите методологический аппарат по теме вашего исследования.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!