Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Периодизация истории поэтики



Результатом более чем вековых методологических поисков стала выработанная на сегодняшний день периодизация исто­рии поэтики — выявление больших стадий или исторических типов художественных целостностей. А.Н.Веселовский вы­делял две такие стадии, называя их эпохами синкретизма и личного творчества. На несколько иных основаниях две ста­дии выделяет и Ю.М.Лотман, именуя их «эстетикой тожде­ства» и «эстетикой противопоставления»2. Однако большин­ством ученых принята трехчастная периодизация.

То, что А.Н.Веселовский называл эпохой личного творче­ства, само распадается на два больших периода, различия между которыми столь же принципиальны, как несходство каждого из них с предшествующей стадией. Первый из пери­одов «личного творчества», охватывающий, по Э.Р.Курциу-су, «двадцать шесть веков европейской литературы от Гомера до Гёте», характеризуется единством художественных прин­ципов, обусловленных культурой риторики с ее поэтикой то-посов — «общих мест»3. С XVIII в. начинается, по Э.Р.Кур-циусу, новая стадия в истории поэтики, связанная с преодо­лением риторической культуры4 (на XVIII в. как на границу традиционалистской поэтики, при которой «литературное произведение строится на готовом жанровом и сюжетном ма­териале», указывала еще раньше О.М.Фрейденберг5).

1 Бахтин М.М. ЭСТ. — С. 373.

2 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.

3 Curtius E.R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. —
10. Aufl. — Bern; Miinchen, 1954. — S. 22.

4 Op. cit. — S. 89.

5 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — Л., 1936. — С. 252,
323.


После Э.Р.Курциуса выделение именно трех стадий в ис­тории поэтики становится традицией, хотя единая термино­логия не выработана до сих пор. Первая стадия, именуемая разными исследователями эпохой синкретизма (этим терми­ном мы будем пользоваться и в дальнейшем), фольклора, до-рефлексивного традиционализма, архаической, мифопоэтиче-ской, охватывает трудноисчислимые временные границы — от предыскусства до Античности. Вторая стадия — мы будем называть ее эйдетической поэтикой (другие ее именования — эпоха поэзии, рефлексивного традиционализма, традициона­листская, нормативная, риторическая) — начинается в VII — VI вв. до н.э. в Греции и в первые века новой эры на Востоке и длится до середины XVIII в. в Европе и до начала XX в. на Востоке. Третья — в принятой нами терминологии поэтика художественной модальности (иные ее названия — эпоха прозы, неканоническая, нетрадиционалистская, историческая, индивидуально-творческая) — начинает складываться с сере­дины XVIII в. в Европе и с начала XX в. на Востоке и длится по сегодняшний день1.



Предпочтенные нами обозначения стадий в истории поэти­ки, хотя они не общеприняты, отличаются концентрацией общего принципа поэтики каждой из стадий. Более подроб­ная характеристика стадий развития поэтики составит содер­жание нашего курса. Здесь же заметим, что «большое вре­мя», в котором историческая поэтика рассматривает литера­туру, дает совершенно новое ее видение и понимание.

1 О периодизации в исторической поэтике см.: А в е р и н ц е в С. С. Древне­греческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой лите­ратуры. — М., 1981; А в е р и н ц е в С.С., А н д р е е в М.Л., Г а с п а р о в М.Л., Г р и н ц е р П. А., М и х а й л о в А. В. Категории поэтики в смене эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного со­знания. — М., 1994 (далее при ссылках на это издание — ИП ЛЭТХС). Иные наименования и трактовки стадий поэтики см.: Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. — М., 1962—1965.

 


Раздел первый

ПОЭТИКА ЭПОХИ СИНКРЕТИЗМА

Глава 1

СИНКРЕТИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП

Понятие синкретизма

Первую стадию в истории поэтики А. Н. Веселовский назы­вал эпохой синкретизма (от греческого слова, обозначающего неразличение). Этот термин представляется более удачным, чем те, которые были предложены позже, ибо он охватывает порождающий принцип мировидения и сознания (в том числе эстетического) огромной по своей протяженности эпохи — от палеолита до VII — VI вв. до н.э. в Греции и первых веков новой эры на Востоке.



Принцип синкретизма А.Н.Веселовский сформулировал, опираясь на современную ему этнографию, исследования в области мифологии и обрядности, широко используя данные фольклористики и психологии. Последующее развитие науки подтвердило, что самым элементарным и в то же время са­мым фундаментальным отличием архаического сознания от современного является его нерасчлененно-слитная природа, или синкретизм. Он пронизывает всю древнюю культуру, на­чиная с непосредственных чувственных восприятий ее носи­телей до их идеологических построений — мифов, религии, искусства. Архаический человек синкретически воспринима­ет данные разных органов чувств (в русских деревнях, напри­мер, до сих пор могут сказать: «Идем смотреть грома»), себя и природу, «я» и «другого», слово и обозначаемый им пред­мет, ритуальное и бытовое действа, искусство и жизнь.

Синкретизм, по А. Н.Веселовскому, есть выражение свой­ственного архаическому сознанию целостного взгляда на мир, еще не осложненного отвлеченным, дифференцирующим и реф­лексивным мышлением. В таком сознании сами идеи тожде-


ства и различия еще не оформились в своей раздельности, а потому они не накладываются на воспринимаемые явления. Тут «дело идет не об отождествлении человеческой жизни с природною и не о сравнении, предполагающем сознание раз­дельности сравниваемых предметов»1, а именно о синкретиз­ме, нерасчлененно-слитном восприятии их, предполагающем «не смешение, а отсутствие различий»2. «Когда в былое время, — пишет ученый, — создавались эпитеты: ясен сокол и ясен ме­сяц, — их тождество исходило не из сознательного поэтическо­го искания соответствия между чувственными впечатлениями, между человеком и природой, а из физиологической неразбор­чивости нашей, тем более первобытной психики»3.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2017 год. Все права принадлежат их авторам!